Полный привод в пожарной охране СССР и РФ
Во всем мире пожарные машины на полноприводных шасси — малочисленная экзотика. Обычно их можно встретить лишь в удаленных от цивилизации местах. В единственной стране в мире, СССР, таких машин было много. Все без исключения массовые полноприводные грузовики примеряли на себя роль пожарных. Страны СНГ унаследовали эту традицию.
Нигде больше не увидеть огромный капотный внедорожный монстр, наподобие нашего «Урала», в центре мегаполиса. А его еще будет сопровождать пара КАМАЗов, и все – с полным приводом. Исторических причин тому несколько:
Основная – в качестве наших дорог, и в городах тоже. Часто ко многим потенциальным объектам тушения нет нормальных подъездных путей и по сей день.
Вторая – в СССР противопожарная служба относилась к силовому ведомству, МВД. Читай, это была почти армия, которой полноприводная техника роднее и ближе.
Третья — получить фонды на такие шасси силовики могли быстрее, чем на «народнохозяйственные». Автозаводы армейские заказы обязаны были всегда ставить вперед и выполнять без срывов графика.
Так и сложилась ситуация, абсолютно привычная нам, но совершенно необычная для всего остального мира. Какие же внедорожные отечественные шасси использовала и использует сейчас пожарная охрана?
01. Как ни странно, юркий УАЗик-«буханка» в СССР использовался в основном в качестве штабного (читай — пассажирского) пожарного автомобиля. Оборудование для пожаротушения на него стали ставить уже только после распада СССР, но такие машины единичны и по сей день. А вот в качестве штабного «батончик» до сих пор популярен и есть почти везде.
02. Продукция Горьковского автозавода все годы, с начала и до сих пор обязательно примеряла красный мундир. И полноприводные модели – не исключение. Самым распространенным был ГАЗ-66, знаменитая «шишига». Типов и видов «пожарок» на ней базировалось не очень много, зато тираж был приличным. В сельской местности они активно используются до сих пор.
03. Все же каноническими пожарками были капотные модели — на шасси ГАЗ-63. Внук «шестьдесят третьего» — ГАЗ-3308 Садко выпускается до сих пор. Вот здесь вариантов надстроек с десяток постсоветских производителей наплодили больше сотни. На этой установили «body» от иконы американской пожарной техники, American la France. Ожидаем, что через некоторое время эти ГАЗоны сменит новейшее поколение Next.
Чего уж говорить про самую популярную марку для пожарной советской техники – ЗИЛ. Их, в том числе и полноприводных, всегда было большинство в пожарном строю. Начиная с ЗИС-151, затем ЗИЛ-157, и бессмертный 131-ый были в любом поселке-городке-городе СССР.
04. Весомый вклад уже после развала СССР в обеспечение пожарной охраны полноприводными ЗИЛами внес уральский сын ЗИЛа — УАМЗ (после реорганизации АМУР). Его клоны ЗИЛов были очень дешевыми, потому пожарок на шасси из Новоуральска строили много. АМУР почил в бозе раньше самого ЗИЛа, но еще долго и АМУРы и ЗИЛы, ввиду изначальной массовости, будут служить в службе спасения 01.
05. Самым большим и мощным внедорожным грузовиком советской пож-охраны был, конечно, сугубо военный МАЗ-7310. Главная его роль – дежурство на аэродромах. 99,99% этих красных монстров обеспечивали авиационную безопасность. Но были у него и другие профессии – этот, например, использовался для тушения штабелей древесины на крупном лесоскладе в Сибири.
07. Традиции тяжелых полноприводных спецМАЗов после развала СССР не были забыты. На нескольких тяжелых шасси МЗКТ построили аэродромные пожарные машины. Их, в отличие от распространенных предшественников, по пальцам пересчитать, но они существуют.
07. В СССР были единичные машины на базе капотных МАЗ-502 и лесовозов МАЗ-509. Сейчас современные полноприводные МАЗы по понятным причинам (политика госзаказов и защита рынка) редко встречаются в России. В родной для них Беларуси, понятно, иное дело. Но единичные экземпляры в РФ попадают, как этот МАЗ-5434Х3.
08. Главный современный пожарный внедорожный грузовик России — КАМАЗ. Для внедорожных используются все колесные формулы: 4х4, 6х6, 8х8. Производителей пожнадстроек для КАМАЗов — десятки, вариантов — сотни. На КАМАЗах строят даже бронированные цистерны для охраны складов боеприпасов.
09. Странно, но кроме очень редкого и сверхэкзотического, но все же серийного, пожарного автомобиля-катера ПАК-40, на «лаптежниках» КрАЗ-255 советская промышленность не выпускала других пожарных машин. Но это не беда, – их периодически КрАЗ-255 «призывали» на службу местные гарнизоны и собственными силами строили пожтехнику. Пример — этот ярославский «лаптежник»-255. Независимая Украина полноприводные пожарные КрАЗы для своего МЧС стала строить промышленным способом уже после СССР.
10. А что насчет пожарных автомобилей на шасси Брянского автозавода? Серийных не было, но единичные «на местах» строились. Вот и этот монстр создан в единственном экземпляре, на военном шасси БАЗ-6950 8х8.
11. Характерный пример российской городской пожарки – капотный, длиннющий и высокий Урал. Одно удовольствие управлять им во дворах, правда? И ведь подобные АЦ есть в каждом нашем крупном городе.
12. Следующее поколение, Урал Next, должно сменить их. Эту машину еще в 2016 году впервые представила «Чайка-Сервис». Но до массового замещения поколений еще лет десять, не меньше.
В общем, встретив в своем городе полноприводный пожарный автомобиль, знайте, что это для нас привычное зрелище, а любой иностранец сильно удивился бы.
Эволюция пожарных машин за 150 лет
Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.
В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.
С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).
Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.
И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.
История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России
Пожарные повозки и машины Российской империи
Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они, как никогда в последующем, были настоящими бойцами, рыцарями, готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов, не знающем пощады и жалости, – с огнем!
Конная тяга
фото: fire-truck.ru
Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.
Схема пожарной повозки
фото: fire-truck.ru
Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.
На пожар
фото: kapuchin.livejournal.com
Пожарный расчет. Москва, 1900 год.
Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС
фото: humus.livejournal.com
«Даймлер-Лист»
фото: fort-i-ko.livejournal.com
Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.
«Коммер-Кар»
фото: humus.livejournal.com
Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.
Ручной пожарный насос
фото: po-bereg.ru
Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.
«Леснер»
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль «Леснер».
Руссо-Балт Д24-40
фото: carakoom.com
Руссо-Балт Д24-40.
Пожарные автомобили СССР
Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.
Пожарный автомобиль Я-3
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.
Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)
фото: carakoom.com
Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).
ПМГ-1
фото: carakoom.com
Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.
«Пожарка» на базе ЯГ-6
фото: fire-truck.ru
Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.
фото: carakoom.com
фото: carakoom.com
ПМЗ-2
Автоцистерна ПМЗ-2. 1936 год.
ЗИС-6
PreviousNext
фото: carakoom.com
Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.
фото: fire-truck.ru
Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.
Автоцистерна ПМЗ-11
фото: carakoom.com
Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.
Автоцистерна ПМЗ-9М
Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.
ПМЗ-18
фото: drive2.ru
Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.
Пожарный автомобиль ПМГ-36
фото: po-bereg.ru
Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.
Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М
фото: po-bereg.ru
Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.
Автолестница АЛГ-17 (51А)
фото: po-bereg.ru
Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.
АЦ-40 (131) мод. 137
фото: ru.wikipedia.org
АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131
фото: po-bereg.ru
АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.
АЦ-40 (130)-63Б
фото: drive2.ru
Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.
Пожарный автомобиль АВ-40 (375) Ц50А
фото: rudiecast.wordpress.com
Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.
Спецмодификации:
Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313
фото: ru.wikipedia.org
Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.
International Harvester B120
фото: drive2.ru
International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.
УАЗ-469 для пожарных
фото: drive2.ru
УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.
Пожарная техника Российской Федерации
В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).
Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.
АЛ-50 на базе КамАЗ-53229
фото: vitalykuzmin.net
АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.
Мобильный пункт управления на базе КамАЗ
фото: mchs.gov.ru
Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ). Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы. Принят в эксплуатацию в 2010 году.
Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов.
Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2
фото: mchs.gov.ru
Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2 на шасси ISUZU HQR75P. Пример зарубежного аналога пожарного автомобиля. Главные особенности – маневренность и динамичность. В городе вещи незаменимые.
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118)
фото: mchs.gov.ru
Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118). Полный привод – 6×6 – позволяет доехать туда, куда никто другой не доберется (возможно, даже пешком).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501)
фото: paffst.com
Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501). Предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов.
фото: fishki.net
Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4. Очень важно, чтобы все инструменты были под рукой, как у хирурга в операционной!
Автомобиль пожарный многофункциональный
фото: mchs.gov.ru
Автомобиль пожарный многофункциональный. Невзрачный на вид, но такой полезный! Специально приведем перечень, опубликованный на сайте МЧС России
доставка к месту пожара или аварии боевого расчета пожарных подразделений или рабочих ремонтно-восстановительных бригад, ремонтного и аварийно-спасательного оборудования и инструмента, средств освещения, а также пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
тушение пожаров компактными и распыленными струями воды и температурно-активированной водой;
создание пароводяных защитных завес при тушении пожаров или выполнении аварийно-спасательных работ;
проведение первоочередных аварийно-спасательных работ;
обеспечение ремонтно-восстановительных работ горячей водой;
уменьшение взрывоопасных концентраций газов в замкнутых объемах;
обеспечение временного или аварийного теплоснабжения объектов нефтяных и газовых комплексов;
осаждение дыма, паров и аэрозолей АХОВ;
обеспечение работоспособности насосных установок пожарной техники, а также всасывающих и напорных рукавных линий при тушении пожаров в условиях низких температур;
освещение мест пожаров или аварий;
очистка от проливов нефтепродуктов резервуаров, трубопроводов, технологического оборудования и элементов строительных конструкций;
удаление пожароопасных отложений нефти с технологического оборудования;
разогрев проливов нефти для ее последующего сбора вакуумными насосами;
ликвидация обледенения технологического оборудования и техники.
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН
фото: fire-truck.ru
Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений.
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300
фото: kargoteka.info
Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ. На базе шасси фургона Fiat Ducato.
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104)
фото: В.Фиглев
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104) с элементами аварийно-спасательного автомобиля. Кроме доставки расчета и автономного тушения пожаров, может применяться для выполнения аварийно-спасательных работ.
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400
фото: drive2.ru
Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400.
Автолестница (АЛ-60)
фото: auto-daily.livejournal.com
Автолестница (АЛ-60). Строится как на базе КамАЗа, так и на базе зарубежных грузовых аналогов.
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А
фото: фото: foto-avto.narod.ru
Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А. Пожарный автомобиль первой помощи создан для ведения разведки и тушения неразвившихся пожаров в жилых и административных зданиях и проведения аварийно-спасательных работ.
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206)
фото: v-babaevskiy.livejournal.com
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206). Еще в строю!
Более современный аналог для схожих целей:
фото: kargoteka.info
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206-79) на базе Урал-43206-79.
И так далее. На самом деле модификаций, построенных на разных основах, очень много. Только профессионал сможет разобраться во всех хитросплетениях технической документации и числовых обозначений комплектаций. Мы лишь постарались кратко рассказать историю пожарной автотехники России. Надеемся, получилось. Комментарии и замечания приветствуются.
Например, существуют такие интересные модификации на основе УАЗ:
Пожарный автомобиль ЛПА-3 на базе УАЗ-31514
фото: Vitaly Kuzmin
Пожарный УАЗ-236382
фото: drive2.ru
Что хотелось бы сказать напоследок. Видно, что направление развивается и постоянно улучшается. А как иначе? Ведь от этих людей и техники, которую они используют, зависит самое главное – наша с вами Жизнь!
Поэтому в этот профессиональный праздник пожелаем огнеборцам здоровья, хорошей зарплаты, материального достатка и простого человеческого счастья! И пусть выезды на происшествия происходят без происшествий!
Источник
История создания пожарных автомобилей в СССР. Часть 1
Автор admin На чтение 2 мин. Опубликовано
Первый отечественный двухместный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан Е.А. Яковлевым и владельцем каретных мастерских Петром Алексеевичем Фрезе (1844-1918 гг.) 27 мая 1896 года в петербургской газете «Новое время» появилось рекламное объявление «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева», в котором сообщалось, что в начале мая в окрестностях Петербурга был испытан первый русский автомобиль.
Оставляя за бортом нашего повествования интересную историю создания за границей паровых тракторов и электромобилей в качестве двигателя пожарной повозки, отметим, что первым в истории пожарным автомобилем считается построенный в 1890 году Нюрнбергской фирмой «Юстус Кристиан Браун» самоходный паровой насос. А первый бензиновый пожарный автомобиль появился в 1901 году в Германии. Это был легкий «Адлер». На нем размещалось несколько пожарных, сидевших спиной друг к другу и небольшой запас пожарного инструмента. Чуть позднее, в Англии, на автомобильном шасси впервые разместили небольшие по объему емкости с водой.
История дореволюционного развития пожарного автомобиля в России достаточно хорошо изучена, подробно освещена многими авторами и, можно сказать носит «канонический» характер.
Трудно утверждать, что подвигло П.А. Фрезе на создание первого российского пожарного автомобиля. Может городской заказ, а может впечатления от пожара в ночь с 26 на 27 марта 1904 года в гараже Почтамта, уничтожившего все автомобили, изготовленные его мастерскими по заказу почтового ведомства. Так или иначе, весной 1904 года в мастерских П.А. Фрезе, была завершена постройка первого в России пожарного автомобиля.
Это был последний автомобиль «Фрезе» с применением в конструкции одноцилиндрового двигателя De Dion Bouton (мощность 9 л.с., рабочий объем 942 куб.см). Вращательный момент на колеса предавался посредством цепной передачи. Автомобиль мог развивать скорость до 15 км/ч. Во время испытаний этот автомобиль прибыл на окраину Петербурга через 26 минут, в то время как конный обоз — лишь через 38. Его появление на улицах всегда вызывало оживление и повышенное внимание публики.
Машина представляла собой автолинейку, предназначенную для перевозки до 10 бойцов, на ней стояла катушка на 80 саженей (примерно 160 м) пожарных рукавов. По бортам располагались две пожарные лестницы. Противопожарное оборудование для него поставила петербургская фирма «Лангензипен». Пожарный автомобиль был построен в единственном экземпляре и по приказу градоначальника 10 июня 1904 года был передан Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга, в которой и прослужил до 1910 года.
По материалам книги «Пожарный автообоз«.
Самые первые пожарные машины в мире и в России
Автор Anastasya На чтение 7 мин. Опубликовано
Зарождение специализированной пожарной техники началось в 17 веке. Именно тогда людям пришла идея усовершенствовать ручной способ тушения огня и подключить к бочкам с водой насосы. Дальность водяной струи при этом увеличилась до 6 метров, и это был настоящий прогресс.
История развития пожарных машин в мире
В начале 19 века ученые из разных стран задумались об использовании в пожаротушении паровых насосов. Самая первая пожарная машина в мире появилась в Англии в 1829 году. Ее придумал инженер-гидротехник Джордж Брейтуэйт. Изобретение получило название «Новинка». Насос этого паромобиля был рассчитан на подачу 200 галлонов воды на высоту до 90 футов. Несмотря на высокую производительность «Новинки», машину так и не поставили на вооружение.
Первая пожарная машина в миреБрейтуэйт продолжил разработки и в 1932 году по заказу короля Пруссии сделал уже четвертую ПМ, которую назвали «Комета». Котел здесь уже был с двойными цилиндрами и насосами. Именно эту модель поставили на серийное производство для Германии.
Параллельно с Брейтуэйтом работу над усовершенствованием технических средств борьбы с огнем вели и в Америке. В США первая пожарная машина появилась в Нью-Йорке в 1841 году. Это было изобретение Пола Рэпси Ходжа. Правительство города сделало заказ: машина должна перевозиться лошадьми, а высота подачи воды должна быть не менее уровня расположения флагштока мэрии. Разработка Ходжа по техническим характеристикам даже превзошла техтребования: она выбросила струю воды диаметром 1.5 дюйма выше обозначенной точки, но из-за конкуренции с компаниями, производящими ручные насосы, так и не стала на вооружение противопожарной службы.
Паровая пожарная машина Ходжа, 1841Вторая попытка усовершенствовать средства тушения пожаров в Америке принадлежит Моисею Латте из штата Огайо. Именно он стал отцом первого успешного паромобиля в США, который был протестирован в 1852 году. Преимуществом его стала подача воды через рукав 120 метров на расстояние 45 метров. Именно это убедило городской совет Цинцинатти подписать с Латте договор. Первая успешная американская пожарная машина называлась «Joe Ross», или как прозвали ее горожане «Дядюшка Джо Росс». Все сразу оценили технологию подачи воды по 2, 4 и 6 рукавам одновременно. Через два года после первого эксперимента жители Цинцинатти добровольно собрали деньги на постройку еще одной машины, которую впоследствии назвали «Подарок горожан». На то время ее производительность поражала: подача воды через рукав 2.5 дюйма на расстояние до 297 футов всего через 3 минуты и 11 секунд после включения. До наших дней дошли фото первых пожарных машин, разработанных в Штатах: по внешнему виду они напоминали мини-паровозы, а в народе их называли «Паровой слон».
Первая пожарная машина в СШАВ 1890 году в Германии фирма «Юстус Кристиан Браун» выпустила первый самоходный паромобиль, а уже в 1901 году она же продемонстрировала миру, как электрическая энергия может быть полезна в борьбе со стихией, и протестировала бензиновый автомобиль. Инженеры разработали самоходную машину «Адлер» с аккумулятором и электромотором. Это была довольно громоздкая конструкция, развивающая скорость не более 30 км/ч. При этом она способна была перевозить до 12 ствольщиков одновременно и позволяла разместить минимальный набор противопожарного оборудования. Емкостей с водой на ней пока не было, их доработали уже инженеры из Англии.
Пожарные машины России
Первая пожарная машина в России появилась лишь в 1904 году, а до этого использовались конные бригады. Сделали ее в мастерских П.А. Фрезе, где ранее производили кареты. Это был автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 9 л.с. Одновременно на нем могли ехать 10 человек. Из оборудования имелось две лестницы, стендер и 170 метров рукавов. Привод у машины был задний, а момент силы передавался посредством цепной передачи. На то время разработка Фрезе имела отличную скорость 15 км/ч, что позволяло пожарным прибыть на место на 12 минут раньше, чем конный экипаж.
Первый российский пожарный автомобиль «Фрезе», 1904В 1904 году в России построили еще один пожарный автомобиль, поставленный на шасси «Даймлер». Разработка принадлежала петербургскому обществу «Г.А. Леснер». Это была машина, оснащенная цистерной, стендером, комплектом рукавов и пассажирскими местами для 14 бойцов.
Москва отстала от Санкт-Петербурга на 3 года. Здесь противопожарная служба смогла пересесть на автомобили лишь в 1907 году. Это стало возможным благодаря работе инженеров завода Густава Листа. А серийный выпуск в России наладили лишь в 1913 на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе. Для спецтехники использовали шасси «Руссо-Балт-Д24-40». К 1917 году Россия подошла с запасом 10 пожарных машин на всю страну.
Пожарный автомобиль «Густав Лист». Москва, 1908После революции потребность в специализированных транспортных средствах возросла, так как в условиях гражданской войны и погромов пожары усилились. Однако в стране на тот момент не осталось ни одного действующего завода, который смог бы производить машины. Ремонт старого оборудования вели кустарным способом.
Проблему решали переоборудованием трофейных иностранных автомобилей. Энтузиасты свозили технику на оставшиеся или недостроенные заводы и уже из общей груды металла комплектовали спецтранспорт. Удачей считалось найти именно старые пожарный автомобили. У «Паккард» это были машины грузоподъемностью 2 т, укомплектованные цистерной 1400 литров и насосом производительностью 1500 л/мин. Такой автомобиль был рассчитан на 6 человек. У «Фиат» – грузоподъемность 1.5 тонны, запас воды 365 литров и 10 посадочных мест.
До 1922 года собственных пожарных машин страна так и не имела. Отдельные бригады приспосабливали под свои нужды буквально все, что было под рукой. Популярностью пользовались автобочки и газовки. Последние представляли собой установленную на шасси небольшую цистерну, газовый баллон и несколько мест для боевого расчета. Газ (или сжатый воздух) подавался в цистерну. Создаваемое давление обеспечивало выброс водяной струи на расстояние до 30 метров.
В 1922 году власти приняли решение о покупке техники за границей. Это были образцы для создания отечественных машин. В это же время в СССР запустили свое производство несколько автозаводов, которым и была поручена разработка техсредств для тушения огня. В 1926 году на Миусском механическом и Ленинградском гидромеханическом заводе приступили к выпуску пожарных машин.
АМО Ф-15, 1930Первым советским пожарным автомобилем стал АМО-Ф-15, хотя более правильным было бы считать его автонасосом-линейкой. На нем перевозили основной инвентарь: лестницы, рукава, инструменты в специальных ящиках. Отдельно крепилась бочка для воды и банки с порошком. Имелся насос и пеногенератор. Автомобиль развивал скорость до 50 км/ч и мог доставить к месту пожара бригаду из 8 человек. Грузоподъемность шасси составляла 1.5 тонны, мощность двигателя – 30 кВт. Насос выдавал воды до 940 л/мин. Создание такого автомобиля значительно повысило эффективность работы спасателей, ведь теперь они могли справиться с огнем не только в жилых домах, но и на предприятиях. Производство пожарных АМО продолжилось до 1929 года, и всего было выпушено 308 единиц техники.
Первые автоцистерны появились в СССР в 1932 году на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Их преимуществом стала повышенная грузоподъемность (5-10 т) и запас воды в 3400-4500 литров.
Производством машин специального назначения в 1931 году занялись Московский и Горьковский автозаводы. И именно они стали лидерами в выпуске техники для тушения пожаров. Первенцами были ПМГ-1, ПМЗ-1 и ПМЗ-2 на шасси ЗИС-5. С 1933 стали разрабатывать автолестницы, появились первые в СССР автомобили воздушно-пенного и углекислотно-снежного тушения, водозащитные машины и техника освещения.
Автоцистерна ПМЗ-2, 1936Инженеры для пожарной техники разработали отдельное шасси. Первым на его основе выпустили автонасос ЗИС-11. Грузоподъемность его составляла 3 тонны, он предполагал доставку к месту возгорания 340 литров воды и оснащался центробежным насосом производительностью 1340 л/мин. Боевой расчет состоял из 12 человек. В 1937 году в стране создали научно-исследовательский институт противопожарной обороны, и с тех пор производство спецтехники стало централизованным.
Топ 10 Советских пожарных автомобилей
Шофер пожарного автомобиля просит рядового пожарного посмотреть,
работает ли проблесковый маячок на крыше кабины.
Рядовой: «Работает, не работает, опять работает, не работает…
Конные расчеты, телеги, водовозки – да мало ли что использовалось для того, чтобы как можно быстрее доставить пожарных и средства тушения к месту возгорания. Но постепенно дома росли, города увеличивались, и стало ясно, что без специализированных средств не обойтись. Уже в царской России были свои пожарные машины на паровом ходу, еще больше стало их в СССР. С самыми первыми из них мы знакомим вас в нашем ТОПе.
1 Пожарный автомобиль АМО Ф-15
Первый пожарный автомобиль советского производства (до этого под нужды ПС переделывали заграничную технику) появился в 1926 году. Автомобиль был оборудован лестницей, насосом и запасом воды в 350 литров, а также мог перевозить до 8 человек и инвентарь. Среди профессионалов того времени автомобиль получил прозвище «под-стволовой».
2 Пожарный автомобиль Я-3
Шасси Ярославского завода специализированный завод «Автопромторг» переоборудовал в пожарные автомобили Я-3, ласково названные «яшками». Основной их задачей была доставка пожарных на место возгорания, но машины были довольно-таки тихоходными.
3 Пожарный автомобиль АМО-4
Буквально через три года после начала выпуска АМО Ф-15 им на замену пришли АМО-4, в которых коловратный насос был заменен на центробежный. Это помогало заливать огонь на гораздо большей высоте.
4 Пожарный автомобиль ЛГПО
Пожарный автомобиль освещения стали называть аббревиатурой создателей – Ленинградской Государственной пожарной охраны. Выпускался с 1929 года на базе АМО-4 и ЗИС. Команда автомобиля отвечала за освещение места пожара, также, рабочие с переносными прожекторами входили в горящее здание, чтобы помогать работе пожарных.
Пожарные автоцистерны ЯГ-4 на 3,4 и ЯГ-10 на 4,5 тонны воды с двумя насосами, работавшими от двух двигателей, выпускались в период 1932–1937 годов. Пожарных здесь уже было меньше – всего 4 человека, так как машины предназначались именно для тушения пожаров водой, а не для доставки людей.
6 Пожарный автомобиль ПМЗ-1, 2, 3
Из всего знаменитого семейства ЗИС под пожарные нужды были отданы ЗИС-11 с удлиненной базой, в которой удавалось удачно разместить все оборудование и расчет. Машина выпускалась с 1934 по 1941 годы. Мощный насос позволял подсоединиться к ближайшему водоему и быстро затушить пожар из 160-метровых рукавов. ПМЗ-2 и ПМЗ-3 были оборудованы цистернами.
7 Пожарный автомобиль ПМГ-1
На шасси ГАЗ АА одновременно с ПМЗ Миусский механический завод и Ленинградский завод «Промет» начал производить пожарную машину ПМГ-1 (линейку).
8 Пожарный автомобиль ПМЗ-27
ПМЗ-27 стал, как принято говорить, «следующим шагом» в отечественном пожарном автомобилестроении. Его сделали более проходимым и удобным для размещения расчета, а также выпускали несколько модификация для тушения пожаров разной степени сложности.
9 Пожарный автомобиль АЦУ-20
АЦУ-20 выпускались в упрощенной конструкции специально для работы в сельской местности начиная с 1962 года. Модель отличалась очень большой надежностью: несмотря на то, что выпуск прекратился в 1968 году, некоторые экземпляры стояли на службе даже в 90-е.
10 Пожарный автомобиль АЦ-40 (130, 131)
Пожарная автоцистерна на шасси грузовика ЗиЛ-130 или полноприводного грузового автомобиля ЗиЛ-131. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования, воды. Это, вероятно, самый массовый советский пожарный автомобиль.
Это конечно же не все пожарные машины, были и гусеничные, например, ГПМ-54 — бронированная гусеничная пожарная машина ГПМ-54 предназначалась для самых сложных пожаров. Ее на базе танка Т-54 разрабатывали целых 10 лет – с 1967 по 1977 годы, а выпуск наладили в 1978. До сих пор находится в эксплуатации.
первые пожарные машины в России
15.07.2019
В наше время пожарным автомобилем никого не удивишь – это привычная техника, которую достаточно часто можно увидеть на улице. Тем временем, пожарные автомобильные службы существовали не всегда, потому многим будет интересно узнать, когда появились и как выглядели старинные пожарные машины.
Пожарная охрана в Царской России
Считается, что первая пожарная охрана была создана в России еще в XVI веке. В 1472 году Москва, что было нормальным явлением для любого города тех времен, в который раз пережила сильный пожар, причем спасать столицу пришлось буквально всем – в противопожарных мероприятиях участвовала и царская дружина, и лично Великий князь Иван III во ее главе. Государь, видимо, не прятался за спины подчиненных, поскольку и сам получил ожоги. Произошедшее потрясло его, и он решил, что такого впредь случаться не должно. Своим указом он всего лишь заставил соблюдать определенные меры пожарной безопасности в Москве, а вот в 1504 году здесь же появилась и первая пожарно-сторожевая охрана.
При этом о каком-либо профессионализме не могло быть и речи – службу несли обыкновенные граждане, которых призывали попеременно, по одному человеку от десяти домов. В результате они приносили не так много пользы непосредственно при тушении, зато могли обнаружить возгорание на ранних этапах и срочно поднять тревогу. В роли того, что сегодня назвали бы частями, выступали так называемые «рогатки» – особые заставы, располагавшиеся в концах главных улиц. Работали они круглосуточно.
Учитывая «профессионализм» тогдашних пожарных, их работа не слишком спасала, потому на протяжении нескольких веков основная работа по предотвращению пожаров выполнялась не столько специальными людьми, сколько указами. В разные годы упор делался на сокращение строительства из древесины, запрет топить печи и бани в летнее время, а также зажигать свечи и так далее. Во многом работа «огнищан», как тогда называли служивых, заключалась не столько в гашении пожаров, сколько в контроле за соблюдением этих предписаний.
В случае возгорания для гашения крупномасштабного пожара привлекались все доступные гражданские, а с 1550 года этим по призванию занимались еще и военные подразделения. При этом еще в XVI веке тактика борьбы с огнем сильно отличалась от современной – горящие здания по возможности просто разбирались, а соседнюю застройку могли как снести заранее, дабы остановить распространение огня, так и использовать специальные щиты для ее укрытия от огня. Такой щит для стен состоял из мокрых войлочных и брезентовых полотен, крыши же пытались защитить мокрыми кожами.
Лишь в 1804 году император Александр снял с горожан пожарную повинность, создав первую постоянную, то есть профессиональную пожарную бригаду, а вскоре начали строить каланчи для обзора города с высоты. Впрочем, первые пожарные машины в России появились намного позже, а пока профессионалы прибывали на место происшествия на конных обозах. Единственным большим плюсом было то, что к середине позапрошлого века власти уже уделяли большое внимание комплектации служивых, потому полицмейстер лично отбирал на конезаводах лучших лошадей для своих подчиненных.
Первый пожарный автомобиль на Руси
Разные источники дают разные первые пожарные автомобили в России, потому все из них заслуживают определенного рассмотрения.
Так, первая пожарная машина в России была сконструирована еще в 1863 году, но есть одно серьезное «но»: это была именно машина, а не автомобиль. Произвел ее машиностроительный завод Густава Листа, суть же парового механизма заключалась в том, что он, имея двигатель мощностью в 24 лошадиных силы, подавал воду под напором, позволяя заменить тяжелый труд по гашению пожаров водой из ведер. При этом речь все еще шла о конных экипажах, так что появившиеся в Москве сто пятьдесят лет назад пожарные депо не должны вводить в заблуждение – фактически они были конюшнями.
Если же рассматривать первый пожарный автомобиль в России, то таковым обычно называют агрегат, выпущенный в 1904 году компанией «Фрезе и К°». Мощность его двигателя была весьма скромной по нынешним меркам – всего 8 лошадиных сил, а основной функцией была доставка на место пожарной команды численностью в десять человек. Из собственно пожарного оборудования конструкция предполагала наличие двух лестниц, колонки гидранта и специального рукава в 80 саженей. Из-за того, что модель не предполагала собственного резервуара с водой, первенство именно этого автомобиля оспаривается.
Так, в Петербурге в том же 1904 году общество «Г.А. Леснер» выпустило конкурирующий автомобиль, который не имел лестниц, зато был оборудован и насосом, и цистерной, а еще позволял везти четырнадцать человек вместо десяти. Поставщиком шасси для этой модели выступила сама компания «Даймлер». Именно леснеровский автомобиль в 1908 году стал первым пожарным автомобилем для Москвы, ведь в дореволюционные времена большинство инноваций сначала испытывались в тогдашней столице – Петербурге. Стоит заметить, что к этому моменту пожарные службы уже использовали и проблесковый маячок, и прообраз сирены. Все это было придумано еще в 1890-ых годах московским обер-полицмейстером Власовским, но выглядело, по сегодняшним меркам, диковато: вместо современного маячка были пылающие керосиновые факелы, звук же издавался верховыми горнистами при помощи сигнальных рожков.
Пожарные автомобили в СССР
Из вышеописанного может сложиться впечатление, что серийное производство пожарных автомобилей было налажено еще до революции, но на самом деле описанные модели были огромной диковинкой и выпускались чуть ли не в единственном экземпляре. Срок их службы был непродолжительным из-за производства в тестовом режиме, а Первая мировая и Гражданская войны сказались на их состоянии еще негативнее, потому после революции огромная страна осталась всего-то с десятком работоспособных пожарных автомобилей.
Как итог, с начала 20-ых годов прошлого века стали появляться самодельные пожарные автомобили – благо, в те времена законодательство не было таким строгим, и позволяло народным умельцам самостоятельно клепать полезную технику. В большинстве случаев служебная машина переделывалась из старого грузовика, способного утащить на себе и экипаж, и бочку с водой. Впрочем, новые власти быстро поняли необходимость серийного выпуска таких авто, и в 1926-1932 годах в разных городах начался стабильный выпуск подобной техники.
В советской пожарной истории стоит выделить пять наиболее знаменательных автомобилей:
-
АМО-Ф-15. Этот автомобиль был универсальным – в разных модификациях он использовался и как скорая помощь, и как микроавтобус, и как пожарный автомобиль. Знаменит он хотя бы тем, что это первый советский автонасос с грузоподъемность 1,5 т и мощностью двигателя 30 кВт. Его насос подавал до 940 л воды ежеминутно, хотя сама машина, рассчитанная на экипаж из 8 человек, несла всего 350 л. Автомобиль разработал АМО на базе итальянского аналога и начал выпускать в 1924 году, но пожарная версия появилась лишь два года спустя и сначала выпускалась в Ленинграде на заводе «Промет» и в Москве на заводе №6.
-
ЗИС-11. Первое время пожарные машины фактически были переоборудованными грузовиками, и лишь в 1934 году начали производить модель на собственном шасси, которую иначе называли еще ПМЗ-1 – «пожарной машиной ЗИС». До 1941 года было выпущено более 3 тысяч экземпляров. Подача воды осуществлялась сразу через четыре ствола, за счет чего небольшой пожар можно было погасить усилиями одного экипажа, насчитывавшего вплоть до 16 человек.
-
АЦ-40(375н)Ц1А. Выпускалась в 60-ых годах прошлого века на базе шасси от ЗИЛ и была настоящим образцом «тяжелой артиллерии» – при запасе воды в 2000-2300 л воды у тогдашних коллег этот зверь возил за собой 4000 л воды и 180 л пенообразователя. Выдавая 40 л/с, этот агрегат подавал струю на расстояние до 100 м.
-
АЦ-40 (131) модель 137. Самая узнаваемая советская пожарная машина, выпускавшаяся с 1970 по 1984 годы на Прилукском заводе противопожарного оборудования. В России и многих других постсоветских странах эксплуатируется до сих пор, в крайнем случае будучи переставленной с оригинального шасси ЗИЛ-131 на зарубежные аналоги. При цистерне в 2,4 т автомобиль получился очень резвым и юрким, благодаря чему годится для любой, даже труднодоступной местности.
- АА-60(543) мод.160. Самая новая в списке советских легенд – выпущенная в 1973 году аэродромная машина, впечатляющая за счет своих потрясающих размеров. Построенная на шасси МАЗ-543, она несла на себе 11 т воды и еще 800 л пенообразователя, а насос с подачей 60 л/с был создан специально для этого авто. В отрасли аэродромных пожарных автомобилей модели сменялись довольно часто, но эта запомнилась любителям соответствующей тематики огромной цистерной – «потомки» обычно использовали уже смесь воды и порошка, потому имели меньший объем.
Пожарные автомобили в России
В 1991 году СССР распался, и перед Россией встал вопрос о полноценном налаживании производства спецтехники на уменьшенной территории и при меньшем количестве соответствующих предприятий. Первые собственно российские модели начали появляться в 1993 году, и к сегодняшнему дню отечественные пожарные снабжаются только транспортом российского производства. Среди нынешних моделей можно выделить несколько, приобретших определенную узнаваемость в широких кругах.
-
АЦ-2,5-40. Автомобиль сконструирован на базе ЗИЛ-4334, который разрабатывался еще в советские времена, и в пожарном исполнении был призван заменить хотя бы тот же АЦ-40 (131) модель 137. Автомобиль выпускался в Москве в 1994-2013 годах в разных модификациях и имеет грузоподъемность в 3750 кг.
-
АЦ-1,0-4/400 (5301), мод. ПМ-542Д. Еще один пожарный автомобиль на базе ЗИЛ, теперь уже 5301, но выпускающийся в Торжке на заводе ОАО «Пожтехника». Это авто относится к классу легких – с собой оно несет всего 1 т воды и 90 л пенообразователя, но за счет небольшого размера имеет повышенную проходимость. В отличие от многих других современных автомобилей, ориентируется не только на собственные силы, но и на пожарные гидранты.
-
АКП-50 (6540). Как и большинство современной российской техники такого рода, производится в Торжке, но на базе не ЗИЛа, а КАМАЗ-6540. Это один из наиболее распространенных современных автоподъемников, способный поднимать люльку на высоту до 50 м, чего достаточно для достижения верхних этажей большинства современных многоэтажных зданий.
-
ААТС 5-40-200-50. Аэродромная модель, сменившая на посту легендарный АА-60(543) мод.160 и его более поздних последователей. Цистерна для воды здесь значительно скромнее – 5 т воды против 11 т у знаменитого предка, зато в конструкции также предусмотрены два стокилограммовых резервуара для порошка и трехсотлитровая емкость для пенообразователя.
-
АНР-60-800. Насосно-рукавный автомобиль на шасси ЗИЛ-433112, предназначенный для тушения огня на сравнительно небольшом расстоянии и предполагающий довольно большой по нынешним меркам экипаж из семи человек. Цистерны для воды у этой модели нет, зато присутствует пятисотлитровая емкость для пенообразователя и большой запас различных инструментов, включая огнетушители, багоры, топоры, лопаты и ломы, а также 800 метров запасных рукавов.
Возникли вопросы?
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Первые пожарные автомобили / Назад в СССР / Back in USSR
В июле 1926 г. на ленинградском завод «Промет» началось серийное производство отечественных пожарных автомобилей.Автонасос завода «Промет» на шасси АМО-Ф-15 в пожарной части Ивано-Вознесенска, 1928 г. Определить производителя можно по крупной треугольной эмблеме «Тремасс» на радиаторе. Любопытная деталь – стрелочный указатель поворотов, закрепленный на левой стойке ветрового стекла.
Противопожарную технику в России выпускали и до революции. В частности, до революции пожарные автомобили делал московский механический завод Густава Листа, располагавшийся на Москва-реке, прямо напротив Кремля. В основном пожарные автообозы, как называли группу машин, выезжавших по тревоге, закупали за границей. До революции в стране было не более 15 пожарных автомобилей. Механический и трубочный завод акционерного общества «Промет» в Полюстрово, пущенный в 1911-м и национализированный в январе 1919-го, взял на себя задачу освоения серийного выпуска специализированных противопожарных автомобилей на единственном в тот момент отечественном шасси – АМО-Ф-15. Завод входил в трест «Тремасс», что при всеобщем тогдашнем увлечении словесными конструкциями обозначало «Трест заводов массового производства».
Аналогичного назначения автомобиль производства Миусского завода в городе Асбест.
Одновременно это означало, что ни на чем конкретном завод не специализировался. Да и вообще, это предприятие неоднократно меняло профиль и ведомственную принадлежность. Сначала здесь делали конную упряжь, выполняли заказы Военно-морского и Артиллерийского ведомств царской России, в советское время освоили изготовление бензо-наливных колонок, затем «Промет» превратился в основного производителя противопожарной техники. В 1930 году на заводе построена партия первых советских мотоциклов, начато производство первых в СССР магнето для двигателей внутреннего сгорания. С 1950-х годов по наши дни предприятие входило в состав Министерства радиопромышленности. В 2009-м его головной корпус (1915 года постройки, архитектор Ф.О. Тейхман) был снесен под строительство делового центра «Полюстрово». Что представлял собой первый советский пожарный автомобиль?
Это был автонасос, т.е. грузовик, оснащенный производительным насосом для подачи воды в очаг пожара.
Помните детский стишок?
«Пламя Сменяется Чадом угарным.
Гонит насос Водяную струю.
Женщина, Плача, Подходит К пожарным:
– Девочку, Дочку Спасите Мою!»
(С.Я.Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»)
Так был устроен типовой «автомобиль насосно-рукавный» на шасси АМО-Ф-15.
В задней части рамы автомобиля располагался коловратный насос производительностью 20 л/с, с приводом валом отбора мощности от основного двигателя. По обе стороны насоса устанавливались катушки с рукавами. Боевой расчет рассаживался спиной друг к другу на двух угловых скамьях, под которыми в ящиках хранилось специальное оборудование. Над головами расчета на опорах укладывались раздвижная трехколенная лестница, лестницы-штурмовки и багры. На крыльях и подножках закреплялись всасывающие рукава. Слева на подножке устанавливалась раздаточная колонка. На заднем свесе кузова закреплялась съемная колесная катушка с намотанными на нее противопожарными рукавами. Сигнал подавался колоколом, подвешенным на кронштейне со стороны командира расчета (водитель в АМО-Ф-15 располагался справа).
Пожарное депо завода «Сельхозмашстрой». Горн входил в сигнальное оборудование пожарного автомобиля.
На тогдашнем профессиональном языке такого рода автомобиль назывался «под-Стволовым». Останки одного такого автомобиля были найдены в поселке Мурино. После реставрации машина стала экспонатом Пожарно-технической выставки имени Б.И.Кончаева в Петербурге. Аналогичный автомобиль был освоен на Миусском заводе противопожарного оборудования в Москве, которому посчастливилось не менять специализацию до 1960-х годов. Также в небольших количествах выпускал пожарные машины и сам АМО.
Автомобиль на почтовой марке 1985 года, посвященной юбилею противопожарной охраны.
Противопожарное оборудование | Статья о противопожарном оборудовании по The Free Dictionary
техническое оборудование, предназначенное для спасения людей и защиты ценных вещей и природных ресурсов от пожара. Основная аппаратура — пожарные машины, пожарные поезда, пожарные катера, а также пожарные самолеты и вертолеты. Противопожарное оборудование также включает стационарные системы пожаротушения и пожарной сигнализации, огнетушители, пожарные краны и другие средства для доставки средств пожаротушения к месту пожара.
Первые попытки создания средств пожаротушения относятся к глубокой древности. Еще до нашей эры греческий инженер и изобретатель Ктесибий построил пожарную машину, которую римский архитектор Витрувий описал как способную стрелять водой вверх. Двигатель был сконструирован с водяным пожарным патрубком, то есть поршневым двухцилиндровым насосом. Однако изобретение Ктесибия было забыто, и только в 16 веке ювелир Антон Платнер сконструировал аналогичный ручной пожарный насос в Аугсбурге, Германия; насос мог послать струю воды от 6 до 8 м.В 1672 году в Амстердаме голландский изобретатель Ян ван дер Гейде оснастил насос расширяемым шлангом; это сделало насос основным инструментом пожаротушения. Водопроводные пожарные трубы вошли в употребление в России в 17 веке; это были ручные поршневые насосы, состоящие из трубы с соплом. Трубы были сделаны из листовой меди или дерева и иногда были больше аршина — около 70 см в длину.
После изобретения паровой машины в 1829 году в Лондоне был построен первый пожарный насос с паровым приводом.Насос перевозили на конных телегах. Паровые пожарные насосы, которые были введены в Россию в 1862 году, могли перекачивать от 1000 до 2000 литров в минуту на расстояние до 40 м. Насосы были впервые произведены в Москве в 1896 году. Хотя недавно изобретенный паровой автомобиль заменил конную повозку, он был тяжелым и неудобным; повышение давления пара занимало от 10 до 15 мин.
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания впервые были использованы при тушении пожаров для перевозки пожарных.В 1892 году в Германии была произведена первая автомашина, оснащенная механическим пожарным насосом, а в 1907 году — первая механизированная пожарная лестница, установленная на автомобиле. Автомобиль кардинально изменил тактику тушения пожаров: расширил территорию, обслуживаемую пожарными станциями, сократил время, необходимое для выхода на место пожара, и позволил механизировать трудоемкие операции по тушению пожаров. В России первым автомобилем для перевозки пожарных воспользовалась Московская пожарная служба в 1907 году.Он был произведен в Москве на заводе «Густав Лист» и мог развивать скорость около 60 км / ч. В нем находилась команда из восьми человек, а также инструменты, лестницы и пожарные рукава. Пожарные машины впоследствии приобрели пожарные службы Санкт-Петербурга (Обуховский завод), Риги, Архангельска (торговый порт) и Казани. Однако в дореволюционной России пожарная машина не была распространена, и до 1917 года их было чуть более десяти.
Хотя вода долгое время была основным средством пожаротушения, она не была эффективна в ряде ситуаций, например, когда горели масла и керосин.В начале 20 века преподаватель гимназии в Баку А.Г. Лоран предложил новое средство пожаротушения — химическую пену, образующуюся в огнетушителях. Пенный огнетушитель, который Лоран запатентовал в 1902 году, использовал химическую реакцию основных и кислотных растворов в качестве основы для своего действия.
В первые месяцы Советской власти в СССР большое внимание уделялось развитию противопожарной техники. Освоено производство пенообразователей, пенообразователей и различных пенообразователей, а в 1928 году началось серийное производство пожарных машин.СССР первым разработал технологию и методы тушения горящих газов и нефтяных фонтанов с помощью взрывчатых веществ; техника нашла широкое применение во всем мире. В 1967 г. в СССР начали применять устройства для тушения газовых и нефтяных фонтанов смесью выхлопных газов турбореактивных двигателей и водяного пара.
Противопожарная техника в СССР разрабатывается с целью механизации тушения пожаров. Разрабатывается оборудование, позволяющее использовать высокоэффективные средства пожаротушения и сделать работу пожарных максимально простой и безопасной.Создаются и внедряются стационарные автоматизированные системы быстрого реагирования для обнаружения и тушения пожаров в момент их возникновения.
Внедрены специальные виды противопожарного оборудования для охраны аэропортов, нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятий. В оборудовании используются высокоэффективные составы пожаротушения на основе галогенированных углеводородов, а также инертные газы, порошки, умеренно расширяющаяся пена и мелкодисперсная вода (туман).
Начато промышленное производство пожарных автоцистерн, автомобильных насосов, гидротехнических сооружений, автомобилей специального назначения и водо-пенных аппаратов.Сверхмощная пожарная машина, которая сейчас производится для обслуживания аэропортов, может перекачивать 60 литров в секунду, имеет поворотный монитор, устройство для вспенивания воды и емкость бака 11 000 литров; грузовик позволяет проводить спасательные операции и тушить любые пожары в самолетах. Особые виды противопожарной техники, выпускаемые для использования на севере СССР, позволяют тушить пожары при температуре воздуха от —50 до 35 ° С. Новое оборудование было внедрено для тушения пожаров в портах, нефтехранилищах, железнодорожных станциях, лесах и торфяных заводах, а также на морских нефтяных вышках.Самолеты и вертолеты используются для борьбы с лесными пожарами. Пожарные лодки типа Генерал Гамидов могут использоваться на морских нефтяных вышках при любых погодных условиях.
За пределами СССР ведущие позиции в производстве противопожарного оборудования заняли Германская Демократическая Республика и Чехословакия. Заводы Metz и Magirus в Федеративной Республике Германии и заводы Angus, Dennis и Simon в Великобритании имеют многолетний опыт производства пожарных лестниц, пожарных машин и насосов с моторным приводом.30-метровая пожарная лестница производства Metz, которая смонтирована на специальном шасси Faun, легка, хорошо маневрирует и имеет хорошие характеристики в обращении. Саймон производит кривошипную лебедку, установленную на вращающейся платформе.
Simplex в США и Cerberus в Швейцарии входят в число ведущих зарубежных фирм, производящих автоматическую пожарную сигнализацию и аппараты пожаротушения.
Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
.Army Guide
В начале 60-х группа конструкторов под руководством П. Исакова разработала широко известную боевую механизированную машину пехоты БМП-1. Он был разработан в первую очередь для повышения боевой мобильности войск и обеспечения броневой защиты пехотинцев, сражающихся при поддержке танков.
Эта боевая машина положила начало новым тенденциям в мировом танкостроении и положила начало новым подходам к тактическому применению мотострелковых подразделений. Боевые машины, предназначенные для решения аналогичных боевых задач, были приняты на вооружение иностранных армий значительно позже.Поначалу много обсуждалось их боевое применение. Некоторые аналитики разделили мнение о том, что MICV следует использовать в качестве бронированных транспортных средств, предназначенных для перемещения пехотинцев на поле боя для преследования танков и захвата районов боевых действий.
Однако было сочтено целесообразным оснастить их некоторым вооружением. Основным вооружением БМП-1 была 73-мм гладкоствольная пушка, способная вести огонь на дальность до 1000 метров по бронетехнике, в том числе по танкам старого поколения.Других задач не ставилось. После долгих споров в процессе производства и сравнительных испытаний нескольких машин сторонники автоматического вооружения для машины одержали верх: она была оснащена 30-мм автоматической пушкой и противотанковой управляемой ракетой (ПТУР) «Конкурс», разработанной фирмой «Прибор». Конструкторское бюро в городе Тула.
Это значительно расширило спектр ее боевых задач и повысило боевые возможности машины в целом. Но предстояло еще многое сделать, чтобы найти окончательную концепцию боевого применения машины, ее предназначения и общего внешнего вида.Это было достигнуто при дальнейшем развитии БМП-3 и ее вооружения. Конструкторское бюро приборостроения в Туле было ведущим разработчиком системы вооружения БМП-3, а Машиностроительный завод в городе Курган разработал машину. По результатам исследований была разработана система вооружения, способная решать весь комплекс боевых задач пехотных подразделений. Впервые MICV был оснащен 30-мм автоматической пушкой, 100-мм пушкой средней баллистики и 7,62-мм пулеметом (MG).
100-мм пушка стреляла как фугасными снарядами, так и управляемыми ракетами. Сам выбор баллистического решения (Vo = 250 м / с) обеспечил создание маломощного орудия и обеспечил попадание снаряда в цель под большими углами, что увеличило площадь поражения и уменьшило погрешности дальности и их зависимость от дальность стрельбы. Пушечный пуск управляемых ракет в сочетании с системой управления лазерной наводкой и независимым двухплоскостным стабилизатором линии прицеливания обеспечивал пуск ПТУР на ходу, высокую скорострельность, помехозащищенность и безопасность экипажа.
Жесткая спаренность 30-мм орудия и ствола 100-мм орудия в сочетании с высокой точностью и динамическими характеристиками мощного стабилизатора обеспечивают высокую точность его стрельбы. Впервые в отечественной и мировой практике ВПК был оборудован системой автоматического управления огнем, обеспечивающей автоматические углы прицеливания и упреждения, а также точную корректировку в широком диапазоне углов возвышения и ведение огня из всех видов оружия. из стационарного положения, в движении и на плаву.Высокая боевая эффективность системы вооружения и способность действовать самостоятельно на поле боя обеспечивается большим набором боеприпасов, включая восемь управляемых ракет, сорок фугасных снарядов, 500 выстрелов для автоматической пушки и 6000 патронов для пулеметов. В корпусе машины четыре отсека: отделение водителя, боевое отделение, десантное и силовое отделение.
В передней части корпуса расположено отделение водителя.Есть три станции: одна для водителя посередине и две для пулеметчиков по обе стороны от места водителя. Боевое отделение расположено в средней части корпуса, где расположены места командира и наводчика. Основное вооружение размещено в башне. Боекомплект пушки размещается в укладочной стойке под поворотной платформой. В состав аппаратуры управления вооружением входят: прицел (установка наводки), наземный и воздушный прицел, прибор комбинированного обзора (дневного и ночного видения), баллистический вычислитель.
Пулеметы, автономно установленные в передней части машины, представляют собой прицел с оптоволоконной системой индикации. Основное вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Также есть оборудование для навигации по местности. Командирский пост оборудован радиопередатчиком Р-173 и радиоприемником Р-173П. За боевым отделением расположено семиместное десантное отделение. Два индивидуальных сиденья и пять групповых сидений, расположенных у переборки моторного отсека.Здесь есть воздуховоды, чтобы обеспечить солдат чистым воздухом. Также есть ящики с дневным пайком для личного состава и ящики ЗИП. В бортах корпуса машины расположены бронированные огневые иллюминаторы. В передней части машины предусмотрено три люка, а в башне — два люка как для экипажа, так и для десанта. В передней части машины есть три люка, а в башне — два люка как для экипажа, так и для десанта.
В корпусе имеются также задние двери и откидные передние крышки.Силовое отделение расположено сразу после десантного. Оба отсека разделены внутренней звуконепроницаемой перегородкой. В отсеке силовой установки находится двигатель, узлы силовой трансмиссии и соответствующие системы. Съемные крышки и порты обеспечивают легкий доступ к узлам двигателя и трансмиссии. Система гусеницы и подвески автомобиля состоит из шести опорных катков и опорных катков.
Опорные катки имеют двойные диски с резиновыми опорами с внешней амортизацией.Независимая гидропневматическая подвеска имеет большой динамический дорожный ход колеса. Благодаря такой конструкции удалось сохранить плавность движения автомобиля в условиях бездорожья на любой скорости без рывков и раскачиваний. Система гусеницы и подвески БМП-3 имеет большой запас прочности, что позволяет использовать ее в ряде машин различного назначения.
БМП-3 движется в воде с помощью гидрореактивных двигателей, а не гусеничных приводов, как это было с БМП-1 и БМП-2. Выдающиеся характеристики БМП-3 были наглядно продемонстрированы во время полевых испытаний в Аравийской пустыне, о чем рассказали два участника, первый заместитель начальника Бронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-лейтенант Н.Журавлев и заместитель главного конструктора Тульского конструкторского бюро приборостроения, доктор технических наук С.Березин.
27 июля 1991 г. самолет-гигант «Руслан» приземлился в аэропорту Абу-Даби. Четыре БМП-3 оторвались, сопровождаемые любопытными взглядами офицеров армии Объединенных Арабских Эмиратов. Это не означало, что боевые машины были выбраны арабскими властями и стали законными «резидентами» этой страны. Напротив, это было только начало пути к признанию российского вооружения страной, которая традиционно покупала английское или другое западное оружие.
Первое знакомство высшего руководства ОАЭ с российской техникой не принесло нашим специалистам особых поводов для оптимизма.
Арабские военные хорошо знали о боевых возможностях аналогичных классов машин, производимых странами НАТО, и не слишком оптимистично относились к «ноу-хау» БМП-3. Более того: они предсказали его отказ во время предстоящих полевых испытаний. «День Д» для тестов неоднократно переносился. Специалисты придирались к изучению конструкции машины и тщательно спланировали предстоящие испытания.Все предложения с нашей стороны были вежливо отвергнуты, а по неофициальной информации все подготовлено к испытаниям американских МПК «Брэдли» и английского «Воин».
Наконец настал тестовый день. Бригадный генерал, глава арабской инспекционной группы, поставил задачу следующим образом: он будет вести свой вездеход «Тойота», а наша колонна должна внимательно следовать по песчаным холмам. Первый этап испытаний можно было бы считать выполненным, если бы нашим БМП удалось последовать за его марсоходом.Температура окружающего воздуха + 60С. Начались песчаные метели. Песок забивал глаза и уши, порезал шею и лицо.
Двигатели работали на грани срыва. Машины должны были преодолеть песчаные холмы на 30-м и «нырнуть» с них на 80-м. Машины застряли в каньонах. В таких случаях нам приходилось буксировать машину на трех других транспортных средствах, соединенных тандемом. Иногда казалось, что возникнет еще одна проблема, и ни техника, ни персонал не выдержат.Когда после семи часов марша наша колонна вышла на грунтовую дорогу, это показалось настоящим чудом.
Мы были счастливы узнать, что наша БМП-3 смогла преодолеть пересеченную местность, которая оказалась непревзойденной для всех других МПК, включая знаменитый «Брэдли». Осмотрев колонну, бригадный генерал сказал: «Хорошо». и отдал приказ: «Вперед!» Гонка на 200 сотен километров началась полным ходом по грунтовым дорогам. Машины были на пределе своих возможностей. Арабские офицеры, управлявшие нашими БМП, были полны решимости выявить слабые места в конструкции машины.
Марш продолжался три дня с нарушением всех инструкций по эксплуатации и других нормативных документов. Гонки продолжались на максимальных скоростях по 16-17 часов в сутки. Остановки на передышку и осмотры производились через 5-7 часов непрерывного движения. Измученному персоналу разрешалось лишь немного отдохнуть ночью. Ревизионная комиссия пришла к выводу, что БМП-3 превосходила аналогичные машины стран НАТО по крейсерским возможностям. Тем не менее, мы выиграли только половину битвы.
Теперь мы должны были стрелять из любого оружия по возможным целям на разных дистанциях. Убедившись в вооружении, наши специалисты согласились на все условия, установленные арабскими офицерами.
Однако, когда они вышли на дальность стрельбы, они поняли, что многое нужно делать на месте с нуля. Стрельбу приходилось вести только на ходу. Машины должны были двигаться по двум кругам, по обе стороны от которых располагалась «воображаемая» диспетчерская вышка. Стрельба велась с любых точек по любым целям, расположенным на разных дистанциях.Стрельба началась с пусков ракет на максимальную дальность. После запуска первых шести ракет бригадный генерал и руководитель российской делегации осмотрели цели. Мы отметили, что каждая цель поражена по три раза. Генерал был достаточно опытным, чтобы знать, что в мире не существует боевых машин, которые могли бы запускать противотанковые ракеты на ходу.
Боевые возможности других типов вооружения были ему хорошо известны и продемонстрированы на полигоне как российскими, так и арабскими специалистами.Высокая боевая эффективность всех видов вооружения и их безотказная работа при стрельбе и тренировках заставили членов комиссии заявить о своей поддержке БМП-3. Многочисленные встречи с военными ОАЭ были отмечены значительной напряженностью, но прошли в атмосфере искренности, компетентности и взаимного уважения. Российская делегация прекрасно осознавала, что после войны в Персидском заливе правительство ОАЭ решило создать собственную современную армию, оснащенную самым современным вооружением.Естественно, западные страны стремились предложить своим арабским клиентам свои самолеты, танки, зенитную артиллерию и другую технику. Все это было учтено комиссией в отчете об испытаниях БМП-3 и их взглядах на будущее сотрудничество с Россией в военной сфере.
Российские специалисты обратили внимание заказчиков на малый вес БМП-3, ее способность легко преодолевать различные водные преграды, стрелять противотанковыми ракетами на ходу, а также ее возможность транспортировки по воздуху.Арабские военные высоко оценили машину в целом и попросили ее доработать с учетом требований их региона, а именно для улучшения жилищных условий военнослужащих, обновления системы охлаждения двигателя и установки резиновых грунтозацепов. Наконец, российская делегация была принята Президентом ОАЭ. Он сказал, что БМП-3 была высоко оценена военными, несмотря на то, что она прошла до отказа. Эта причина вынудила его принять жизненно важное политическое решение о сотрудничестве с Россией в военной области.На этом завершились полевые испытания в арабской пустыне, где наша боевая техника показала высокое качество российского оружия и «защитила» его мировую репутацию.
Сергей Рощин
МОДЕРНИЗАЦИЯ БОЕПРИПАСОВ ДЛЯ БМП-3 ICV
Боевые машины пехоты — основное боевое и транспортное средство для мотопехоты; Поэтому принципиальное значение имеют характеристики их вооружения и соответствие современным требованиям.
Исследования, проведенные в России за последние пятнадцать лет, позволили создать боевую машину пехоты третьего поколения БМП-3, вооружение которой обеспечивает решение практически всех боевых задач, стоящих перед мотострелковыми частями. В то же время находящаяся в эксплуатации БМП-3 имеет значительный потенциал для улучшения своих тактико-технических характеристик. Реализация этого потенциала была краеугольным камнем исследований и разработок, проделанных за последние несколько лет. Основные направления этой деятельности:
- модернизация боеприпасов
- совместная модернизация боеприпасов и системы управления огнем
- полномасштабная модернизация, представляющая собой разработку нового боевого отделения с новыми боеприпасами и системой управления огнем
В данной статье обсуждаются возможности повышения эффективности БМП-3 за счет разработки новых боеприпасов, в том числе:
- Ракета управляемая с повышенной летальностью и увеличенной дальностью стрельбы
- 100-мм выстрел с неуправляемым осколочно-фугасным снарядом повышенной летальности и увеличенной дальности стрельбы
- 30-мм снаряд HVAP повышенной летальности с минимальной модернизацией системы управления огнем (СУО) (установка цифрового баллистического вычислителя и обновленного органического прицела)
Это направление работы обеспечивает абсолютное повышение эффективности независимо от характеристик других систем и может быть реализовано на всех современных машинах БМП-3.
РАКЕТА 9М117М1 АРКАН
Управляемая ракета 9М117, входящая в состав системы вооружения БМП-3, разработана с учетом всех требований к противотанковому оружию, действовавших на момент разработки. Сегодня ракетный комплекс 9М117 обеспечивает эффективный бой с танками первой и второй групп (таблица 1) и боевыми машинами пехоты и обладает важным преимуществом — высокоэффективной ракетной стрельбой на ходу.
Поскольку с момента разработки ракеты прошло довольно много времени, ряд ее основных характеристик был существенно улучшен.
В настоящее время большинство танков в современных армиях плохо защищены; значительное количество танков имеет лобовую защиту, эквивалентную 600-700 мм стали; а новые, более мощные танки с броневой защитой 800 мм и более и дальностью стрельбы бронебойным снарядом с твердым сердечником от 3,0 до 3,4 км только разрабатываются и принимаются на вооружение. Преобладание танков первой и второй групп сохранится в большинстве армий как минимум 15–20 лет.
Для успешной борьбы с существующими танками необходимо:
- повышают бронепробиваемость основной боевой части
- пробить взрывную реактивную броню
- увеличить дальность стрельбы
Всем этим требованиям отвечает управляемая ракета «Аркан».Основные сравнительные характеристики ракеты Аркан и ракеты 9М117 представлены в таблице 2.
Ракета «Аркан» воплощает в себе последние достижения науки и техники. При его разработке учитывалась необходимость уменьшения калибра, веса и габаритов ракеты, поскольку их увеличение могло повлечь изменение конструкции машины в целом.
Ракета 9М117М1 Аркан
может вести огонь на дальность до 4000 м со всех ракетоносцев 9М117 без их модификации.Стрельба на дальность от 5000 до 5500 м требует незначительной модернизации штатных прицелов / наведения для увеличения времени работы излучателя.
Следует отметить, что вышеприведенная оценка не учитывает возможность поражения танка из-за осколочного и подрывающего действия кумулятивных боеголовок; следовательно, реальные значения вероятности поражения будут выше, особенно для современных танков с прицельными головками значительных размеров.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что вновь разработанная ракета, способная пробить фугасную реактивную броню (ERA), может успешно бороться практически со всеми существующими танками: в среднем для поражения танков второй группы требуется один-два выстрела (M1A1, Merkava-3) и два-три выстрела необходимы для поражения танков третьей группы (M1A2, Leclerc, Challenger-2).
.