история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ»
Волжский автомобильный завод был создан в 60-х годах прошлого столетия. Это производство было на то время просто необходимо. Правительство с его строительством стремилось удовлетворить потребность советских граждан в персональном авто. ВАЗ изначально планировался как наиболее крупное производство машиностроительной отрасли СССР. За годы своей работы легендарное предприятие знало взлеты и падения. Его легковушки до сих пор встречаются в большом количестве на дорогах нашей страны.
Разработаны также новые модели ВАЗ. История автогиганта богата событиями и интересна для каждого автолюбителя. Ведь по мощи этому производству не было равных на всей территории Советского Союза.
Создание производства
История создания автогиганта начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 году было принято решение построить машиностроительное производство в г. Тольятти. «АвтоВАЗ» создавался очень быстро.
Оборудование, принимающее участие в технологических циклах, производилось на заводах не только СССР и дружественных ему стран, но и предприятиях Европы и США.
В августе 1966 года руководство страны заключило договор с итальянским «Фиатом». Этот концерн помогал возводить в г. Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в строительном процессе, но и обучали технологии выполнения технологического цикла персонал.
На этом этапе известна небольшая казусная ситуация. В эмблеме, придуманной советскими художниками, была допущена ошибка. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «R». Брак быстро устранили.
Интересные факты
История создания ВАЗ была бы неполной, если бы не было рассмотрено несколько интересных фактов. В период переговоров с представителями итальянской компартии советское руководство разрабатывало план строительства огромного машиностроительного предприятия в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.
Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генсека коммунистической партии Италии П. Тольятти. Его постигла скоропостижная кончина во время посещения его делегации пионерского лагеря «Артека». В этот период советские руководители обговаривали со своими партнерами детали предстоящего совместного предприятия.
Чтобы почтить память генерального секретаря в его честь был назван город, где был возведен первый завод «АвтоВАЗа».
Начало работы
С 1970 года начинается работа знаменитого ВАЗ. Волжский автомобильный завод возводился ударными темпами, поэтому первая партия «Копеек» появилась на свет очень скоро. Это легендарная модель ВАЗ-2101. Она была произведена в количестве 6 штук. Этой машине было присвоено название «Жигули». За первый год работы предприятия было создано 100 тыс. машин, которые распределялись между работниками советских предприятий как поощрения за ударный труд.
Спрос на «Жигули» ограничивался только производственными возможностями ВАЗ. История развития говорит также об экспортном направлении реализации продукции автогиганта. Только для поставок заграницу название «Жигули» поменяли на Lada. Первоя наименование на французском языке звучало, как «жигало», то есть мужчина, танцующий за деньги.
Разработка моделей
После начала производства в Тольятти «АвтоВАЗ» появились новые модели. На мировой рынок вышли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это были модификации уже полюбившейся всем «Копейки».
С 1966 по 1991 год производственные мощности были сконцентрированы на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АвтоВАЗа» Поляков В. Н. (фото представлено далее) и весь трудовой коллектив завода адаптировали первую модель автомобилей под условия отечественных дорог.
«Копейка» была создана по прототипу седана Fiat 124. Только у нее конструкторы увеличили клиренс до 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» же считалась на то время «люксовой» моделью. Ее отличал от «Копейки» дизайн. «Тройка» обладала 4 фарами, улучшенный вид приборной панели, а также хромированные элементы.
«Классические» модели
В следующие годы было разработано еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История выделяет их как самые покупаемые автомобили. К ним относятся ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но наиболее популярной стала именно «Шестерка». За 30 лет ее серийного производства (начиная с 1976 года) было распродано более 4,3 млн автомобилей этой марки.
«Четверка» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнерами были разработаны модная на то время прямоугольная форма фар. Салон каждой последующей модели переделывался и модернизировался.
Улучшения проводились и в области двигателя. Все «классические» модели хорошо продавались. И ныне можно встретить представителей этого поколения легковушек на наших дорогах.
Последующая модернизация
Последующие модели «АвтоВАЗа» разрабатывались в 80-х годах прошлого столетия. Первым представителем этого поколения легковушек стал «Спутник». В народе его сразу же стали называть «Восьмеркой». В индексе эта машина имела соответствующую цифру. ВАЗ-2108 наделялся клиновидной формой передка. За это его также окрестили «Зубилом».
Эта модель обладала улучшенной коробкой передач и обновленным двигателем. Все внутренние компоненты «Восьмерки» компания создала совместно с Porsche. Главный директор «АвтоВАЗа» Исаков В. И. поручил разработку дизайна отечественным художникам. Через некоторое время в продажу поступили пятидверные «Восьмерки» с кузовом типа седан и хэтчбек.
Конец 80-х годов ознаменовался выходом в свет малолитражки под названием «Ока». Прототипом этого авто стал Daihatsu Cuore.
Распад СССР
Кризис коснулся практически всех предприятий. Не исключением стал и ВАЗ. История этого предприятия знала длительный кризис. Причиной тому стало множество внутренних и внешних причин.
В первую очередь, «АвтоВАЗ» столкнулся с таким понятием, как конкуренция. В те годы рынок наводнили импортные подержанные автомобили. Отечественные легковушки на их фоне не выдерживали никакой критики. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно уменьшился.
В 90-х годах автомобили «АвтоВАЗа» стали производиться гораздо меньшими объемами. В это время сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные дотации и повышение таможенных пошлин на зарубежные автомобили, спрос катастрофически падал.
Работа в кризисный период
ОАО «АвтоВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидела одна из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» представляла собой улучшенную версию «Восьмерки». Эта модель седана обладала более совершенным дизайном салона и оригинальной формой кузова.
В последующие десять лет производство не знало существенных изменений. Только в 2003 году в серийное производство поступила Chevrolet Niva (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.
Существует интересное утверждение главного конструктора «Нивы» Прусова П. М. о присвоении названия этой модели. Он говорил, что это аббревиатура из первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «GM-АвтоВАЗ» (Вадим, Андрей).
Инвестиции в производство
ОАО «АвтоВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого было недостаточно, чтобы пробудить предприятие из долгого кризисного состояния. Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были зафиксированы случаи хищения имущества в очень крупных масштабах. Эти суммы равнялись годовой выручке от реализации компании. Поэтому все эти события не способствовали выходу из убыточного состояния.
В 2009 году снижение выручки от реализации достигло рекордного уровня 39%, сравнительно с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала за всю свою историю. Чтобы предприятие не прекратило свою работу, требовались кардинальные меры. Для этого в активы вливались огромные инвестиции.
В июле 2009 года уставный капитал предприятия увеличился на 240 млн. евро. При этом компания Renault-Nissan владела 25% акций, а «Ростехнология» — 44%. На должность главного дизайнера был назначен Стив Маттин. Он ранее занимал аналогичную должность в концернах Мерседес, Вольво. С этого времени начался период возрождения.
Музей «АвтоВАЗа»
Несомненно, история «АвтоВАЗа» богата событиями. Его продукция стала настоящим символом той эпохи. Неудивительно, что существует музей «АвтоВАЗа». Он находится в г. Тольятти. Это учреждение посвящается известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Лада». Ведь именно он стал известен всему миру, как машина, сделанная в нашей стране.
Здесь представлено множество значимых для автогиганта экспонатов. Здесь можно встретить и первые модели, выпущенные после развала СССР, и самые давние экземпляры. Некоторые из представленных на экспозиции авто сейчас уже не встретить на дорогах. Их не только не выпускают уже много лет, но и полностью изъяли из эксплуатации.
Музей «АвтоВАЗа» готов продемонстрировать своим посетителям первую «Копейку» вишневого цвета, которая была продана через сеть реализации. Ее владелец эксплуатировал свое авто более 19 лет. В 2000 году он подарил его музею. За это «АвтоВАЗ» презентовал меценату новую машину, только что сошедшую с конвейера завода. Это крупнейшее производство легковых автомобилей заслуживает славы и признания.
Предприятие сегодня
После выхода из затяжного, глубочайшего кризиса ВАЗ, история которого испещрена самыми разными событиями, снова наращивает производство. Еще в 2004 году свет увидели универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся неустанные разработки нового дизайна и составных компонентов «Лады».
В 2007 году была выпущена новая модель под названием «Приора». Спрос в это время все еще падал. Чтобы его стимулировать, была разработана более дешевая версия «Калины». Ее назвали «Гранта». Это время знаменуется для «АвтоВАЗа» выходом из кризисного состояния. Наращиваются производственные мощности.
В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была разработана «Лада» модели «Ларгус». Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход, новые, неординарные идеи и достаточное инвестирование. При правильном подходе эта компания снова сможет приносить государству огромную прибыль. Для этого у современного «АвтоВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть свое звание легендарного предприятия отечественного и мирового машиностроения.
1966 год20 июля ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято решение о строительстве нового завода по производству малолитражных легковых автомобилей в городе Тольятти. 15 августа был подписан контракт с итальянским автомобильным концерном Fiat по созданию автозавода с полным производственным циклом. По этому контракту на концерн Fiat возлагалось техническое оснащение завода и обучение специалистов. 8 сентября заместитель министра автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляков назначен генеральным директором будущего автозавода. | ||||
1967 год14 января началось строительство Волжского автомобильного завода. | ||||
1968 годВ 1968 году на завод начало проступать технологическое оборудование. 1 января прибыло импортное оборудование с деталями толкающего конвейера. А в июле на площадку КВЦ прибыли фрезерные станки от Горьковского машиностроительного завода, шлифовальные станки из Москвы, сверлильные станки – из Стерлитамака, прессы – из Таганрога. 31 июля начался монтаж оборудования в производственных корпусах. 16 августа был объявлен всесоюзный конкурс на лучшее название нового советского автомобиля, а 1 ноября подведены промежуточные итоги, из 100 вариантов лидирует название — «Жигули». | ||||
1969 год9 августа вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Волжский автостроитель». Газета была создана с целью освещения строительства нового завода по производству автомобилей.21 июня начался монтаж подвесного толкающего конвейера в главном корпусе. Собрано двадцать первых метров конвейера. 16 сентября В Тольятти создано постоянное представительство фирмы Fiat для решения вопросов по строительству Волжского автозавода. В конце года Государственная комиссия подписала акт о приеме в постоянную эксплуатацию корпуса вспомогательных цехов. | ||||
1970 годВ январе выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков. 15 апреля Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 19 апреля с главного конвейера автозавода сошли первые шесть пилотных автомобилей ВАЗ-2101: два синих и четыре вишневых. В июне на главном конвейере ВАЗа было собрано 302 автомобиля «Жигули». 18 августа Волжский автозавод начал реализацию первых автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть Куйбышевской области, с 9 октября автомобили стали поступать в Московскую область. | ||||
1971 год20 января 1971 года автомобиль «Жигули» был впервые выставлен на международном автомобильном салоне в городе Брюссель (Бельгия). 21 февраля первая партия автомобилей «Жигули» отправлена на экспорт в Югославию. 27 апреля с главного конвейера сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102. 16 июля с главного конвейера в 11 часов 50 минут сошел 100-тысячный автомобиль «Жигули» светло-палевого цвета. В декабре в экспериментальном цехе собран первый в истории автозавода опытный образец переднеприводной малолитражки Э1101 собственной разработки. | ||||
1972 год1 сентября с третьей нитки главного конвейера в процессе отладки под нагрузкой сошли первые автомобили ВАЗ-2103В. За сутки было собрано 20 малолитражек новой модели с внутренней обивкой и щитком приборов от модели ВАЗ-2101. Собранные машины были отправлены на участок дефектации и доукомплектования. 13 декабря с главного конвейера завода в 22 часа 20 минут сошел 500-тысячный автомобиль «Жигули». Машина была окрашена в цвет «морская волна». | ||||
1973 год18 октября 1973 года Коллегия Комитета Госстандартов СССР утвердила акт о присвоении государственного Знака качества автомобилю ВАЗ-2101. 21 декабря на главном конвейере ВАЗа собран миллионный автомобиль (модель ВАЗ-2103). | ||||
1974 годВ мае 1974 года начался выпуск автомобилей «Жигули» с правым расположением рулевого управления для потребителей Англии и стран Европы. 23 июля на главном конвейере автозавода началась экспериментальная сборка ВАЗ-21011. В октябре завод вышел на проектную мощность – 2230 автомобилей в сутки, каждые 22 секунды – автомобиль. | ||||
1975 год9 июля 1975 года с главного конвейера завода сошел 2-миллионный автомобиль – машина ультрамаринового цвета (модель ВАЗ-21011). | ||||
1976 годВ феврале 1976 года изготовлена первая опытно-промышленная партия автомобилей ВАЗ-2121 «Нива» в количестве 50 штук. 21 февраля на третьей линии главного конвейера начался выпуск автомобиля ВАЗ-2106. 28 декабря на главном конвейере собран 3-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2106. | ||||
1977 год5 апреля в корпусе 062 СКП собран первый автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». В сентябре Золотая медаль Лейпцигской Международной ярмарки (ГДР) присуждена автомобилю ВАЗ-2106. | ||||
1978 годВ 1978 году образован первый профессиональный творческий коллектив автомотокаскадёров в СССР «Автородео-ВАЗ». Команда каскадеров выступала только на «Жигулях», рекламируя продукцию «АвтоВАЗ». 3 июня на Волжском автомобильном заводе собран 4-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2106. 1 ноября автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» удостоен высшей награды – золотой медали Международной торгово-промышленной ярмарки в чехословацком городе Брно. | ||||
1979 год26 октября на главном конвейере собран 5-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2101. 28 декабря автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» удостоен Государственного Знака качества. | ||||
1980 годВ 1980 году начали производство модели ВАЗ-2105 на главном конвейере завода. Модель стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики» заднеприводных автомобилей. 7 апреля выпущен 100-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». | ||||
1981 год20 марта собран 6-миллионный автомобиль «Жигули» (модель ВАЗ-2105). С 3 по 10 сентября в Болгарии прошла Пловдивская Международная ярмарка. Золотая медаль присуждена автомобилю ВАЗ-2105. | ||||
1982 год11 марта года состоялся старт производства серийного автомобиля ВАЗ-2107. 13 августа с главного конвейера ПО «АвтоВАЗ» сошел 7-миллионный автомобиль «Жигули» (модель 16 сентября на «малом» конвейере в корпусе 062 СКП «АвтоВАЗа» собран 250-тысячный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». | ||||
1983 годВ 1983 году государственная аттестационная комиссия присвоила государственный Знак качества автомобилям ВАЗ-2105. С 3 по 10 сентября в Болгарии прошла Пловдивская Международная ярмарка. Золотая медаль присуждена автомобилю ВАЗ-2107. | ||||
1984 год3 января собран 8-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2107. 27 декабря принят в эксплуатацию новый комплекс по производству переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108. | ||||
1985 год20 января «АвтоВАЗ» присуждена медаль Польской внешнеторговой палаты за поставки в срок и с высоким качеством автомобилей Lada. 24 мая на главном конвейере производственного объединения «АвтоВАЗ» собран 9-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2108. | ||||
1986 годВ 1986 году автомобилю ВАЗ-2108 присуждена золотая медаль 58-ой Познаньской Международной ярмарки, а также золотая медаль Пловдивской Международной ярмарки. 4 сентября принято правительственное решение о создании в производственном объединении «АвтоВАЗ» отраслевого научно-технического центра по легковому автомобилестроению. 9 октября на главном конвейере «АвтоВАЗ» собран 10-миллионный автомобиль (переднеприводная модель ВАЗ-2108). | ||||
1987 годВ 1987 году начало производства переднеприводных автомобилей ВАЗ-2109. 20 октября «АвтоВАЗ» экспонирует на ВДНХ СССР роторно-поршневой двигатель мощностью 210 л. | ||||
1988 год23 февраля собран 11-миллионный автомобиль – модель ВАЗ-2109. В ноябре собран первый автомобиль ВАЗ-1111 «Ока». | ||||
1989 год6 июля года собран 12-миллионный автомобиль (модель ВАЗ-2109 с правым расположением руля). | ||||
1990 годВ 1990 году состоялся запуск производства ВАЗ-21099. В апреле создана Компания телерадиовещания и печати производственного объединения «АвтоВАЗ». 12 ноября собран 13-миллионный автомобиль (модель ВАЗ-21099). 25 июня производственному объединению «АвтоВАЗ» вручен приз «Престиж» (Испания) за успехи во внешнеторговой деятельности. | ||||
1991 годВ августе на базе НТЦ создан СПАР – предприятие по специальной подготовке автомобильной техники. 14 ноября начато промышленное производство автомобиля ВАЗ-21219 «Нива» с двигателем 1,7 литра. | ||||
1992 год17 марта на совместном заседании СТК «АвтоВАЗа» и профкома производственного объединения «АвтоВАЗ» рассмотрен проект предложений коллектива автозавода о преобразовании «АвтоВАЗа» в акционерное общество. 20 апреля собран 14-миллионный автомобиль. Юбилейной стала модель ВАЗ-21099 в цвете «валюта». В июне сенсацией международного «Автосалона – 92» стал микромобиль «Гном», представленный НТЦ «АвтоВАЗа». В декабре в продаже появился новый полноприводный грузовой автомобиль «Бизон» с высоким уровнем проходимости. | ||||
1993 год5 января на основе предприятий, входящих в Волжское объединение по производству легковых автомобилей (производственное объединение «АвтоВАЗ»), учреждено акционерное общество открытого типа — АО «АВТОВАЗ». В июне начато производство бронированного автомобиля ВАЗ-2121 для обслуживания банков. В сентябре «АВТОВАЗ» приступил к выпуску и распространению собственных облигаций. 20 сентября издан приказ о приеме в эксплуатацию Центра кабельного телевидения «АВТОВАЗа». 11 октября вышел приказ «О начале промышленного производства автомобилей, оснащенных системой 21 октября собран 15-миллионный автомобиль (модель ВАЗ-21093). Обновление логотипа – появилась традиционная ладья, окруженная эллипсом, который символизирует единство предприятий, входящих в группу «АВТОВАЗ» (включая дочерние компании). | ||||
1994 годВ апреле на основании проекта Валерия Сёмушкина в Управлении главного конструктора АО «АВТОВАЗ» был окончательно разработан и утвержден демонстрационный макет экстерьера ВАЗ-2123. 19 апреля Подписан приказ о снятии с производства двигателей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011. 27 апреля собраны первые автомобили, оснащенные отечественной системой электронного управления работой двигателя. 23 июня состоялось первое собрание акционеров АО «АВТОВАЗ». В октябре был подписан приказ «О подготовке производства автомобилей ВАЗ-2113, 2114, 2115 по проекту «Самара-2». С 6 по 16 октября на Парижском автосалоне «АВТОВАЗ» представил свое «десятое» семейство — автомобили Лада-110, Лада-111 и Лада-112. Также были показаны электромобили на базе «Оки» и «Эльфа» — открытый пляжно-городской микроавтомобиль, разработанный молодыми конструкторами и дизайнерами НТЦ. | ||||
1995 год27 июня на третьей нитке главного конвейера началась сборка автомобилей ВАЗ-2110. 1 августа был собран 16-миллионный автомобиль, которым стала модель ВАЗ-21093. 12 ноября АО «АВТОВАЗ», финская фирма «Валмет» и всероссийский автомобильный альянс подписали соглашение о сотрудничестве в изготовлении автомобилей «ЕвроСамара» на фирме «Валмет». | ||||
1996 год26 января в связи с Указом Президента РФ о назначении В.В. Каданникова первым заместителем председателя правительства РФ, он был освобожден от должности президента–генерального директора «АВТОВАЗа». Президентом–генеральным директором АО «АВТОВАЗ» назначен А.В. Николаев. 8 июля состоялся первый Всероссийский автосалон в экспериментально-выставочном комплексе «Экспо-Лада». Мероприятие было посвящено 30-летию АО «АВТОВАЗ» и 100-летию российского автомобилестроения. 9 августа на главном конвейере АО «АВТОВАЗ» началась сборка автомобиля ВАЗ-2111. | ||||
1997 годВ 1997 году в опытно-промышленном производстве дирекции по техническому развитию АО «АВТОВАЗ» началась мелкосерийная сборка седанов ВАЗ-2115. 11 февраля на главном конвейере собран 17-миллионный автомобиль (модель ВАЗ-2110). В апреле «АВТОВАЗ» принял участие в международной выставке автомобильной техники, состоявшейся в столице ЮАР Йоханнесбурге. 24 апреля на заседании совета директоров утверждена концепция сотрудничества между «АВТОВАЗом», АО «AVVA», фирмой «Валмет» и фирмой «АдамОпель». С 27 по 31 мая АО «АВТОВАЗ» принял участие в международном «Автосалоне-97» (Нижний Новгород), продемонстрировав ВАЗ-21102, ВАЗ-2131, пикапы ВАЗ-2328 и ВАЗ-2329. С 25 по 31 августа АО «АВТОВАЗ» — один из крупнейших участников Московского международного «Автосалона-97». В вазовской экспозиции — 19 моделей, в том числе новый «Консул», ВАЗ-2131 «Электро». С 11 по 21 сентября «АВТОВАЗ» принял участие в одном из самых престижных международных салонов – во Франкфурте-на-Майне. Среди экспонатов — автомобили ВАЗ-21102, 21103, 21106 (коммерческий автомобиль с опелевским двигателем), 21107. | ||||
1998 год14 апреля в НТЦ состоялось открытие исследовательского комплекса большой аэродинамической трубы, аналогов которому не было в России и СНГ. 2 июля на главном конвейере АО «АВТОВАЗ» собран 18-миллионный автомобиль (ВАЗ-21103). В сентябре автомобили АО «АВТОВАЗ» названы лучшим товаром на автомобильном рынке России и удостоены знака «Народная марка». | ||||
1999 годВ январе началась внеконвейерная сборка автомобилей «Премьер». В апреле на заводе выпущена «пилотная» партия автомобилей ВАЗ- |
статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)
История завода ВАЗ берет свое начало в 1966 году. Именно тогда было принято решение о строительстве нового автомобильного завода в СССР. Не секрет, что правительство СССР интересовала возможность широкого экспорта советских автомобилей, а новый завод мог расширить модельный ряд экспортных советских автомобилей. Создание модели автомобиля «с нуля» — очень долгий и ресурсозатратный процесс, при этом новую модель придется продвигать за рубежом. На это бы ушло слишком много времени, поэтому завод было решено строить с привлечением иностранной компании. В дальнейшем планировалась покупка у этой компании оборудования, документации и, наконец, самой базовой модели нового завода. Продавать хоть и переработанный, но знакомый многим европейцам автомобиль казалось намного выгоднее.
Вариантов иностранных компаний было несколько, но был сделан выбор в пользу итальянской компании FIAT. Завод строили ударными темпами, а в основном на стройке работала молодежь. Основное технологическое оборудование было закуплено у итальянцев, у них же обучались первые будущие работники завода. Запуск огромного завода планировался в очень сжатые сроки, но при этом работу он начал на три года раньше срока, в 1970-м году. Можно только догадываться, ценой каких усилий трудовых ресурсов это было сделано. Первая линия завода, начавшая работу в 1971 году, была рассчитана на выпуск 220 тысяч автомобилей в год. В 1972 году начала работу вторая линия завода, которая удвоила первоначальную производственную мощность.
Первой моделью нового завода стал ВАЗ 2101. Серийно модель производилась с 1970 по 1983 год. В основе первенца тольяттинского завода лежал FIAT 124. Позднее, в 1971 году появилась версия «копейки» в кузове универсал, а к концу 1970-х модельный ряд ВАЗ-а включал в себя: ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106 и внедорожник 2121 «Нива».
В начале 1980-х на заводе началось сворачивание модельного ряда «первого поколения» классических «Жигулей». Им на смену пришло семейство «второго поколения» в лице ВАЗ 2105, 2104 и 2107. Эти модели были более комфортабельны и экономичны, но при этом использовали кузов от «первого поколения». Семейства 2105-2107 стало настоящим долгожителем на конвейере завода: некоторые модели закончили выпускать только в 2012 году.
К середине 1980-х годов на конвейер завода ВАЗ планировалось поставить семейство «Самара». В него входили трехдверный хэтчбэк ВАЗ 2108, пятидверный хэтчбэк 2109 и седан 21099. ВАЗ 2108 начал производиться с 1984, а ВАЗ 2109 с 1987. Припозднилась модель с кузовом седан: её выпуск начался только в 1990 году. В середине 1980-х семейство «Самара» было не единственной разработкой тольяттинского завода.
Создавалась перспективная модель ВАЗ 2110. Она была готова к серийному производству к концу 1980-х, но из-за последующего распада СССР и тяжелой финансовой ситуации добралась до конвейера только в 1995 году. В 1998 году появилась версия с кузовом универсал и индексом 2111, а затем последовала версия с кузовом пятидверный хэтчбэк. Она носила индекс 2112 и начала выпускаться с 1999 года.
В 2000-х годах АвтоВАЗ выпустил несколько перспективных моделей, в их числе семейство «Калина», запущенное в производство в 2004 и глубоко модернизированное 10-е семейство под именем «Приора». Стоит отметить, что завод в течение 2000-х годов испытывал определенные финансовые трудности и столкнулся с риском повторить судьбу АЗЛК, но на помощь пришли деньги, выделенные правительством России.
Как на АвтоВАЗе собирают двигатели? — Авторевю
В России всего три автопроизводителя открыли свои моторные производства в рамках второго этапа правительственной программы промсборки — по условиям которой, напомним, со следующего года не менее 30% машин должны иметь локализованные двигатели. Но если компаниям Volkswagen и Ford пришлось отстраиваться в Калуге и Алабуге с чистого листа, то альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ неплохо сэкономил, воспользовавшись своим имеющимся в Тольятти механосборочным производством.
Огромный цех под номером 15/3 на окраине завода, где когда-то выпускались двигатели для автомобилей ВАЗ-1111 Ока, блестит чистыми полами и новеньким оборудованием. Его привели в порядок и обновили к 2013 году, когда здесь наладили производство немолодого французского мотора 1. 6 с индексом К4М490 для всех российских автомобилей на платформе В0, включая Ладу Ларгус. А с 2015-го в гамму добавился более современный ниссановский агрегат h5М — помимо автомобилей Renault, его непродолжительное время ставили и на Ладу XRAY.
Контейнеры с компонентами французского мотора К4 (справа) прибывают из Европы, а ниссановского агрегата Н4 — из Японии
Вазовское производство рассчитано на выпуск 300 тысяч моторов К4 и Н4 в год, однако пока загружено только наполовину: в 2016 году при самом оптимистичном раскладе здесь соберут 160 тысяч двигателей. Для сравнения, мощность АвтоВАЗа по выпуску агрегатов собственной разработки составляет около 1 млн в год, но загружена еще меньше — только на треть. Кстати, Volkswagen в Калуге может делать до 150 тысяч двигателей в год, а расчетная производительность фордовского завода — 105 тысяч моторов.
По конвейеру моторы путешествуют на подставке, в которую встроен микропроцессор с блоком памяти, — туда записывается информация обо всех этапах сборки
Однако если заводы Форда и Фольксвагена практически полностью автоматизированы, то в Тольятти роботы только возят детали с расположенного рядом с конвейером импровизированного склада: автоматические платформы деловито снуют по своим дорожкам, а если встать у них на пути, сердито пищат и останавливаются.
Каждую партию отлитых и обработанных блоков и головок цилиндров проверяют на соответствие геометрическим параметрам
Но вся сборка моторов — исключительно вручную. Система контроля качества «наблюдательная»: за процессом и сменой из 74 рабочих присматривают мастера и начальник цеха. Зато на выходе тестирование каждого двигателя не только «холодной» прокруткой (когда проверяются компрессия, давление масла, работа всех систем и датчиков), но и на стенде. Откровенный брак, уверяют, дело исключительное. Уверен, еще и потому, что оба мотора не особо сложные и грамотно сконструированные — собрать их неправильно не так уж и просто.
Сетчатые ящички на автоматической тележке — кит-коробки, в которых готовые наборы деталей доставляются на нужные операции
А общее у обрусевших тольяттинцев с двигателями Volkswagen и Ford то, что набор основных деталей, включающий блоки цилиндров, головки блоков и коленвалы, отечественный. И если Volkswagen получает от поставщиков готовые детали, а Ford — заготовки, то на АвтоВАЗе загрузили собственную литейку, освоив отливку и блоков с головками из алюминия заводов Русал, ВЗАС из Волгограда и даже дальневосточного Комалко. Правда, речь идет только о «свежем» моторе Н4 — ветеран К4, очевидно, уйдет на покой вслед за автомобилями Лада Ларгус и Nissan Almera, поэтому вкладываться в его локализацию смысла нет.
Помимо Весты и Иксрея, собранные в Тольятти французские коробки передач устанавливают на Ладу Ларгус и Renault Duster
У французских механических коробок передач серии JR, которые собирают под одной крышей с двигателями, все комплектующие импортные. За исключением разве что картера сцепления у версии, предназначенной Ладе Весте с тольяттинским мотором 21129. Кстати, именно такой силовой агрегат приводит в движение редакционную Весту, проходящую сейчас ускоренные ресурсные испытания, — и вопросов после пятнадцати тысяч километров пока не вызывает.
Двигатели, производимые ОАО «АвтоВАЗ» | |||||
---|---|---|---|---|---|
Модель | Объем, л | Количество клапанов | Мощность, л.с./кВт | Крутящий момент, Нм | Применяемость |
212214/2123 | 1,7 | 8 | 80,9/59,5 | 127,5 | Лада 4х4, Chevrolet Niva |
11183 | 1,6 | 8 | 80,9/59,5 | 120 | Datsun, Лада Гранта |
11186/21116 | 1,6 | 8 | 82,96/61 | 140 | Datsun, Лада Гранта, Лада Калина |
21127 | 1,6 | 16 | 106/78 | 148 | Лада Приора, Лада Гранта, Лада Калина |
21129 | 1,6 | 16 | 106/78 | 148 | Лада Гранта, Лада Веста, Лада XRAY |
21179 | 1,8 | 16 | 122,5/90 | 173 | Лада Веста, Лада XRAY |
К4М490 | 1,6 | 16 | 102/75 | 149 | Лада Ларгус, Renault Logan, Renault Duster, Nissan Almera |
Н4М | 1,6 | 16 | 114,24/84 | 156 | Лада Веста, Лада XRAY, Renault Fluence, Renault Duster |
история создания и развития. ОАО «АВТОВАЗ»
Волжский автомобильный завод создан в 60-х годах прошлого века. Эта постановка была тогда просто необходима. Правительство своей постройкой стремилось удовлетворить потребность советских граждан в личном автомобиле. Изначально ВАЗ задумывался как крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли СССР. С годами их работа легендарного предприятия имела свои взлеты и падения. Его автомобили до сих пор в большом количестве можно встретить на дорогах нашей страны.
Также разработана новая модель ВАЗ. История гиганта насыщена событиями и интересна каждому автомобилисту. Ведь мощность этого производства не была одинаковой во всем Советском Союзе.
Процесс создания
История автопроизводителя начинается в середине 60-х годов прошлого века. В 1966 году было решено построить в Тольятти машиностроительный завод. «АВТОВАЗ» создавался очень быстро.
Оборудование, задействованное в технологических циклах, производится на заводах не только Советского Союза и его союзных стран, но и предприятий Европы и США.
В августе 1966 года правительство подписало контракт с итальянским «Fiat». Этот концерн помог построить в Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в процессе строительства, но и обучили персонал технологического цикла внедрения технологий.
На данный момент известна лишь небольшая неудачная ситуация. Эмблема, придуманная советскими художниками, оказалась ошибкой. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «Р». ».Брак быстро ликвидируется.
Интересные факты
История ВАЗ была бы неполной, если бы не были учтены несколько интересных фактов. В ходе переговоров с представителями Коммунистической партии Италии советское руководство разработало план строительства крупных машиностроительных предприятий в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.
Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генерального секретаря Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Он внезапно умер во время посещения пионерлагеря своей делегации «Артек». В этот период советские лидеры обсуждали со своими партнерами детали создания совместного предприятия.
В память генерального секретаря в его честь назван город, где был построен первый завод «АВТОВАЗ».
Начало работы
С 1970 года начинается работа знаменитых ваз. Волжский автомобильный завод возводился ускоренными темпами, поэтому первая партия «Центов» появилась очень скоро.Это легендарная модель ВАЗ-2101. Произведено в количестве 6 штук. Этому автомобилю было присвоено звание «Лада». За первый год работы на предприятии было создано 100 тысяч автомобилей, которые были розданы работникам советских предприятий в качестве награды за напряженный труд.
Спрос на «Жигули» ограничен производственными возможностями ВАЗ. История также говорит о направлении экспортных продаж продукции автогиганта. Для поставок за границу название «Lada» изменилось на Lada.Название Первая по-французски звучало как «жиголо», то есть мужчина, танцующий за деньги.
Опытные образцы
После запуска производства в Тольятти «АВТОВАЗ» выпускает новую модель. На мировом рынке были ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это была модификация любимой «Пенни».
С 1966 по 1991 год производственные мощности были сосредоточены на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АВТОВАЗа» Поляков В.Н. (фото предоставлено ниже) и весь коллектив завода адаптировали первую модель машин под условия местных дорог.
«Копейка» была создана прототипом седана Fiat 124. Только ее конструкторы увеличили клиренс на 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» считалась тогда «роскошной» моделью. Его отличает от «пенни» дизайн. «Тройка» имела 4 фары, улучшенную приборную панель и хромированные элементы.
Модель «Классика»
В последующие годы мы разработали еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История определяет их как самые покупаемые автомобили.К ним можно отнести ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но самой популярной стала «Шестерка». За 30 лет его серийного производства (с 1976 года) было продано более 4,3 миллиона автомобилей этой марки.
«Квартет» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнеры разработали моду на то время прямоугольную форму фар. Интерьер каждой последующей модели переделывался и модернизировался.
Доработки выполнены в области двигателя.Все «классические» модели продавались хорошо. И теперь вы можете встретить представителей этого поколения автомобилей на наших дорогах.
Дальнейшая модернизация
Последующая модель «АВТОВАЗ» была разработана в 80-х годах прошлого века. Первым представителем этого поколения автомобилей стал «Спутник». Он сразу стал известен как «Восьмерка». В индексе этой машине был соответствующий номер. ВАЗ-2108 получит передок клиновидной формы. За это он также окрестил «Зубило».
Эта модель имела улучшенную трансмиссию и новый двигатель.Все внутренние компоненты — это «восьмерка», созданная компанией совместно с Porsche. Главный директор «АВТОВАЗа» В. И. Исаков поручил оформлению отечественных художников. Спустя некоторое время на рынок вышла пятидверная «восьмерка» с кузовом типа седан и хэтчбек.
Конец 80-х годов ознаменовался выпуском компактного автомобиля под названием «Глаз». Прототипом этого автомобиля стал Daihatsu Cuore.
Распад Советского Союза
Кризис затронул почти все предприятия.Не исключение и вазы. История компании знала многолетний кризис. Причиной тому было множество внутренних и внешних причин.
В первую очередь «АВТОВАЗ» столкнулся с таким явлением, как конкуренция. В те годы рынок был наводнен импортными подержанными автомобилями. Отечественные автомобили на их фоне не выдержали проверки. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно снизился.
В 90-е годы автомобили «АВТОВАЗ» стали выпускаться в гораздо меньших объемах.На данный момент сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные субсидии и повышение таможенных пошлин на иномарки, спрос резко упал.
Работа в условиях кризиса
ОАО «АВТОВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидел одну из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» была улучшенной версией «восьмерки». Эта модель седана имела более совершенный дизайн салона и оригинальную форму кузова.
В последующие десять лет производство существенно не изменилось.Только в 2003 году в серийное производство вышла Шевроле Нива (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.
Интересное высказывание главного конструктора «Нивы» Прусовой П.М. о наименовании данной модели. Он сказал, что это аббревиатура от первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «Джи Эм-АВТОВАЗ» (Вадим, Андрей).
Инвестиции в производство
ОАО «АВТОВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого оказалось недостаточно, чтобы вывести предприятие из затяжного кризиса.Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были случаи кражи в очень крупных размерах. Эти суммы равны годовой выручке от продажи компании. Поэтому все эти события способствовали выходу из убыточного состояния.
В 2009 году снижение выручки от продаж достигло рекордного уровня в 39% по сравнению с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала всей своей истории. Компания не прекращала свою работу, требовались кардинальные меры.Для этого в активы вливается много вложений.
В июле 2009 года уставный капитал компании увеличился на 240 миллионов евро. Renault-Nissan принадлежало 25% акций, а «Технологии» — 44%. Главным конструктором был назначен Стив Маттин. Ранее он занимал аналогичную должность в компаниях Mercedes, Volvo. С этого времени начался период Возрождения.
Музей «АВТОВАЗ»
Конечно, история «АВТОВАЗа» насыщена событиями. Его изделия стали настоящим символом эпохи.Неудивительно, что здесь есть музей «АВТОВАЗ». Он находится в Тольятти. Это заведение посвящено известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Lada». Фактически он стал известен во всем мире как машина, сделанная в нашей стране.
Здесь представлены многие значимые экспонаты автогигантов. Здесь можно встретить как первые модели, выпущенные после распада Советского Союза, так и самые древние экземпляры. Некоторые выставленные на обозрение машины теперь не будут видны на дорогах.Их не только не пускают много лет, но и полностью снимают с вооружения.
Музей «АВТОВАЗ» готов показать посетителям первую вишню цвета «Пенни», реализованную через торговую сеть. Владелец эксплуатировал машину более 19 лет. В 2000 году он подарил ее музею. При этом «АВТОВАЗ» подарил патрону новую машину прямо с конвейера. Это крупнейшее производство легковых автомобилей, заслуживающее славы и признания.
Компания
После длительного глубокого кризиса ВАЗ, история которого усеяна множеством событий, снова наращивает производство.В 2004 году мир увидел универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся постоянные разработки нового дизайна и комплектующих «Lada».
В 2007 году выпущена новая модель под названием «Приор». Спрос все еще падает. Чтобы поощрить это, была разработана более дешевая версия «Калины». Он назывался «Грант». Это время ознаменовано для «АВТОВАЗа» выхода из кризиса. Увеличение производственных мощностей.
В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была спроектирована «Лада» модели «Ларгус».Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход и новые творческие идеи и достаточные вложения. При правильном подходе компания может принести государству огромную прибыль. У этого современного «АВТОВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть себе звание выдающегося предприятия отечественного и мирового машиностроения.
Английская версия
КПК Тольятти — территория для вашего бизнеса
Тольятти — это не только крупный промышленный и культурный центр России, но и город, открытый для инвестиций.Неслучайно в 2013 году Тольятти вошел в топ-10 рейтинга Forbes «Лучшие города для бизнеса». За несколько лет в городском округе созданы исключительно благоприятные условия для создания и развития бизнеса. Кроме того, в Тольятти уже реализуются крупные инвестиционные проекты регионального и федерального значения. Иностранные и российские инвесторы, осуществляющие свою деятельность в Самарской области, смогли выделить ряд преимуществ ведения бизнеса в Тольятти:
- Выгодное географическое положение города и развитая транспортная инфраструктура.
- Свободное производство, складские помещения, офисные помещения и энергоемкость.
- Отсутствие массовых пробок.
- Развитая система высшего и среднего специального образования, значительный кадровый потенциал.
- Современная социокультурная среда.
- Заинтересованность и поддержка местных властей в привлечении инвестиций в город.
Таким образом, сегодня территория городского округа Тольятти — одна из самых привлекательных территорий для инвестиций.Более 40 международных компаний уже открыли и успешно развивают свое производство.
Одна из новых возможностей для инвесторов — получение статуса резидента территории опережающего развития.
28 сентября 2016 г. Постановлением Правительства РФ № 974 территория Тольятти определена как Территория опережающего социально-экономического развития. Говоря обо всех преимуществах, которые город предлагает сегодня компаниям, желающим инвестировать в производство на территории Тольятти, мы в первую очередь имеем в виду статус резидента области КПК, благодаря которому резидент имеет возможность получить существенные налоговые льготы.
Технопак Жигулевская долина
Проект в области высоких технологий «Жигулевская долина» направлен на создание благоприятной среды для инновационного развития и модернизации экономики Самарской области, создание новых рабочих мест и диверсификацию экономики Тольятти, интеграцию науки, образования. , финансовые учреждения, предприятия и предприниматели.
Основная задача Технопарка — поддержка проектов и компаний, работающих в сфере инноваций и высоких технологий, на всех этапах: от идеи до вывода конечного продукта на рынок.
Адрес объекта: 445043, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 161
Контактная информация: (8482) 93-00-93, 27-02-02
Официальный сайт: https://dolinatlt.ru
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти»
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» создана в Ставропольском муниципальном районе Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года.ОЭЗ «Тольятти» расположена в непосредственной близости от города Тольятти и рядом с территориями Альянса АВТОВАЗ Renault Nissan, GM-АВТОВАЗ и Технопарка «Жигулевская долина». Общая площадь особой экономической зоны составляет 660 га.
Первая очередь ОЭЗ «Тольятти» открыта 11 сентября 2015 года. К этому времени административное здание (АБК), котельная, КПП, автостоянка, около 9 км внутренних дорог и тротуаров. , водозабор и сети хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения общей протяженностью более 16 км, очистные сооружения и сети ливневых вод, газопровод протяженностью более 8 км, электросети, кабельная эстакада и ряд других объектов производственной инфраструктуры.
Особая экономическая зона «Тольятти» предоставляет инвесторам широкие возможности и льготы, включая налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, специальный административный режим и бесплатное подключение к производственной инфраструктуре.
Адрес объекта: Самарская область, г. Тольятти, шоссе 2, ОЭЗ «Тольятти», участок №3, корпус №4
Контактная информация: 8 (8482) 555-163; инвесторы@oeztlt.ru
Официальный сайт ОЭЗ «Тольятти»: http: // oeztlt.ru /
Индустриальный парк АВТОВАЗ
Индустриальный парк АВТОВАЗ предлагает возможность долгосрочной аренды помещений под любой вид деятельности для резидентов, использующих инфраструктуру и технологические возможности АВТОВАЗа.
Адреса сайтов: Самарская область, г. Тольятти, улица Северная, дом 111, корпус 1-4; Транспортная улица, 26 и 26а; Южное шоссе, д. 36, корп. 11/20
Контактная информация: 8 (8482) 645-555; [email protected]
Официальный сайт Индустриального парка АВТОВАЗ: https://ipark-avtovaz.ru
Индустриальный парк ТОЛЬЯТТИСИНТЕЗ
Индустриальный парк «Тольяттисинтез» — это комплекс объектов недвижимости под управлением единого оператора, состоящий из земельных участков промышленного назначения с производственными, складскими, административными и другими помещениями и сооружениями, обеспеченными энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и необходимыми административно-правовыми условиями. на размещение производственных мощностей.
Адреса сайтов: Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, 8
Контактная информация: 8 (8482) 369-494; [email protected]
Официальный сайт Индустриального парка Тольяттисинтез: http://ip-ts.ru
Инвестиционный паспорт Тольятти
Дополнительную информацию можно найти на Инвестиционном портале г. Тольятти
Яндекс.LavkaЭкспресс-доставка продуктов и товаров для дома в дома менее чем за 15 минут после оформления заказа запускается летом. Яндекс.Лавка имеет сеть складов по всему городу, курьеры доставляют заказы по адресам, находящимся в непосредственной близости от каждого склада. Сервис доступен на eda.yandex.ru или в приложениях Яндекс.Етс и Яндекс.Такси. | Умный дом и Яндекс.Станция MiniЯндекс запускает первую в России экосистему умного дома на базе Алисы.Интеллектуальная система позволяет клиентам управлять десятками бытовых устройств, от лампочек и кофеварок до кондиционеров и телевизоров, с помощью интеллектуального голосового помощника. Алиса может включить свет, вскипятить чайник, запустить пылесос или управлять другими подключенными устройствами. Помимо умного дома, Яндекс выпускает ряд других умных устройств — Smart Bulb, Smart Plug и Smart Remote Control. Еще одна умная колонка с Алисой — Яндекс.Станция Mini, которой можно управлять голосом и жестами, — также выпущена в этом году. |
Vega Яндекс представляет крупное обновление поиска. Новый алгоритм поиска, который имеет повышенную точность и скорость, учитывает сигнал оценщика и использует данные экспертов Яндекс.Q, сервиса вопросов и ответов, приобретенного компанией в том же году. Эти улучшения позволяют людям решать гиперлокальные задачи в определенном районе, городском квартале или даже в здании. Обновление Vega объединяет более полутора тысяч улучшений, произошедших за этот год. | Технология без водителя Яндекс значительно продвинулся в области технологий без водителя, тестируя автономного робота для доставки малогабаритных грузов и тестируя лидары собственной разработки. Робот-доставщик Яндекса, названный из-за своего сходства с лунным вездеходом, имеет высоту около полуметра и может перемещаться по тротуарам со скоростью пешехода. Лидары — это высокочувствительные датчики для беспилотных автомобилей, которые сканируют пространство вокруг автомобиля с помощью лазерных лучей и создают трехмерную картину окружающей среды. |
Образовательная инициатива Образовательная инициатива Яндекса запускается в сентябре, когда компания объявляет об инвестициях в размере пяти миллиардов рублей в подготовку 100 000 специалистов для ИТ-сектора в течение трех лет. На данный момент Яндекс основал или поддержал около 30 образовательных проектов. В этом году компания запускает образовательную платформу Яндекс.Практикум и лабораторию в Московском физико-техническом институте.В январе Яндекс запускает научную премию Ильи Сегаловича, созданную для поддержки молодых исследователей и научного сообщества. |