Posted in: Разное

Ось вращения это 2 класс: План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Конспект урока «Земля. Модель земли»

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Конспект урока «Земля. Модель земли»

Конспект урока.

ФИО педагога – Рассказова Анна Александровна.

Класс, УМК, дисциплина – 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа», окружающий мир.

Тема – Земля. Модель Земли.

Цель, задачи урока –

Цель урока: познакомить обучающихся с моделью Земли – глобусом.

Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения названия нашей планеты, ознакомления с формой планеты; учить находить на глобусе ось, экватор, Северный и Южный полюсы.

Планируемые результаты образования.

Предметные: получат представления, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель Земли; научатся приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты, использовать глобус.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли, моделировать форму Земли, используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Регулятивные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Коммуникативные: выдвигать предположения и доказывать их; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные: осознают необходимость бережного отношения к планете.

Используемые средства – учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», глобус, фотографии с изображением Земли из космоса, плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса»,  рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.

Сценарий урока.

I. Актуализация знаний.

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим  на вопросы:

1. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти?  

 ( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3. Кто совершил первое путешествие в космосе?

(12 апреля 1961  — летчик – космонавт  Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли  на корабле «Восток-1)

4.Что такое земля звезда или планета?

( Земля – это 3 планета солнечной системы)

5. Назовите спутник Земли.

(Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

 У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:

 Внимание, взлет!

И наша ракета

Помчится вперед!

 Как говорил Гагарин:   «Поехали!»

II. Формирование новых знаний.

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 19. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

У: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока?   (Глобус- модель Земли?) С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И не любит искажения (глобус)

 

У: Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый. Шарообразный, шар.

 У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.  Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+».

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

 У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

 У: Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста на стр. 19)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

                     ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,

     Крутит-вертит головой.

     Нам показывает страны,

     Реки, горы, океаны.

     Ты как глобус покрутись,

     А теперь остановись!

III. Применение новых знаний.

У. А дальше я предлагаю вам поработать в космических лабораториях.

Практическая работа (по группам):

·        Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?

·        Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

·        Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

·        Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

·        Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

 Кривая, ярко – синяя.

 Делит глобус пополам –

 Чтобы нам не спутать вдруг,

 где там Север, а где Юг.

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

 Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.5-6, задание 7.

У: Назовите предметы, которые здесь нарисованы. Есть ли здесь модели? Соедините линиями предметы и соответствующие им модели.

Назовите предметы, где ось вращения настоящая, и те, где ось воображаемая. Нарисуйте воображаемую ось красным карандашом, а настоящую – синим.

 У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в энциклопедии их название.

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются  линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы- это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

У: Ребята, к нам в лабораторию прилетел инопланетянин. Он прилетел с другой планеты и ничего не знает про нашу. Давайте ему поможем узнать это! Мы хором будем отвечать на его вопросы.

 

 Ты держишь целый мир в руках

 Моря и океаны

 Тайгу, вершины гор в снегах

 Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч

 Но только он учебный

 А вот теперь скажи, трюкач

 Что за предмет волшебный?

 (глобус)

  Вокруг неё Земля вращается,

А  утро с ночью не встречается  (ось)

 На Земле живут две точки,

Обе в беленьких платочках  (полюса)

А теперь мы должны отправить нашего приятеля обратно,  для этого необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?  (уменьшенная модель Земли)

2. Самая большая параллель Земли…(экватор)

 3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют… (параллелями)

4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

5.  Экватор делит земной шар на два полушария  (Северное и Южное)

 6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У:  Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

У: Почему глобус просит беречь Землю?

У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету  Земля.

 

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

·        С чем познакомились на уроке?

·        Что нового узнали?

·        А что же такое глобус?

·        Вам понравился урок?

 САМООЦЕНКА РАБОТЫ

У каждого ребенка рисунок инопланетянина.

Красный инопланетянин- на уроке было интересно, легко.

Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.

Коричневый инопланетянин- на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

 У: Дорогие мои земляне, возьмите альбомные листы. Нарисуйте планету Земля, какой бы вы ее хотели увидеть через 100 лет.

У: К следующему уроку, кого заинтересовала эта тема, попрошу найти информацию о том, какие бывают глобусы.

Анализ урока.

1. Целеполагание.

Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

Содержание соответствует дидактическим требованиям, целям, органично включает ценностный и развивающий компоненты. В содержание урока входят следующие дидактические принципы: научность, последовательность, наглядность, связь с практикой,

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

Этапы урока четкие, логичные, завершенные.  Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. На этапах урока присутствуют словесные, наглядные и практические методы обучения.

4. Методы организации УД.

Методы организации учебной деятельности адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

Формы соответствуют целям и задачам.  Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (индивидуальную, групповую, коллективную)

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

Организация контроля рациональна.  Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Деятельность учителя.

Учитель научно и доступно излагает новые знания. Организует самостоятельную и коллективную работу учащихся. Эффективно использует наглядные средства обучения.

8. Деятельность учащихся.

Учащиеся умело переключаются с одного вида работы на другую. Внимательны, активны. На высоком уровне выполняют самостоятельную работу. Умеют оценить урок.

9. Результаты проведенного урока.

Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Намеченный план урока выполнен.

Ось вращения — это… Что такое Ось вращения?

  • ось вращения — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг неё твердого тела. Для твердого тела, имеющего неподвижную точку (например, для детского волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного… …   Энциклопедический словарь

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг нее твердого тела. Для твердого тела, имеющего неподвижную точку (напр., для детского волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — мгновенная, у твёрдого тела, имеющего неподвижную точку (напр., у гироскопа), проходящая через эту точку ось, поворотом вокруг к рой тело перемещается из данного положения в положение к нему бесконечно близкое. Мгновенная О. в. непрерывно… …   Физическая энциклопедия

  • ось вращения

    — — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN axis of revolutionaxis of rotation …   Справочник технического переводчика

  • ось вращения — 3.17 ось вращения (axis of rotation): Прямая линия, проходящая через контрольную точку субъекта, вокруг которой может вращаться субъект, и лежащая в вертикальной плоскости симметрии. См. рисунок 1. Источник: ГОСТ Р ИСО 12124 2009: Акустика.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ось вращения — Вращательное движение вид движения. При вращательном движении абсолютно твёрдого тела его точки описывают окружности, расположенные в параллельных плоскостях. Центры всех окружностей лежат при этом на одной прямой, перпендикулярной к плоскостям… …   Википедия

  • ось вращения — sukimosi ašis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. axis of revolution; axis of rotation; rotary axis; spin axis vok. Drehachse, f rus. ось вращения, f pranc. axe de rotation, m …   Automatikos terminų žodynas

  • ось вращения — sukimosi ašis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. axis of rotation; rotation axis vok. Drehachse, f; Rotationsachse, f rus. ось вращения, f pranc. axe de rotation, m …   Fizikos terminų žodynas

  • Ось вращения —         мгновенная, у твёрдого тела, имеющего неподвижную точку (например, гироскопа), проходящая через эту точку ось, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного положения в положение к нему бесконечно близкое; движение тела за… …   Большая советская энциклопедия

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг неё тв. тела. Для тв. тела, имеющего неподвижную точку (напр., для дет. волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг к рой тело перемещается из данного положения в положение, к …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Солнце и Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью»

    Цель урока: уточнить детские представления о Солнце и Земле.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    • познакомить школьников с новым термином “модель”;
    • обсудить, что представляет собой глобус (уменьшенная модель Земли);
    • учить находить на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие;
    • выяснить причины смены дня и ночи.

    Развивающие:

    • развивать связную речь;
    • формировать умение рассуждать, доказывать и обосновывать свое высказывание;
    • расширять словарный запас;
    • развивать внимание, наблюдательность, память;
    • формировать умение работать в группах.

    Воспитывающие:

    • воспитывать позитивное отношение к учению, устойчивый познавательный интерес;
    • воспитывать культуру учебного труда;
    • воспитывать любовь к природе.

    Оборудование и наглядные пособия: видеосюжет, демонстрационный глобус, карманный фонарик, маленький резиновый мячик, спички с отрезанными серными головками, цветные карандаши, учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

    ХОД УРОКА

    I. Организация класса.

    Если очень постараться,
    Если очень захотеть,
    Можно на небо подняться
    И до солнца долететь.
    И всерьез, не понарошку
    Познакомиться с луной,
    Погулять на ней немножко
    И вернуться вновь домой.

    С. Баруздин.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    — Сегодня мы с вами отправляемся в полет на космическом корабле. Как вы думаете, для чего?
    — Чтобы ответить на вопросы: “Что мы с вами знаем о Планете Земля и о Солнце?”, “Что такое модель Земли?”, “Почему на Земле день сменяется ночью?”.
    — Наш корабль готов к полету. Закройте глаза. Представьте, что ракета несет нас в космос. Теперь откройте глаза и посмотрите, как красиво! (Видеосюжет, любой с изображением Солнца, Земли в движении).

    III. Изучение нового.

    1. Уточнение знаний учащихся о Земле и о Солнце.

    — Что вы знаете о предметах, которые являются отгадками к этим двум загадкам?

    Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце и зовут тебя все … (Солнце).

    Рисунок 1

    — Что такое солнце?

    (Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно кажется нам маленьким кружочком на небе, потому что находится очень далеко от земли).

    — Что бы еще более точные сведения получить о Солнце нам нужно обратиться к словарику, который находится в конце учебника. Откройте учебник на стр. 126 и прочтите статью о Солнце.

    — Что же такое солнце?
    — Следующая загадка.

    Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

    Знают все и млад, и стар, что она большущий шар. (Земля).

    Рисунок 2

    Что вы знаете о Земле?

    (Земля – планета, на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. Земля освещается Солнцем. И т.д.).

    Чтение статьи из хрестоматии “Наша Земля – шар”, стр. 7-9. (Опора на таблицу).

    — Обратимся к словарику. Откройте учебник на стр. 124, прочтите статью “Земля”.

    2. Закрепление изученного. Чтение текста в учебнике стр. 17- 18.

    ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ. (Игра “День – ночь”).

    3. Уточнение понятий “модель”, “модель Земли”.

    — Работа по иллюстрации на стр. 18. Уточнение понятия “модель”. Демонстрация предметов-моделей.

    Вывод: модель по внешнему виду похожа на изображаемый предмет, а по величине может быть и больше его, и меньше. Глобус – уменьшенная модель Земли.

    Рисунок 3

    Чтение статьи из словарика стр. 125.

    4. Закрепление знаний учащихся. Выполнение задания № 7 в Тетради для самостоятельной работы. Учащиеся самостоятельно рассматривают рисунки и отмечают галочкой, нарисованные модели, а затем соединяют линиями рисунки предметов и соответствующие модели.

    5. Работа в группах. (Ученики могут по желанию не только сидеть, но и стоять около своих рабочих мест).

    Учащиеся читают статью в учебнике и словарике – изучают модель Земли – глобус.

    — Чтобы представить себе внешний вид Земли, Люди создали её маленькую модель – глобус.

    Демонстрация глобуса.

    — Эта модель по форме похожа на настоящую Землю. На поверхности глобуса с помощью условных обозначений изображены океаны, моря, крупные озера и реки, горы и равнины. Глобус закреплен на оси. Ось проходит через полюса изображаемой Земли: Северный и Южный.

    — Если посмотреть на глобус сверху, то будут видны Северный полюс и Северное полушарие. Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

    — Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие.

    — Обратите внимание, на то, что глобус вращается вокруг своей оси. Создавая модель Земли, ученые постарались не только как можно точнее передать форму (не размер) Земли, но и её “поведение”. Земля вращается, поэтому и глобус вращается. Но у глобуса есть настоящая ось вращения. А у Земли?

    6. Закрепление изученного. Работа в Тетради для самостоятельной работы. (Упр. № 8). Учитель предлагает учащимся положить сверху на каждый рисунок спички по направлению оси вращения каждого из нарисованных предметов. На основе иллюстрации рисунков разводятся понятия “воображаемая” и “настоящая “оси” вращения. (Взаимопроверка и сравнение результатов выполненной работы).

    7. Поиск ответа на вопрос “Почему на Земле день сменяется ночью?

    — Помните на первом уроке мы с вами читали, как Маша рассказывала брату об оси вращения?
    — Покажите на глобусе ось вращения.

    (Опыт с мячиком).

    — Посмотрите на глобус. Сейчас вы видите ту половину, которая обращена к тебе. Если вы хотите рассмотреть глобус со всех сторон? Медленно повернём его вокруг оси.

    Вот так же “смотрит” и Солнце на вращающуюся вокруг своей оси Землю. Но только ось эта – воображаемая.

    Земля вращается. Обращенная к солнцу сторона Земли освещена – здесь день. В это время другая сторона Земли повернута от Солнца и не освещена. Там ночь.

    Земля продолжает вращаться. На смену ночи приходит день.

    Рисунок 4

    Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это время называют земными сутками. В народе говорят: “день и ночь – сутки прочь”.

    8. Проведение опыта с глобусом и фонариком.

    9. Закрепление нового материала.

    Работа в тетради стр.7, № 10.

    IV. Домашнее задание. Х. стр. 10-14, т. стр.5-8., у. Стр. 17-21

    V. Итог урока.

    В заключительной части урока учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, которые были поставлены в начале урока.

    — Что такое глобус?
    — Почему на Земле день сменяется ночью?
    — А можно ли сделать так, чтобы у нас в станице Ленинградской всегда был день, и не наступала зима?

    План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Земля. Модель Земли

    Урок окружающего мира   во 2  классе

                                            ( по УМК  «Перспективная начальная школа)

    Тема: Земля. Модель Земли.

     Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

    Задачи урока:

    1. Определить уровень знаний о планете Земля и ее модели.
    2. Уточнить представления о модели Земли – глобусе.
    3. Познакомить с новыми понятиями:  «воображаемая ось», «экватор», «Северное и Южное полушария»,  «Северный и Южный полюс».
    4. Формировать умение работать  с глобусом и навыка устного составления рассказа.
    5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнера по совместной деятельности.
    6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

    Планируемые результаты

    Предметные:  уметь объяснять значение терминов  «экватор», «полюса», «полушария», находить  на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

    Метапредметные:

    Коммуникативные:  навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа  и при коллективном обсуждении.

    Регулятивные:

    Рефлексивные умения: осмыслить  практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

    Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

    Познавательные:

    Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

    Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

    Личностные:  формирование позитивной самооценки.

    Тип урока:  урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

    Форма проведения урока:   индивидуально-групповая

    Оборудование и наглядные пособия:   учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, глобусы для каждой группы, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), красный и синий карандаши, маленькие магниты, солнышко с лучиками для самооценки.

                                        Ход урока

    I. Организационный момент

    (Цель:  Создание рабочей атмосферы, эмоционального   настроя.)

                                            Начинается урок,

                         Он пойдет ребятам впрок,

                         Постарайтесь все понять,

                         Учитесь тайны открывать.

    II. Актуализация знаний.

    — Ребята, чему мы учились на прошлом уроке окружающего мира?   (Учились находить информацию, ответы на вопросы.)

    — Отгадайте загадку и определите тему сегодняшнего урока:

    Планета голубая,

    Любимая, родная,

    Она твоя, она моя,

    И называется…. Земля.

    — Как вы думаете, что обозначает слово «земля», когда оно написано с большой буквы? А с маленькой?

     — Что вы знаете о Земле? (Это наша планета. Она похожа на шар.)

    — Почему можно утверждать, что Земля имеет форму шара?

    — Как вы думаете, всегда ли люди знали об этом? Какой они считали форму Земли? (Плоская, как блин. Стоит на трех слонах, китах.)

    — Но люди наблюдательны, в ходе наблюдений, когда в космос полетели первые спутники, они определили, что Земля – шар.        (Слайд 2)

    — Вот и вы будете сегодня на уроке разгадывать для себя тайны мира и делать открытия.

    — Ребята, как вы думаете, вы готовы?

    — Тогда начнем свою работу с работы в группах.

                                   

    Работа в группах.    (Раздать карточки с заданиями для групп)

                             

    1 группа.                

                         – Какими источниками информации надо пользоваться, чтобы разгадать тайны окружающего мира. Назовите  их.  (Учебники, словари, взрослые, интернет, иллюстрации, опыт, наблюдение). 

                         2 группа (работает на интерактивной доске): К изображениям предметов подберите соответствующие модели.   (Машина, самолёт, парусник.)    

                                                                                                                     (Слайд 3)

    -Что же такое  модель? (предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал)

                                  3 группа:- Найдите оси вращения

      (пробка на зубочистке, клубок на спице, шарик пластилиновый на спичке, мяч)                   

    -Что такое ось вращения? (неподвижный стержень, вокруг  которого вращается предмет). А как же быть с мячом?   

      Опыт с мячом: учитель вращает мяч между пальцев.

    — Есть ли ось? Почему так  считаете?  Что вы можете о ней сказать? Сегодня нам предстоит доказать или опровергнуть эту мысль.

                           4 группа. В словаре найдите  значение слова модель, прочитайте   (учебник, стр.125)

    — Сравните с нашим выводом? Уточните определение учебника.…  Мы молодцы!

    — А теперь посмотрите, какие результаты дала работа в наших группах. Попробуйте ответить, какие же тайны окружающего мира и загадки мы должны разгадать сегодня на уроке?

    II. Сообщение темы и цели  урока:

    На ноге стоит одной,

    Крутит, вертит головой.

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны.

                                  (глобус)                 (Слайд 4)

      — Что такое глобус?

      —  Сформулируйте тему урока. (Модель Земли).

       — Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

     Цель: Расширить  представления о глобусе как модели Земли.

     — Как вы думаете, почему модель Земли назвали глобусом? (в переводе с латинского — шар)

    III. Работа над новым материалом.

    1. Знакомство с глобусом.

     а) Наблюдение и опыт.

     — Давайте понаблюдаем за глобусом.

     Покрутим его. Почему глобус вращается? (Земля вращается. Поэтому вращается и глобус.)

    -Что заметили? (он вращается, разноцветный) Сравните глобус с предметами 2 группы. (Это модель Земли.)

    б) Работа в тетради на печатной основе, зад. 8, стр. 6

     — Назовите предметы. На каждый предмет по направлению оси вращения положите спичку. ( Работа в парах)

    — Назовите  те предметы, у которых мы не видим ось вращения.

    — Давайте сделаем вывод:

    — Какая ось у планеты Земля — настоящая или воображаемая? (Ось, которую представляем, воображаемая, она наклонена.)  На доске выставляется термин «воображаемая ось»)

                         

                         Физминутка

    Здравствуй,  солнце золотое,

    Здравствуй,  небо  голубое,

    Здравствуй, лёгкий  ветерок,

    Здравствуй, крепенький  дубок.

    Я живу в родном краю,

    Я вас всех благодарю.

     в) Работа с окраской глобуса.

    — Рассмотрите  окраску глобуса. Догадались, что означают цвета на глобусе?

    — Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают  сушу. Белый – снег или лёд.

    — Чего на земле больше – суши  или воды?

    Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.

    — Предположим, что яблоко – это модель Земли.  Я отделяю небольшую часть– это суша, остальное – вода.

     — Найдите в центре глобуса  жирную синюю линию.

    Покажите её.  Это экватор, она опоясывает глобус.         Экватор – это линия,

                                                                                                       Кривая, ярко – синяя.

                                                                                                       Делит глобус пополам –

                                                                                                      Чтобы нам не спутать вдруг,

                                                                                                       где там Север, а где Юг.

    — На сколько частей она  разделяет глобус?

    На две — Северное и Южное полушария  (Слайд 5),  выставляются карточки Северное полушарие и Южное полушарие, экватор).

                     Посмотрите на глобус сверху, там вы увидите самую верхнюю точку глобуса – Северный полюс. В противоположной стороне – Южный.

    Через Северный и Южный полюс проходит ось вращения Земли. (На доске выставляются термины «Северный полюс, Южный полюс»)

    — Как вы думаете, ребята, в каком полушарии мы живем?

    — Россия, наша Родина, находится в Северном полушарии.

    — На глобусе есть еще горизонтальные и вертикальные линии.

    — Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

    — Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

    — Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».

         г) Работа в группах.

     — Найдите и покажите экватор, Северное полушарие, Южное полушарие, Северный полюс, Южный полюс.

                         

     е) Первые глобусы. Работа с хрестоматией, стр. 10-11.

     — Мы с вами пользуемся моделью школьного глобуса. А как вы думаете, есть ли другие модели?

     Работа со статьёй из хрестоматии «Можно ли побывать внутри глобуса?»

    — Название глобусов подчеркните простым карандашом.      (Слайды 6-7)

    — Что означает слово глобус?

     — Кому нужны глобусы — мореходы?  

     — Как выглядели глобусы — придворные?

    — Чем вас поразил глобус, который находится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге?

    IV. Итог урока: Игра «ДА –НЕТ».

     -Я читаю высказывание, если оно верно, то вы хлопаете в ладоши, нет – молчите (вопросы по теме урока)

    1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да)

    2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да)

    3. До края Земли можно добраться за три года. (нет)

    3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями.  (нет)

    4. Линия, которая делит земной шар пополам, называется экватором. (да)

    5. Россия находится в Северном полушарии. (да)

    V.Самооценка: «Солнышко».

              — Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный лучик;

               — если вы испытывали затруднения – желтый;

              — если всё было легко – зелёный.             (Слайд 8)

    VI. Домашнее задание: прочитать материал учебника на с. 17 — 19

    Используемая литература:

    1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 128 с : цв. ил.
    1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Хрестоматия. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- 160 с: ил.
    1. Федотова О.Н. Окружающий мир [Текст]: 3 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 3-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.- Ч.1 : 48 с.: ил.
    1. Федотова О.Н. Окружающий мир: Методическое пособие [Текст]: 3 кл. / О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 185 с.

    Урок по окружающему миру 2 класс

    Цели урока:

    1.Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

    2. Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе

    3. Формировать представление о глобусе как модели Земли, дать представление о материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

    4.Познакомить с новыми понятиями: «воображаемая ось», «Экватор», «Северное и Южное полушария», «Северный и Южный полюс».

    5. Воспитывать бережное отношение к природе, к Земле и её богатствам, любознательность.

    Оборудование: учебники, рабочие тетради, демонстрационный глобус, глобусы для работы в паре, ИКТ, яблоко, карточки с опорными словами (экватор, Северный полюс, Южный полюс, Северное полушарие, Южное полушарие, воображаемая ось), клейкие метки для каждой группы, рисунок ракеты, рисунок инопланетянина, дерево со съемными листочками для самооценки.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Актуализация знаний.

    Психологический настрой на работу.

    Стихотворение читает ученик

    – Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

    Выходя поутру из ворот.

    Понимаешь, у каждого в жизни

    Предостаточно бед и забот.

    Разве любы нам хмурые лица

    Или чья-то сердитая речь?

    Ты улыбкой сумей поделиться

    И ответную искру зажечь.

    Подарите улыбки друг другу…

    У: Разве любы нам хмурые лица, ребята? Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок окружающего мира

    У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:

    (за каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты) Слайд 1.

    1. Какую форму имеет Земля? ( Земля имеет форму приплюснутого шара.)

    2.Почему Землю называют «голубой планетой?» (Потому, что большая часть её поверхности покрыта водой морей и океанов).

    3.Почему Луну называют спутником Земли? (Луна природное тело, которое движется вокруг Земли).

    4. Кто был первым космонавтом ?

    (12 апреля 1961 — летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

    У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

    Прошу всех одеть воображаемые “скафандры” космонавтов. Пристегнуть “ремни”. Наш учебник будет служить нам космическим путеводителем, а дневник будет борт — журналом. Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох.

    ΙΙ. Введение в тему урока.

    Давайте посмотрим в иллюминатор нашего корабля. Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Слайд2.

    У: Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его модель. Ребята, а как вы понимаете значение слова «модель»? ( Модель – это уменьшенное или увеличенное изображение предмета. Предмет, сделанный человеком и похожий на оригинал).

    Слайд3.Назовите модели, изображенные на рисунке.

    У: На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Удобно ли было с ним работать?(Нет, его неудобно держать в руках, он все время падал).

    У: Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

    Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус. Мы его уже видели в классе.

    У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Глобус- модель Земли? С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? Слайд4.

    У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

    Отгадайте загадку, о чем она?

    На нем уместилась вся наша Земля:

    Моря, океаны, леса и поля.

    И Северный полюс там тоже найдешь,

    А если захочешь в руках унесешь. (Глобус) Слайд5.

    У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

    ( Круглый, шарообразный, шар).

    У: Верно. Глобус (лат.) – шар.

    Сообщения учащихся.

    1.Самый древний глобус был создан ученым Кратесом во 2 веке до нашей эры. Сам глобус не сохранился, а рисунок остался. Слайд 6.

    На нем даже не все материки изображены. Мир знакомый человеку древности был очень мал.

    2. Еще один древний глобус, который дошел до нас был создан в 1492 году немецким ученым Мартином Бехаймом. Слайд 7.

    Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

    ΙΙΙ. Работа по теме урока.

    1.Знакомство с глобусом.

    У: Давайте понаблюдаем за глобусом. Покрутим его. Земля вращается. Поэтому вращается и глобус

    У: Что помогает совершать это движение?

    Д: Внутри находится штырь.

    У: А как при этом расположен глобус?

    Д: Он наклонен.

    У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. У Земли такой оси нет, она вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус — уменьшенная копия Земли.

    2.Выход в открытый космос. Физминутка. Слайд8.

    У:Пришло время выйти в открытый космос и отдохнуть.

    Все мы встали, улыбнулись,

    Выше, выше потянулись.

    Мы ногами – топ, топ.

    Мы руками – хлоп, хлоп.

    Мы глазами – миг, миг.

    Мы плечами — чик, чик.

    Раз – сюда, два – туда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз – присели, два – привстали,

    Руки к солнышку подняли. (Повторяем 2 раза)

    3.Продолжение работы над новой темой.

    У: Мы вернулись на борт нашего космического корабля. А продолжать изучать нам глобус поможет бортовой путеводитель (учебник стр.60)

    У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? Прочитаем. (Учебник с.60). Что вы узнали из прочитанного?

    Д: Глобус — это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета.

    У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

    Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

    У: Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые — самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

    У: А как вы думаете, чего на земле больше – суши или воды?

    Демонстрация соотношения суши и воды с помощью яблока.

    У: Предположим, что яблоко – это модель Земли. Я отделяю 1/3 – это суша, остальное – вода. Значит большую часть на Земле занимает вода, на глобусе это голубой цвет. Это океаны и моря.

    Что такое океаны? Океаны – это огромные участки воды, окружающие материки и острова. Вода в океане соленая. Прочитаем об этом в космическом путеводителе(с.60 со слов: ты видишь…)

    У:Расскажите, что вы узнали из статьи? Ответы детей.Слайд9.

    У: Большие участки суши, окруженные водой, называются материками. Материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.Слайд10.

    Чтение текста учебника с.60.

    У: Найдите в центре глобуса жирную синюю линию. Покажите её. Это экватор, она опоясывает глобус.

    Экватор — это линия,

    Кривая, ярко-синяя.

    Делит глобус пополам –

    Чтобы нам не спутать вдруг,

    Где там Север, а где Юг.

    На сколько частей она разделяет глобус?

    Д: На две – Северное и Южное полушария.Слайд11.

    У:Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. Это самая верхняя и нижняя точки. Кто знает их названия?

    Д:Они называются полюса. Сверху Северный полюс, а внизу – Южный полюс.

    У: На какой полюс показывает стрелка компаса? (На Северный)

    У: В каком полушарии мы живем? ( В Северном)

    Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.39, задания 1, 2.

    У: Какие ещё есть линии на глобусе?

    Д: На глобусе есть еще и горизонтальные, и вертикальные линии.

    У: Есть ли такие линии на земле?

    Д: Таких линий на Земле нет.

    У: Линии, которые опоясывают Землю как пояски, называются – параллели. Они ,как трамвайные или железнодорожные пути , никогда не пересекаются.

    У: А линии, которые идут сверху вниз называются – меридианы.

    У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы — это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

    5.Физминутка для глаз. Слайд12.

    ΙV. Закрепление материала.

    1.Практическая работа (работа в паре).

    У: Много трудятся космонавты на борту корабля. Мы тоже проведем практическую работу.

    Откроем наш космический путеводитель на с. 61.

    Какой материк самый большой? (Евразия)

    Какой материк самый маленький? (Австралия)

    Назовите самый большой океан. (Тихий)

    А какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый)

    Найдите на глобусе столицу нашей Родины – Москву.

    У: Ребята, вам нравится путешествие? Но нам пора возвращаться на землю, а наш корабль попал в космическую ловушку.

    2.Космическая ловушка. Коллективная работа. Слайд13.

    А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы:

    1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

    2. Самая большая параллель Земли…(экватор)

    3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют… (параллелями)

    4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

    5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)

    6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

    У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

    3 Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас». Слайд14.

    Смотрю на глобус – шар земной.

    И вдруг вздохнул он, как живой.

    И шепчут мне материки:

    «Ты береги нас, береги!»

    В тревоге рощи и леса.

    Роса на травах, как слеза.

    И тихо просят родники:

    «Ты береги нас, береги!»

    Остановил олень свой бег:

    «Будь Человеком, человек.

    В тебя мы верим – не солги,

    Ты береги нас, береги».

    Грустит глубокая река,

    Свои, теряя берега.

    И слышу голос я реки:

    «Ты береги нас, береги!»

    Смотрю на глобус – шар земной,

    Такой прекрасный и родной.

    И шепчут губы: «Не солгу,

    Я сберегу вас, сберегу!»

    У: Почему глобус просит беречь Землю? Ответы детей.

    У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

    V. Рефлексия деятельности.

    С чем познакомились на уроке?

    Что нового узнали?

    А что же такое глобус?

    Вам понравился урок?

    VΙ. Самооценка работы.

    У каждого ребенка рисунок звездочки.

    Синяя звездочка — на уроке было интересно, легко.

    Зеленая звездочка – на уроке испытывал затруднения.

    Красная звездочка — на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

    VΙΙ. Домашнее задание.

    У: Дорогие мои земляне, к следующему уроку прошу вас:

    1. Найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»

    2. Выполнить задания в учебнике стр.61, задания 4,5.

    3. Подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №99»

    «Глобус – модель Земли»

    урок окружающего мира

    УМК «Планета знаний»

    2 класс

    Составитель:

    учитель начальных классов

    Лыжина Валентина Евгеньевна

    г. Воскресенск, 2017 год.

    Ось вращения — это… Что такое Ось вращения?

  • ось вращения — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг неё твердого тела. Для твердого тела, имеющего неподвижную точку (например, для детского волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного… …   Энциклопедический словарь

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг нее твердого тела. Для твердого тела, имеющего неподвижную точку (напр., для детского волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — мгновенная, у твёрдого тела, имеющего неподвижную точку (напр., у гироскопа), проходящая через эту точку ось, поворотом вокруг к рой тело перемещается из данного положения в положение к нему бесконечно близкое. Мгновенная О. в. непрерывно… …   Физическая энциклопедия

  • ось вращения — — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN axis of revolutionaxis of rotation …   Справочник технического переводчика

  • ось вращения — 3.17 ось вращения (axis of rotation): Прямая линия, проходящая через контрольную точку субъекта, вокруг которой может вращаться субъект, и лежащая в вертикальной плоскости симметрии. См. рисунок 1. Источник: ГОСТ Р ИСО 12124 2009: Акустика.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ось вращения — sukimosi ašis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. axis of revolution; axis of rotation; rotary axis; spin axis vok. Drehachse, f rus. ось вращения, f pranc. axe de rotation, m …   Automatikos terminų žodynas

  • ось вращения — sukimosi ašis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. axis of rotation; rotation axis vok. Drehachse, f; Rotationsachse, f rus. ось вращения, f pranc. axe de rotation, m …   Fizikos terminų žodynas

  • Ось вращения —         мгновенная, у твёрдого тела, имеющего неподвижную точку (например, гироскопа), проходящая через эту точку ось, поворотом вокруг которой тело перемещается из данного положения в положение к нему бесконечно близкое; движение тела за… …   Большая советская энциклопедия

  • ОСЬ ВРАЩЕНИЯ — прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг неё тв. тела. Для тв. тела, имеющего неподвижную точку (напр., для дет. волчка), прямая, проходящая через эту точку, поворотом вокруг к рой тело перемещается из данного положения в положение, к …   Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Ось вращения — прямая линия, неподвижная относительно вращающегося вокруг неё тела …   Астрономический словарь

  • Методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему: Урок окружающего мира во 2 классе. Практическая работа по усвоению понятия «Модель Земли»

    Урок окружающего мира во 2 классе

    Практическая работа по усвоению понятия «Модель Земли»

    Исполнитель:

    Сидоркина Елена Анатольевна,

    учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа №4 Яшкинского муниципального района»

    Яшкино

     2012

    Описание методической разработки

    Предмет:  окружающий  мир

    Тема урока: «Глобус – модель  Земли».

    Продолжительность: 1 урок  — 45 минут.

    Класс: 2

    Краткая аннотация: 

         На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: ”Солнечная система”, “Планеты”, “Земной шар”.

         Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.

         Ребёнок узнаёт о раскраске глобуса, названия всех линий на глобусе, знакомится с новыми понятиями, может практически представить себе вращение Земли в практическом пространстве относительно своей оси и объяснить, почему это вращение не ощущается человеком.

         Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.

         Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективно использование презентации, что обеспечивает наглядное представление теоретических сведений по данной теме. Эффективность работы со слайдами на уроке становится намного выше, т.к. дополнена  творческой работой детей.

         Для самостоятельного обобщения новых понятий и терминов, и систематизации полученных знаний, учащиеся  работают в группах с глобусами. В течение урока чередуются различные виды деятельности.

    Использование поисковой формы обучения, направлено на то, чтобы ученик учился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию.

    Описание разработки:

    тема урока

    основные цели и задачи

    примерный ход урока

         7. Структура урока.

    Организационный момент. Актуализация знаний.

    Постановка проблемы

    Открытие знаний

    Отчёты групп

    Самостоятельное применение знаний.

    Итог работы

    Домашнее задание

    Дидактическое и методическое оснащение урока:

    Дополнительная литература

    Раздаточный материал (карточки, листочки для фиксирования полученной информации)

    Учебник и тетрадь А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

    Окружающий мир. 2 класс.  «Я и мир вокруг». Учебник в  2–х     частях.-  М. : Баласс,2011. –( Образовательная система « Школа 2100»)

              Издательство « Баласс», 2011.

         9. Оборудование: мультимедийный проектор, глобус, теллурий, мяч, плакат «Форма Земли»,  клейкие метки для каждой группы.

    Тема: «Глобус – модель Земли»

    Цели и задачи урока. 

    Знакомство с целостной картиной мира.

    Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

    Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

    Развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

    Воспитывать бережное отношение к природе, к Земле и ее богатствам, любознательность.

        Минимум: учащиеся должны знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария и уметь их показывать. Понимать, что это воображаемые линии. Знать о вращении вокруг воображаемой оси.

       Минимакс: Ученики могут представлять себе положение Земли в космическом пространстве, её поверхность, объяснять необходимость наклона оси вращения глобуса, уметь показывать параллели и меридианы.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Методическое сопровождение

    1

    Организационный момент. Актуализация знаний.

    Приветствие учащихся.

    — Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке?

    — Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели?

    -Почему?

    Приветствие учителя

    -Мы узнали о том, что Земля имеет шарообразную форму и нашли этому доказательства.

    — Мяч неудобно было держать.

    -Он всё время падал.

    Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.

    2

    Постановка проблемы

    — Рассмотрите предмет и расскажите о своих наблюдениях

    -Шар не велик,
    Лениться не велит,
    Если знаешь предмет,
    То покажет целый свет.

    -Вы согласны, что этот предмет может показать нам весь свет? На что он похож?

    -Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрел, и ответим на главный вопрос нашего урока.

    — Долгое  время  люди  верили, что  Земля – это  огромная  лепешка. У  нее, как у  всякой  лепешки, есть  края. А  держится эта  лепешка  на  трех  огромных китах, которые  плавают  в  океане.  А  над  ней  — небо, как  потолок, только  круглый. Днем  потолок  голубой, а  ночью  черный. И  в нем  загораются звезды. Они  хотели  дойти  до  края  земли  и  посмотреть, что там, дальше. А  потом  взобраться  на  небо. Но  как  они  далеко  не  ездили,  а  край  земли  не  могли  увидеть. 

     И  вот  однажды  люди  на  корабле  отправились  путешествовать.  Плыли  в  одну  сторону, почти  3 года, а  домой  вернулись  с  другой  стороны. Вот  тогда  и поняли  люди, что Земля – это  огромный  шар.

    — Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты.

    (иллюстрация или слайд)

    — Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение — модель. Глобус — это модель Земли. (Слайд) Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. (Слайд) И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

    — Какие вопросы у вас возникают?

    Высказывания  детей.

    Работа в группах:

    Небольшой шар

    Окрашенный разными цветами

    Стоит на ножке

    Можно его вращать

    -Он похож на нашу планету из космоса

    -Это – глобус

    -Что обозначено на глобусе? (главный вопрос)

    -О чём может рассказать глобус?

    Создание проблемной ситуации и её анализ

    Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий.

    3

    Открытие знаний.

    Каждая группа получает свое задание.

    Устав группы. 

    1. Уважай своего товарища.

    2. Умей каждого выслушать.

    3. Не согласен — предлагай!

    Учитель направляет  группы

    Задание 1-й группе:

    — Попробуйте вращать глобус.

    — Что помогает совершать это движение?

    — Посмотрите, как вращаются мяч, глобус.

    — Вокруг какой оси вращается мячик: настоящей или воображаемой?

    — Как вы думаете, на что похожа ось вращения Земли?

    — Куда направлена ось вращения мячика?

    — Куда направлена ось вращения глобуса?

    — Случайно ли это? Подготовьте ответ.

    Задание всему классу:

    — Ось вращения Земли имеет наклон. Позднее вы узнаете, что от этого зависит очень многое на Земле.

    — Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

    — Кто знает их названия?

    — Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли?

    — Догадайтесь, как найти Южный полюс Земли на глобусе?

    Ключевые слова: глобус вращается вокруг оси, на глобусе два полюса.

    Задание 2-й группе:

    — Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.

    — Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь вращения?

    — Наклейте метку так, чтобы ее путь был самым большим.

    — Наклейте другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь. Если вы выполнили задание правильно, то все эти метки окажутся на одной линии. Найдите на глобусе название этой линии.

    Подготовьте ответ.

    Задание всему классу:

    — На какие части делит экватор глобус? Ключевые слова: экватор, полушария

    Длина экватора 40 000 км.

    Физминутка для глаз

    Комплекс упражнений  для  глаз.

    Задание 3-ей группе:

    — На глобусе есть линии. Есть ли они на Земле?

    — Какие же это линии?

    -Как они называются и что обозначают?

    — Одни из них соединяют Северный и Южный полюсы.

    — А как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

    — Найдите в учебнике их название на с. 34.

    Подготовьте ответ. Ключевые слова: параллели, меридианы.

    Задание всему классу:

    — Есть ли эти линии на настоящей Земле?

    -Зачем же люди обозначают их на глобусе?

    Задание 4-й группе:

    — Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет.

    — А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть бледно-коричневый и темно-коричневый? Есть даже белый. Какая поверхность Земли может быть белого цвета?

    — Подготовьте ответ.

    Практическая работа в группах.

    Дети проводят наблюдения по плану.

    Повторяют упражнения за учителем.

    -Они никак не обозначены на поверхности Земли.

    -Для того чтобы было удобно им пользоваться

    Использование разноуровневых заданий способствует созданию для ученика ситуации успеха.

    Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии

    Использование программного продукта: учебное пособие

    4

    Отчеты групп.

    Один из группы отвечает на вопросы по плану

    Нахождение и предложение вариантов решения

    5

    Самостоятельное применение знаний.

    Предлагает проверить уровень усвоения знаний по теме: «Глобус-модель Земли»   с помощью самостоятельной практической работы.

    — А сейчас попробуйте применить полученные знания.

    — Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человека на него. Что происходит с человечком во время вращения?

    — А чувствует ли он это вращение?

    -Вы ощущаете вращение Земли?

    -Почему?

    Разгадайте слово под цифрой 5.

     

    1. Самая длинная параллель.

    2. Точка, где сходятся все меридианы.

    3. Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.

    4. Линии, параллельные экватору.

    5. _________________________

    Ключевое слово: глобус.  

    Предлагает проверить правильность выполнения задания

    Чтение учеником стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

    Смотрю на глобус — шар земной.
    И вдруг вздохнул он, как живой.
    И шепчут мне материки:
    «Ты береги нас, береги!»
    В тревоге рощи и леса.
    Роса на травах, как слеза.
    И тихо просят родники:
    «Ты береги нас, береги!»
    Остановил олень свой бег:
    «Будь Человеком, человек.
    В тебя мы верим — не солги,
    Ты береги нас, береги».
    Грустит глубокая река,
    Свои, теряя берега.
    И слышу голос я реки:
    «Ты береги нас, береги!»
    Смотрю на глобус — шар земной,
    Такой прекрасный и родной.
    И шепчут губы: «Не солгу,
    Я сберегу вас, сберегу!»

    — Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

    Уникальность Земли заключается, прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

    Практическая работа.

    -Вращается

    -Нет

    -Вместе вращаются

    Работа в группах. Отгадывание кроссворда.

    Проверяют правильность выполненного задания

    -Наша планета Земля — неповторима.

    Работа в тетради стр. 10-11

    Проверка вариантов решения проблемы

    6

    7

    Итог работы.

    — Что нового узнали? Ответ на вопрос урока с помощью ключевых слов.

    Глобус — модель Земли.

    На глобусе два полюса.

    Глобус вращается вокруг оси.

    Экватор. Параллели. Меридианы.

    — Как узнали, что помогло?

    — Где пригодятся знания?

    — Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

    — Как работал ты?  Раскрасьте смайлик.

    Сообщает домашнее задание: стр 32-35 (учебник), стр.11 №5 (тетрадь)

    Получают  оценку  работы

    Записывают  в дневниках.

    Обобщение конечного результата

    На уроке созданы условия для достижения успеха каждым учеником в рамках личностно-ориентированного обучения.  

    Структура проблемного урока.

    Его основными пунктами являются:

    создание самой проблемной ситуации (задачи, вопроса)

    её анализ

    нахождение и предложение вариантов решения

    проверка этих вариантов

    обобщение конечного результата

    Подробная структура проблемного урока.

    Первым этапом является зарождение ситуации. Она появляется после того, как ученики сталкиваются с противоречием в исходных данных.

    На втором этапе выводятся нужные для решения знания, навыки, рассматриваются попытки ответить на проблему известными методами.

    После проведенного анализа, доказавшего новизну проблемы, переход идет на этап преобразования задачи, сравнения, поиска аналогов и др. В результате проделанной работы ученики выдвигают вариант или варианты решения проблемы. Затем выбранный вариант (варианты) проверяется, исключаются неверные заключения, уточняются и развиваются достоверные положения.

    Заключительный этап — подведение итогов работы: выводится и формулируется результат решения, анализируются действия, с помощью которых ученики добились разрешения задачи.

                                                    

    Личностно-ориентированные технологии обучения

    Деятельность педагога при освоении личностно-ориентированной технологии обучения способствует реализации одного из Приоритетных направлений развития образовательных систем Российской Федерации — внедрения новых развивающих технологий обучения.

    Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

    Использование субъектного опыта ребенка.

    Актуализация имеющегося опыта и знаний является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

    Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.

    Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.

    Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

    unity3d — Разделить кватернион на вращения осей

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Продукты
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
    4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
    5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
    .

    c # — вращение объекта вокруг оси в единстве

    Переполнение стека
    1. Около
    2. Продукты
    3. Для команд
    1. Переполнение стека Общественные вопросы и ответы
    2. Переполнение стека для команд Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
    3. Вакансии Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
    4. Талант Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
    5. Реклама Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира
    6. О компании
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *