25 лет без великого. Какой путь проделал Айртон Сенна, чтобы попасть в «Формулу-1» — F1 — королева автоспорта! — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
Гонки выше личной жизни и еще 15 фактов об Айртоне Сенне — Splash & Dash — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
25 лет назад разбился Айртон Сенна. У него были уникальные пилотаж и ментальность — Поворот не туда — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Никита Мазепин
- Шарль Леклер
- Роберт Шварцман
Айртон Сенна — Sports.ru
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
Андрей Василевский- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
«Волшебник» Айртон Сенна: гонка ценою в жизнь — Обо всём не по чуть-чуть — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Никита Мазепин
- Шарль Леклер
- Роберт Шварцман
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- US Open
- Australian Open
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
Гениальный круг Сенны, который вы никогда не увидите — Dolce Vita — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Евро-2020
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Гагарина
- Кубок Стэнли
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Александр Радулов
- Семен Варламов
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Лука Дончич
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Зайон Уильямсон
- Дэмиан Лиллард
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Альфа Таури
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Даниил Квят
- Ландо Норрис
- Кими Райкконен
- Никита Мазепин
- Шарль Леклер
- Роберт Шварцман
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- US Open
- Australian Open
- Мужчины
самый многообещающий русский гонщик — о соперниках, кумирах и Ротенберге
21-летний Роберт Шварцман — участник программы поддержки молодых пилотов «СМП Рейсинг» и слушатель Ferrari Driver Academy. В сезоне-2020 выступает в «Формуле-2» за команду Prema Racing вместе с сыном Михаэля Шумахера Миком. Фото SMP RacingОдним из главных героев стартовавшего сегодня Гран-при России будет 21-летний Роберт Шварцман — российский пилот «Формулы-2», который борется за победу в чемпионате, а в ближайшие годы вполне может стать гонщиком «Формулы-1». В интервью Forbes Роберт рассказывает, почему восхищается Айртоном Сенной, как будет развивать бизнес отца и за что благодарен Борису Ротенбергу.
Главное из интервью Шмарцмана Forbes:
- «Для успеха в чемпионате нужно балансировать. Сохранять хладнокровие, но и не бояться рисковать»
- «Мой план — выиграть «Формулу-2», это даст возможность поработать в «Формуле-1». А дальше все будет с чистого листа»
- «Сразу было понятно, что финансово папа не может потянуть ни «Формулу-3», ни «Формулу-2», а тем более «Формулу-1». Но я знал, что если буду хорош, то найдутся люди, которые меня заметят и проведут до вершины»
- «Очень его [Ротенберга] уважаю. Он после каждого этапа подбадривает, узнает подробности, если что-то пошло не так. Регулярно общаемся с ним в вотсапе».
Пандемия сильно потрепала «Формулу-1». Невозможность проводить гонки лишила организаторов чемпионата около 90% доходов. Так, в первом квартале 2020-го компания заработала $39 млн (за тот же период 2019-го — $246 млн), во втором — $24 млн ($620 млн в 2019-м). Из-за COVID-19 старт сезона пришлось отложить почти на три месяца, а календарь — сократить (17 этапов вместо 22) и перекроить. География чемпионата-2020 сократилась до Европы, России, Бахрейна и ОАЭ. При этом первые 8 гонок прошли при пустых трибунах. Зрителей — чуть меньше 3000 человек в день — допустили только на Гран-при Тосканы 11—13 сентября. А вот на этапе в Сочи 25-27 сентября публики будет гораздо больше. С учетом эпидемиологических ограничений организаторы ориентировались на 30 000 — 32 000 человек и уже отчитались о том, что все билеты проданы. Кроме автоспорта, зрителей ждут концерты Земфиры, Tesla Boy и Антона Беляева.
«Формула-1» приезжает в Россию с привычной расстановкой сил: к 10-му этапу Льюис Хэмилтон из Mercedes лидирует с приличным отрывом, второе место занимает его напарник по команде Валттери Боттас. Россиянин Даниил Квят — на 14-й строчке, шансов побороться за подиум на домашней трассе у него практически нет. Зато они есть у 21-летнего Роберта Шварцмана — российского пилота «Формулы-2», этап которой пройдет в Сочи в те же даты, что и «Ф-1». Сезон «Ф-2» приближается к кульминации: осталось 6 гонок. В общем зачете Шварцман идет четвертым, отставая от лидера — немца Мика Шумахера — на 21 очко. Однако система начисления баллов в «Формуле-2» (за каждую из двух гонок на Гран-при, за поул-позишн, за быстрейший круг) позволяет быстро отыграть такой отрыв.
В сезоне-2020 на счету Шварцмана уже три победы, что вполне подтверждает его статус одного из самых талантливых молодых гонщиков планеты. Роберт в автоспорте с четырех лет, в девять переехал в Италию, чтобы иметь возможность тренироваться и соревноваться круглый год. Больше десяти лет карьеру Шварцмана оплачивал его отец — совладелец питерской торговой сети «Цветоптторг» Михаил Шварцман. В апреле 2020-го 52-летний бизнесмен умер от коронавируса.
В 2015-м Роберт присоединился к программе поддержки молодых пилотов «СМП Рейсинг», которую в 2013-м основал Борис Ротенберг. Участие Шварцмана в младших «Формулах» (к примеру, сезон в «Ф-3» стоит от €1 млн) оплачивал проект Ротенберга. В 2017-м Роберт стал первым россиянином в Ferrari Driver Academy, в 2019-м выиграл «Формулу-3», где когда-то побеждали Ален Прост и Льюис Хэмилтон, но никогда — гонщики из России. Теперь Шварцман сражается за титул в «Формуле-2», а расходы на «кампанию» (больше €1,5 млн за сезон) «СМП Рейсинг» делит с «Феррари». Успех в «Ф-2» в дебютный год должен помочь Роберту попасть в «Формулу-1» и получить место в одной из дочерних команд Ferrari (Haas, Alfa Romeo). Придется ли за это платить «СМП Рейсинг» и сколько — вопрос менеджмента. Накануне сочинского этапа Forbes поговорил с гонщиком о сложностях современного автоспорта, важности психологии и бизнесе отца.
— Из-за автогонок вы с 9 лет живете в Италии и отдельно от семьи, которая осталась в России. Что было самым сложным в процессе адаптации к новой стране?
— Никаких проблем не было. Папа мне объяснил, что нужен переезд в Италию. Я этому не противился. Это был новый опыт. Это было интересно и позволяло больше времени проводить на гонках, поэтому я был только рад. В школе я учился в одном классе с другом, мы оба немного говорили по-английски, и я мог что-то спросить, если не понимал. Потом познакомился с другими ребятами. И через месяц уже начал говорить по-итальянски.
— Учиться в Италии оказалось сложнее, чем в России?
— В русской школе я проучился только 4 класса. Помню, что было весело. В Италии сначала я тоже было легко, а вот в лицее (последние 5 лет среднего образования в Италии — Forbes) стало сложнее. Я выбрал языковое направление, потому что оно было проще, чем другие, а моей главной целью были гонки, а не школа.
— И сколько языков вы знаете?
— По факту — 3. Русский, английский, итальянский. Учил еще французский и немецкий, но уже забыл их. Немецкий для меня самый сложный.
— Планируете продолжать образование?
— У меня в планах «Формула-1», а там времени абсолютно нет — даже на то, чтобы семью навестить. Совмещать учебу с таким графиком нереально.
— Вы уже больше 10 лет провели в Италии — насколько комфортно вы там себя ощущаете или до сих пор что-то удивляет, раздражает?
— Италию я чувствую как второй дом. Я к ней настолько привык, что не замечаю каких-то особенностей, которые бросаются в глаза туристу. Для меня здесь все обычно. Но я очень люблю Италию. Рад, что есть возможность здесь жить и работать. Здесь очень вкусная еда. Здесь классно, просто классно.
— Есть у вас в Италии свое место силы — где вы восстанавливаетесь, отдыхаете?
— Конкретного места нет — ни в Италии, ни где-либо еще. У меня есть два понятия: мир автоспорта и обычная жизнь. В этом сезоне из-за вируса соревновательный график настолько плотный, что появляется усталость от гонок. Тогда нужно вернуться в обычную жизнь. Но нельзя проводить очень много времени «на другой половине», потому что начинаешь отдаляться от автоспорта. Нужно искать баланс. Поэтому мне не важно место, важно, с какими людьми и как я провожу время.
— С самого начала карьеры вас очень поддерживал отец. А как остальные члены семьи относятся к вашей, довольно опасной, профессии?
— Все очень волнуются за меня. И я их понимаю, но всегда говорю — не стоит сильно переживать, это мой выбор. У каждого есть свой срок, свое время. Что бы ни случилось, значит так должно быть. И сейчас мама очень старается меня поддержать. Раньше папа всегда был рядом, всегда в теме, а маме гонки не были сверхинтересны. Но теперь папы нет, и мама старается вникнуть, смотрит, интересуется деталями гонок. Дедушка с бабушкой очень сильно переживают. Помню, как-то они смотрели гонку, в которой у меня случился инцидент с напарником, и они так перенервничали, что я попросил их не смотреть прямые трансляции. Но они все равно болеют за меня. И очень хотят, чтобы я добился успеха.
SMP Racing— Недавно «Формула-1» совместно с Amazon Web подсчитала, что быстрейшим гонщиком в истории был Айртон Сенна (трехкратный чемпион мира «Ф-1» конца 1980-х — начала 1990-х — Forbes) — а кто лучший для вас?
— Ответ тот же. Если на кого и равняться, то на Сенну. По результатам он добился меньшего, чем другие чемпионы, но он рано ушел (погиб на Гран-при Сан-Марино в 1994-м — Forbes). А его потенциал был огромным. То, как он управлял болидом, особенно по дождю — это вызывает уважение. Машина тогда была хрупкой, риск был велик. И так, как он — на пределе — никто больше не управлял машиной. Его храбрость, его уверенность — это удивительно. Многие смотрят на результаты, но иногда лучше показать себя, свой характер, чем математически подсчитывать очки. Меня папа всегда этому учил — нужно быть агрессивным, обгонять. Важно показать, что ты никого не боишься. Для успеха в чемпионате нужно балансировать. Сохранять хладнокровие, но и не бояться рисковать.
— В современной «Формуле» Сенна смог бы позволить себе свой стиль?
— Сейчас машины совершенно другие. Ему пришлось бы сильно перестраиваться. Изменилось всё – скорость, управляемость, торможение. Когда ездил Сенна, аэродинамически машина была не настолько хороша, тормоза были железные, а не карбоновые, мощность другая, управляемость. Сейчас машина «Формулы-1», набрав нужную скорость, может ехать по потолку — такая у нее прижимная сила. Во времена Сенны такого не было. Плюс огромное количество электроники: сейчас у гонщика намного больше задач, нужно уметь максимально быстро реагировать. Раньше пилот больше работал напрямую с машиной.
— Карьеры многих чемпионов «Формулы-1» убеждают, что успех в гонках зависит от многих факторов — таланта пилота, качества машины, бюджета команды, удачи в конце концов. Как вы определяете соотношение этих обстоятельств для успешной карьеры в «Ф-1»?
— Для максимального результата в «Формуле-1» нужно собрать пазл. У команды должны быть финансовые возможности, чтобы построить крутую машину. Плюс нужен суперталантливый, обученный, опытный пилот. И у него должно быть желание улучшаться вместе с командой. Но в целом у меня еще нет достаточных знаний на эту тему. Мой план — выиграть «Формулу-2», это даст возможность поработать в «Формуле-1». А дальше все будет с чистого листа. Никакие планы значения не имеют, пока ты сам не попробуешь.
— Вы в гонках с 4 лет, ради автоспорта ребенком переехали в другую страну — это действительно был ваш выбор или родителей? Отец советовался с вами, принимая столь важные для вашего будущего решения?
— Я всегда любил машины, всегда видел себя гонщиком. И с детства мечтал стать чемпионом «Формулы-1». Папа не советовался, а просто спрашивал, чего я хочу — и мы двигались в этом направлении. Он делал все возможное.
— В интервью Forbes в январе 2020-го он сказал, что вы были настолько погружены в автоспорт, что вопрос о другом пути развития не стоял.
— Папа понимал, что гонки — это мое. Он замечал, в чем мой талант. И для него картина была ясная. А я просто веселился и получал удовольствие.
— По его словам, он потратил на вашу карьеру около €5 млн.
— Если честно, я понятия не имел, сколько это стоит, и меня это совершенно не интересовало. Про финансы я немножко узнал лет в 15, когда перешел в «Формулы». Но для меня ничего не изменилось. Я как получал удовольствие от гонок, так и продолжал получать. И мы с папой это обсуждали. Он сказал: если я буду показывать результат, моя карьера в любом случае сложится. Сразу было понятно, что финансово папа не может потянуть ни «Формулу-3», ни «Формулу-2», а тем более «Формулу-1». Но я знал, что если буду хорош, то найдутся люди, которые меня заметят и проведут до вершины. А если нет, то автоспорт для меня закончится. Никакого особого давления по этому поводу я не чувствовал. И, на мой взгляд, это справедливо. Если ты достоин, то достоин.
Prema Racing— После смерти отца вам досталась доля в его бизнесе. Что вы о нем знаете?
— Понимаю общую структуру, но времени вникнуть в подробности нет. У меня в приоритете гонки. Слава богу, есть дедушка. Они с папой вместе работали. Сейчас дед всем занимается. И он прекрасно понимает: папа столько всего вложил в мою гоночную карьеру, что нельзя ее бросать. Дед сказал мне, что если ему понадобится помощь, он обязательно обратится, но сейчас у него все под контролем — и я могу сосредоточиться на гонках. Надеюсь, что моя карьера будет долгой и успешной, и у меня появится финансовая возможность развивать папин бизнес.
— Уже несколько лет вы являетесь участником программы поддержки молодых пилотов «СМП Рейсинг» — что это изменило в вашей карьере?
— Меня заметили, когда я только начинал гоняться в молодежных «Формулах». И я очень благодарен «СМП Рейсинг». С их помощью я оказался в академии «Феррари». И сейчас мы очень плотно работаем. Есть люди, которые помогают мне с логистикой, с медиа. Это н
10 величайших гонок Формулы 1 Айртона Сенны — F1
Для многих Айртон Сенна — величайший гонщик Формулы-1 всех времен, и годы, прошедшие после его смерти — на пике своих возможностей в возрасте 34 лет на Гран-при Сан-Марино 1994 года — только укрепили это убеждение.
Чтобы отметить 25-летие в прошлом году, Autosport решил выбрать и оценить 10 лучших гоночных результатов трехкратного чемпиона мира.
Сенна провел 161 старт в Формуле 1 и одержал 41 победу, поэтому список кандидатов был большим.В этой топ-10 мы учитывали качество машин, имеющихся в его распоряжении, обстоятельства гонок, противников и мнения некоторых из участников.
Мы уверены, что у многих фанатов будет другой выбор, но вот наш список из 10 лучших приводов Сенны F1.
10. Гран-при Великобритании 1988 года, Сильверстоун
McLaren MP4 / 4
Стартовал: 3-й
Результат: 1-й
Доминирование Сенны, Алена Проста и McLaren-Honda MP4 / 4 в 1988 году было прочно закреплено раз они прибыли в Сильверстоун на восьмой раунд.Прост был на четыре-три больше по победам, но Гран-при Великобритании ознаменовал начало серии побед, которые поставили Сенну на путь к его первому титулу чемпиона мира.
Впервые в этом сезоне McLaren не на поул-позиции. Феррари заблокировал первый ряд, но Сенна укрепил свою репутацию в мокрой гонке.
Он быстро занял второе место и первые 13 кругов следовал за Герхардом Бергером — Ferrari показала отличную гонку, несмотря на проблемы с топливом. По мере улучшения условий Сенна усилил давление и обогнал Бергера на шикане Вудкот, когда они обошли второй McLaren of Prost.
Товарищ по команде Сенны никогда не был решающим фактором, в конце концов ушел из гонки из-за проблем с управлением, возможно, в результате повреждения шасси из-за того, что он прыгнул с бордюра на Гран-при Франции на прошлой неделе. Но репортер Autosport F1 Найджел Робак посчитал, что Прост помог Сенне в одном случае, когда бразилец вырвался вперед.
«Это было случайностью, потому что это также означало уклонение его товарища по команде, а Прост не заметил его и повернул на своей обычной линии», — написал Робак. «К счастью, Ален щелкнул колесом вправо, освободив место своему товарищу по команде.
После этого Сенна оторвался. В какой-то момент его преимущество составляло более минуты, прежде чем он отступил, чтобы сэкономить топливо, и нападающий Найджел Мэнселл сократил разрыв до 23,3 секунды на финише.
«Сенна вел McLaren с отшлифованной поверхностью. кончиками пальцев, никогда не ошибался и не выглядел так, как будто », — добавил Робак.« Если он выиграет титул, он получит его здесь ».
9. Гран-при Испании 1986 года, Херес
Lotus 98T
Начало: 1-е
Результат: 1-е
«Испанский триллер!» сказал прикрытие Autosport после того, как Сенна подвел Мэнселла к победе в Хересе со счетом 0.014с.
Сенна комфортно занял поул на этой новой трассе в Формуле-1, чему способствовал усиленный двигатель Renault в его Lotus, но гонка была больше похожа на соревнование.
«Несомненно, конкуренция на вершине Формулы 1 имеет такое преимущество, о котором я раньше не знал», — написал Робак. «Айртон там наверху, и многие люди хотят его сбить».
Тем не менее, Сенна неплохо стартовал и лидировал на первых этапах. Дуэт Уильямса Нельсон Пике и Мэнселл и МакЛарены Проста и Кеке Росберг отслеживали Lotus.
Незадолго до середины дистанции Мэнселл, который сразу же опустился на пятое место, начал свою атаку. На 33-м круге из 72-го он занял второе место у Пике и начал давить на Сенну. На 40-м круге Williams вырвали лидерство, обогнав Tyrrell Мартина Брандла.
Мэнселл отъехал, но затем у него начались проблемы с шинами. Сенна догнал Williams и прыгнул вперед за девять кругов до финиша, а Мэнселл задержался достаточно, чтобы Прост тоже проскочил мимо.
Теперь Мэнселл отказался от свежей резины.За девять кругов до финиша он был третьим, отстав от Сенны на 20,5 секунды. Он начал ловить с такой скоростью, которая предполагала, что он наступит на хвост Сенне со свободным временем, но он потерял решающее время, сражаясь с Простом на 69 круге.
Сенна лидировал 7,2 с в конце этого тура, 5,4 с в следующий раз и 1,6 секунды на последнем круге. При торможении для шпильки Мэнселл прибыл на хвост Lotus. Он выскочил на финише, но Сенна удержался на одном из ближайших финишей F1.
8. 1984 Monaco GP, Монте-Карло
Toleman TG184
Старт: 13-й
Результат: 2-й
Сенна никогда не выигрывал Гран-при, находясь ниже пятого места на стартовой решетке, но он почти победил с седьмой строки всего лишь его пятый старт F1.
В сухом матче Сенна квалифицировал проворного, но слабого Toleman-Hart 13-м. День гонки был ужасно дождливым и дал Сенне возможность продемонстрировать свое мастерство под дождем.
Сенна поднялся на девятое место на первом круге, чему способствовала кончина обоих Renaults. Его коллега по восходящей звезде Стефан Беллоф тоже двигался, заняв 10-е место (с 20-го) на втором круге на своем обычном атмосферном Tyrrell.
На третьем круге Сенна обошел Жака Лаффита восьмым, а на седьмом круге Толеман преодолел ATS Манфреда Винкельхока.Сенна получил еще одно место, когда Микеле Альборето развернул свой Ferrari. Теперь он остановился на некоторых громких именах.
На 12-м круге он обогнал Росберга, борясь за то, чтобы удержать пиковый Williams-Honda, а двумя кругами позже Сенна обогнал Ferrari Рене Арну. Когда лидер Мэнселл, как известно, потерял свой Lotus на подъеме в гору, Сенна унаследовал третье место и не сильно отставал от McLaren Ники Лауда. Беллоф был теперь шестым и приближался к Росбергу.
Выйдя из Раскасса в конце 18 круга, Сенна атаковал Лауда.«Айртон щелкнул влево», — сообщил Робак. «Это был точный расчет, обгон в густом тумане брызг, опускание головы и стремление к удару. Ники не предпринял серьезных попыток защищаться в зоне торможения для Сте Девоте, и идеально выполненный маневр водителя Toleman заставил его подняться. ко второму «.
К концу 19-го круга Сенна отставал от Проста на 34,4 секунды. Изначально разрыв не сильно изменился, но затем Сенна начал сокращаться, поскольку McLaren боролся с вибрацией тормозов.
На 24-м круге Лауда потерпел крушение, подняв Беллофа на четвертое место, а пилот Tyrrell обогнал Арну и стал третьим на 27-м круге. На этом этапе Сенна отставал от Проста на 21,7 секунды и опережал Беллофа на 17,2 секунды. Оба разрыва теперь уменьшены. Четыре круга спустя преимущество Проста составляло всего 7,5 секунды, а Беллоф отставал от Сенны на 13,7 секунды.
Затем вспыхнули красные флаги, и гонка была остановлена, Прост остановился на линии старта-финиша незадолго до того, как Сенна промчался мимо. Француз решил не драться с молодыми чарджерами, и, поскольку до бежать оставался почти час, оставалась перспектива борьбы Сенны против Беллофа за победу.
Но преждевременный финиш лишил болельщиков возможности увидеть, как все закончится, и Сенна был в ярости. В этих условиях, возможно, неудивительно, что выделялись два молодых зарядных устройства, которым есть что доказать.
Ряд факторов не позволяют этой расе занять более высокое место в этом списке. Во-первых, это темп Беллофа, во-вторых, у Проста были проблемы с тормозами, и нужно было подумать о чемпионате. И еще одно — Сенна врезался в бордюр в шикане и повредил подвеску, что, возможно, не позволило бы ему финишировать, если бы гонка продолжалась.
Но мало кто из новичков когда-либо ставил такой впечатляющий маркер в таких сложных условиях.
7. Гран-при Бразилии 1993 года, Интерлагос
McLaren MP4 / 8
Старт: 3-й
Результат: 1-й
Некоторые выступления Сенны в 1993 году были одними из самых запоминающихся. Помимо очевидной победы в Гран-при Европы, его вторая победа перед домашней публикой также была получена до того, как McLaren начал вторгаться в превосходство Williams. «В машине, которая не совсем соответствовала скорости, он сделал все, что мы ожидали, и даже больше», — отметил Робак.
Проведя квалификацию на 1,8 секунды медленнее, чем полемист Прост, Сенна нырнул внутрь Уильямса Дэймона Хилла в первом повороте, чтобы вырвать второй, но он ничего не мог поделать с Простом. В начале круга 11 Хилл подчеркнул преимущество Williams, обойдя Сенну и вернувшись вторым.
Хуже было впереди. Сенне был назначен 10-секундный штраф за обгон под желтыми полосами после ужасной аварии на первом круге с участием его товарища по команде Майкла Андретти и Ferrari Бергера. Сенна пришел на подачу того, что, по его мнению, было бессмысленным пенальти на 24 круге из 71.В конце следующего тура он был четвертым, отстав от Проста на 44,8 секунды.
Но теперь помешала погода, ливень создал хаос, и Сенна оказался без дождевых шин. Одна из машин, которая ехала впереди — Benetton Михаэля Шумахера — была задержана из-за проблемного пит-стопа, после чего Прост сошел с дистанции. Непонимание его ямы означало, что Прост остался вне, когда он должен был остановиться, аквапланировать и скользить в вращающийся Minardi Кристиана Фиттипальди.
Машина безопасности выехала, и когда гонка возобновилась на 38-м круге, Сенна был вторым после Хилла.Он оставался там до тех пор, пока его переход на слики на 40-м круге — на один раньше, чем у Хилла — не помог ему вырваться в лидеры.
Хилл показал свой темп на чистой трассе, но характерное для Сенны продвижение в движении не позволяло ему двигаться дальше. «Это были бэкмаркеры — или, точнее, несравненная способность Сенны в их использовании — поставили проблему вне всяких сомнений», — считает Робак.
«Никто не управляет дорожным движением так, как Сенна. У него есть гениальный талант в том, чтобы вовремя отстранять других водителей, и он прекрасно умеет ставить другую машину между собой и своим преследователем непосредственно перед поворотом.«
Хилл — в своем четвертом Гран-при — знал, что проиграл, и остановился на втором месте, поскольку Сенна одержал 100-ю победу в гонке McLaren на чемпионате мира.
6. Гран-при Монако 1992, Монте-Карло
McLaren MP4 / 7A
Стартовал: 3-й результат
Результат : 1st
С одной стороны, это была удачная победа — Сенна никогда бы не победил Мэнселла, если бы беглый лидер не столкнулся с проблемой колеса, которая вызвала пит-стоп. Но это также был отличный пример максимизации того, что у него было, и использования преимущества любой возможности, которая появилась.
Первый разворот. Сенна квалифицировался третьим, отстав от Мэнселла более чем на секунду, и знал, что хороший старт — его лучший шанс на успех. Ему удалось вырвать второе у Уильямса Риккардо Патрезе в Сент-Девоте.
«Я пошел на это в последний момент, чтобы не дать Риккардо никаких указаний», — сказал Сенна. «Это был хороший маневр. Если бы Патрез опередил меня из-за угла, я сомневаюсь, что когда-нибудь смог бы обойти его».
Тогда использование возможности.Сенна не смог удержать Мэнселла, но был достаточно близок, чтобы выйти вперед, когда Williams сделали запоздалый пит-стоп на 71-м из 78-го круга.
«Я знал, что Мэнселла невозможно поймать», — признался Сенна, который также потерял время, избегая раскручивания Альборето. «Так что я старался сделать все возможное, чтобы иметь возможность получить выгоду, если что-нибудь случится с Мэнселлом, но все же попытаться сохранить свои шины».
Мэнселл FW14B, заняв второе место, показал сенсационную скорость на новой резине. На 74-м круге он взял 2.На 4 секунды меньше лидерства Сенны — на 1,8 секунды быстрее, чем кто-либо другой в Гран-при — и в следующий раз он оказался на хвосте McLaren.
«Даже с учетом проблем с обгоном в этом месте Сенна выглядел уязвимым», — считает Робак.
Мэнселл закричал и метнулся вокруг коробки передач McLaren в поисках зазора. На предпоследнем круге Сенна чуть не остановился на шикане, но выхода не было. Несмотря на изношенные шины, Сенна одержал свою пятую победу на Гран-при Монако с результатом 0,2 секунды.
Сенна считал, что у него было много более сложных гонок, но другие были впечатлены.
«Никто, кроме Сенны, не мог выиграть», — сказал его товарищ по команде Бергер. «Кто-нибудь другой сделал бы ошибку».
5. Гран-при Японии 1988 года, Сузука
McLaren MP4 / 4
Стартовал: 1-й
Результат: 1-й
Хотя Прост прибыл впереди в таблице очков, правило упавшего счета означало, что Сенна мог стать чемпионом 1988 года, если выиграет. предпоследний раунд на Сузуке. Он поставил Проста на поул, но гонка была менее простой.
«Так много битв между McLaren и Honda было выиграно и проиграно в первые несколько секунд этого года, и теперь наступил самый важный из всех», — сообщил Робак.«И Сенна все испортил».
Сенна еле двинулся на старте и чуть не заглох — «Я думал, что для меня все кончено», — но ему удалось заставить машину ехать прямо на спуск. «Мне так повезло», — добавил он.
Сенна ненадолго опустился на 14-е место и был восьмым в конце первого круга, отставая от Проста на девять секунд. Нападение Сенны вывело его на шестое место на втором круге, пятое на третье и впереди Ferrari Альборето на четвертом круге.
Отрыв от Проста составлял 12,9 с, и, поскольку оба МакЛарена теперь были в чистом воздухе, они установили такой же темп на следующих нескольких кругах.Но вскоре после того, как Сенна обогнал другого Ferrari из Бергера и занял третье место, пошел дождь.
Теперь Сенна начал увеличивать лидерство Проста, которое составляло 12,6 секунды после 11 из 51 круга. И ведущий McLaren-Honda вскоре был занят маршем Ивана Капелли. Капелли ненадолго лидировал в конце 16-го круга, когда Прост, из-за спорадической проблемы с переключением передач, пропустил смену. Вскоре он вернулся, но Сенна все время приближался к ведущему дуэту.
Когда на 20-м круге у Марша возникла проблема с электричеством, Сенна унаследовал второе место и пересек финишную черту всего 0.7 секунд позади своего товарища по команде. «Сенна проехал довольно вдохновляющую серию кругов по скользкой трассе, полагаясь на инстинкт, реакцию и импровизацию», — написал Робак.
Дождь утих, и Прост смог удерживать лидерство на протяжении нескольких кругов. Но когда Андреа де Сезарис задержал француза на шикане на 27-м круге, и у него возникли проблемы с переключением передач, Сенна вырвался вперед и вышел вперед на спринте до первого поворота.
Несмотря на то, что на чистом воздухе они были одинаковы, Сенна был характерно более быстрым в движении и уклонялся.Прост закрылся и за 10 кругов до финиша сократил разрыв до 1,7 с, но затем снова пошел дождь. Сенна оторвался, выиграв 13,4 секунды и обеспечив себе свой первый титул чемпиона мира.
«Все были на сликах, и когда трасса была самой опасной, он был в классе один», — сказал Робак. «Ни один гонщик на Земле не процветает на мокрой дороге, как Айртон. Это была гонка чемпиона мира, титул, заработанный тяжелым трудом, завоеванный с трудом».
Сенна допустил ошибку на старте, и ему помогли проблемы с экипировкой Проста — между их самыми быстрыми кругами была всего лишь одна с половиной десятых, но он оценил результат как один из лучших.
«Гонка была на удивление сложной из-за обстоятельств с самого начала: через движение, через скользкую дорожку», — сказал Сенна.
«До сегодняшнего дня я говорил, что моя лучшая поездка была в Эшториле в 1985 году. Но не больше: это был мой лучший результат».
4. 1989 Monaco GP, Monte Carlo
McLaren MP4 / 5
Начато: 1-е место
Результат: 1-е место
Неоспоримые факты этого события заключаются в том, что Сенна обыграл своего товарища по команде Проста, выбив поул с преимуществом 1,1 с. гонка на 52.5s, но это не главная причина, по которой проводится эта гонка. Этот GP продемонстрировал способность Сенны преодолевать пробки и преодолевать автомобильные проблемы.
Гран-при Монако был также первым после печально известной ссоры между Сенной и Простом в Имоле — возможно, истинным началом их вражды — и через год после того, как бразилец потерял победу, потерпев неудачу, оставаясь лидером.
В гонке 1989 года поляк Сенна лидировал с самого начала. Временами Прост выглядел быстрее, но терял время в пробках, особенно с Ligier Арну.Позже Прост признал, что ему нужно быть более агрессивным.
«Айртону нет равных в искусстве создания пространства для себя», — сообщил Робак. «Это действительно убило гонку».
Прост также был задержан из-за пробки в Лёвсе после столкновения между Чезарисом и Пике, но у Сенны тоже были проблемы.
Лидер страдал из-за проблем с коробкой передач, терял первую и вторую передачи. «Я должен был уберечь Алена от того, чтобы знать, что я в беде, чтобы он не давил», — объяснил Сенна.
«Что мне нужно было сделать, так это подойти очень близко к препятствиям в медленных поворотах, поддерживая высокие обороты, немного скользя».
Это сработало — Сенна одержал доминирующую победу, несмотря на то, что Прост был в здоровом McLaren и показал лучший круг на 0,5 секунды быстрее.
3. Гран-при Европы 1993, Донингтон-Парк
McLaren MP4 / 8
Стартовал: 4-й
Результат: 1-й
Это почти наверняка самое известное выступление Сенны. Выступая против технически превосходящих гонщиков Williams FW15C из Проста и Хилла, Сенна показал сокрушительный первый круг и победил с невероятным результатом 1 мин 23 сек.
Сенна, заблокированный Бенеттоном Шумахера, ненадолго опустился на пятое место на старте, но затем начал рывок, сделавший первый круг Гран-при Европы 1993 года одним из самых известных в истории. Сенна обогнал Шумахера на выезде из Редгейта, обошел снаружи Заубера Карла Вендлингера по устрашающим Кривым Крейнера, затем нырнул под Хилл у Маклина.
Прост, который позже утверждал, что с самого начала страдает от проблем с коробкой передач, был на несколько длин впереди, но Сенна быстро его догнал.McLaren обошел Williams в шпильке в Мельбурне и вышел вперед.
«Первая минута была захватывающей, но почему-то вы почувствовали, что гонка уже окончена», — написал Робак в отчете Autosport.
После четырех кругов Сенна оторвался от Проста на 7 секунд, но, когда трасса высохла, он начал сползать вниз. Сенна вышел на слики после 18 из 76 кругов и имел преимущество в 5,1 секунды после того, как Прост пришел в следующий раз.
Потом снова пошел дождь, и Прост, затем Сенна, вошли, только для того, чтобы трасса вскоре высохла и заставила обоих снова вернуться.Третья остановка Сенны была медленной, и поэтому на половине дистанции Прост был лидером на 6 секунд. Больше никто не возражал.
Гонка теперь превратилась в фарс, по крайней мере для Проста, поскольку снова пошел дождь, и оба гонщика Williams вышли на мокрые дороги. На этот раз Сенна остался в стороне и увеличил преимущество, так как трасса снова начала высыхать. На 48-м круге Прост вышел со второго, чтобы перейти на слики, но на этот раз остановился, и FW15C застрял на передаче. Это опустило Проста на четвертое место, и всего пять кругов спустя он снова поехал на яму, полагая, что у него был прокол.
Сенне повезло на 57-м круге, когда он вошел с намерением перейти на мокрый, но команда не была готова и махнула ему рукой. Вернувшись на трассу, Сенна передумал и не двигался до тех пор, пока дождь действительно вернулся с 10 кругами до финиша, и он сделал свою четвертую остановку. Вскоре после этого пришли Хилл и Прост, а это означало, что Прост останавливался семь раз.
Сенна вернулся домой, чтобы одержать свою 38-ю победу в Формуле 1. Все, кроме Хилла, были притерты.
«Это был Сенна во всей его величественности», — восторженно воскликнул Робак. «Его драйв, который я считал завораживающим, от начала до конца, потому что он, казалось, содержал все карты, к которым может стремиться рука гонщика. Это была победа столь же непревзойденная, как и они».
Так почему же он не номер один? Во-первых, Сенна не оценил его как лучший. Во-вторых, у него был контроль тяги, тогда как у многих других, включая Шумахера, этого не было. Наконец, Williams не максимизировала то, что у нее было, с точки зрения настройки, стратегии или эффективности пит-стопа.
«В то время как гонщики Williams никогда не получали сухих условий, в которых они могли бы заявить о превосходстве своей машины, их делу едва ли способствовала серия остановок шин, которые оказались странным образом не синхронизированными с тем, что имели в виду боги погоды», — отметил Робак.
Если эти причины кажутся резкими, это только в контексте того, сколько претендентов есть в этом списке. Как ни крути, европейский GP Сенны 1993 года остается одним из самых выдающихся гонщиков Формулы 1.
2. 1991 Brazilian GP, Interlagos
McLaren MP4 / 6
Стартовал: 1-й
Результат: 1-й
Заголовок отчета Autosport озвучил «Герой из родного города», и это было уместно, поскольку Сенна, наконец, взял бразильский Гран-при, который он так желал. так дорого и замечательно.
Сочетание неудач и неправильного суждения лишило его возможности добиться успеха дома, но все выглядело многообещающе, поскольку Сенна лидировал с поула после одного из своих великолепных квалификационных выступлений. Когда Мэнселл преследовал Уильямса, его единственного реального соперника, столкнулся с проблемой коробки передач, победа выглядела очевидной.
Потом Сенна начал терять передачи. «Коробка передач сошла с ума», — сказал он. «Это было семь кругов до конца, и я решил оставить его шестым и проехать по трассе совершенно по-другому.
«В скоростных поворотах было не так уж плохо, но на средних и медленных участках это было катастрофой. Я действительно не думал, что у меня это получится».
Сенна также страдал от судорог и мышечных спазмов из-за огромных усилий при езде по круговой трассе против часовой стрелки, а Williams Патреза, у которого были проблемы с коробкой передач, начала быстро закрываться.
За 17 из 71 круга до конца он отставал на 42,5 секунды. В финальном туре он был 3,7 секунды, но Сенна удержал победу с 3 секунд, когда пошел дождь.
«После клетчатого флага я полностью потерял двигатель», — добавил Сенна, которому пришлось выручать его из машины. «А потом боль была невероятной. У меня была такая сильная боль в плечах, в боку, и я не знала, кричать ли, плакать или улыбаться».
Эта победа отняла у Сенны больше, чем любая другая.
1. 1985 Португальский GP, Эшторил
Lotus 97T
Стартовал: 1-й
Результат: 1-й
Эта гонка была особенной для Сенны лично.Это была не только его первая победа в чемпионате мира в Формуле-1, но и блестящая победа в ужасных условиях.
Его выступление на ГП Европы 1993 года более известно, но победа в Эшториле была обеспечена без контроля тяги, с , сложным двигателем с турбонаддувом, и потенциальных победителей в этой области было больше. Только три команды выиграли гонки в 1993 году, но пять победили в 1985 году. А Гран-при Португалии 1985 года был только 16-м стартом для Сенны.
Рейтинг лучших гонок Формулы 1 в мокрую погоду
Сенна лидировал с поула на ужасающе мокрой трассе, завершив первый круг 2.7s отстает от партнера по команде Элио де Анжелиса. Два Лотоса оторвались, Сенна ускользнул от де Анджелиса, прежде чем McLaren Проста двинулся вперед, чтобы бросить вызов второму.
Незадолго до половины дистанции дождь стал настолько сильным, что даже Сенна, опережающий теперь на 37 секунд, начал жестикулировать, что гонку следует остановить. Это было не так, и Прост, который все еще пытался обойти де Анжелиса, просто сошёл с дистанции на основной прямой старт / финиш.
«Большая опасность заключалась в том, что условия все время менялись», — сказал Сенна, признавшись, что пережил один травяной момент самостоятельно.«Иногда было сложно даже удержать машину на прямой, и наверняка гонку следовало остановить.
« Это было намного хуже, чем в Монако в прошлом году. Однажды я чуть не развернулся перед боксами, как Прост, и мне повезло, что я остался на трассе ».
Только девять из 26 стартовавших были классифицированы, примерно половина выбывших из-за вращений или аварий, и Сенна обошел всех. За исключением Ferrari Альборето, которая финишировала на 1 мин 03 позади Lotus. Самый быстрый круг Сенны был на 0,7 секунды быстрее, чем у других.
«Победа Сенны запомнится как классическая», — писал Робак. «Это было завораживающее выступление. Без Сенны многие гонщики были бы впечатлены своими способностями и храбростью: на самом деле они казались неумелыми, предварительными.
« Иногда случаются гонки, когда один гонщик заставляет остальных выглядеть обычными. , и это был один из таких. Он был в другом классе прямо с зеленого света «.
.Как отец, как сын — гонщики F1 второго поколения
Ганс-Иоахим Штук (сын довоенного аса Гран-при Ганса)
Hans-Joachim Stuck (GER) Brabham. Чемпионат мира 1977 года «Формула-1».
1953 Daily Express International Trophy.Сильверстоун, Великобритания. 9 мая 1953 г. Ганс Штук (AFM-Kuchen), портрет. Мировое авторское право: LAT Photographic
Горстка гонок на первенство мира, в которых участвовал Ханс Штук-старший в начале 1950-х, не имела большого значения, но его победные подвиги для Auto Union в великую довоенную эпоху гонок Гран-при означали, что у сына Ханса-Иоахима все еще было много чтобы соответствовать, когда он поднялся до высшего класса спорта в 1974 году.Как и его великий отец, который, по слухам, за свою яркую карьеру когда-то выигрывал соревнования по восхождению на холмы, двигаясь задом наперед, Штук-младший проявил себя более чем способным гонщиком, завоевав два подиума F1 в 1977 году для Brabham. В конечном итоге, однако, наибольших успехов немец добился бы вне гонок Формулы 1, в частности, в Ле-Мане, где он дважды одержал победу в знаменитой 24-часовой гонке.
Дэвид Брэбхэм (сын трехкратного чемпиона мира сэра Джека)
(слева направо): Дэвид Брэбэм (Австралия) и сэр Джек Брэбхэм (Австралия) 1989 г.
Дэвид Брэбхэм (Австралия), Brabham BT59, без квалификации Гран-при Японии — Сузука, Япония, 21 октября 1990 г.
Если Хансу-Иоахиму Штуку предстояло нелегко, это было ничто по сравнению с Дэвидом Брэбхэмом, перед которым стояла незавидная задача — соответствовать достижениям одного из самых опытных гонщиков в истории Формулы 1.К сожалению, несмотря на блестящую юношескую карьеру, которая включала победу в британском чемпионате F3 и знаменитом Гран-при Макао, юниор Брэбхэм так и не смог приблизиться к тому, чтобы повторить достижения своего отца в Формуле 1. Первый набег австралийца произошел в 1990 году с командой, носившей его фамилию, хотя на этом этапе они были лишь тенью некогда могущественной команды, которую «Блэк Джек» создал, добился успеха на мировом чемпионате и впоследствии был продан. Единственное 15-е место — это все, что Дэвид смог выдержать в этой жаркой кампании, и его последние выступления в Формуле-1 с пескарями Simtek в 1994 году были не лучше.Тем не менее, Дэвид, по крайней мере, смог последовать за своим отцом в гонки Формулы 1 — старший брат Гэри предпринял две попытки пройти предварительную квалификацию на Гран-при с тусклой командой Life в 1990 году, но оба раза потерпел неудачу …
Кристиан Фиттипальди ( сын ветерана F1 Уилсона)
Minardi Ford Кристиана Фиттипальди (BRA) стартует над своим товарищем по команде Пьерлуиджи Мартини (Италия) в конце гонки.Фиттипальди приземлился правой стороной вверх и пересек финишную черту. Гран-при Италии, Монца, Италия, 12 сентября 1993 г.
Уилсон Фиттипальди (BRA). Чемпионат мира Формулы-1, c. 1973 г.
Старший брат двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди, Уилсон Фиттипальди так и не смог зарекомендовать себя в качестве лидера Формулы-1, но похоже, что его сын Кристиан сможет, особенно после того, как он выиграл престижный титул F3000 в 1991 году.Увы, этого не произошло. В итоге бразилец провел всего три сезона в гонках Формулы-1, первые два — с хвостиком Минарди, а третий — с не менее сложной командой Footwork. Он перешел в IndyCars в 1995 году, набрав 12 очков (на девять больше, чем его отец) за 40 стартов, но, вероятно, лучше всего его помнят за эффектное сальто назад на финише в Монце в 1993 году.
Дэймон Хилл (сын двойного мира) чемпион Грэм)
Победитель гонки Дэймон Хилл (Великобритания) Уильямс FW18 может отпраздновать свою победу в чемпионате мира.Гран-при Японии, Сузука, 13 октября 1996 года.
Грэм Хилл
Грэм Хилл добился практически всего, чего мог достичь в гонках Формулы-1, включая выигрыш двух мировых титулов и создание собственной команды. К сожалению, он погиб в авиакатастрофе до того, как сын Дэймон начал свою карьеру в автоспорте, и поэтому младшему Хиллу пришлось прокладывать свой собственный путь к вершине, не опираясь на значительный опыт своего любезного отца.К счастью, Деймон оказался чип от старого блока и, как и его отец перед ним, упорно боролся свой путь вверх по гоночной лестнице и на F1 сетки, несмотря на крайне ограниченное финансирование. Оказавшись там, он стал постоянным победителем гонок, и хотя, к своему разочарованию, он был не в состоянии повторить многочисленные успехи своего отца в Монако, он действительно вкусил победу в Великобритании — победу в гонке, которая всегда ускользала от отца. Что еще более важно, в 1996 году он выиграл титул чемпиона мира, сделав «Хиллз» первым — и пока единственным — отцом и сыном чемпионами мира.
Майкл Андретти (сын чемпиона мира 1978 года Марио)
Майкл Андретти (США) Макларен Форд с Марио Андретти (США) Гран-при Европы, Rd3, Донингтон-Парк, Англия, 11 апреля 1993 г.
На пике карьеры Марио Андретти был одним из самых быстрых и универсальных гонщиков на планете, выиграв 12 Гран-при, а также бесконечные гонки на IndyCar, Nascar и спортивных автомобилях.Сын Майкл оказался таким же быстрым, но у него было гораздо больше проблем, чем у его отца, приспосабливаться к гонкам Формулы-1, когда он уехал из родных Соединенных Штатов, чтобы присоединиться к McLaren в 1993 году. В паре с великим Айртоном Сенной, Андретти-младший изо всех сил пытался справиться с незнакомым вождением. на незнакомых трассах, и, несмотря на то, что в конечном итоге он поднялся на подиум в Монце — первый для американца за четыре года — он решил спокойно вернуться домой до окончания сезона.
Жак Вильнев (сын шестикратного обладателя Гран-при Жиля)
Жак Вильнёв (CDN) Уильямс празднует победу.Чемпионат мира Формулы-1, Гран-при Венгрии, Rd 11, Будапешт, Венгрия, 10 августа 1997 г.
Жиль Вильнёв (CDN) Ferrari финишировала на шестой позиции. Гран-при Германии, Rd 9, Хоккенхайм, Германия, 10 августа 1980 года.
Сын одного из самых обожаемых и почитаемых гонщиков в истории Формулы 1, Жак Вильнев всегда собирался привлекать внимание, когда начинал свою карьеру в автоспорте.К его чести, дерзкий канадец французского происхождения, которому было всего 11 лет, когда его ярко-талантливый отец Жиль был убит во время тренировки перед Гран-при Бельгии 82-го года, великолепно справился с завышенными ожиданиями, используя свою знаменитую фамилию, чтобы обеспечить столь необходимое спонсорство. поднялся по лестнице одноместного автомобиля, всегда отказываясь быть кем-то другим, кроме своего собственного человека. Когда он перешел в гонку Формулы 1 вместе с Williams в 1996 году, став самым молодым победителем как Indianapolis 500, так и чемпионата IndyCar в 1995 году, шумиха достигла апогея.Но Вильнев-младший безупречно противостоял этому, почти выиграв свою первую гонку, прежде чем закончить свой дебютный сезон, заняв второе место в турнирной таблице. В следующем году он закрепил свое место в истории Формулы-1, завоевав корону мирового гонщика, которую, по мнению многих, так заслужил талант его отца.
Нико Росберг (сын чемпиона мира 1982 года Кеке)
Кеке Росберг (Финляндия) с сыном Нико Росбергом (Германия) АРТ.GP2, Rd 1, Имола, Италия, 22 апреля 2005 г. © Sutton Motorsport Images
Кеке Росберг
Яркий стиль вождения Кеке Росберга и необычайная преданность делу за рулем принесли ему в 80-е годы легион преданных поклонников, не говоря уже об успехе в чемпионате мира. Таким образом, было ощутимое ожидание, когда бывшая команда первого летающего финна Уильямс повысила его сына Нико до места в гонке в 2006 году после колоссального роста в младших классах.Несмотря на то, что подход Росберга был значительно менее впечатляющим, чем у его отца, он сразу же продемонстрировал свой потенциал, продемонстрировав уверенный рывок с конца поля на седьмое место в своем дебютном матче. Но только несколько лет спустя, когда он ушел из Williams в Mercedes и получил в свои руки более конкурентоспособную технику, он смог показать свой истинный потенциал для победы в гонках. Сегодня, как и его отец, он считается одним из самых одаренных гонщиков своего поколения и имеет все возможности для подражания своему титулу чемпиона мира.
Кадзуки Накадзима (сын бывшего гонщика Lotus Сатору)
Слева направо: Кадзуки Накадзима (Япония) Уильямс и Сатору Накадзима (Япония) дают интервью в сетке. Официальное открытие автодрома Сузука, Сузука, Япония, 12 апреля 2009 г.
Если бы не новаторские подвиги отца Сатору, Кадзуки Накадзима, возможно, никогда бы не выступил в высшем эшелоне автоспорта.Накадзима-старший, который зафиксировал десять финишей в шестерке лучших за пять сезонов гонок Формулы-1, был первым из своих соотечественников, который вырвался из соревновательной внутренней сцены Японии и зарекомендовал себя как постоянный игрок в сетке F1, и все это он сделал поддержка хонды. Это было несколько иронично, когда 20 лет спустя сын Казуки попал в гонку с Williams, во многом благодаря поддержке главного соперника Honda — Toyota. К сожалению, младший Накадзима не смог оказать влияние, которое оказал его отец, и после того, как набрал девять очков в 36 Гран-при, он потерял свое место, когда контракт Williams с Toyota подошел к концу.
Маркус Винкельхок (сын ветерана Формулы 1 Манфреда)
Маркус Винкельхок (Германия) тесты для MF1 Racing. Тестирование Формулы-1, Херес, Испания, 7-10 декабря 2005 г. ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Манфред Винкельхок Чемпионат мира Формулы-1, 1984 г.
Манфред Винкельхок, преданный своему делу и часто впечатляющий гонщик, в начале восьмидесятых выиграл 56 Гран-при за рулем ATS и RAM, прежде чем, к сожалению, погиб в аварии спортивного автомобиля в Канаде в 1985 году.Карьера сына Маркуса в Формуле 1 была значительно короче, продолжалась всего 15 кругов, но была не менее запоминающейся. Квалифицировавшись последним на своем Spyker на Гран-при Европы 2007 года на Нюрбургринге, немец рискнул и начал гонку на шинах для влажной погоды. Дождь пришел должным образом, и за шесть классно хаотичных кругов Винкельхок добился того, чего никогда не делал его отец: он возглавил Гран-при.
Нельсон Пике Жуниор (сын трехкратного чемпиона мира Нельсона Сеньора)
Нельсон Пике мл.(Бюстгальтер) Renault. Чемпионат мира Формулы-1, 9-е шоссе, Гран-при Германии, квалификационный день, Нюрбургринг, Германия, суббота, 11 июля 2009 г.
Победитель Нельсон Пике, 2 место Ален Прост (слева) и 3 место Найджел Мэнселл Гран-при Европы — Brands Hatch, Великобритания, 25 сентября 1983 г.
Еще в конце восьмидесятых Нельсон Пике был один из самых известных гонщиков в Формуле гонок, его трезвый подход отнеся его к трем мировых титулов в возрасте до 35 лет.Помня о том, что его сыну Нельсиньо придется вынести бесконечные сравнения, когда он начнет свою карьеру в автоспорте, Пике-старший сделал все, что мог, чтобы молодой бразилец имел наилучшие шансы повторить его достижения, в том числе помогал создавать команды, собранные специально вокруг растущие таланты его сына. Пике-младший должным образом оправдал свою веру, выиграв британский титул F3 в 2005 году и финишировав почти вторым после Льюиса Хэмилтона в серии GP2 в 2006 году. Его наградой стал контракт на тесты F1 с Renault в 2007 году, который стал местом в гонке в следующем сезоне.Тем не менее, в паре с двукратным чемпионом Фернандо Алонсо Пике среди юниоров все шло очень тяжело, и единственным настоящим событием трудного сезона было маловероятное попадание на подиум в Германии. Он был оставлен на следующий год в Renault, но оставил и команду, и спорт в тумане до конца года, когда были раскрыты подробности печально известного сингапурского скандала с крушением, в котором Пике-младший был неохотным участником. .
Кевин Магнуссен (сын бывшего гонщика McLaren и Стюарта Яна)
Кевин Магнуссен (ДЕН) Макларен.Чемпионат мира Формулы-1, Rd19, Гран-при Абу-Даби, гонка, трасса Яс-Марина, Абу-Даби, ОАЭ, воскресенье, 23 ноября 2014 г.
Ян Магнуссен (DEN) SunTrust Racing с сыном Кевином Магнуссеном (DEN) Grand-Am, Rd12, Монреаль, Канада, 3 августа 2007 г.
После того, как Айртон Сенна побил многолетний рекорд побед на своем пути к британскому титулу F3 1994 года, Яна Магнуссена ожидали многого, когда он выступил в гонках F1, и не меньшее светило, чем сэр Джеки Стюарт, провозгласило его чемпионом мира. в ожидании.Но, несмотря на его очевидные таланты, самопровозглашенное отсутствие заявки привело к тому, что датчанин оказался на свалке Формулы-1 в возрасте всего 25 лет; единственное очко — это все, что ему нужно было показать за 24 выезда с McLaren и Stewart GP. В отличие от своего отца, быстрое восхождение Магнуссена-младшего по карьерной лестнице было связано не только с его природными способностями, но и с его трудолюбием и обезоруживающей зрелостью. Эти характеристики сослужили ему хорошую службу, когда он, как и его отец, дебютировал в Формуле-1 с McLaren.Но в то время как Ян закончил свою первую гонку 10-м, Кевин финишировал вторым, став первым датчанином в истории, поднявшимся на подиум Гран-при.
Итак, чего должен жить Макс Ферстаппен?
Хос Ферстаппен (Нидерланды) получает полезный совет от Флавио Бриаторе (Италия), босса Benetton F1 (слева). Гран-при Венгрии, Будапешт, 14 августа 1994 г.
Макс Ферстаппен (НДЛ), CRG, (справа) сын Йоса Ферстаппена (НДЛ) (слева), занял второе место в Зимнем Кубке 2010 года.15-й Зимний Кубок, Южная Гарда Картинг, Лонато, Италия, 19-21 февраля 2010 г.
Как и сын Макс, Йос Ферстаппен когда-то был провозглашен «следующим большим игроком», хотя в конечном итоге голландец так и не смог воспользоваться обещанием, которое принесло ему два подиума в его дебютном сезоне 1994 года в Benetton. «Джос-босс», как его называли легионы одетых в оранжевый цвет фанатов, которые следили за его состояниями по всему миру, набрал 17 очков за 106 стартов гонок для таких игроков, как Тиррелл, Стюарт и Эрроуз, хотя он и будет несомненно, он надеется, что его сын, мать которого также была успешным гонщиком на картинге, не только сможет водить более конкурентоспособные автомобили, чем он, но и добьется гораздо большего успеха…
.