Вертолет SA.341 и SA.342 Gazelle.
Во время своего посещения площадки Бурное в 2011 году, мы с Борисом Игоревичем смогли увидеть вертолет хозяина площадки Артема.Aérospatiale Gazelle это пятиместный легкий вертолет,оснащенный одним турбовальным двигателем.Он разработан и производился во Франции компанией Sud Aviation (позже Aérospatiale),а также производился по лицензии Westland Aircraft в Великобритании (под именем Westland Gazelle),также фирмой SOKO в Югославии, и ABHCO в Египте. Gazelle использовался и используется вооруженными силами многих стран.В нашей стране летает больше десятка таких частных вертолетов и 341 и 342. Причем некоторые зарегистрированы как тип,а некоторые как еэвс.
Облет Мушкетера!!! Мячково-Волжанка-Гостилицы-Бурный-Мячков
Beechcraft Musketeer и все около него
Северка и все около нее!!!
SA.342 Gazelle — многоцелевой легкий ударный вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle. Вертолет отличается от предшественника ГТД Astazou XIV и двумя узлами подвески для размещения оружия.
Вертолет принят на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся в Анголу, Абу Даби, Бурунди, Камерун, Китай, Кипр, Эквадор, Египет, Габон, Гвинею, Ирак, Ирландию, Кению, Кувейт, Иорданию, Ливан, Ливию, Морокко, Катар, Руанду, Сирию и Югославию.
Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342К, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном.
Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342М. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом М397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса «воздух — воздух» на левом борту и прицелом SFOM 80.
Заключительная модель ряда — вертолет SA 342М/АТАМ. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом Т2000. Вертолеты SA 342М оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение.
фенестрон диаметром 0.695м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами
После 132-х вертолетов модификации SA 341Н Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами АТ-3 «Sagger» и двумя ракетами от комплекса SA-7 «Grail», переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом М334.
двигатель,сухая масса двигателя ≈ 160кг.
Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.
Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.
Теперь заглянем внутрь. Как видите хозяин оставил только один пост управления. Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.
Салон рассчитан на пять человек. Он достаточно просторен по сравнению с Робинсоном-44,плюс огромная разница в тяговооруженности: у Робинсона 235 лс,а у этого борта под тысячу .
Почему на вертолетах в отличии от самолета квс часто сидит справа? Так удобнее работать органами управления или есть еще какие то причины?
Набор оборудования традиционен,правда тут присутствует и двд проигрыватель для музыки и пара радиостанций. Насколько я понимаю,владение таким бортом не такая уж и простая задача. Проблема с запчастями или их дороговизной,ведь вертолет давно не выпускается,да и построено их было не так уж много. Тем более бывший производитель сейчас активно продвигает другие вертолеты подобного класса и не хочет оглядываться назад.
В остальном как автомобиль.
Другой вертолет в воздухе: SA341B Gazelle AH.1 построен Westland. История: XZ299 служил в Army Air Corps ,а в 1995 передан в 665 Sqn, Aldergrove,Ирландия ,в марте 2006 отправлен на пенсию и до августа 2010 носил регистрационный номер G-CDXE теперь вот летает в России под номером RA-05703.Его мы увидели в Большом Грызлово.
Модификации:
SA 340 первый прототип, первый полет 7 апреля 1967 с хвостовым винтом от Alouette.
SA 341 четыре предсерийные машины. Первый полет 2 августа 1968. Третий был оборудован по требованиям Британской армии и собран во Франции как прототип Gazelle AH.1. Он совершил первый полет 28 апреля 1970.
SA 341.1001 Первая французская серийная машина. Первоначальный испытательный полет 6 августа 1971. Получил более длинную кабину,увеличенный хвост и форсированный двигатель Turbomeca Astazou IIIA.
SA 341B (Westland Gazelle AH.1) версия построенная для Британской армии;Оснащен двигателем Astazou IIIN2,прожектором и доплеровским радаром Decca Doppler 80.Первая версия собранная на Westland совершила полет 31 января 1972, этот вариант начал службу 6 июля 1974. Всего было построено 158 вертолетов.
SA 341C (Westland Gazelle HT.2) учебно-тренировочная в
Sud-Aviation Gazelle. Фото. Характеристики. История.
Sud-Aviation Gazelle — многоцелевой французский вертолёт. На вооружении армий Великобритании, Франции и некоторых других стран. Использовался качестве транспортного военного и противотанкового вертолёта во многих конфликтах. Огромная популярность у гражданских вариантов «Газели».
Вертолёт имеет характерный фенестрон в хвостовой балке.
Sud-Aviation Gazelle фото.
220 экземпляров построено по лицензии в Югославии.
Участие в конфликтах:
Ирано-иракская война
Ливанская война
Югославская война
Фолклендская война
Туарегское восстание (2012)
Вертолет Gazelle играл роль полицейского специального вертолёта «Голубой гром» в одноименном боевике 1983.
Sud-Aviation Gazelle фото.
Характеристики вертолета Sud-Aviation Gazelle:
Количество членов экипажа:2
Длина:11,97м
Длина фюзеляжа:9,53м
Диаметр несущего винта:10,5м
Диаметр рулевого винта:0,695м
Высота:3,18м
Ометаемая площадь несущего винта:86,59кв.м
Ометаемая площадь рулевого винта:0,38кв.м
Вес пустого:920кг
Наибольший взлётный вес:1800кг
Ёмкость внутренних баков:445л
Двигатели:Турбомека «Астазу»IIIA (1×440кВт)
Наибольшая скорость:310км/ч
Скорость на эшелоне:263км/ч
Дальность полёта:754км
Практический потолок:5000м
Статический потолок:
с учётом влияния земли— 2850м
без учёта влияния земли— 2000м
Скороподъёмность у земли:540м/мин
Посмотреть другие вертолеты
Avia.pro
Полёт «Газели». Лёгкие винтокрылые машины из Франции
В послевоенные годы Франция была одной из ведущих стран в области создания авиационной техники военного назначения и управляемых противотанковых ракет. На определённом этапе французские реактивные истребители на мировом рынке вооружения составляли острую конкуренцию советской и американской авиатехнике. В настоящее время мало кто помнит, что французская армия в 1955 году приняла на вооружение управляемую противотанковую ракету SS.10. Первая в мире серийная ПТУР SS.10 была создана специалистами фирмы Nord-Aviation на основе немецкой Ruhrstahl X-7 и управлялась по проводам. В 1956 году на испытания была передана улучшенная модель — SS.11. Авиационный вариант этой ракеты получил обозначение АS.11. Ракета со стартовым весом 30 кг имела дальность пуска от 500 м до 3000 м и несла кумулятивную боевую часть весом 6,8 кг с бронепробиваемостью до 600 мм гомогенной брони, что позволяло гарантировано поражать все существующие в то время танки. Особенности аэродинамической схемы и системы наведения, предопределили невысокую скорость полёта – 190 м/с. Как и многие другие ПТУР первого поколения, ракета наводилась оператором вручную, при этом горящий трассер, установленный в хвостовой части, требовалось визуально совместить с целью.ПТУР АS.11
Первый опыт применения авиационных управляемых противотанковых ракет
Первоначально управляемые ракеты АS.11 подвесили под транспортный самолёт с двумя поршневыми двигателями Dassault MD 311 Flamant. Эти машины использовались ВВС Франции в Алжире для разведки и бомбардировки позиций повстанцев. Рабочее место оператора наведения находилось в остеклённой носовой части. Однако самолёт мало подходил на роль носителя управляемых по проводам ракет. При пуске скорость полёта снижалась до 250 км/ч. При этом, какие-либо манёвры до момента окончания наведения ракеты исключались. Атака цели осуществлялась с пологого пикирования, из-за значительной погрешности при наведении дальность пуска не превышала 2000 м. Хотя при помощи ПТУР АS.11 запущенных с самолёта было уничтожено несколько складов и убежищ, оборудованных в пещерах, вскоре стало ясно, что вертолёт способный зависать в воздухе может добиться лучших результатов.
Первым вертолётом получившим управляемые ракеты стал SA.318С Alouette II разработанный компанией Sud Aviation (в дальнейшем Aérospatiale). Эта лёгкая и компактная машина с максимальным взлётным весом 1600 кг, оснащённая одним турбовальным двигателем Turbomeca Artouste IIC6 мощностью 530 л.с. развивала в горизонтальном полёте до 185 км/ч. На «Алуэте II» могло быть подвешено до четырёх управляемых по проводам ракет. Оператор ПТРК и аппаратура наведения располагались слева от пилота. Вертолёты Alouette II с ПТУР АS.11 использовались против повстанцев в Алжире совместно с вертолётами Sikorsky Н-34 и Piasecky H-21, вооруженными НАР, 7,5 — 12,7-мм пулемётами и 20-мм пушками. Целями для управляемых ракет были опорные пункты партизан и входы пещер. В целом вертолёты-носители АS.11в ходе боевых действий проявили себя неплохо, но они оказались очень уязвимы даже для огня лёгкого стрелкового оружия. В связи с этим локальным бронированием прикрыли наиболее уязвимые части двигателя, топливный бак получил защиту от протечек в случае прострела и стал заполняться азотом, летчики во время боевых вылетов надевали бронежилеты и шлемы.
Совершенствование носителей и системы наведения ПТУР АS.11
С учётом опыта боевых действий в Алжире был создан вертолёт огневой поддержки SA.3164 Alouette III Armee. Кабину вертолёта прикрыли противопульной бронёй, в состав вооружения входили четыре ПТУР и подвижная 7,5-мм пулемётная установка.
Вертолёт не прошел испытания, так как установка бронезащиты слишком ухудшила лётные данные. Кроме того, эффективность применения ракет напрямую завесила от квалификации оператора наведения. Хорошо тренированный оператор в «тепличных» полигонных условиях поражал в среднем 50% целей. Однако в ходе реальных боевых действий, из-за стресса и необходимости уклоняться от обстрела с земли, результативность пусков не превышала 30%. Хотя такой результат был существенно выше, чем при применении неуправляемых ракет, военные требовали повысить эффективность боевых вылетов вертолётов вооруженных ПТУР.
В конце 1960-х на вооружение поступил вертолёт SA.316В Alouette III оборудованный полуавтоматической системой наведения ракет. Вооружение осталось таким же, как и на противотанковом Alouette II – четыре ПТУР, но боевая эффективность возросла благодаря внедрению аппаратуры SACLOS и модернизированных ракет АS.11Harpon . При пуске ракеты оператору теперь было достаточно удерживать цель в перекрестье прицела, а автоматика сама выводила ракету на линию визирования.
Пуск ПТУР АS.11 Harpon с Alouette III
Также улучшились лётные данные вертолёта, который во многом являлся дальнейшим вариантом развития Alouette II. Эта машина при максимальной взлётной массе 2250 кг могла взять полезную нагрузку 750 кг. Благодаря установке нового турбовального двигателя Turbomeca Artouste IIIB мощностью 870 л.с максимальная скорость полёта увеличилась до 210 км/ч. В состав вооружения помимо ПТУР АS.11 Harpon, 7,5-мм пулеметов и 20-мм пушки могли входить две более тяжелых ракеты AS.12. со сходной системой наведения. Авиационная управляемая ракета AS.12 внешне напоминала увеличенную в размерах АS.11 и имела стартовую массу 76 кг. При дальности пуска до 7000 м ракета несла 28 кг полубронебойную боевую часть. Основным назначением УР AS.12 было уничтожение точечных стационарных наземных целей и борьба с кораблями небольшого водоизмещения. Но в случае необходимости эта ракета могла применяться против бронетехники или поражения живой силы. Для этого в войска поставлялись сменные кумулятивная и осколочная БЧ. Это, впрочем, не означает, что дальность прицельного пуска по танку была больше, чем на AS.11 — примитивная система наведения на дистанции более 3000 м давала слишком большую погрешность. На внешней подвеске вместо управляемого вооружения также могли размещаться блоки с 68-мм НАР.
Вертолёт «Газель» и его модификации
В 1966 году компания Sud Aviation начала работу над легким вертолетом, которым предполагалось заменить «Aлуэт-3». В 1967 году правительства Франции и Великобритании заключили соглашение о совместной разработке и производстве. Британским подрядчиком стала фирма Westland. Вертолет предназначался для разведки, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки небольших грузов, а также для борьбы с танками и огневой поддержки. Первый прототип известный как SA.340 поднялся в воздух 7 апреля 1967 года. Первоначально на вертолёте использовалась хвостовая часть и трансмиссия от «Алуэт-2».
Первый прототип SA.340 Gazelle в ходе испытательного полёта
В дальнейшем серийные машины получили встроенный хвостовой винт (фенестрон) и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Эти новшества во многом определили успех вертолёта. Фенестрон, хотя и требует небольшого увеличения мощности на малых скоростях, имеет больший КПД при полёте в крейсерском режиме, и считается более безопасным. Несущая система сходная с той, что использовалась на вертолёте Messerschmitt-Bölkow-Blohm ВО 105 продемонстрировала лучшую надёжность, а композитные лопасти основного винта обладали большим ресурсом. Кроме того, такой винт легче переходит в режим авторотации, что увеличивало шансы на благополучное приземление в случае отказа двигателя. Исходя из опыта эксплуатации предыдущих моделей, ещё на этапе проектирования закладывалось удобство эксплуатации и минимальная стоимость жизненного цикла. «Газель» была разработана так, чтобы ее можно было легко обслуживать, все подшипники в течение всего срока службы не требовали дополнительной смазки. К большинству узлов обеспечивался быстрый доступ. Особый акцент был сделан в достижении минимальных требований к техническому обслуживанию и снижению эксплуатационных расходов вертолета. Многие компоненты были спроектированы так, чтобы их срок службы превышал 700 летных часов, а в некоторых случаях 1200 летных часов, прежде чем требовалась замена.
Предсерийный вертолёт SA.341
В мае 1970 года в воздух поднялся первый прототип вертолёта SA.341 с двигателем Turbomeca Astazou IIIA мощностью 560 л.с. и фенестроном. Вертолёт продемонстрировал высокие скоростные возможности, установив два рекорда скорости: 307 км/ч на участке 3 км и 292 км/ч на участке 100 км. «Газель» с самого начала благодаря лёгкости управления и высокой манёвренности пользовалась популярностью среди лётного состава. Обтекаемая кабина с большой площадью остекления обеспечивала прекрасный обзор. В августе 1971 года начались испытания вертолёта с удлиненной кабиной. Эта модёль в последствии известная как SA.341F стала основной в вооруженных силах Франции. При максимальном взлётном весе 1800 кг вертолёт с двумя членами экипажа мог взять трёх пассажиров или до 700 кг груза. Максимальная скорость полёта составляла 310 км/ч, крейсерская – 264 км/ч. Практический потолок – 5000 м. максимальная заправка 735 л обеспечивала дальность полёта 360 км.
Производство «Газели» велось параллельно во Франции и Англии. Британский вертолёт строившийся фирмой Westland известен как Gazelle AH.Mk.l. До 1984 года в Англии было собрано 294 вертолета «Газель», включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства. В основном это были Gazelle AH.Mk.l (SA.341B) — 212 вертолётов, также выпускались учёбные Gazelle HT.Mk.2 (SA.341С), Gazelle НТ.Мк.З(SA.341D), и вертолёты связи Gazelle HCC.Mk4(SA.341Е).
Gazelle AH.Mk.l первых серий
Эксплуатация вертолёта Gazelle AH.Mk.l в британской армии началась в декабре 1974 года. С самого начала предусматривалась установка блоков с 68-мм НАР и 7,62-ммпулемётов. Несколько таких машин также предназначалось для оказания огневой поддержки британских морских пехотинцев. Позже на вертолёте появилось оборудование для ночных полётов. Визуально британские Gazelle AH.Mk.l поздних серий отличаются от французских SA.341F антеннами в носовой части кабины и оптической системой наблюдения над кабиной.
Британский вертолёт Gazelle AH.Mk.l
В июне 1972 года сертификацию прошел коммерческий вариант – SA.341G. Эта машина стала первым вертолётом получившим разрешение на коммерческое использование в качестве аэротакси с одним пилотом в США, что существенно способствовало продажам «Газелей» на гражданском рынке. Военная модификация предназначенная для экспорта известна как SA.341Н.
Так как во Франции уже имелся опыт создания и эксплуатации противотанковых вертолётов, не составило особых трудностей оснастить вертолёт SA.341F имеющимися управляемыми ракетными комплексами АS.11 и AS.12 с полуавтоматической системой наведения SACLOS и гиростабилизированным прицелом АРХ-334. Часть французских «Газелей» оснастили 20-мм пушкой M621 со скорострельностью 800 выстр/мин. Такая модификация получила обозначение SA.341F Canon. Всего французская армия получила 170 вертолётов SA.341F, из них 40 машин оснастили ПТУР, а 62 машины получили 20-мм пушки, 68 и 81-мм НАР. На вертолёты предназначенные для связи, разведки и доставки лёгких грузов в дверном проёме могли монтироваться 7,62-мм пулемёты.
В 1971 году Югославия приобрела лицензию на вертолёт SA.341H. Первоначально партия из 21 машины была закуплена во Франции. Позже производство вертолётов было налажено на предприятии SOKO в Мостаре (построено 132 машины). В 1982 году в Югославии началась серийная сборка улучшенной модификации SA.342L (произведено около 100 вертолетов). Югославский SA.341H получил обозначение SOKO HO-42 или SA.341H Partizan, его санитарная модификация — SOKO HS-42, противотанковая модель вооруженная ПТУР — SOKO HN-42M Gama. С 1982 года в Югославии началась серийная сборка модификации SOKO HN-45M Gama 2 (на базе SA.342L). Компания SOKO до 1991 года построила 170 SA 342L. Вертолёт HN-45M Gama 2 с прицелом М334 помимо ПТУР «Малютка» мог нести две ракеты «Стрела-2М», предназначенные для поражения воздушных целей.
Пуск ПТУР «Малютка» с противотанкового вертолёта «Газель» югославского производства
Так как «Газели» были закуплены без оружия, югославские инженеры оснастили выпускаемые по лицензии вертолёты советскими ПТРК 9К11 «Малютка» с дальностью пуска до 3000 м. Ракета наводилась оператором при помощи джойстика, управление осуществлялось по проводу. Бронепробиваемость при попадании под прямым углом – до 400 мм. По сравнению с ракетами AS.11 производимая в Югославии по лицензии ПТУР «Малютка» была более простым и бюджетным вариантом.
Назвать сейчас точное число «Газелей» оснащённых управляемыми ракетами не представляется возможным. В 1978 году на вооружение поступил франко-германский противотанковый ракетный комплекс второго поколения НОТ (фр. Haut subsonique Optiquement teleguide tire d’un Tube – что можно перевести как «Дозвуковая ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). ПТРК разработанный франко-германским консорциумом Euromissile по многим параметрам превосходил АS.11 Harpon.
Пуск ПТУР НОТ с вертолёта «Газель»
Запуск противотанковой ракеты, управляемой по проводам, осуществляется из стеклопластикового герметичного транспортно-пускового контейнера. В процессе наведения ракеты оператор должен непрерывно удерживать перекрестие оптического прицела на цели, а ИК-система сопровождения выводит ракету после старта на линию прицеливания. При отклонении ПТУР от линии прицеливания, команды, генерируемые электронной аппаратурой, передаются по проводам на борт ракеты. Полученные команды декодируются на борту и передаются на устройство, управляющее вектором тяги. Все операции наведения ракеты на цель производятся в автоматическом режиме. Масса ТПК с ПТУР — 29 кг. Стартовая масса ракеты — 23,5 кг. Максимальная дальность пуска – до 4000 м. На траектории ПТУР развивает скорость до 260 м/с. Согласно данным компании-производителя, кумулятивная БЧ массой 5 кг по нормали пробивает 800 мм гомогенную броню, а при угле встречи 65° бронепробиваемость составляет 300 мм. Но многие специалисты заявленные характеристики бронепробиваемости считают завышенными примерно на 20-25%.
ПТРК НОТ входе капитальных ремонтов вооружили часть построенных ранее вертолётов SA.341F. Но основными носителями стали усовершенствованные модификации «Газели» — SA.342М и SA.342F2. Начиная с 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ с гиростабилизированным прицелом АРХ-379 установленным над кабиной. На экспорт поставлялись модели SA.342L и SA.342К (для жаркого климата). Вертолёт SA.342F2 получил улучшенный фенестрон и двигатель Turbomeca Astazou XIV мощностью 870 л.с. Для снижения вероятности поражения ракетами с тепловой головкой самонаведения на двигателе появился специальный дефлектор. Максимальная взлётная масса — 2000 кг. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – до 310 км/ч. При емкости топливного бака 745 л перегоночная дальность полёта – 710 км. На внешних узлах могло быть размещено вооружение массой до 500 кг.
Боевые вертолёты SA.342, вооруженные ПТУР НОТ и 20-мм пушкой
В состав вооружения может входить: два блока НАР калибром 70-мм, две УР AS.12 класса «воздух-земля», четыре ПТУР «Хот», два пулемета калибром 7,62-мм или одна пушка калибром 20-мм. В сети есть изображение боевых вертолётов «Газель» с шестиствольным 7,62-мм пулемётом M134 Minigun.
В начале 1990-х годов БРЭО вертолёта прошло модернизацию и в его состав был введён прицел ночного видения Vivian. Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов переделали в SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет Mistral класса «воздух — воздух» на левом борту и прицелом SFOM 80.
Боевое применение вертолётов «Газель»
Вертолеты «Газель» поставлялись в вооруженные силы более 30 государств. До 1996 года во Франции, Великобритании и Югославии было построено более 1700 вертолётов различных модификаций. Лёгкие боевые «Газели» пользовались успехом на мировом рынке вооружений. В конце 1970-х — начале 1980-х по соотношению «цена-качество» конкурентов у этой машины было не много. В 1982 году вертолёт, оснащённый ПТРК «Хот», предлагался покупателям за $ 250 тыс. Для сравнения, американский боевой вертолёт Bell AH-1 Huey Cobra в это время стоил около $ 2 млн. Не смотря на относительно невысокую стоимость противотанковая «Газель» обладала для того времени достаточно высокими лётными данными. По манёвренности лёгкий боевой вертолёт превосходил американскую «Кобру» и советский Ми-24. Впрочем, на «Газеле» почти не было брони, в связи с этим пилоты должны были совершать боевые вылеты в бронежилетах и титановых шлемах. Но этот вертолёт с самого начала не рассматривался в роли штурмовика. Для борьбы с танками была разработана соответствующая тактика. После обнаружения вражеской бронетехники, пилот пользуясь неровностями ландшафта и естественными укрытиями, должен был скрытно приблизиться к ней, и поразив цель максимально быстро ретироваться. Наиболее оптимальной была признана внезапная атака из-за складок местности с кратковременным (на 20-30 с) подъёмом для пуска ракеты и зависанием на высоте 20-25 м. Атака, как правило, должна была осуществляться при нахождении над позициями своих войск, а при ликвидации таковых «клиньев», или атаке танков, двигающихся на марше в составе колонны, предполагалось наносить фланговые удары. Неуправляемые ракеты и стрелково-пушечное вооружение предполагалось использовать против мелких подразделений противника или при ликвидации воздушных и морских десантов, не имеющих зенитных установок. Вертолёты вооруженные 20-мм пушками и ракетами «воздух — воздух» должны были бороться с ударными вертолётами противника и вести оборонительный воздушный бой с истребителями противника.
«Газели» различных модификаций достаточно успешно применялись во множестве конфликтов. К 1982 году в Сирии имелось 30 SA.342К со старыми ПТУР AS-11 и 16 SA.342L, оснащенных управляемыми ракетами HOT. Все сирийские SA.342К/L были сведены в вертолётную бригаду, которая сумела доставить немало неприятностей израильтянам.
Сирийский противотанковый вертолёт SA.342К с ПТУР AS-11
Летом 1982 года Армия обороны Израиля начала в Ливане операцию «Мир Галилее». Целью израильтян была ликвидация вооруженных формирований ООП в Южном Ливане. При этом израильское командование надеялось, что Сирия не вмешается в боевые действия. Однако после того как в конфликт ввязались части регулярной сирийской армии, противостояние между Израилем и палестинцами отошло на второй план.
Основной задачей сирийских подразделений, которые по численности и выучке серьёзно уступали израильской группировке, было уничтожение наступающей бронетехники. Положение израильтян осложнялось тем, что их техника буквально запрудила большинство дорог, вдоль которых велось наступление. В этих условиях с учётом сложного рельефа местности «Газели», вооруженные ПТУР, были практически идеальны. Судя по архивным документам, первая атака звена противотанковых вертолётов произошла 8 июня в районе горы Джабаль Шейх. За несколько дней ожесточённых боёв, согласно сирийским данным, «Газелям», совершившим более 100 боевых вылетов, удалось подбить 95 единиц израильской техники, включая 71 танк. В других источниках приводятся более реалистичные цифры: около 30 танков, включая «Меркава», «Магах-5» и «Магах-6», 5 БТР М113, 3 грузовых автомобиля, 2 артиллерийских орудия, 9 джипов М-151 и 5 топливозаправщиков. Неизвестно, применялись ли в боевых действиях вертолёты, вооруженные ПТУР AS-11, или вся израильская техника была поражена ракетами «Хот». Несмотря на собственные потери, противотанковые вертолёты «Газель» в войне 1982 года даже против такого серьезного противника, как Израиль, проявили себя хорошо. Внезапные атаки сирийских лёгких противотанковых вертолётов держали израильтян в напряжении. Это привело к тому, что расчёты израильских 20-мм зенитных установок «Вулкан» обстреливали любой вертолёт оказавшийся в зоне их досягаемости. Имеется информация что «дружественным огнём» был поражен как минимум один противотанковый израильский вертолёт Hughes 500MD.
В свою очередь израильтяне претендуют на 12 уничтоженных «Газелей». Документально подтверждена утрата четырёх SA.342. При этом два вертолёта совершили вынужденную посадку на территории, занятой израильскими войсками, и впоследствии были вывезены, восстановлены и использовались в израильских ВВС.
По итогам боевого применения SA.342К/L в 1982 году Сирия в 1984 году дополнительно приобрела 15 вертолётов. По состоянию на 2012 год в строю оставалось три десятка сирийских «Газелей», в том числе и достаточно старые SA.342К с раритетными ракетами АS.11. В 2014 году эти вертолёты участвовали в обороне авиабазы Табка. Впрочем, в условиях гражданской войны для действий против исламистов гораздо больше подходит более защищённый Ми-24, способный нести мощное стрелково-пушечное вооружение и большое количество неуправляемых ракет. Тем не менее, вполне вероятно, что в ВВС Сирии до сих пор имеется несколько «Газелей» способных подняться в воздух.
В ходе ирано-иракской войны во время ирано-иракской войны «Газели» совместно с Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д) наносили удары по иранским войскам. Но тактика применения боевых вертолётов советского и французского производства была разной. Неплохо защищённые и более скоростные Ми-25 в основном оказывали огневую поддержку, обстреливая позиции противника 57-мм неуправляемыми реактивными снарядами С-5. Хотя ПТРК «Фаланга» и «Хот» имели примерно одинаковые дальности пуска и скорость полёта ракет, аппаратура наведения французского комплекса была более совершенной. К тому же боевая часть ракеты «Хот» имела более высокую бронепробиваемость. Хотя ПТУР «Хот» первых серий имели проблемы с надёжностью, иракцы сочли французские ракеты более подходящими для борьбы с танками. Так как SA.342 Gazelle не был прикрыт бронёй и легко мог быть поражен даже из стрелкового оружия, экипажи «Газелей» по возможности старались осуществлять пуски ракет, находясь над расположением собственных войск или над нейтральной территорией вне зоны действия вражеских зениток.
Наряду с советским Ми-24 и американским AH-1 Cobra, противотанковый вертолёт «Газель» стал одним из наиболее часто используемых в боевых действиях. В 1980-е годы вертолёты ВВС Ливана принимали активное участие в гражданской войне. Примерно в то же время 24 марокканских SA-342L боролись с бронетехникой отрядов Фронта ПОЛИСАРИО. Считается, что экипажам «Газелей» в Западной Сахаре удалось уничтожить до 20 танков Т-55 и примерно три десятка транспортных средств.
Британские Gazelle AH.Mk.l поддерживали действия 3-й бригады морской пехоты в ходе Фолклендской войны. Они наносили удары 68-мм НАР, вели разведку и эвакуировали раненых. При этом два вертолёта было сбито зенитным огнём аргентинцев. Одна «Газель» была поражена зенитной ракетой Sea Dart запущенной с британского эсминца HMS Cardiff Тип 42. При этом четыре человека находившиеся на борту вертолёта погибли.
В период 2-4 августа 1990 года в ходе вторжения в Кувейт, зенитным огнём был сбит один иракский SA.342 Gazelle. Кувейтская сторона потеряла 9 вертолётов, ещё один был захвачен иракскими войсками. Семь кувейтских «Газелей» удалось эвакуировать в Саудовскую Аравию. В последствии в ходе компании по освобождению своей страны они без потерь совершили около 100 боевых вылетов. В этой же войне французы потеряли три «Газели», а британцы одну.
После распада Югославии вертолёты «Газель» оказались в распоряжении Сербии, Словении, Хорватии, Боснии. В ходе вооруженных конфликтов было потеряно как минимум четыре вертолёта. Первый был сбит 27 июня 1991 года во время десятидневной войны в Словении. Эта машина стала жертвой ПЗРК «Стрела-2М».
В 1990 году Франция передала 9 SA.342М правительству Руанды. В 1992 году в ходе межэтнического конфликта вертолёты наносили удары по позициям Патриотического фронта Руанды. На счету руандийских «Газелей» имеются подбитые танки и бронемашины. В октябре 1992 года экипажу одного вертолёта в ходе атаки колонны бронетехники удалось уничтожить шесть бронированных машин.
Эквадорские SA.342 оказывали огневую поддержку наземным подразделениям, сопровождали транспортные вертолёты и вели воздушную разведку в ходе перуано-эквадорского конфликта в 1995 году.
В 2012 году в Мали началось очередное восстание туарегов. Вскоре среди руководства восставшими преобладали радикальные исламисты, и в дело вмешалась Франция. Для поддержки правительственной армии Мали была использована военная французская авиация, в том числе и вертолёты. В ходе операции «Сервал» начавшейся 11 января 2013 года на севере страны боевые вертолёты «Газель» наносили удары по позициям и колоннам противника. В ходе боевых действий один вертолёт был сбит огнём стрелкового оружия, а ещё несколько получили повреждения. При этом погиб один пилот, ещё три были ранены. В данном конфликте в очередной раз был подтверждён тот факт, что лёгкий боевой вертолёт способен избежать поражения зенитным огнём, действуя управляемыми ракетами «из засад» в складках местности, или осуществлять пуски над расположением своих войск. В любом случае, даже кратковременное пребывание очень уязвимой машины в зоне действия лёгкого стрелкового оружия чревато большими потерями. Сложно сказать, почему французское командование решило не задействовать современные вертолёты огневой поддержки Tiger HAP, который согласно рекламным данным способен противостоять 12,7-мм пулям.
Современный статус вертолётов «Газель»
В настоящее время большая часть «Газелей» выработала свой ресурс. Согласно справочным данным вертолёты этого типа имеются в вооруженных силах Анголы, Бурунди, Габона, Камеруна, Кипра, Катара, Ливана, Марокко, Туниса, Сирии. Хотя британские ВВС и флот уже списали все «Газели», несколько вертолётов ещё имеется Воздушном корпусе британкой армии (армейская авиация). Сообщается, что эти машины активно использовались в Афганистане для связи и наблюдения. При этом коэффициент технической готовности был выше, чем у других вертолётов.
Французский вертолёт SA.342М в «тигровой окраске», снимок сделан в 2016 году в ходе показательных полётов в Испании
После потерь понесённых в Мали вооруженные силы Франции отказались от применения «Газели» в роли противотанкового и вертолёта огневой поддержки. В настоящее время французские SA.342М ограниченно используются для связи, обучения и доставки небольших грузов. С учётом того, что возраст всех SA.342 уже превысил 20 лет, их списание дело ближайшего будущего.
Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle
SA.342 Gazelle – это многоцелевой легкий ударный вертолет, который был создан французской компанией Aerospatiale (в настоящее время называется Eurocopter France). Вертолет был создан на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle и отличался от своего предшественника новым ГТД Astazou XIV и 2-мя узлами подвески для установки различного вооружения. Первый полет прототипа вертолета прошел в 1973 году, машина была принята на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся на экспорт в большое количество стран. В Югославии было налажено его серийное производство на заводе SOKO, всего было собрано более 200 вертолетов различных модификаций, которые по сей день находятся на вооружении ВВС теперь уже Сербии. На вооружении находится порядка 60 данных вертолетов различных модификаций.Выбор именно этого противотанкового вооружения объяснялся тем, что данные комплексы находились на вооружении сухопутных войск ЮНА (Югославская народная армия), при этом вертолеты всегда могли пополнить свой боекомплект у армейских частей. Вторым наиболее распространенным вариантом был вертолет SA.341L HERA «Gazelle-HERA» (Helicopter-Radio), который предназначался для осуществления разведки и корректировки огня артиллерии. Обычно вертолетные эскадрильи ВВС ЮНА имели на вооружении вертолеты всех 3-х модификаций: по 4 «Партизана» (старые SА.341Н) и по 4 новых «Херы» и «Гамы».
В настоящее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых красивых вертолетов мира – «Газели». С момента своего формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая название «Тени», отвечает на поле боя за уничтожение бронетехники противника и оказание непосредственной огневой поддержки сухопутным соединениям. В настоящее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».
История создания и описание конструкции «Газели»
Опытный экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был оснащен в соответствии с требованиями, предъявленными к нему армией Великобритании, был собран во Франции и после этого переправлен в Англию компании Westland. Данная машина впервые поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был изготовлен первый опытный экземпляр SA 341. Данный вертолет сумел установить 3 рекорда скорости для вертолетов своего класса. Этот факт вызвал к новому вертолету достаточно большой коммерческий интерес, который воплотился в многочисленные иностранные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (совершил первый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более мощным двигателем. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.
Вертолет был предназначен для ведения наблюдения и разведки, осуществления связи, эвакуации раненых, перевозки личного состава, транспортировки небольших грузов, а также оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет разрабатывался совместно французской компанией Aerospatiale и английской Westland на основании совместного соглашения, которое было заключено еще в 1967 году правительствами двух этих государств.
Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, который был спроектирован совместно с немецкой компанией Boelkow, а также многолопастный рулевой винт, который был смонтирован в туннельном канале в специальном вертикальном оперении, называемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его передней части. В кабине помимо экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира или же небольшой груз массой до 270 килограммов.
Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным двигателем (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси могли быть в случае необходимости установлены колеса или надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой балке машины, выполненной из алюминиевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с рулевым винтом, а также стабилизатор. В кабине вертолета находились сидения: спереди – для членов экипажа, сзади – общее сидение для 3-х пассажиров. Для удобного доступа в кабину с каждой из сторон были расположены двери, которые открывались наружу. Сразу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая открывалась вовнутрь. В полу кабины имелись специальные узлы крепления для фиксации перевозимых грузов.
Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа или через заднюю перегородку. Кабина вертолета была оснащена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем обогрева кабины. При этом конструкция планера вертолета рассчитана на использование в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.
Вертикальное оперение вертолета стреловидное имеет несимметричный профиль, установлено под углом к продольной оси хвостовой балки, во время полета создает боковую силу для уравновешивания возникающего реактивного крутящего момента. Стабилизатор имеет прямоугольную форму с перевернутым профилем, его размах – 1,93 метра. Шасси лыжное и крепится к фюзеляжу машины при помощи изогнутых стальных труб, стойки лыж при этом имеют обтекатели. Колея шасси составляет 2 метра.
Несущий винт вертолета является трехлопастным, лопасти обладают прямоугольной формой и изготовлены из композиционных материалов. Диаметр рулевого винта составляет 0,695 метра, он установлен в специальном кольцевом канале и обладает 13 лопастями, которые отштампованы из легкого металлического сплава.
Двигатель размещается в верхней части фюзеляжа за кабиной пилотов, двигатель прикрыт обтекателем. На сопле двигателя находится дефлектор, который уменьшает тепловое излучение машины, что снижает заметность вертолета в ИК-диапазоне. Сухая масса двигателя составляет 160 килограммов. Топливная система вертолета состоит из 2-х топливных баков, обладающих общей емкостью в 545 литров (один из баков находится под багажным отсеком). Также в случае необходимости предусмотрена установка дополнительного бака объемом в 200 литров, расположенного в задней части кабины, устанавливается при перегонке вертолета. Запас масла составляет 14,6 литра для двигателя и 3,5 литра для редуктора.
Трансмиссия вертолета включает в себя главный редуктор (редуктор несущего винта и двигателя), находящийся впереди двигателя над задней частью кабины пилотов, промежуточный редуктор, который находится над двигателем и редуктор рулевого винта, также присутствуют соединительные валы. Гидравлическая система состоит из трех гидроусилителей несущего винта и одного гидроусилителя рулевого механического винта. В том случае, если по какой-то причине произойдет отказ гидроусилителей, возможен переход на обычную механическую систему управления.
Электронное оборудование вертолета состоит из приемопередатчиков коротковолнового, дециметрового и метрового диапазонов, приемника сигналов, переговорного устройства. Дополнительное навигационное оборудование включает в свой состав радиовысотомер, радиокомпас, всенаправленный УКВ-маяк. При необходимости может быть смонтирован автопилот и оборудование для полета по приборам. Противотанковый вариант «Гама» может дополнительно оснащаться автономной системой навигации, автопилотом, оборудованием для совершения ночных полетов и доплеровским радиомаяком.
Тактико-технические характеристики SA.342 GAMA:
Размеры: диаметр главного винта – 10,5 м., диаметр хвостового винта – 0,695 м.
Длина – 9,53 м., высота – 3,19 м.
Максимальная взлетная масса – 2000 кг.
Внутреннее топливо – 545 литров + 200 литров опционально.
Тип двигателя –1 ГТД Turbomeca Astazou XIVM, мощностью 640 кВт.
Максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская – 260 км/ч.
Практическая дальность – 710 км.
Практический потолок – 4,1 км.
Экипаж – 2 человека
Полезная нагрузка: до 3-х пассажиров или 700 кг. на подвеске.
Вооружение: до 4 ПТУР «Малютка-2», до 2 УР «Стрела-2».
Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/uh/sa341.html
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/VVSSerbi/VVSSerbi004.htm
-http://www.srpska.ru/print.php?nid=14227
Военный британский вертолет «Газель» (Gazelle)
Выпуск данных вертолетов начался во Франции компанией Sud Aviation в 1967 году. Общее количество модификаций этого вертолета превышает 20 вариантов. 262 вертолета было продано Великобритании.
«Газель» активно использовалась во время Фолклендского конфликта в 1982г. 2 вертолета были сбиты Аргентинскими войсками с земли, и еще один по ошибке сбит зенитными ракетами с эсминца HMS Cardiff.
Так же данные вертолеты использовались в Кувейте, Ираке и Косово. В основном, как поддержка 22 полка Специальной Авиадесантной Службы.
Кроме того, данные вертолеты активно участвуют в воздушном патрулировании Северной Ирландии. «Газели» стоят на вооружении у Королевской Морской пехоты, Королевского Флота и Королевских Военно-воздушных Сил. Война в Афганистане 2002 г., показала малопригодность «Газелей», из-за особенностей местного климата.
«Газель», это транспортный вертолет, не имеющий вооружения и бронирования, но обладающий высокой крейсерской скоростью и маневренностью. Может перевозить до 3 пассажиров, либо более 500 кг. полезного груза.
Технические характеристики вертолета «Газель» (Gazelle)
Двигатель: 1 двигатель производства Turbomeca Astazou мощностью 590 лс.
Диаметр винта: 10.5 м.
Длинна: 11.95 м.
Высота: 3.18 м.
Экипаж: 2 человека.
Крейсерская скорость: 264 км/ч
Запас топлива: на 670 км.
*Интересный факт — вертолет Gazelle сыграл роль специального полицейского вертолёта «Голубой гром» в одноименном боевике 1983 г.
Автор: Ingvaar
Вертолет SA.341 и SA.342 Gazelle.
Во время своего посещения площадки Бурное в 2011 году, мы с Борисом Игоревичем смогли увидеть вертолет хозяина площадки Артема.Aérospatiale Gazelle это пятиместный легкий вертолет,оснащенный одним турбовальным двигателем.Он разработан и производился во Франции компанией Sud Aviation (позже Aérospatiale),а также производился по лицензии Westland Aircraft в Великобритании (под именем Westland Gazelle),также фирмой SOKO в Югославии, и ABHCO в Египте. Gazelle использовался и используется вооруженными силами многих стран.В нашей стране летает больше десятка таких частных вертолетов и 341 и 342. Причем некоторые зарегистрированы как тип,а некоторые как еэвс.
Облет Мушкетера!!! Мячково-Волжанка-Гостилицы-Бурный-Мячков
Beechcraft Musketeer и все около него
Северка и все около нее!!!
SA.342 Gazelle — многоцелевой легкий ударный вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle. Вертолет отличается от предшественника ГТД Astazou XIV и двумя узлами подвески для размещения оружия.
Вертолет принят на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся в Анголу, Абу Даби, Бурунди, Камерун, Китай, Кипр, Эквадор, Египет, Габон, Гвинею, Ирак, Ирландию, Кению, Кувейт, Иорданию, Ливан, Ливию, Морокко, Катар, Руанду, Сирию и Югославию.
Оснащенный двигателем Astazou XIVH мощностью 640 кВ, прототип SA 342 поднялся в воздух 11 мая 1973 года. Вертолет пришел на смену SA 341. Экспорт начался с гражданского SA 342J и военного SA 342К, последний вскоре был заменен на SA 342L с модернизированным фенестроном.
Аналогичный вертолет для ALAT получил обозначение SA 342М. Начиная с 1 февраля 1980 года, было поставлено более 200 экземпляров, вооруженных четырьмя ПТУР НОТ и прицелом М397, который в начале 1990-х годов был заменен прицелом ночного видения Vivian.
Для войны в Персидском заливе 30 вертолетов было переделано в модификацию SA 342M/Celtic с парой управляемых ракет MATRA Mistral класса «воздух — воздух» на левом борту и прицелом SFOM 80.
Заключительная модель ряда — вертолет SA 342М/АТАМ. Это обозначение получили 30 модифицированных экземпляров с четырьмя ракетами Mistral и прицелом Т2000. Вертолеты SA 342М оснащались двигателями Astazou XIVM с автоматическим пуском и имели максимальную взлетную массу 1900 кг, увеличивающуюся в боевых условиях до 2000 кг. Авиационное электронное оборудование включает в себя автопилот, а также автоматическую навигационную систему Nadir.
У Египта, Ирака, Марокко и Сирии были аналоги Gazelle, вооруженные ПТРК НОТ и пушкой, но экземпляры, построенные в бывшей Югославии фирмой SOKO, имели российское вооружение.
фенестрон диаметром 0.695м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами
После 132-х вертолетов модификации SA 341Н Partizan компания SOKO выпустила 170 SA 342L до 1991 году. Модификации включали в себя разведывательный SA 341L HERA и SA 342L GAMA, вооруженный четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами АТ-3 «Sagger» и двумя ракетами от комплекса SA-7 «Grail», переделанными в ракеты воздушного боя, а также прицелом М334.
двигатель,сухая масса двигателя ≈ 160кг.
Вертолеты Gazelle эксплуатировали более 25 военных организаций в мире. До прекращения производства в 1995-1996 годах было выпущено более 1260 экземпляров, без вертолетов югославского производства.
Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.
Теперь заглянем внутрь. Как видите хозяин оставил только один пост управления. Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления.
Салон рассчитан на пять человек. Он достаточно просторен по сравнению с Робинсоном-44,плюс огромная разница в тяговооруженности: у Робинсона 235 лс,а у этого борта под тысячу .
Почему на вертолетах в отличии от самолета квс часто сидит справа? Так удобнее работать органами управления или есть еще какие то причины?
Набор оборудования традиционен,правда тут присутствует и двд проигрыватель для музыки и пара радиостанций. Насколько я понимаю,владение таким бортом не такая уж и простая задача. Проблема с запчастями или их дороговизной,ведь вертолет давно не выпускается,да и построено их было не так уж много. Тем более бывший производитель сейчас активно продвигает другие вертолеты подобного класса и не хочет оглядываться назад.
В остальном как автомобиль.
Другой вертолет в воздухе: SA341B Gazelle AH.1 построен Westland. История: XZ299 служил в Army Air Corps ,а в 1995 передан в 665 Sqn, Aldergrove,Ирландия ,в марте 2006 отправлен на пенсию и до августа 2010 носил регистрационный номер G-CDXE теперь вот летает в России под номером RA-05703.Его мы увидели в Большом Грызлово.
Модификации:
SA 340 первый прототип, первый полет 7 апреля 1967 с хвостовым винтом от Alouette.
SA 341 четыре предсерийные машины. Первый полет 2 августа 1968. Третий был оборудован по требованиям Британской армии и собран во Франции как прототип Gazelle AH.1. Он совершил первый полет 28 апреля 1970.
SA 341.1001 Первая французская серийная машина. Первоначальный испытательный полет 6 августа 1971. Получил более длинную кабину,увеличенный хвост и форсированный двигатель Turbomeca Astazou IIIA.
SA 341B (Westland Gazelle AH.1) версия построенная для Британской армии;Оснащен двигателем Astazou IIIN2,прожектором и доплеровским радаром Decca Doppler 80.Первая версия собранная на Westland совершила полет 31 января 1972, этот вариант начал службу 6 июля 1974. Всего было построено 158 вертолетов.
SA 341C (Westland Gazelle HT.2) учебно-тренировочная версия для Британской авиации флота; на нем установлен двигатель Astazou IIIN2,система увеличения стабильности и подъемник. Первый полет 6 июля 1972, этот вариант начал службу 10 декабря 1974. Всего построено 30 вертолетов.
SA 341D (Westland Gazelle HT.3) учебно-тренировочная версия для Британской авиации; обрудован подобным двигателем и системой стабилизации как и 341C, эта версия впервые полетела 16 июля 1973. всего было произведено 14 вертолетов.
SA 341E (Westland Gazelle HCC.4) связной вертолет построенный для Британских ВВС; 1 построен.
SA 341F версия построенная для Французской армии; оснащен двигателем Astazou IIIC, 166 было построено. Некоторые из них были оснащены M621 20-mm пушкой.
SA 341G гражданский вариант, оснащен двигателем Astazou IIIA. Официально сертифицирован 7 июня 1972;впоследствии стал первым вертолетом получившим разрешение для полетов одним пилотом по ППП в США. Также была разработана удлиненная Газель,где было больше на 20 см больше места для ног задних пассажиров.
SA 341H военный экспортный вариант,оснащен двигателем Astazou IIIB. Строился по лицензии с 1 октября 1971 фирмой SOKO в Югославии.
SOKO HO-42 югославская версия SA 341H.
SOKO HI-42 Hera югославская версия SA 341H.
SOKO HN-42M Gama югославская версия SA 341H.
SOKO HN-45M Gama 2 югославская версия SA 342L.
SOKO HS-42 югославская медицинская версия SA 341H.
SA 342J гражданская версия SA 342L. Она оснащена более мощным двигателем 649kW (870shp) Astazou XIV и улучшенным хвостовым ротором фенестрон. Увеличен взлетный вес,действия начал 24 апреля 1976, и начал поставляться в 1977 году.
SA 342K первый серийный вариант на базе SA.341J, военно-экспортная версия «для жарких и засушливых территорий». Оснащен двигателем 649-kW (870-shp) Astazou XIV и кожухами над воздухозаборниками. Первый полет 11 мая 1973; первоначально был продан Кувейту.
SA 342L Военная пара SA 342J.Оснащен двигателем Astazou XIV. Адаптирован для большого количества вооружения и оборудования, включая шесть противотанковых ракет.
SA 342M Противотанковая версия для французской армии с двигателем Astazou XIV.Вооружен четырьмя ракетами и системой стабилизации обзора SFIM APX M397.
SA 342M1 стандартный SA 342M модернизированный тремя лопастями Ecureuil основного винта для улучшения летных характеристик.
ЛТХ: Модификация SA.342 SA.341F Диаметр главного винта, м 10.50 Диаметр хвостового винта, м 0.695 Длина,м 9.53 Высота ,м 3.19 Масса, кг пустого 990 920 максимальная взлетная 2000 1800 Внутренние топливо, л 545 + опционально 200 445 + опционально 290 Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Astazou XIVM 1 ГТД Turbomeca Astazou IIIA Мощность, кВт 1 х 640 1 х 440 Максимальная скорость, км/ч 280 Крейсерская скорость, км/ч 260 Практическая дальность, км 710 670 Скороподъемность, м/мин 468 540 Практический потолок, м 4100 5000 Статический потолок, м 3040 2850 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 3 пассажира или 700 кг на подвеске
Боевое применение вертолетов SA 342 Gazelle в Сирии
Возникшая в 70-х годах прошлого века мода на ударные и, прежде всего – противотанковые, вертолеты не обошла стороной сирийских военных. В тот момент главным противником сирийцев был Израиль, основным ударным кулаком сухопутных войск которого были многочисленные и хорошо обученные танковые соединения. Кроме того, Израиль получил из США ударные Bell AH-1 Cobra, соответсвенно, сирийские генералы жаждали паритета с противником и желание обзавестись новомодным вооружением – «ПТУРами воздушного базирования», на этом фоне, было довольно естественным. Однако как получилось так, что Сирия, будучи много лет в зоне влияния Советского Союза, закупила французкие вертолеты Aerospatiale SA-342 Gazelle?
Тут совпало три фактора. Во-первых, вероятно Советский Союз, только приняв на вооружение тяжелый и бронированный Ми-24, оказался не готов быстро поставить такие машины своему арабскому союзнику. Во-вторых, между мировыми войнами Сирия была под французким протекторатом и влияние французов на формирование сирийской национальной элиты было определяющим вплоть до второй половины 50-х годов. Соответсвенно за 20 лет это влияние еще не было окончательно утрачено – так что Франция была наиболее приемлемым партнером для Сирии из всех западных стран, аналогично и сами французы пытались сохранить часть своего влияния на сирийцев. В третьих, богатая Саудовская Аравия предпринимала попытки переориентировать арабские страны на Запад и не жалела для этого денег, (нечто подобное мы видим и сейчас – закупка Египтом французких истребителей Rafalle и вертолетоносцев типа «Мистраль» на саудовские деньги хотя и не несет задачи «переориентировать Египет», но явно имеет свои резоны для Саудии). Так что сирийцы благоразумно не стали отказываться от предложения фактически бесплатно получить партию современного западного вооружения.
Контракт на поставку 46 SA-342 Gazelle был подписан в 1977, тогда же получили и первую партию из 18 вертолетов SA-342К (модификация для стран «с жарким и сухим климатом»). Эта партия была вооружена старыми французкими ПТУР AS-12. Из них сформировали 976-ю эскадрилью боевых вертолетов в Al-Jdayde
Вскоре поставки продолжились и всего к 1979 году было получено 30 SA-342К и 16 SA-342L оснащенных ПТУР HOT и совершенной системой управления.
Вместе с этой партией получили 216 ПТУР HOT (сокращение от «High-subsonic Optical remote-guided fired from a Tube», что можно перевести примерно как «Высокоскоросная ракета с оптическим наведением, запускаемая из трубы-контейнера»). Ракета имела современное полуавтоматическое наведение с управлением по проводу и на тот момент НОТ считался одним из самых современных ПТУР, будучи способным пробивать до 700 мм гомогенной брони при нулевом угле встречи и 288 мм наклонной брони расположенной под углом 65 градусов. Каждый вертолет мог нести до 4 таких ракет. Нет точных данных перевооружались ли SA-342K на ПТУР HOT, скорее всего нет – на видео учений в апреле 2012 виден вертолет вооруженный древней AS-12.
В результате к войне 1982 года сирийцы имели авиабригаду SA-342К/L из трех эскадрилий (976-я, 977-я, 988-я). Про применение SA-342К с ПТУР AS-12 никакой информации нет, что, впрочем, не исключает такого применения. Возможно, что одна из эскадрилий SA-342К использовалась только для транспортировки, наблюдения и связи. Достоверно известно о применении в боях 977-й эскадрильи, вооруженной SA-342L с ПТУР НОТ.
Президент Сирии Хафез Асад (кстати, летчик-истребитель) в кабине «Газели».
Только к 1981 году Советский Союз поставил Сирии первую эскадрилью Ми-25 (упрощенный экспортный вариант Ми-24В вооруженный ПТУР 9М17П Фаланга-П). Ракета имела радиокомандное полуавтоматическое наведение, несколько меньшую дальность и худшую бронепробиваемость, чем ПТУР НОТ от «супостата».
Согласно данным наших советников, к началу Ливанской войны 1982 года сирийцы только стали выполнять самостоятельные полеты на Ми-25, без боевого применения. Поэтому говорить об их освоении личным составом нельзя. В конечном итоге, в боевых действиях в 1982 году они участия не приняли. По некоторым данным, первый практический пуск ПТУР Фаланга сирийские Ми-25 провели только в 1986 году и в целом им этот комплекс не понравился и практически никогда не применялся в боевых действиях. Единственным противотанковым вертолетом у сирийцев в войне 1982 года были SA-342 Gazelle.
Война в Ливане, 1982.
К началу 80-х годов многоконфессиональный Ливан оказался раздираемым противоречиями между разными религиозными группами (христиане-фалангисты, шииты «Амаль» и т.д.), фактически был в состоянии гражданской войны и безвластия. Это стало поводом для введения в страну сирийского контингента под эгидой арабских миротворческих сил. Сирийская авиация осуществляла поддержку своего контингента в Ливане и 7 апреля 1982 одна из «Газелей» столкнулась с проводами и потерпела катастрофу в Ливане.
Надо сказать, что Ливан всегда считался Сирией своей вотчиной, практически «незаконно отторгнутой колонизаторами частью Великой Сирии». В разные периоды сирийцы поддерживали разные ливанские силы – то защищали христиан, то воевали с ними. Но из-за того, что в Ливан перместились силы ООП (Организации Освобождения Палестины) с их непримиримой позицией к Израилю, вскоре сирийцы стали смотреть на ситуацию исключительно с точки зрения арабо-израильского противостояния. Ливанские христиане-фалангисты получили полную поддержку Израиля, соответсвенно их противники – Сирии.
ООП создала в Южном Ливане свою полурегулярную армию с танками, артиллерией, тренировочными базами и складами. Палестинцы часто обстреливали Израиль из реактивной и ствольной артиллерии, а последний время от времени устраивал авиа и артналеты, рейды и даже крупные вторжения сухопутных войск, как операцию «Литани» в 1979 году. Интересно, что прошло несколько десятилетий, сменились названия организаций-оппонентов Израиля, их идеология, добавились новые «горячие точки» у границ Израиля вроде сектора Газы, но принципиально ничего ведь не поменялось…
Летом 1982 года израильтяне решились не просто на крупнейшую зачистку Ливана от палестинцев под напыщенным названием «Мир Галилее», а на полное переформатирование этой страны в своих интересах – окруженнии Бейрута и с целью передачи власти христианам, придерживающихся произральских и проамериканских позиций. Было решено не ограничиваться как прежде рубежом реки Литани, а перезать шоссе от сирийской границы до Бейрута и войти в сам город. Израильтяне предполагали, что Сирия не вмешаетс
ГАЗель Фото | 1000+ изображений Gazelle
газель Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fotosearch Enhanced
RF Libre de droit
Fin du dossier Baccarat 2020 avec les hélicoptères SA342 Gazelle de l’ALAT au Versoud à Grenoble | Retour de Baccarat 2020, Hélicoptère AS532 Cougar en action Hélicoptère AS532 Cougar de l’Aviation Légère de l’Armée de Terre Française (ALAT) au Versoud в Гренобль |
Retour de Baccarat 2020, Hélicoptères NH90 Caïman en action Hélicoptères NH90 Caïman de l’Aviation Légère de l’Armée de Terre Française (ALAT) au Versoud à Grenoble | |
Retour de Baccarat 2020: Hélicoptères d’attaque Tigre en action Hélicoptères d’attaque EC665 Tigre de l’Aviation Légère de l’Armée Française (ALAT) au Versoud à Grenoble | |
Retour de Baccarat 2020: открытая операция на равнине Rencontre в Laffrey Sur le site Historique de la Plaine de la rencontre à Laffrey ool Napoléon de retour de l’île d’Elbe retrouva le Hélipïèêtres, 3 Hélipétres. des éléments du 4em Régiment de chasseurs pour sécuriser le pass d’un col pour la cavalerie blindée de la 27em Brigade d’infanterie de montagne | |
Retour de Baccarat 2020: Héliportée NRBC Des hélicoptères Cougar et NH90 Caïman, проникающий в альпинистскую компанию охотников за уничтожением запасов химикатов ремесленных бомб | |
Retour de Baccarat 2020: héliportée avec les spéciales Des hélicoptères Cougar et NH90, проникающий и вывозимый из группы коммандос гор (GCM) 27em brigade d’infanterie de montagne (chasseurs alpins) | alpins|
Hélicoptères EC135 HB-ZUE et HB-ZJE d’Alpine Air Ambulance à Birrfeld, en Suisse | |
Hélicoptère h245 I-PEBX Pelikan 2 d’HELI Flugrettung Südtirol à Bressanone, en Italie | |
Hélicoptère Bell 429 HB-ZUD d’AP3 Luftrettung à Balzers au Lichtenstein | |
Hélicoptère AW169 de la Guardia di Finanza à Venegono en Italie | |
Hélicoptère de secours EC155 de la Johanniter Luftrettung à Reichelsheim en Allemagne | |
Hélicoptères américains в пути по Франции Hélicoptères américains AH64 Apache, Ch57 Chinook et UH60 Blackhawk lors de leurs ravitaillements в Nancy et Nevers, подвеска Leur Transit du Port de La Rochelle vers l’Est de l’Est de l’Ero 2020 | |
A bord d’un helicoptère de l’Aviation Légère de l’Armée de Terre (ALAT) для репетиций défilé aérien 14 июля 2020 г. au-dessus de Paris | |
Hélicoptères de secours aérien EC135 du SAMU et EC145 de la Sécurité Civile, à l’héliport de Paris | |
Hélicoptère AS350 B3 Ecureuil F-GZSH de SAF HELICOPTERES, au départ de l’héliport de Paris pour des travaux aériens au-dessus de La Défense | |
Le nouvel hélicoptère EC135 F-GUFB d’HELIPASS, à l’héliport de Paris, pour des vols touristiques entre Paris et Versailles | |
Des hélicoptères NH90 Caïman, SA330 Puma de l’ALAT et EC145 de la Sécurité Civile hélitreuillent des pompiers et leur équipement au plus près d’un incendie de forêt (Mission annuelle Héphaïstos) | |
10 иллюстраций декоративных ботинок (Box Art) KITTY HAWK | |
Воздушные перевозки с использованием оборудования Timberline Timberline Helicopters является специализированным американским предприятием по перевозке грузов и средствам защиты от возгорания.В настоящее время Blackhawk не вмешивается в зажигательные процессы в Австралии и Чили в 2019 и 2020 | |
Серебряные очки EC135, h235 и h245 от ANWB aux Pays-Bas | |
Hélicoptère de lutte anti-sousmarine MI14PL Haze de la Marine polonaise, à Gdynia en Pologne | |
Retour sur le # NordicTour2019.Il y a un an HELICO PASSION est allé en Suède, для фотографий, которые вы любите широты. Voici le récit jour par jour de ce roadtrip avec une carte des points de spotting, si un jour l’aventure vous tente. L’occasion de découvrir ce qui se pas derrière les images et pour ceux qui ont le copier / coller facile sur les réseaux sociaux d’être un peu plus respueux en n’oubliant pas de citer les Photography | |
Hélicoptères Offshore h275, AW189, AW139 и S92 à Aberdeen en Ecosse, для транспортировки по пластинчатым формам, петрольерам и газьерам на севере | |
Mise à jour du dossier sur l’hélicoptère UH60 Blackhawk с информацией и фотографиями S70 Blackhawk de la Police polona | |
Hélicoptère d’attaque MI24 Hind de l’armée de Bulgarie | |
Hélicoptère MD500 из оружия Финляндии в Турку | |
Фотографии Air to Air d’hélicoptères au Mach Loop, UK Hélicoptères CV22 Osprey, Ch57 Chinook, AW101 Merlin, S92, AH64 Apache et h245 en vue aérienne lors de leurs Entraining to Basse Altitude au Mach Loop au Royaume-Uni | -Uni|
Hélicoptère AS532 Cougar de l’armée de Bulgarie dans un demonstration de Combat SAR | |
Héliport de Paris в 2019 г. En juin et juillet 2019, les events de spotting à l’héliport de Paris ont été nombreuses: hélicoptères américains pour les festivités du 75em anniversaire du débarquement, prototype du h260 auqueres de la lérica avant et après le défilé du 14 juillet.L’occasion aussi dehotoier les autres hélicoptères de pass | |
Hélicoptères des Gardes-Côtes et de la Gendarmerie espagnols à Gijon 2019, en Espagne | |
Hélicoptère AW169 de secours de Travis County Star Flight в Остин, Техас, США | |
Hélicoptère AS350 B3 / h225 Ecureuil HB-ZPN в Courchevel | |
Hélicoptère AW169 HB-ZQZ в Courchevel | |
Hélicoptère AW139 F-HSBP в Courchevel | |
Hélicoptère h235 F-GMON в Courchevel | |
Hélicoptère NH90 de l’Armée de Finlande в Турку | |
Hélicoptère de recherche et sauvetage h315 SuperPuma des Gardes-Côtes de Finlande à Turku | |
Вертолетов Airbus и воздушных судов и воздушных шаров 2019 года и предварительных годов выпуска | |
Hélicoptères américains в Нью-Йорке La ville de New-York размещают дополнительные детские товары на Манхэттене.Les photos ont été prises à l’héliport d’East 34th Street (à l’Est, proche de l’ONU | |
Завершенное досье на поликлинике SIKORSKY S76 Développé après le SH70 (UH60 Blackhawk), S76 — это основа для деловой авиации и принципа использования для морских пространств, поиска и спасения транспорта, гражданский. Il est devenu tristement célèbre en janvier 2020 lors du crash d’un appareil de ce type, tuant le pilote et les 8 passagers at bord parmi lesquels le célèbre basketeur américain Kobe BRYANT et sa fille Gianna | |
Hélicoptère AW169 de secours de Scandinavian Air Ambulance à Östersund, en Suède | |
Hélicoptère AW169 G-KSSC d’Air Ambulance Kent Surrey Sussex, à Redhill, UK | |
Hélicoptère AW139 для поиска и обработки в Norrtälje en Suède | |
Hélicoptères h245 de secours de Scandinavian Air Ambulance et de Svensk Luftambulans, à Mora et à Norrtälje, en Suède | |
Hélicoptère Bell 429 de la Police suédoise в Stockholm | |
Hélicoptères de l’ALAT française lors de la presentation des Capacités de l’Armée de Terre, à Versailles Satory, 10 октября 2019 г. | |
Hélicoptères de Police et de vols touristiques dans l’Ouest America |