Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принцип работы
Автор автомеханик А.Зарядин На чтение 14 мин. Просмотров 83 Опубликовано
Первым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) считается изобретение французского механика Ленуара в 1860 году. Поршневой агрегат работал за счёт сжигания в цилиндре светильного газа. Более удачную конструкцию предложил немец Отто в 1866 году. Его двигатель работал по 4-тактному циклу, сжимая в цилиндрах смесь газа и воздуха перед воспламенением запальной свечи. Следующим этапом развития стал переход на жидкое нефтяное топливо и внесение технических новшеств в конструкцию ДВС.
Что такое ДВС
Двигатель преобразует топливную, электрическую и другие виды энергии в механическую для передачи её исполнительным органам машины или установки: трансмиссии, насосу, ротору и т.д. Автомобильные двигатели различаются по виду первичной энергии и процессу её преобразования:
- поршневой двигатель внутреннего сгорания;
- газовая турбина;
- паровой двигатель;
- роторно-поршневой мотор;
- двигатель внешнего сгорания;
- электромотор;
- маховичный двигатель и др.
Наиболее распространён поршневой двигатель внутреннего сгорания. Источником энергии ДВС служит жидкое нефтяное топливо или горючий газ. Популярность этого типа мотора обусловлена возможностью компактного хранения топлива и его малого расхода при большом пробеге автомобиля.
Рассмотрим подробнее, что такое двигатель внутреннего сгорания, его устройство, принцип работы, плюсы и минусы.
Устройство двигателя внутреннего сгорания
В устройство двигателя внутреннего сгорания входят различные механизмы и системы. Так, поршневой 4-тактный агрегат состоит из кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) механизмов:
- КШМ включает в себя подвижные и неподвижные детали. Основу составляет блок цилиндров, установленный на картере. Сверху блок закрыт головкой, в которой находятся впускные и выпускные клапаны, свечи зажигания, форсунки. Внутри цилиндров перемещаются поршни, соединённые через поршневой палец с верхней головкой шатуна. Нижняя часть шатуна охватывает шейку коленвала. На конце вала закреплён маховик;
- в состав ГРМ входит распределительный вал, клапаны и привод ГРМ. Подробнее о механизме поговорим ниже.
В 2-тактном поршневом ДВС клапана отсутствуют. Вместо них в конструкции предусмотрены продувочные окна.
Достойной заменой поршневому агрегату можно рассмотреть только роторно-поршневой мотор или двигатель Ванкеля. Он работает по 4-тактому циклу, а поршень имеет форму треугольника Рёло. Газораспределение в роторном агрегате происходит через впускные и выпускные окна, поэтому необходимость в сложном клапанном механизме отпадает. Двигатели Ванкеля встречаются в машинах Mazda и советских ВАЗах.
Системы двигателя
Надёжная и долговременная работа двигателя внутреннего сгорания невозможна без питания, смазки, охлаждения. Кроме того, нужно обеспечить первый запуск коленвала и каждый раз воспламенять рабочую смесь в цилиндрах. Для этих целей разработаны следующие системы двигателя:
- смазки;
- охлаждения;
- питания;
- запуска;
- зажигания;
- впрыска;
- управления.
Если раньше системы были механические, сейчас в них появляется больше электроники. Электронное управление делает работу мотора высокоэффективной, экономичной и надёжной. Системы становятся компактными, но требуют качественного и регулярного обслуживания.
ГРМ — газораспределительный механизм
Устройство двигателя внутреннего сгорания включает в себя ГРМ. Его функция — вовремя подать в определённые цилиндры рабочую смесь, а также выпустить из этих цилиндров продукты горения. Работу механизма определяют последовательность работы цилиндров и фазы газораспределения.
Для функционирования ГРМ необходимы минимум 1 впускной и 1 выпускной клапан на каждый цилиндр. Диаметр тарелки впускного клапана обычно больше, чем у выпускного, что позволяет улучшить наполняемость цилиндра и увеличить рабочие показатели ДВС. Открытие и закрытие клапанов регулирует кулачковый распределительный вал. Сам вал приводится цепью или ремнём от коленвала.
Конструктивно привод клапанов делится на 4 вида:
- OHV — распредвал расположен в блоке цилиндров, а управление клапанами происходит через дополнительные толкатели и штанги;
- ОНС — распредвал размещён в головке блока, привод клапанов осуществляется за счёт рычажных толкателей;
- DОНС — схема расположения с двумя распредвалами в головке блока. В этом случае один вал используется для впускных, а другой для выпускных клапанов.
Фазы газораспределения — это моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в углах поворота коленвала. Правильно подобранные фазы обеспечивают лучшее наполнение и очистку цилиндров. Если в устройство двигателя включить механизм управления фазами VVT, это позволит получить максимальную мощность при высокой частоте вращения коленвала и экономить ресурсы на малых оборотах.
Система смазки
Смазка двигателя автомобиля защищает детали от трения, коррозии, охлаждает конструкцию и смывает грязь. В ДВС часто используются комбинированные системы, в которых моторное масло подаётся под давлением и разбрызгиванием.
В типичной смазочной системе масло заливают через маслозаливную горловину в поддон картера до определённого уровня. При работе двигателя маслонасос высасывает из поддона смазку через маслозаборник. Затем масло фильтруется от примесей и переходит в главную магистраль.
Магистраль представляет собой ответвления каналов, по которым масло поступает к коренным подшипникам коленвала, опорам распредвала, поршневой группе и другим деталям. Из зазоров подшипников смазка вытекает и разбрызгивается движущимися элементами в виде капель и масляного тумана. Под действием силы тяжести масло стекает в поддон, смазывая при этом привод ГРМ.
В высокофорсированных ДВС спорткаров, в тракторах и спецавтомобилях применяется система смазки с сухим картером. Масло постоянно выкачивается дополнительным маслонасосом в масляный бак, из которого подаётся под давлением в систему смазки двигателя. Такое решение помогает предотвратить перемещение масла при резких манёврах, когда маслозаборник окажется выше уровня масла.
Система смазки выполняет функцию вентиляции картера от газов, которые прорываются из цилиндра через поршневые кольца. Соединяясь с парами воды, газы образуют агрессивные кислоты и могут вызвать коррозию. Самым простым способом вентиляции картерных газов является выведение их в атмосферу. Однако, высокие нормы экологии привели к появлению закрытых принудительных систем вентиляции, в которых газы направляются в камеры сгорания через впускной тракт.
Система охлаждения
Температура в камере сгорания в момент воспламенения доходит до 2500℃. Перегрев цилиндров, поршней, головки блока и других деталей приводит к потере мощности, тепловому расширению, выгоранию масла, обгоранию клапанов и заклиниванию двигателя. Для охлаждения конструкции разработана система, которая принудительно отводит тепло потоком воздуха или жидкости.
Воздушная система охлаждения ДВС применяется на мопедах, мотоциклах и газонокосилках. Жидкостная система более сложная и шумная, но обеспечивает равномерный и эффективный отвод тепла. В качестве теплоносителя используются антифризы — жидкости с низкой температурой замерзания.
Для отвода тепла от блока цилиндров и головки предусмотрена рубашка охлаждения — канал для прохождения жидкости. Рубашка соединяется патрубками с радиатором, который забирает тепло от жидкости и выбрасывает его в воздух. За радиатором располагают вентилятор, который увеличивает скорость прохождения воздуха. Вентилятор приводится от ременной передачи коленвала или электропривода. Часто вентилятор оснащают вязкостной или гидравлической муфтой.
Во время работы двигателя охлаждающая жидкость циркулирует от насоса, который приводится от коленвала или электродвигателя. Чтобы система обеспечивала оптимальный температурный режим, в контур охлаждения встраивают термостат с управляемым теплочувствительным элементом. Термостат может быть соединён с электронным блоком управления.
Система подачи топлива
Система подачи топлива в двигателях внутреннего сгорания может быть карбюраторной или инжекторной. Наиболее распространённой является инжекторная система питания с распределённым впрыском. Она состоит из следующих подсистем:
- подачи и очистки топлива;
- подачи и очистки воздуха;
- улавливания и сжигания паров бензина;
- выпуска и дожигания отработанных газов;
- электронной части с набором датчиков.
Во время включения ДВС запускается электробензонасос, который закачивает топливо из бака. Бензин проходит через топливный фильтр к рампе с форсунками. На корпусе форсунки находятся электрические контакты, которые регулируют количество топлива, впрыскиваемого в цилиндр.
За количеств воздуха, поступающего в цилиндры ДВС, отвечает дроссельная заслонка. Она работает от механического троска или электропривода. Регулировку оборотов на холостом ходу осуществляет шаговый электродвигатель или непосредственно компьютер. Для корректной работы системы впрыска электронный блок получает информацию с датчиков массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, положения и частоты вращения коленвала и др.
Помимо распределённого впрыска существуют системы непосредственного впрыска. Однако, они более сложные и дорогие. Специалистам компании Mitsubishi удалось разработать сбалансированную систему, которая улучшила топливную экономичность и повысила мощность мотора. Это объясняется возможностью двигателя работать на обеднённых смесях и повышением степени сжатия до с 10 до 12,5.
Впервые система непосредственного впрыска появилась в моторах 1,8 GDI на Mitsubishi Galant в 1996 году. Сейчас подобные двигатели внутреннего сгорания встречаются в машинах Peugeot-Citroen, Renault, Toyota.
Системы питания дизельных ДВС отличаются от бензиновых. Существуют две схемы подачи дизельного топлива: с разделённой камерой сгорания и непосредственный впрыск. Первый вариант работает мягче и тише, но распространение получил второй вариант с лучшей топливной экономичностью в 20 %.
Дизельное топливо поступает из бака в нагнетательный трубопровод, затем через подкачивающий насос в топливный фильтр. После очистки дизель попадает в топливный насос высокого давления ТНВД, который распределяет топливо по форсункам.
Альтернативой системе с ТНВД является система питания Common Rail от Bosch. Особенность системы — установка аккумуляторного узла со штуцерами для подсоединения форсунок. Топливо в узле находится постоянно под высоким давлением, что позволяет подавать в цилиндр небольшие и точно отмеренные порции.
Выхлопная система
Выхлопная система влияет на мощность ДВС, расход топлива и количество выбросов в атмосферу. Для уменьшения содержания вредных веществ в отработанных газах применяется каталитический нейтрализатор. Он состоит из восстановительного и двух окислительных катализаторов, которые превращают углеводороды в водяной пар, а окиси углерода — в углекислый газ. Нейтрализатор устанавливают максимально близко к выпускному коллектору.
Нейтрализатор работает эффективнее, если двигатель внутреннего сгорания работает на смеси из воздуха и топлива в соотношении 14,7:1. Количество воздуха в отработанных газах отслеживает датчик лямбда-зонд. Уровень вредных окисей азота снижают с помощью системы рециркуляции путём забора части газов из выпускной системы для подачи его во впуск.
Классификация двигателей
Конструкция ДВС бывает различной. Каждый разработчик мотора пытается внести свои улучшения, повысить мощность и экономичность, снизить выбросы вредных веществ и стоимость агрегата. Давайте посмотрим, по каким критериям классифицируют двигатели внутреннего сгорания.
По рабочему циклу
Рабочий цикл ДВС — это последовательность процессов внутри каждого цилиндра, в результате которой энергия топлива превращается в механическую энергию. Цикл может быть двухтактным или четырехтактным:
- четырёхтактный мотор работает по «циклу Отто» или Аткинсона и включает в себя такты: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск;
- в двухтактном ДВС впуск и сжатие происходят одновременно за один такт, а рабочий ход переходит в выпуск на втором такте.
Если сравнивать двигатели внутреннего сгорания одной мощности по рабочему циклу, 2-тактный окажется проще и компактнее. А вот по топливной экономичности и экологическим показателям в выигрыше окажется 4-тактный мотор.
По типу конструкции
По конструкции ДВС делятся на:
- поршневые, в которых расширяющиеся при сгорании газы приводят в движение поршень, который в свою очередь толкает коленвал;
- роторные.Растущее давление газов воздействует на ротор, соединённый с корпусом через зубчатую передачу. Роторный мотор не имеет ГРМ. Его функции выполняют впускные и выпускные окна в боковых стенках корпуса;
- газовые турбины. В этих двигателях внутреннего сгорания газы с высокой скоростью попадают на лопатки силовой турбины, которая соединяется через редуктор с трансмиссией. Для нагнетания воздуха в мотор установлен турбинный компрессор.
Моторы могут быть без наддува, с турбокомпрессором или нагнетателем. Конструкция подбирается под назначение двигателя: будь то стационарная установка или транспорт.
По количеству цилиндров
Одно цилиндровые двигатели работают неравномерно, что не критично для лодочных моторов, мопедов и мотоциклов. Двигатель автомобиля устроен сложнее, поскольку нужна высокая мощность, а значит и большой объём цилиндра. Так, в транспорте малого класса применяются 4-цилиндровые моторы. В грузовые автомобили ставят 6- и 8-цилиндровые ДВС.
В моделях премиум класса встречаются 12-цилиндровые агрегаты. Например, в Audi A8 установлен мотор W12 с 4 клапанами на каждый цилиндр и мощностью 420 л.с.
По принципу создания рабочей смеси
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания различается способами смесеобразования:
- внешнее: в карбюраторных моторах и в агрегатах с впрыском топлива во впускной коллектор;
- внутреннее: в дизельных двигателях и бензиновых с непосредственным впрыском в камеру сгорания.
По расположению цилиндров
Поршневые двигатели автомобиля различаются компоновочной схемой блока цилиндров и могут представлять собой конструкцию:
- рядную;
- V-образную;
- оппозитную с углом развала между поршнями 180°;
- VR-образную;
- W -образную.
В зависимости от компоновки моторы устанавливаются в подкапотное пространство вертикально, горизонтально или под углом к вертикальной плоскости для уменьшения высоты конструкции.
По типу топлива
Работа двигателя внутреннего сгорания происходит за счёт сжигания смеси воздуха с бензином, газа или дизеля. В качестве газового топлива ДВС применяются углеводород, сжиженный газ, смесь пропана и бутана, метан, водород.
По принципу работы ГРМ
Выше мы рассматривали, что ГРМ может быть устроен по схеме OHV, ОНС или DОНС. Выбор компоновки влияет на принцип работы двигателя. Также приводы клапанов различаются способами регулировки тепловых зазоров, которые увеличиваются в результате нагрева конструкции. Настройку зазоров проводят вручную, меняя специальные винты в коромыслах, или устанавливают гидрокомпенсаторы для автоматической регулировки.
Принцип работы двигателя
Изучив устройство, перейдём к рассмотрению принципа работы ДВС. Как работает двигатель внутреннего сгорания разберём на примере одноцилиндрового бензинового мотора.
Принцип работы четырехтактного двигателя
Внутри цилиндра возвратно-поступательно перемещается поршень, соединённый с коленчатым валом через шатун. Положение, в котором остаётся поршень после перемещения вверх, называется верхней мёртвой точкой ВМТ. А положение после перемещения вниз — нижней мёртвой точкой НМТ. Ход поршня между двумя крайними точками называется тактом. Рабочий цикл включает 4 последовательных такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
Посмотрим поэтапно, как работает 4-тактный двигатель внутреннего сгорания:
- В начале такта впуска открывается впускной клапан, а поршень перемещается от ВМТ. В это время в цилиндр всасывается горючая смесь.
- После прохода НМТ поршень поднимается вверх, сжимая рабочую смесь и остаточные газы. Все клапана закрыты. Растёт давление и температура сжатых газов. В это время свеча зажигания даёт искру для воспламенения смеси.
- Рабочая смесь горит, толкая поршень от ВМТ вниз. Клапана ещё закрыты.
- На такте выпуска открывается выпускной клапан, и поршень поднимается вверх, выталкивая отработавшие газы из цилиндра.
В многоцилиндровом блоке одинаковые такты в цилиндрах проходят в разном порядке. Например, если в устройство двигателя входит 4-цилиндровый блок, то очередность работы может выглядеть, как 1-3-2-4. Это означает, что такт впуска пройдёт сначала в 1, потом в 3, затем во 2, а после в 4 цилиндре.
Принцип работы двухтактного двигателя
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя с двумя рабочими тактами отличаются от 4-тактного. Здесь вместо клапанов в определённых местах цилиндра предусмотрены отверстия — продувочные окна. Свечи зажигания установлены в головке цилиндра.
Во время первого такта поршень двигается от НМТ к ВМТ. Через впускное окно под давлением насоса поступает рабочая смесь, заполняя цилиндр. Выпускное окно открыто и выпускает остатки отработавших газов. Перемещаясь, поршень перекрывает окна. Горючая смесь сжимается. Вблизи ВМТ подаётся искра зажигания, после чего начинается второй такт.
Поршень перемещается вниз под действием давления газов. Открываются окна. Сначала выпускное, через которое выходят отработанные газы, а затем впускное, через которое снова подаётся смесь.
Схема двухтактного двигателя имеет большой КПД: поршень за весь рабочий цикл совершает 2 хода, а коленчатый вал делает один полный оборот. Однако, часть топливно-воздушной смеси теряется вместе с отработанными газами, что даёт низкую топливную экономичность. Кроме того, поршневые кольца, постоянно пересекая кромки продувочных окон, быстро изнашиваются.
Преимущества и недостатки ДВС
ДВС — основной силовой агрегат, который устанавливают в автомобили. Несмотря на популярность, устройство двигателя внутреннего сгорания далеко от идеала.
Плюсы ДВС | Минусы ДВС |
Автономная работа | Зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения коленвала |
Топливная экономичность | Токсичные выбросы |
Высокая мощность | Трудный запуск при минусовых температурах |
Доступная цена | Вибрация и шум |
Сложная конструкция с большим количеством расходников | |
Необходимость использования коробки передач | |
Малый ресурс | |
Затраты на обслуживание |
Заключение
Устройство двигателя внутреннего сгорания постоянно усложняется, в попытках угодить запросам потребителей. Растёт количество модификаций, применяются новые электронные системы и перспективные виды топлива. Но эпоха доминирования ДВС постепенно заканчивается, на смену приходят более экологические чистые, эффективные и бесшумные конструкции. Например, гибридная машина, в которой ДВС работает в паре с электродвигателем.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания, устройство ДВС
Двигатель внутреннего сгорания — один из ключевых элементов конструкции транспортного средства. Он представляет собой внушительный агрегат, принцип работы двигателя внутреннего сгорания основывается на изменении энергии для действия определенных частей агрегата.
Виды моторов
Существует три вида двигателей, встречаемых в транспортных средствах:
- поршневой
- роторно-поршневой
- газотурбинный
Большой популярностью пользуется первый вариант моторов. На некоторые модели автомобилей устанавливают так поршневые двигатели с четырьмя тактами. Вызвана такая популярность тем, что подобные агрегаты стоят дешевле, имеют небольшой вес и подходят для использования практически во всех машинах вне зависимости от производства.
Если говорить простыми словами, то двигатель автомобиля — это особый механизм, способный изменить энергию тепла, превратив ее в механическую энергию, благодаря чему удается обеспечить работу множества элементов конструкции автомобиля, а также его систем.
Изучить принцип действия мотора не составит труда. Например, поршневые ДВС делятся на двух- и четырехтактные агрегаты. Четырехтактными двигатели называют потому, что в одном рабочем цикле элемента поршень двигается четыре раза (такта). Подробнее о том, что представляют собой такты, написано далее.
Устройство мотора
Прежде, чем разбираться с принципом работы, стоит сначала понять, как устроен силовой агрегат и что входит в его конструкцию. Так как поршневые считаются наиболее востребованными, рассматриваться будет именно такое устройство. К основным деталям следует отнести:
- Цилиндры, образующие отдельный блок
- Головку блока с ГРМ
- Кривошипно-шатунный механизм
Последний приводит в движение коленчатый вал, заставляя его вращаться. Механизм передает валу энергию, получаемую от двигающегося поршня, который в несколько тактов меняет свое положение. Движение поршня регулирует энергия тепла, возникающая в результате горения топлива.
Невозможно представить и организовать движение силового агрегата без установленных в нем механизмов. Так, например, ГРМ меняет положение клапанов, за счет чего удается обеспечить регулярную подачу топлива, впуская и выпуская определенные составы. Система поступления новых газов и выхода отработавших налажена.
Работа двигателя возможна только при одновременной работе всех включенных в конструкцию деталей, механизмов и других элементов. Также вместе с ними должны бесперебойно действовать следующие системы:
- зажигания, основная роль которой заключается в воспламенении топлива,
- содержащего также воздух;
- впускная, регулирующая своевременную подачу воздуха внутрь цилиндра;
- топливная, благодаря которой удается обеспечить подачу топлива для сгорания и дальнейшей работы транспорта;
- система смазки, снижающая износ трущихся деталей конструкции во время их работы;
- выхлопная, посредством действия которой удается удалить отработавшие газы, в результате чего снижается их токсичность.
Также работает система охлаждения, регулирующая температуру внутри агрегата и следящая за тем, чтобы она была оптимальной.
Рабочий цикл ДВС
Основной цикл мотора подразумевает выполнение четырех основных тактов. Именно о них и пойдет речь дальше по тексту.
Первый такт: впуск
Начальный — движение кулачков, которые являются частью конструкции распределительного вала. Они меняют воздействуют на клапан впуска, заставляя его открыться.
Далее, вслед за открывшимся клапаном, с места двигается поршень. Деталь постепенно перемещается из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее. Воздух внутри цилиндра в связи с уменьшением пространства поршнем становится более разреженным, благодаря чему становится возможным поступление подготовленной рабочей смеси.
После этого поршень начинает действовать на коленвал через шатун, вследствие чего вал поворачивается на 180 градусов. Сам поршень уже достигает своего критического нижнего положения, и на этом моменте начинается второй такт.
Второй такт: сжатие
Он подразумевает дальнейшее сжатие смеси, находящейся внутри цилиндра. Клапан впуска закрывается, и поршень меняет свое направление, двигаясь вверх. Воздух в связи с уменьшением пространства начинает сжиматься, а рабочая смесь — нагреваться. Когда второй такт подходит к концу, в действие приходит система зажигания. Ее основное назначение — подача на свечу заряда электричества для образования искры. Именно эта искра поджигает сжатую смесь из топлива и воздуха, приводя к ее воспламенению.
Отдельно стоит рассмотреть, как зажигается топливо у дизельного ДВС. Как только завершается сжатие, начинает поступать мелкораспыленное дизельное топливо через форсунку внутрь камеры. Впоследствии горючее вещество перемешивается с воздухом внутри, благодаря чему происходит воспламенение.
Что касается карбюраторного двигателя со стандартным топливом, то на втором такте коленчатый вал успевает сделать полный оборот.
Третий такт: рабочий ход
Третий такт называется рабочим ходом. Газы, оставшиеся после сгорания смеси, начинают толкать поршень, перемещая его вниз. Полученная деталью энергия передается коленвалу, и тот снова поворачивается, но уже на половину оборота.
Четвертый такт: выпуск
Четвертый такт — выпуск оставшихся газов. Когда такт только начинается, кулачок меняет положение на этот раз выпускного клапана, открывая его. Это способствует началу движения поршня наверх, вследствие чего из цилиндра начинают выходить отработавшие газы.
Интересно, что на современных моделях транспортных средств ДВС оборудованы не одним цилиндром, а несколькими. Благодаря их слаженной работе обеспечивается более качественная работа мотора и систем машины. При этом в каждом цилиндре единовременно выполняются разные такты. Так, например, в одном цилиндре вовсю идет рабочий ход, а во втором — коленчатый вал еще только совершает оборот. Подобная конструкция также:
- избавляет от ненужных вибраций;
- уравновешивает силы, которые действуют на работу коленвала;
- организует ровную работу мотора.
Ввиду компактности двигатели с несколькими цилиндрами изготавливают не рядными, а V-образными. Также существует форма оппозитных двигателей, которые часто можно встретить на автомобилях производства Subaru. Такое решение позволяет сэкономить много места под капотом.
Как работает двухтактный мотор
Выше было упомянуто, что поршневые двигатели делятся как на 4-тактные, так и на 2-тактные. Принцип работы вторых немного отличается от того, что был описан ранее. Да и само устройство такого агрегата значительно проще предыдущей конструкции. В двухтактном агрегате всего два окна в цилиндре — впускное и выпускное. Второе расположено чуть выше первого, и сейчас будет объяснено, для чего это.
Поршень при начале первого такта, до этого перекрывавший впускное окно, начинает двигаться наверх, в результате чего перекрывает собой окно впуска топлива. Поршень в это же время продолжает опускаться, что приводит к сжатию рабочей смеси. Как только деталь достигает нужного положения, на свече образуется первая искра, и созданная смесь тут же поджигается, воспламеняясь. Впускное окно к этому моменту уже открывается. Оно пропускает очередную порцию топлива и воздуха, продолжая работу механизма.
Начало второго такта характеризуется сменой направления движения поршня — он начинает перемещаться вниз. На него действуют газы, стремящиеся расширить имеющееся пространство. Поршень перемещается, открывая впускное окно, и оставшиеся после сгорания смеси газы уходят, пропуская внутрь новую порцию топлива.
Какая-то часть рабочей смеси также покидает цилиндр через открытый выпускной клапан. Поэтому становится понятным, почему двухтактные двигатели требуют такого количества топлива.
Преимущества и недостатки
Преимуществом двухтактных поршневых агрегатов является достижение большой мощности при небольшом рабочем объеме, если сравнивать их с четырехтактными. Однако владелец авто будет страдать от внушительных расходов топлива, из-за чего в скором времени в его голове возникнет идея поменять агрегат.
Также плюсами двухтактных ДВС можно назвать простую конструкцию, понятную и равномерную работу, маленький вес и компактный размер. К минусам следует отнести грязный выхлоп, нехватку различных систем, а также быстрый износ деталей конструкции. Довольно часто владельцы машин с таким двигателем жалуются на перегрев агрегата и его поломку.
Также читайте:
Какое моторное масло лучше заливать в двигатель Мерседес
Компрессор Мерседес: Виды компрессоров Плюсы и Минусы
ТОП 5 ЛУЧШИХ и ХУДШИХ МОТОРОВ MERCEDES
Что означает индикатор Check Engine и почему может гореть?
Что такое VIN CODE ? Как расшифровать вин код автомобиля Мерседес
Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принципы работы
Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принципы работы
04.04.2017
Двигателем внутреннего сгорания называется разновидность тепловой машины, которая преобразует энергию, содержащуюся в топливе, в механическую работу. В большинстве случае используется газообразное или жидкое топливо, полученное путем переработки углеводородов. Извлечение энергии происходит в результате его сгорания.
Двигатели внутреннего сгорания имеют ряд недостатков. К ним относятся следующие:
- сравнительно большие массогабаритные показатели затрудняют их перемещение и сужают сферу использования;
- высокий уровень шума и токсичные выбросы приводят к тому, что устройства, работающие от двигателей внутреннего сгорания, могут лишь со значительными ограничениями использоваться в закрытых, плохо вентилируемых помещениях;
- сравнительно небольшой эксплуатационный ресурс вынуждает довольно часто ремонтировать двигатели внутреннего сгорания, что связано с дополнительными затратами;
- выделение в процессе работы значительного количества тепловой энергии обуславливает необходимость создания эффективной системы охлаждения;
- из-за многокомпонентной конструкции двигатели внутреннего сгорания сложны в производстве и недостаточно надежны;
- данный вид тепловой машины отличается высоким потреблением горючего.
Несмотря на все перечисленные недостатки двигатели внутреннего сгорания пользуются огромной популярностью, в первую очередь – благодаря своей автономности (она достигается за счет того, что топливо содержит в себе значительно большее количество энергии по сравнению с любой аккумуляторной батареей). Одной из основных областей их применения является личный и общественный транспорт.
Типы двигателей внутреннего сгорания
Поршневой двигатель внутреннего сгорания
Роторный двигатель внутреннего сгорания
Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания
Когда речь идет о двигателях внутреннего сгорания, следует иметь в виду, что на сегодняшний день существует несколько их разновидностей, которые отличаются друг от друга конструктивными особенностями.
1. Поршневые двигатели внутреннего сгорания характеризуются тем, что сгорание топлива происходит в цилиндре. Именно он отвечает за преобразование той химической энергии, которая содержится в горючем, в полезную механическую работу. Чтобы добиться этого, поршневые двигатели внутреннего сгорания оснащаются кривошипно-ползунным механизмом, с помощью которого и происходит преобразование.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания принято делить на несколько разновидностей (основанием для классификации служит используемое ими топливо).
В бензиновых карбюраторных двигателях образование топливовоздушной смеси происходит в карбюраторе (первый этап). Далее в дело вступают распыляющие форсунки (электрические или механические), местом расположения которых служит впускной коллектор. Готовая смесь бензина и воздуха поступает в цилиндр.
Там происходит ее сжатие и поджиг с помощью искры, которая возникает при прохождении электричества между электродами специальной свечи. В случае с карбюраторными двигателями топливовоздушной смеси присуща гомогенность (однородность).
Бензиновые инжекторные двигатели используют в своей работе иной принцип смесеобразования. Он основан на непосредственном впрыске горючего, которое напрямую поступает в цилиндр (для этого используются распыляющие форсунки, называемые также инжектором). Таким образом, образование топливовоздушной смеси, как и ее сгорание, осуществляется непосредственно в самом цилиндре.
Дизельные двигатели отличаются тем, что используют для своей работы особую разновидность топлива, называемую «дизельное» или просто «дизель». Для его подачи в цилиндр используется высокое давление. По мере того, как в камеру сгорания подаются все новые порции горючего, прямо в ней происходит процесс образования топливовоздушной смеси и ее моментальной сгорание. Поджиг топливовоздушной смеси происходит не с помощью искры, а под действием нагретого воздуха, который подвергается в цилиндре сильному сжатию.
Топливом для газовых двигателей служат различные углеводороды, которые при нормальных условиях пребывают в газообразном состоянии. Из этого следует, что для их хранения и использования требуется соблюдать особые условия:
- Сжиженные газы поставляются в баллонах различного объема, внутри которых с помощью насыщенных паров создается достаточное давление, но не превышающее 16 атмосфер. Благодаря этому горючее находится в жидком состоянии. Для его перехода в пригодную для сжигания жидкую фазу используется специальное устройство, называемое испарителем. Понижение давления до уровня, который примерно соответствует нормальному атмосферному давлению, осуществляется в соответствии со ступенчатым принципом. В его основе лежит использование так называемого газового редуктора. После этого топливовоздушная смесь поступает во впускной коллектор (перед этим она должна пройти через специальный смеситель). В конце этого достаточно сложного цикла горючее подается в цилиндр для последующего поджига, осуществляемого с помощью искры, которая возникает при прохождении электричества между электродами специальной свечи.
- Хранение сжатого природного газа осуществляется при гораздо более высоком давлении, которое находится в диапазоне от 150 до 200 атмосфер. Единственное конструктивное отличие данной системы от той, что описана выше, заключается в отсутствии испарителя. В целом принцип остается тем же.
Генераторный газ получают путем переработки твердого топлива (угля, горючих сланцев, торфа и т.п.). По своим основным техническим характеристикам он практически ничем не отличается от других видов газообразного топлива.
Газодизельные двигатели
Данная разновидность двигателей внутреннего сгорания отличается тем, что приготовление основной порции топливовоздушной смеси осуществляется аналогично газовым двигателям. Однако для ее поджига используется не искра, получаемая при помощи электрической свечи, а запальная порция топлива (ее впрыск в цилиндр осуществляется тем же способом, как и в случае с дизельными двигателями).
Роторно-поршневые двигатели внутреннего сгорания
К данному классу относится комбинированная разновидность данных устройств. Ее гибридный характер находит свое отражение в том, что конструкция двигателя включает в себя сразу два важных конструктивных элемента: роторно-поршневую машину и одновременно — лопаточную машину (она может быть представлена компрессором, турбиной и т.д.). Обе упомянутых машины на равных принимают участие в рабочем процессе. В качестве характерного примера таких комбинированных устройств можно привести поршневой двигатель, оснащенный системой турбонаддува.
Особую категорию составляют двигатели внутреннего сгорания, для обозначения которых используется английская аббревиатура RCV. От других разновидностей они отличаются тем, что газораспределение в данном случае основывается на вращении цилиндра. При совершении вращательного движения топливо по очереди проходит выпускной и впускной патрубок. Поршень отвечает за движение в возвратно-поступательном направлении.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания: циклы работы
Для классификации поршневых двигателей внутреннего сгорания также используется принцип их работы. По данному показателю двигатели внутреннего сгорания делятся на две большие группы: двух- и четырехтактные.
Двухтактный двигатель
Четырехтактный двигатель
Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания используют в своей работе так называемый цикл Отто, который включает в себя следующие фазы: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Следует добавить, что рабочий ход состоит не из одного, как остальные фазы, а сразу из двух процессов: сгорание и расширение.
Наиболее широко применяемая схема, по которой осуществляется рабочий цикл в двигателях внутреннего сгорания, состоит из следующих этапов:
1. Пока происходит впуск топливовоздушной смеси, поршень перемещается между верхней мертвой точкой (ВМТ) и нижней мертвой точкой (НМТ). В результате этого внутри цилиндра освобождается значительное пространство, в которое и поступает топливовоздушная смесь, заполняя его.
Всасывание топливовоздушной смеси осуществляется за счет разности давления, существующего внутри цилиндра и во впускном коллекторе. Толчком к поступлению топливовоздушной смеси в камеру сгорания служит открытие впускного клапана. Этот момент принято обозначать термином «угол открытия впускного клапана» (φа).
При этом следует иметь в виду, что в цилиндре на этот момент уже содержаться продукты, оставшиеся после сгорания предыдущей порции горючего (для их обозначения используется понятие остаточных газов). В результате их смешения с топливовоздушной смесью, называемой на профессиональном языке свежим зарядом, образуется рабочая смесь. Чем успешнее протекает процесс ее приготовления, тем более полно сгорает топливо, выделяя при этом максимум энергии.
В результате растет кпд двигателя. В связи с этим еще на этапе конструирования двигателя особое внимание уделяется правильному смесеобразованию. Ведущую роль играют различные параметры свежего заряда, включая его абсолютную величину, а также удельную долю в общем объеме рабочей смеси.
2. При переходе к фазе сжатия оба клапана закрываются, а поршень совершает движение в обратном направлении (от НМТ к ВМТ). В результате надпоршневая полость заметно уменьшается в объеме. Это приводит к тому, что содержащаяся в ней рабочая смесь (рабочее тело) сжимается. За счет этого удается добиться того, что процесс сгорания топливовоздушной смеси протекает более интенсивно. От сжатия также зависит такой важнейший показатель, как полнота использования тепловой энергии, которая выделяется при сжигании горючего, а следовательно – и эффективность работы самого двигателя внутреннего сгорания.
Для увеличения этого важнейшего показателя конструкторы стараются проектировать устройства, обладающие максимально возможной степенью сжатия рабочей смеси. Если мы имеем дело с ее принудительным зажиганием, то степень сжатия не превышает 12. Если же двигатель внутреннего сгорания работает на принципе самовоспламенения, то упомянутый выше параметр обычно находится в диапазоне от 14 до 22.
3. Воспламенение рабочей смеси дает старт реакции окисления, которая происходит благодаря кислороду воздуха, входящему в ее состав. Этот процесс сопровождается резким ростом давления по всему объему надпоршневой полости. Поджиг рабочей смеси осуществляется при помощи электрической искры, которая имеет высокое напряжение (до 15 кВ).
Ее источник располагается в непосредственной близости от ВМТ. В этой роли выступает электрическая свеча зажигания, которую вворачивают в головку цилиндра. Однако в том случае, если поджиг топливовоздушной смеси осуществляется посредством горячего воздуха, предварительно подвергнутого сжатию, наличие данного конструктивного элемента является излишним.
Вместо него двигатель внутреннего сгорания оснащается особой форсункой. Она отвечает за поступление топливовоздушной смеси, которая в определенный момент подается под высоким давлением (оно может превышать 30 Мн/м²).
4. При сгорании топлива образуются газы, которые имеют очень высокую температуру, а потому неуклонно стремятся к расширению. В результате поршень вновь перемещается от ВМТ к НМТ. Это движение называется рабочим ходом поршня. Именно на этом этапе происходит передача давления на коленчатый вал (если быть точнее, то на его шатунную шейку), который в результате проворачивается. Этот процесс происходит при участии шатуна.
5. Суть завершающей фазы, которая называется впуском, сводится к тому, что поршень совершает обратное движение (от НМТ к ВМТ). К этому моменту открывается второй клапан, благодаря чему отработавшие газы покидают внутреннее пространство цилиндра. Как уже говорилось выше, части продуктов сгорания это не касается. Они остаются в той части цилиндра, откуда поршень их не может вытеснить. За счет того, что описанный цикл последовательно повторяется, достигается непрерывный характер работы двигателя.
Если мы имеем дело с одноцилиндровым двигателем, то все фазы (от подготовки рабочей смеси до вытеснения из цилиндра продуктов сгорания) осуществляется за счет поршня. При этом используется энергия маховика, накапливаемая им в течение рабочего хода. Во всех остальных случаях (имеются в виду двигатели внутреннего сгорания с двумя и более цилиндрами) соседние цилиндры дополняют друг друга, помогая выполнять вспомогательные ходы. В связи с этим из их конструкции без малейшего ущерба может быть исключен маховик.
Чтобы было удобнее изучать различные двигатели внутреннего сгорания, в их рабочем цикле вычленяют различные процессы. Однако существует и противоположный подход, когда сходные процессы объединяют в группы. Основой для подобной классификации служит положение поршня, которое он занимает в отношении обеих мертвых точек. Таким образом, перемещения поршня образуют тот отправной пункт, отталкиваясь от которого, удобно рассматривать работу двигателя в целом.
Важнейшим понятием является «такт». Им обозначают ту часть рабочего цикла, которая укладывается во временной промежуток, когда поршень перемещается от одной смежной мертвой точки к другой. Такт (а вслед за ним и весь соответствующий ему ход поршня) называется процессом. Он играет роль основного при перемещении поршня, которое происходит между двумя его положениями.
Если переходить к тем конкретным процессам, о которых мы говорили выше (впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск), то каждый из них четко приурочен к определенному такту. В связи с этим в двигателях внутреннего сгорания принято различать одноименные такты, а вместе с ними – и ходы поршня.
Выше мы уже говорили о том, что наряду с четырехтактными существуют и двухтактные двигатели. Однако независимо от количества тактов рабочий цикл любого поршневого двигателя состоит из пяти упомянутых выше процессов, а в его основе лежит одна и та же схема. Конструктивные особенности в данном случае не играют принципиальной роли.
Дополнительные агрегаты для двигателей внутреннего сгорания
Важный недостаток двигателя внутреннего сгорания заключается в достаточно узком диапазоне оборотов, в котором он способен развивать значительную мощность. Чтобы компенсировать этот недостаток, двигатель внутреннего сгорания нуждается в дополнительных агрегатах. Самые важные из них – стартер и трансмиссия.
Наличие последнего устройства не является обязательным условием лишь в редких случаях (когда, к примеру, речь идет о самолетах). В последнее время все привлекательнее становится перспектива создать гибридный автомобиль, чей двигатель мог бы постоянно сохранять оптимальный режим работы.
К дополнительным агрегатам, обслуживающим двигатель внутреннего сгорания, относится топливная система, которая осуществляет подачу горючего, а также выхлопная система, необходимая для того, чтобы отводить отработавшие газы.
Ознакомиться с ценами на установку газа на Ваш автомобиль и заказать установку ГБО
Принцип работы двухтактного и четырехтактного двигателя
Изобретение двигателя внутреннего сгорания, а также применение его в разных сферах, в том числе и мото — и автотранспорте, позволило значительно упростить жизнь человеку.
Конечно, двигатели внутреннего сгорания, такими какие они есть сейчас, появились не сразу, с момента появления он постоянно совершенствуется.
Хотя на данный момент у этих двигателей лишь модернизируются те или иные составляющие, основная же концепция их остается неизменной.
Цикл работы двигателя, рабочие такты
Появившиеся очень давно двигателя внутреннего сгорания как работающие на бензине, так и дизельном топливе, и применяемые сейчас, делятся на два вида:
- Двухтактные;
- Четырехтактные.
Как видено из названия сводится различие принципа функционирования двигателя в количестве тактов – движений поршня, за которые он выполняет определенный цикл работ.
Для четырехтактного двигателя определено 4 такта в результате которых один поршень выполняет полный цикл – впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск.
В каждом из этих циклов в цилиндре двигателя выполняются определенные процессы. Все они направлены на достижение одной цели – обеспечение преобразования энергии сгорания топлива во вращение коленчатого вала.
Так, при такте впуска в цилиндр подается горючая смесь, состоящая из топлива и воздуха, без которого процесс горения невозможен. Причем образование и подача этой смеси у бензинового и дизельного двигателя отличаются.
Далее идет такт сжатия, при котором поступившая смесь сжимается в объеме. Делается это для того, чтобы в меньшем объеме образовалось больше горючей смеси.
Уменьшение объема позволяет при следующем такте обеспечить более высокое КПД при сгорании топлива.
Рабочий ход – единственный из всех тактов, при нем энергия отдается, а не забирается и для него существуют все остальные такты.
После сжатия происходит воспламенение смеси, у бензиновых двигателей – за счет искры, проскакиваемой между электродами свечи накаливания, у дизелей – за счет высокого давления, при котором смесь нагревается настолько, что воспламеняется.
При воспламенении смеси выделяется энергия, которая воздействует на поршень, заставляя его двигаться вниз, при этом выделенная от сгорания энергия передается поршнем на коленвал посредством шатуна.
Выпуск – такт, направленный на очистку полости цилиндра от продуктов горения. После очистки цикл повторяется вновь.
Из всего вышесказанного выходит, что один цикл движения поршня в цилиндре направлен только на получение одного такта – рабочего хода, все остальные такты только помогают получить его, причем для их выполнения задействуется часть энергии, которую отдает такт рабочего хода.
Каждый такт двигателя соответствует определенному движению поршня в цилиндре.
Существуют две крайние точки положения поршня, получивших название мертвых точек.
Одна из них верхняя – выше поршень уже подняться в цилиндре не может, а вторая – нижняя, при которой он ниже не опускается.
Обеспечиваются эти точки кривошипом коленчатого вала, к которому поршень присоединен шатуном.
При движении поршня от одной точки к другой, а затем наоборот, и выполняются такты. То есть, при движении поршня от нижней точки (НМТ) к верхней (ВМТ) могут выполняться два такта – сжатие и выпуск, а при движении наоборот – впуск и рабочий ход.
Имея представление о тактах, можно говорить и о типах двигателей, а их два – 2-тактный и 4-тактный.
У каждого из этих двигателей цикл производится по-разному, что влияет на их конструкцию и многие другие параметры и характеристики.
Конструкция и принцип работы 2-тактного двигателя
2-тактный двигатель нашел наибольшее распространение на малой технике (бензопилы, мотокосы), мотоциклах.
Когда-то существовали даже дизельные 2-х тактные двигатели, устанавливаемые на грузовики, к примеру, МАЗ-200.
Интересно, что описанные выше такты у любого двухтактного двигателя никуда не делись, просто они были совмещены.
В итоге это позволяет сократить полный цикл всего в один оборот колен. вала.
Так, при движении поршня от НМТ производится сразу два такта – выпуск и сжатие, а при движении от ВМТ – впуск и рабочий ход.
Достигнуть этого всего возможно при использовании окон в цилиндрах, через которые производится засасывание и перекачивание топливной смеси, а также отвод продуктов горения.
Открытие и закрытие этих окон обеспечивается самим поршнем. Чтобы соблюдалась правильность работы механизма, окна располагаются на разных уровнях в стенках цилиндра.
Чтобы было более понятно, возьмем двигатель мотоцикла «ИЖ Планета 5».
Данный мотоцикл укомплектован одноцилиндровым двухтактным мотором.
Цилиндр располагается поверх корпуса двигателя, охлаждение его воздушное, поэтому у него по окружности располагаются ребра охлаждения.
С одной стороны, к цилиндру прикреплен патрубок, идущий от карбюратора, по нему в цилиндр поступает горючая смесь.
Напротив, этого патрубка устанавливается труба отвода отработанных газов.
Вверху цилиндр прикрывает головка, в которой размещена свеча накаливания.
Внутри цилиндра располагается поршень, связанный с кривошипом коленчатого вала через шатун. Далее уже он связан со сцеплением и трансмиссией, но это пока неважно.
Для подачи топлива в надпоршневое пространство в двухтактном двигателе задействовано и подпоршневое пространство.
При движении поршня вверх в подпоршневом пространстве создается разряжение, в которое засасывается топливовоздушная смесь через впускное окно.
Подача же из подпоршневого пространства в надпоршневое производится от избыточного давления, которое возникает при движении поршня вниз.
Подача топлива производится через перепускное окно. Выпуск продуктов горения проходит через выпускное окно.
Теперь как все это работает.
Начнем с движения поршня к ВМТ. Находясь в НМТ, поршень обеспечивает открытие перепускного и выпускного окон. Избыточное давление в подпоршневом пространстве выталкивает горючую смесь в надпоршневое пространство.
Двигаясь вверх, поршень перекрывает открытые окна, в результате чего камера сгорания становится герметичной.
Доходя до ВМТ, поршень сжимает смесь далее подается искра от свечи накаливания, которая установлена в головке цилиндра.
В это время, поршень двигаясь вверх, открывает впускное окно, через которое смесь поступает в подпоршневое пространство. То есть получается, что в одном такте – движении поршня от НМТ к ВМТ происходит два действия: вначале впуск топлива, затем – сжатие.
После воспламенения топлива, выделенная при этом энергия толкает поршень вниз.
Двигаясь вниз он от ВМТ, поршень открывает сначала выпускное окно. При сгорании объем продуктов горения значительно увеличивается, поэтому они сразу начинают вырываться через это окно.
Получается, что при движении поршня вниз вначале выполняется рабочий ход, а после открытия выпускного окна – еще и такт выпуска.
Дальше при движении поршня вниз, он открывает перепускное окно и топливо начинает поступать в надпоршневое пространство – цикл начинает повторяться, при этом на выполнение всего цикла понадобилось только движение поршня сначала вверх, а затем вниз, что соответствует одному обороту колен. вала.
Принцип работы 4-тактного двигателя
Теперь о принципе работы 4-тактных двигателей. Опять же возьмем одноцилиндровый двигатель мотоцикла, но на этот раз «Honda CB 125E».
У этого мотора тоже цилиндр расположен над картером и имеет воздушное охлаждение.
Внутри цилиндра установлен поршень, связанный с коленвалом посредством шатуна. Сверху цилиндр закрыт головкой.
Конструктивной особенностью этого двигателя является наличие механизма, который обеспечивает подачу смеси и отвод продуктов горения – газораспределительный механизм.
Установлен у этого мотора он в головке блока. Суть работы этого механизма – своевременное открытие впускного и выпускного окон, которые закрыты клапанами.
Работает все по такому принципу. Вначале – такт впуска. Чтобы обеспечить этот такт, поршень должен двигаться от ВМТ вниз. При этом клапан открывает впускное окно, через которое разрежением засасывается топливо в цилиндр.
После достижения НМТ впускное окно клапаном закрывается, поршень в это время начинает двигаться вверх, начинается такт сжатия.
При этом такте оба окна закрыты, цилиндр полностью герметичен, а поршень при движении вверх сжимает горючую смесь, поступившую ранее.
При подходе поршня к ВМТ, когда смесь по максимуму сжата, производится ее воспламенение от искры свечи.
Избыточное давление при сгорании заставляет двигаться поршню вниз – происходит рабочий ход, при котором окна тоже остаются закрытыми.
После достижения НМТ, поршень начинает движение вверх, в этот момент клапан открывает выпускное окно и поршень выталкивает через него продукты горения.
В результате получается, что для выполнения тактов впуска и сжатия нужен один оборот колен. вала, а для рабочего хода и выпуска – еще один оборот.
Это были принципы работ 2-тактного и 4-тактного двигателей на примере мотоциклов.
Эти принципы используются на всех двигателях внутреннего сгорания – от моторчика авиамодели до мощного 12-цилиндрового мотора танка.
Конструктивные особенности
Помимо различий в принципе работы у этих моторов еще и существуют конструктивные особенности.
2-тактный двигатель конструктивно проще. Механизм газораспределения – это дополнительное оснащение мотора, которое усложняет конструкцию.
У 2-тактного мотора этот механизм отсутствует и его роль выполняет поршень, открывая и закрывая те или иные окна.
Помимо этого, данный двигатель не нуждается в системе смазки. Обусловлено это тем, что в процессе работы задействовано и подпоршневое пространство, где располагается колен. вал.
Но поскольку кривошипно-шатунный механизм требует смазки, то у этого двигателя она производится вместе с топливом, то есть моторное масло добавляет в топливо, и при поступлении топлива в это пространство, имеющееся масло смазывает механизм.
У 4-тактных двигателей конструкция включает и механизм газораспределения, и отдельную систему смазки.
Это значительно усложняет конструкцию, однако эти двигателя являются более приоритетными, чем двухтактные из-за ряда эксплуатационных недостатков последних.
Эксплуатационные показатели
Теперь об эксплуатационных показателях.
Литровая мощность.
Во многом 2-тактные двигатели по этим показателям лучше. Сказывается затраченная и полученная энергия на осуществление одного рабочего цикла.
У 2-тактного двигателя каждый оборот – это один полный цикл, что обеспечивает больший показатель литровой мощности – отношению объема цилиндра к выходной мощности. В среднем литровая мощность 2-тактного мотора выше, чем у 4-тактного в 1,5 раза.
Удельная мощность.
Еще один показатель, по которому 2-тактный мотор превосходит 4-тактный – это удельная мощность.
Данный показатель характеризует отношение выходной мощности к общей массе двигателя.
Проигрывая в мощностных показателях, 4-тактный двигатель лучше по показателям расхода топлива.
У него подача смеси происходит дозировано, через впускное окно, при этом выпускное – закрыто.
У 2-тактного же мотора существует момент, когда выпускное и перепускное окна оказываются открытыми, при этом поступающее топливо частично выходит через выпускное окно вместе с продуктами горения, то есть, часть топлива не участвует в процессе, а просто вылетает в атмосферу.
Смазка двигателя.
У 4-тактного мотора имеется система смазки, обеспечивающей смазку всех узлов, но при этом масло циркулирует по закрытой системе, потери его незначительны и в основном из-за износа двигателя.
Смазка 2-тактного мотора производится вместе с топливом, а значит, выполнив свою функцию масло попадает в цилиндр, где и сгорает.
Надежность моторов.
По поводу надежности конструкции этих моторов, то здесь довольно интересная ситуация.
Конструктивно 2-тактный мотор проще, а значит и надежнее. Но у 4-тактного мотора есть более совершенная система смазки, которая обеспечивает больший ресурс мотору.
Вот и получается, что оба мотора надежны, но каждый по-своему. А вот по ремонтопригодности 2-тактный мотор все-таки лучше.
Та же совместная смазка вместе с топливом у 2-тактных двигателей сказывается и на экологичности этого мотора. Сгорание масла в большей степени обеспечивает загрязнение атмосферы.
Совмещение рабочих тактов у 2-тактного двигателя сказывается на шумности работы установки, она несколько выше, чем у 4-тактного агрегата.
Зато отсутствие дополнительных систем и механизмов обеспечивает более легкую и менее металлоемкую конструкцию, что сказывается на общей массе установки.
Более сложная конструкция 4-тактной установки играет и положительную роль.
У этих моторов существует возможность модернизации системы питания, применение инжекторных систем с раздельной подачей топлива и воздуха в цилиндры, повышающих мощность и экономичность двигателей.
У 2-тактных моторов возможность совершенствования ограничена все той же смазкой вместе с топливом. Хотя попытки улучшить показатели этих моторов осуществляются постоянно.
Итог
В целом, применение до сих пор имеют оба этих мотора и вряд ли когда-либо откажутся от использования одного из них, оскольку у каждого из них имеются свои преимущества, востребованные в тех или иных условиях.
PPT — Понимание принципов работы двигателей внутреннего сгорания Презентация PowerPoint
Понимание принципов работы двигателей внутреннего сгорания Обзор
Двигатели внутреннего сгорания • Двигатель внутреннего сгорания — это устройство, которое преобразует содержащуюся в нем энергию топлива во вращающуюся силу • В блоке двигателя размещены различные детали
4 Части блока двигателя • Цилиндр — часть блока двигателя, в которой происходит сгорание • Поршень — плунжер с кольцами, которые подходят к внутренние стенки цилиндра и предотвращают утечку воздуха. • Фиксируется штифтом. • Шатун — соединяет поршень с коленчатым валом. • Коленчатый вал — вал со смещениями, к которым прикреплены шатуны.
Диаметр цилиндра и ход поршня
Коленчатый вал в сборе
900 07Двигатель внутреннего сгорания — События • Двигатель внутреннего сгорания работает по принципу цикла • Цикл представляет собой серию событий, которые повторяются снова и снова • Четыре хода составляют цикл: • Впуск • Сжатие • Мощность • Выхлоп
Двигатель внутреннего сгорания — События • Впуск • Получите топливо и воздух, необходимые для сгорания • Выпускной клапан остается закрытым, а впускной клапан открыт • Сжатие • Сожмите топливно-воздушную смесь, чтобы обеспечить сгорание • Впуск и выпускные клапаны закрыты.• Мощность • Зажигает топливно-воздушную смесь и преобразует химическую энергию в механическую энергию • Топливно-воздушная смесь воспламеняется от свечи зажигания. • Выхлоп • Удалите отработанные продукты сгорания • Выпускные клапаны открываются, и отработанные газы вытесняются из цилиндра.
Четырехтактный двигатель
Различия между четырехтактным и двухтактным двигателями • 4-тактный двигатель имеет серию из 4 событий, которые должны быть выполнены в течение цикла • 2-тактный двигатель завершает цикл та же серия из 4 событий за 2 такта
Обзор / Резюме • Что такое двигатель внутреннего сгорания? Каковы его основные части? • Опишите четыре события двигателя внутреннего сгорания.• Объясните разницу между четырехтактными и двухтактными двигателями внутреннего сгорания.
Принципы работы двигателя
Двигатели работают циклически. За один цикл работы двигателя приходится четыре хода поршня. Есть два хода наружу по направлению к коленчатому валу и два хода внутрь от коленчатого вала.
Когда поршни находятся в конце хода от коленчатого вала (ход внутрь), это верхняя мертвая точка (ВМТ). Когда поршень находится в конце хода наружу (по направлению к коленчатому валу), это нижняя мертвая точка (НМТ). Движение поршня из ВМТ в НМТ является тактом двигателя.
Четыре такта в цикле двигателя внутреннего сгорания: впуск, сжатие, мощность и выпуск.
Впуск. Во время такта впуска поршень перемещается в НМТ, и впускной клапан открывается. Это движение поршня втягивает смесь воздуха и топлива в цилиндр (в дизеле это движение поршня втягивает только воздух).
Сжатие. Когда поршень достигает НМТ, он движется к головке блока цилиндров (движение внутрь). Клапаны не открываются, и поршень сжимает топливную смесь между поршнем и головкой блока цилиндров (в дизеле поршень сжимает только воздух).
Мощность. Когда поршень достигает ВМТ, электрическая искра воспламеняет топливную смесь в камере сгорания бензинового двигателя (в дизельном двигателе тепло сильно сжатого воздуха воспламеняет топливо).
При сгорании топливовоздушной смеси поршень перемещается с большой силой.
В дизельных двигателях имеется более высокое давление, и из-за этого давления у дизельных двигателей более тяжелые поршневые пальцы, шатуны и коленчатые валы, чем у бензиновых двигателей.
Выхлоп. Такт выпуска происходит при движении поршня вверх. Выпускной клапан открывается, и поршень вытесняет газы. Новый цикл начнется в цилиндре.
Из-за четырехтактного двигателя мы называем этот двигатель четырехтактным. Четырехтактный двигатель с искровым зажиганием — наиболее распространенный тип двигателя внутреннего сгорания.
.Будущее двигателей внутреннего сгорания
\ n2.1 Этиология и патофизиология
\ nβ-Талассемия — это количественная гемоглобинопатия, которая нарушает производство цепей β-глобина в Hb из-за мутаций гена, расположенного на коротком плече хромосомы. 11. Соответственно, уменьшение β + или отсутствие β 0 в синтезе β-глобина вызывает осаждение избыточных несвязанных цепей α-глобина в предшественниках эритроидов из-за дисбаланса цепей. Аномальные предшественники эритроидов вступают в путь апоптоза во время их дифференцировки и созревания в костном мозге, что, как следствие, приводит к расширению эритроидов, ускоренному экстрамедуллярному эритропоэзу, увеличению поглощения железа с пищей и высокому обмену эритроцитов.Более того, нарушение синтеза β-глобина и неэффективный эритропоэз приводят к микроцитарной анемии и прогрессирующей спленомегалии. Существует три основных типа β-талассемии в порядке убывания степени тяжести: большая гомозиготная β-талассемия (TM), промежуточная β-талассемия (TI) и гетерозиготная малая β-талассемия. Гемоглобин E (HbE) / β-талассемия наиболее распространена в Юго-Восточной Азии, где частота носителей составляет около 50%. Взаимодействие HbE и β-талассемии приводит к клиническому спектру, варьирующемуся от тяжелого состояния, неотличимого от TM, до легкой формы TI [1].
\ nВ настоящее время β-талассемия делится на трансфузионно-зависимую β-талассемию (TDT) и нетрансфузионную β-талассемию (NTDT). У других млекопитающих талассемия с гомозиготным бета-глобиновым нокаутом (BKO) мышей демонстрирует множество клинических признаков аномальных показателей эритроцитов, включая снижение концентрации гемоглобина в крови, гематокрита (Hct), количества эритроцитов и осмотической хрупкости, а также увеличение количества ретикулоцитов. Вероятно, повышенная деградация аномальных эритроцитов является важным следствием нестабильного гемоглобина и избыточного мембранного железа у пациентов с β-талассемией.Инвазивные и неинвазивные лабораторные исследования выявляют перегрузку системным и клеточным железом у пациентов с TDT и NTDT. Большие количества железа из энтероцитов и ретикулоэндотелиальных (RE) макрофагов в селезенке могут попасть в компартмент плазмы и впоследствии связываться с трансферрином (Tf). Соответственно, это может привести к высокому насыщению Tf железом, появлению NTBI и LPI и высоким уровням ферритина в плазменном компартменте, а также к высокому отложению ферритина (Ft) железа в нескольких тканях тела.Следовательно, накопление железа в жизненно важных органах является причиной восприимчивости к инфекциям и иммунологическим аномалиям, заболеваниям печени (например, гепатиту, фиброзу печени и гепатоцеллюлярной карциноме), кардиомиопатиям (например, сердечной аритмии и сердечной недостаточности) и дисфункции эндокринных желез ( например, диабет, задержка роста, гипогонадизм и гипопаратиреоз) [2, 3, 4]. Очевидно, что большинство пациентов с β-талассемией с перегрузкой железом умирают от сердечной недостаточности, в то время как некоторые пациенты часто умирают от инфекций и страдают заболеваниями печени и эндокринопатиями.
\ n \ n2.2 Перегрузка железом и окислительный стресс
\ n \ n2.2.1 Транспорт железа в клетки
\ nФактически, аномальное всасывание железа у пациентов с талассемией приводит к увеличению нагрузки железом в организме, оцениваемой на уровне 2 –5 г в год, а регулярное переливание крови (420 мл / ед, эквивалент 200 мг железа) приводит к двойному накоплению железа [5]. Обычно железо связывается с белком, транспортирующим железо, в плазме (трансферрин) и в молоке (лактоферрин), образует железо, связанное с трансферрином (TBI), и транспортируется в кровотоке к клеткам-мишеням.Циркулирующая ЧМТ, которая представляет собой низкое насыщение у людей с дефицитом железа, треть насыщения у нормальных людей и высокое насыщение у пациентов с перегрузкой железом, поглощается железо-нуждающимися клетками-мишенями с помощью АТФ-зависимого рецептора трансферрина 1 (TfR1). -опосредованный эндоцитоз и доставляемый в клетки для функций и хранения в молекулах ферритина (H- и L-субъединицы). Когда способность трансферрина включать железо, полученное из желудочно-кишечного тракта (GI) и RE-клетки, становится ограниченной, способность трансферрина связывать железо (TIBC) превосходит [6].После этого две формы окислительно-восстановительного железа, такие как NTBI и LPI, появляются в основном в плазме пациентов с β-талассемией. Патологически фракция NTBI, по-видимому, перемещается через плазматическую мембрану через определенные транспортеры на определенные типы клеток. Транспортер NTBI, который первоначально назывался транспортером ионов двухвалентного металла (DMT1) или белком макрофагов 2, ассоциированным с естественной резистентностью (Nramp2), как предполагается, располагается на эпителиальных клетках кишечника, эритроидных клетках и астроцитах, кальциевых каналах L-типа (LTCC), T- кальциевый канал типа (TTCC) на кардиомиоцитах, кальциевый канал T-типа (TTCC) на гепатоцитах, β-клетки островков поджелудочной железы и клетки почечных канальцев, анионообменный белок 2 (AE2) на эпителиальных клетках бронхов, ферриредуктазы на проксимальных канальцах почек и цинк ионный белок 18 (ZIP18) на клетках почечных канальцев и нейрональных клетках гиппокампа [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].Важно отметить, что NTBI и LPI являются редокс-активными и чувствительными к хелатированию [15].
\ n \ n \ n2.2.2 Перегрузка железом
\ nЖелезо, которое клеткам не требуется немедленно для метаболических процессов, хранится в ферритине в печени, энтероцитах и макрофагах RE, представляющих запас железа. Железо, которое временно мобилизуется внутри клеток, называется LIP, которое потенциально является окислительно-восстановительным активом и увеличивается, когда клетки сильно загружены большим количеством внеклеточных желез, TBI и NTBI.Распределение железа в организме строго регулируется двумя регуляторными системами: системным и клеточным гомеостазом железа. Системный гомеостаз железа строго отвечает, чтобы обеспечить баланс между абсорбцией и использованием железа, который зависит от печеночного гормона гепсидина и ферропортина и проявляется в энтероцитах, гепатоцитах и макрофагах селезенки. Было обнаружено, что уровни гепсидина снижаются при первичном гемохроматозе и вторичном гемохроматозе, например, у пациентов с TI, из-за ускорения эритропоэтической активности, обусловленного повышением продукции эритропоэтина (EPO) и экспрессии TfR1.И наоборот, уровни гепсидина увеличиваются у пациентов с ТМ из-за переливания крови, что им не нужно для увеличения эритропоэза, чтобы компенсировать неэффективный эритропоэз [16]. Регулирование уменьшит отток железа из ферропортина в базолатеральной части эпителиальных клеток двенадцатиперстной кишки и из макрофагов RE в плазму, что приведет к задержке железа в клетках. Лекарства или натуральные продукты, которые увеличивают экспрессию и выработку гепсидина, будут полезны для поддерживающего лечения пациентов с ТИ с перегрузкой железом.Гомеостаз клеточного железа зависит от экспрессии и функции TfR1 и ферритина, опосредованных системой регуляторный элемент железа (IRE) / регуляторный белок железа (IRP). Как только TBI интернализуется в клетки посредством TfR-опосредованного эндоцитоза, железо в основном накапливается ферритином внутри клеток [17]. У пациентов с талассемией большое количество железа из рациона и деградация эффективных эритроцитов под действием макрофагов RE переходит в плазменный трансферрин и затем попадает в клетки. Следовательно, это приведет к перегрузке железом, окислительному стрессу и истощению систем антиоксидантной защиты в плазменном компартменте и многих жизненно важных органах тела.
\ n \ n2.2.2.1 Кровь
\ nТалассемия. Эритроциты, содержащие большое количество железа и обладающие низкой защитной антиоксидантной системой, подвержены повреждению ROS, что приводит к хронической гемолитической анемии. У молодых пациентов с β-талассемией уровни в плазме и эритроцитах веществ, реагирующих с тиобарбитуровой кислотой (TBARS), супероксиддисмутазы (SOD) и ферритина, были повышены, но уровень каталазы (CAT) был снижен по сравнению с нормальными детьми [18 ]. Интересно, что Афинивс и его коллеги обнаружили снижение уровней антиоксидантов, таких как восстановленный глутатион (GSH) и дисфункцию эндотелия сосудов, у молодых тайских пациентов с β-талассемией с пациентами с HbE [19].Кроме того, было обнаружено, что уровни CAT, глутатион- S -трансферазы (GST), GSH и витамина C в крови снижались у пациентов с большой β-талассемией, в то время как уровень SOD в крови повышался [20]. Важно отметить, что уровни антиоксидантной системы крови, включая GST, глутатионпероксидазу (GPx), глутатионредуктазу (GR), пероксиредоксин 2 (Prx2), тиоредоксин 1 и тиоредоксинредуктазу, были снижены у пациентов с большой β-талассемией при регулярном переливании крови и хелатировании железа. терапии, тогда как уровни CAT и SOD в крови были повышены по сравнению со здоровыми людьми [21].Соответственно, уровни активности SOD, GPx и CAT эритроцитов увеличивались у пациентов с болезнью гемоглобина H (HbH) (умеренно тяжелая альфа-талассемия) по сравнению со здоровым контролем. Однако гранулы китайской медицины «Исуи Шэнсюэ», которые были официально прописаны и клинически использовались для лечения талассемии в течение длительного времени, эффективно снижали активность GPx и CAT, но повышали активность SOD [22]. Продолжительное время кровотечения и аномальная агрегация тромбоцитов могут быть обнаружены у пациентов с большой трансфузионной β-талассемией, возможно, из-за артефактов, вызванных манипуляциями in vitro, окислительными тромбоцитами и циркулирующими прокоагулянтами, такими как микрочастицы (MP) тканевых факторов и MP, полученный из тромбоцитов [ 23, 24].Число тромбоцитов было примерно в 1,5 и 4 раза выше у тайских пациентов с HbE / β-талассемией, не подвергнутых спленэктомии, и пациентов, подвергшихся спленэктомии, по сравнению с нормальными субъектами [25]. Для сравнения, у пациентов с NTDT (например, TI) были обнаружены тромбоцитоз, гиперагрегация тромбоцитов и снижение уровня протеина S, протеина C и антитромбина III (9,4% после спленэктомии и 90,6% без спленэктомии) [26]. Повышенный окислительный стресс тромбоцитов при талассемии был восстановлен путем лечения хелаторами железа, такими как DFO, и антиоксидантами, такими как NAC и витамин C [24].
\ n \ n \ n2.2.2.2 Селезенка
\ nСелезенка — это орган, содержащий некоторые из RE-клеток, которые разрушают гемоглобин эритроцитов макрофагами и хранят высвобожденное железо в форме ферритина и гемосидерина. Число переливаний крови пациентам с большой β-талассемией, по-видимому, коррелирует с их гемосидерозом селезенки и массой селезенки [27]. Было обнаружено, что отложение гемосидерина больше в перегруженной железом печени, чем в селезенке, перегруженной железом. Ферритин и гемосидерин увеличиваются в гепатоцитах и RE-клетках селезенки [28].Спленэктомия является одним из терапевтических вариантов у пациентов с гипер-переливаемой основной β-талассемией для снижения гиперактивности макрофагов RE; тем не менее, это может увеличить перегрузку железа. Как следствие, осложнения у пациентов с
.