Легендарный Ford T | Журнал Популярная Механика
В этом году исполняется 110 лет с момента появления автомобиля, сыгравшего важнейшую роль в развитии не только автоиндустрии, но и цивилизации в целом. Речь идет о знаменитой Жестяной Лиззи — Ford Model T. Генри Форд наводнил Америку миллионами недорогих автомобилей, поставив нацию на колеса. Затем на колеса встал весь остальной мир.
О Жестяной Лиззи написано немало. Ни один гангстерский фильм о временах сухого закона невозможно представить без участия в массовке Model T. Но нам более интересна не «конвейерная» эра, когда Форд штамповал Model T, как черные пуговицы, а аутентичная, старая добрая Жестяная Лиззи 1908 года, собранная работягами-иммигрантами завода Пикетт, — шедевр бронзового века автомобилестроения, периода с момента изобретения автомобиля до Первой мировой. Бронзовым его называют потому, что именно бронза была в те годы основным материалом, применявшимся для изготовления запчастей и элементов декора.
Модель 1009 Легкий двухместный кузов с откидным матерчатым верхом и грузовой платформой. Варианты окраски: зеленый, черный, черная эмаль, лиственный орнамент.
В начале зимы 1906 года на заводе Пикетт компании Ford Motor Company в Дирборне происходили таинственные события. На третьем этаже Генри Форд распорядился отгородить помещение для новой мастерской. Допуск получили только несколько человек — сам Форд, вице-президент компании Джон Казенс, лучший инженер завода Чайлд Хэролд Уиллс, венгерские эмигранты Йожеф Галамб и Эген Фаркаш, инженеры Лав, Смит, Дегнер и Мартин. В мастерскую было поднято несколько двигателей и рам от тогдашней модели «форда» — Ford Model N, образцы стальных листов и бронзовые заготовки, плавильная печь и станки для металлообработки. До позднего вечера за стенами мастерской продолжалась работа.
Model N, пятая по счету модель компании, стала настоящим бестселлером. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра — немыслимый успех по меркам начала ХХ века.
В Америке в то время автомобили не собирал только ленивый. 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой. Компании покупали двигатели, трансмиссии, органы управления и колеса на стороне. Затем все это ставилось на клепаную стальную раму. Сверху водружалось подобие салона с матерчатым верхом или, в редких случаях, с металлической крышей. Покупателей было немногим больше, чем самих компаний. В среднем цена автомобиля в 1900-х составляла $1000 — фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. Но акционеры компании придерживались другого мнения: зачем отказываться от прибыли, которая сама идет в руки? К счастью, один из главных пайщиков, лесопромышленник и автогонщик Малькольмсон, прогорел и был вынужден продать свою долю Форду. Форд получил право решающего голоса и, не мешкая, изменил ценовую политику компании.
Модель 1018 Закрытый панельный вагон с откидным ветровым стеклом. Вариант окраски единственный: зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.
Судьбоносная авария
Основным видом рекламы автомобилей в те времена были гонки. Сам Форд не брезговал поначалу лично выступать на своих авто. В 1901 году Генри выиграл заезд в Гросс-Пойнте на своей модели «999» у автомобиля, созданного известным гонщиком Александром Винтоном. Именно тогда он познакомился с людьми, которые в дальнейшем предоставили ему деньги для создания компании Ford Motor Company. Во время одной из таких гонок во Флориде в 1906 году Генри Форд стал свидетелем аварии французского автомобиля. Машина несколько раз перевернулась, но практически не пострадала. Удивленный Форд внимательно осмотрел автомобиль и понял, что сталь, из которой она сделана, легче и жестче обычной. Ему удалось прихватить с собой кусок стального листа. Этот факт можно считать классическим случаем промышленного шпионажа. В Дирборне он показал сталь своим специалистам. Оказалось, что своей жесткостью, вдвое превосходящей лучшие американские стали, она обязана добавкам ванадия. Никто в Питтсбурге, стальной столице Америки, не имел понятия, как ее делать. Форду удалось пригласить в Америку ученого-металлурга из Европы, который и раскрыл ему технологию варки. Все это происходило в условиях повышенной секретности: о происходящем знали всего два-три человека из ближайшего окружения Форда.
Модель 1019 Легкий экспресс с кабиной от вагона и грузовой платформой. Вариант окраски единственный: зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.
Задумка была проста — Генри Форд вообще не был сторонником сложных решений. Невиданная в Америке сталь и доработка удачной конструкции Model N могут привести к созданию автомобиля, не имеющего конкурентов. Этим-то и занимались инженеры компании в секретной мастерской завода Пикетт. Большое количество проданных машин позволило им накопить обширную информацию о наиболее слабых местах Model N и целенаправленно заниматься их доработкой. Венгерские инженеры Галамб и Фаркаш вместе с верным другом Форда Уиллсом за год сумели основательно перетряхнуть конструкцию Model N, упростить и облегчить основные узлы автомобиля. В сентябре 1907 года было построено два прототипа будущей модели Т. Они оказались столь удачными, что вскоре после начала испытаний Форд распорядился приступить к переоснащению завода Пикетт под новую модель. К осени 1908 года производство Model N и ее дорогих модификаций, Model R и S, было прекращено, а сборка люксовой Model K ценой $2500 перенесена в другое место. А 27 сентября на заводе Пикетт был собран первый в истории экземпляр Ford Model T 1909 модельного года. Генри Форд ввел понятие «модельного года» именно с появлением Жестяной Лиззи. Все автомобили, которые производились после 31 августа текущего года, официально считались моделями года следующего. Такая практика вскоре была принята всеми автопроизводителями. В наши дни автомобильное «летоисчисление» происходит именно так.
Модель 1020 Легкий экспресс с кабиной от вагона и грузовой платформой со сворачивающимся матерчатым тентом. Зеленая эмаль с декоративными элементами из черной эмали.
Что в имени тебе моем
Знатоки утверждают, что если бы этот автомобиль создал не Форд, а кто-нибудь другой, то время давно бы уже стерло любые воспоминания о нем. Впрочем, чтобы сделать Model T, надо родиться Генри Фордом. Почему именно «Тин Лиззи»? На этот счет историки автоиндустрии не дают четкого ответа. Но основных версий две. Американцы часто предпочитают прозвища реальным именам. Женским именем Лиззи в начале прошлого века деревенские жители обычно называли своих рабочих лошадок. Ну а слово «жестяная» не нуждается в дополнительной интерпретации. Железная лошадь, в общем. Вторая версия объясняет все немного иначе. Лиззи — так ирландцы называли упрямых и своенравных красоток. И хотя красоткой Model T назвать трудно, если вам она нравится, то и такое объяснение сгодится. Очень часто американцы называли Model T «Фливвер», а всего эта легендарная машина имела около двадцати различных прозвищ. Но в истории она осталась Жестяной Лиззи.
Генри Форд Годы жизни: 1863−1947. Профессия: изобретатель (автор 161 патента США), бизнесмен, промышленник, основатель компании Ford. «Кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью.»
Практичный Форд в принципе не создал ничего нового. А зачем? Ведь главные компоненты рыночного успеха были ему хорошо известны — прочная надежная рама и трансмиссия из ванадиевой стали, проверенный 2,9-литровый мотор и доступная цена. Остальное — мелочи. Чем больше покупателей смогут наскрести деньги на автомобиль, который не ломается, тем лучше. Автомобили, по представлению Форда, должны были стать чем-то вроде гамбургера. Дешевыми и сытными, даже если впоследствии вам обеспечен гастрит. Когда историки автомобилестроения пишут о Model T, то всячески превозносят ее надежность. С этим не поспоришь. Машина была просто неубиваемая. При этом ни слова не говорится о полном отсутствии комфорта, убогом дизайне и неудобной системе управления. Жестяная Лиззи вошла в знаменитый список 50 худших автомобилей журнала Time Magazine. Парадокс? Давайте разберемся.
Ford Motor Company не исполнилось и года, когда Генри Форд принял решение построить собственный завод в Дирборне, штат Мичиган. Трехэтажное здание завода имело вытянутую форму, типичную для индустриальной архитектуры, и большую площадь остекления. 1 апреля 1904 года акционеры компании одобрили приобретение земельного участка площадью 3,11 акра на авеню Пикетт за $23 500. Руководителями проекта по подготовке технического задания были назначены сам Форд и Джон Додж, имевший долю в капитале компании. Фирма братьев Джона и Хораса Доджей занималась постройкой бензиновых моторов и долгое время поставляла их Форду. Впоследствии братья создали собственную автокомпанию. Интересно, что первая основанная Фордом компания, Detroit Automobile Co, обанкротившаяся в 1900 году, впоследствии была реорганизована в знаменитую Cadillac Motor Car Company. Получается, что Генри Форд стал основателем сразу нескольких автомобильных брендов-долгожителей. Архитектурный проект трехэтажного здания завода выполнила детройтская компания Field, Hinchmann & Smith. Строительство началось в июне 1904-го, а уже в конце этого же года в цеха завода на авеню Пикетт начали завозить станки и мебель для офисных помещений. На первом этаже разместились офисы компании, но кабинет самого Генри Форда находился на втором, рядом со знаменитой экспериментальной мастерской, в которой была создана Жестяная Лиззи. Кроме того, на первом этаже с тыльной стороны здания располагались склад сырья и запчастей, а также отдел доставки готовой продукции.
Просто, еще проще
Жестяная Лиззи, как и ее предшественница Model N, была построена на мощной несущей стальной раме с двумя продольными балками и поперечными элементами жесткости из стального листа толщиной 1/8 дюйма. Ее изготавливали для Форда на заводе Michigan Stamping Company. К раме крепились двигатель конструкции Генри Форда объемом 2,9 л вместе с примитивной, но надежной двухступенчатой трансмиссией, рессорная подвеска и кузов. Разновидностей кузова в те годы было множество, и автопроизводители называли их каждый по‑своему. Для Лиззи первоначально было разработано шесть вариантов кузова — Touring, Runabout, Landaulet, Town Car и Coupe, но в 1908 году Model T выпускалась только в вариантах Touring и Landaulet. Кузова заказывались у сторонних производителей в Детройте. Обивка открытых модификаций была из толстой натуральной кожи черного цвета особой «бриллиантовой» выделки. Матерчатый верх, который шили из брезента, окрашенного в серый, темно-красный или темно-зеленый цвет, был дополнительной опцией. У закрытых Лиззи черной кожей обшивались только сиденья, а внутренняя обивка дверей была из кожзаменителя.
Вопреки общепринятому мнению, что Model T окрашивали только в черный цвет, на самом деле такая практика началась только в 1913 году с началом конвейерной сборки. А до 1913 года черных Жестяных Лиззи вообще не было! Покупатели могли выбрать серый, темно-зеленый или темно-красный цвет кузова. Лобовое стекло не входило в стандартную комплектацию, его надо было заказывать отдельно. При этом в деревянную перегородку между моторным отсеком и салоном, усиленную бронзовыми полосами, устанавливали поперечную стальную балку для жесткости. Иначе на ухабах стекло просто лопалось, ведь кузов Model T начинал поскрипывать уже через несколько дней после покупки. Оборудование салона было, мягко говоря, спартанским. Большой деревянный руль диаметром 36 см с бронзовыми спицами намертво привинчивался к торцу рулевого вала. Под ним справа находились два коротких бронзовых рычага с твердыми резиновыми набалдашниками. Один рычаг управлял подачей топлива, а другой — зажиганием.
У первых двух тысяч экземпляров автомобиля на полу было по две педали и два больших рычага слева от места водителя, затем педалей стало три, а рычаг всего один. Левая педаль включала первую передачу, правая — задний колесный тормоз и задний ход. Рычаги отвечали за задний ход, включение трансмиссионного тормоза и нейтральную передачу. Процесс управления был довольно сложным, и, чтобы научиться водить Жестяную Лиззи, требовалось довольно много времени. В инструкциях тех лет водителю для аварийной остановки рекомендовалось нажать одновременно на обе педали и потянуть рычаг трансмиссионного тормоза назад до упора. Автомобиль останавливался как вкопанный. Спидометр не входил в список стандартного оборудования Model T, Ford Motor Company закупала эти приборы в Детройте у компаний Stewart, National и Jones.
Первые ласточки Автомобили Ford Model T, собранные с 1908 по 1909 год на заводе Пикетт, в настоящее время считаются очень редкими и стоят огромных денег. Первыми моделями завода Пикетт были Model C, F и В. На втором этаже собирали шасси и кузова Model В, а третий был отдан под изготовление Model C и F. В конце 1906 года производство этих моделей было прекращено. А в апреле после небольшого переоснащения завод начал выпускать новые Model К, R, S и S Roadster. Через три месяца, в июле появилась перспективная Model N, ставшая основой для будущей Жестяной Лиззи. В конце зимы 1908 года, после окончания подготовки технологической документации для новейшей Ford Model T, началось ускоренное переоснащение предприятия. Предыдущие модели были сняты с производства и только сборка Model К некоторое время еще продолжалась. Но вскоре и она была прекращена. А 27 сентября 1908 года был собран первый в истории экземпляр Жестяной Лиззи, который 1 октября был отправлен первому покупателю, богатому врачу из Детройта. Еще до начала сборки Ford Model T Генри Форду стало очевидно, что площадь завода Пикет недостаточна для претворения в жизнь его планов, и он начал подыскивать место под закладку нового большого сборочного предприятия. В конце 1908 года началось строительство завода на участке земли в Хайлэнд Парк. Здание на Авеню Пикет принадлежало Ford Motor Company до января 1911 года, пока его не продали другой известной автокомпании Studebaker. Эксперты утверждают, что из 12 тысяч оригинальных Model T Piquette к настоящему времени осталось не более 100 экземпляров.
Самотеком задом наперед
Двигатель Жестяной Лиззи был разработан самим Генри Фордом еще в начале 1900-х и в дальнейшем многократно подвергался доработке. Это был рядный четырехцилиндровый бензиновый мотор с боковым расположением распредвала и клапанного механизма. Блок отливали из чугуна в одной детали вместе с водяной рубашкой системы охлаждения, что для тех лет было технологическим прорывом. Возгорание топливовоздушной смеси, поступающей из самотечного карбюратора системы Kingston, обеспечивал магнето-генератор, связанный ремнем напрямую с валом двигателя. Степень сжатия была всего 4,5:1, что делало мотор очень надежным при длительной эксплуатации. При объеме 2,9 л он выдавал всего 22,5 л.с. мощности и 112 Н•м крутящего момента. Но для очень легкого автомобиля весом всего 540 кг этого было вполне достаточно. Бензин из карбюратора поступал самотеком, и при движении на подъем порой двигатель просто глох. Поэтому методика преодоления подъемов была необычной — задним ходом! Процесс запуска мотора предусматривал использование ручного стартера, той самой давно забытой «заводяги». Прокручивание стартера требовало сноровки. Обычным делом были вывихнутые пальцы правой руки, что нашло отражение в американских анекдотах тех лет. Моторчик был весьма шумный, несмотря на наличие глушителя. Он был прямоточным и делался из тонкой листовой стали с асбестовыми прокладками между составными частями.
Узел сцепления был простого мокрого типа — три толстых стальных диска в масляной ванне передавали поток крутящего момента на вал двухскоростной планетарной трансмиссии, разработанной самим Фордом. Все валы и шестерни коробки передач отливали из закаленной ванадиевой стали. В сохранившихся экземплярах Model T они обычно находятся в превосходном состоянии. Система смазки была общей для всей силовой установки, включая двигатель, сцепление и коробку передач, и вмещала примерно 4 л моторного масла. Щуп для измерения уровня инженеры Форда сделать не догадались, и водители заливали масло до тех пор, пока оно не начинало вытекать из отверстия на верхней крышке двигателя. Радиаторы водяной системы охлаждения в первые годы производства Жестяной Лиззи Форд закупал во Франции у компании Briscoe, а затем начал делать их самостоятельно. На лицевой стороне находилась крупная бронзовая эмблема Ford Motor Company. Топливный бак был расположен под сиденьями и соединялся с рамой стальными хомутами. Его емкость составляла 37,5 л. Не очень много, если учесть, что расход топлива Model T сильно зависел от характера дороги и скорости движения и варьировался от 11 до 19 л на 100 км. Максимальная скорость Жестяной Лиззи составляла около 70 км/ч, хотя экземпляры, участвовавшие в модных тогда автогонках, развивали до 150 км/ч. Страшно представить ощущения гонщика, летящего на снаряде без нормальных тормозов и на деревянных колесах с такой скоростью.
Тормоза не для трусов
Тормозная система Лиззи — особая тема. Одним из самых сложных моментов в управлении автомобилем был процесс торможения. Продавить педаль тормоза и рычаг до остановки было непросто. Дело в том, что тормозов у Model T было два — стальной трансмиссионный бандаж, который сжимал главный вал с управлением от напольного рычага, и задний тормозной механизм барабанного типа в ступице, реагировавший на нажатие правой педали. Тормозные накладки отливали из бронзы. Изнашивались они очень быстро, а их замена была весьма трудоемкой.
Подвеска Model T даже по меркам бронзового века автомобилестроения представляла из себя образец примитива. Передние и задние колеса устанавливались на простые подвижные шпиндели, приклепанные к поперечной стальной листовой рессоре. Поворот колес осуществлялся с помощью нерегулируемых тяг, одним концом крепившихся к шарниру рулевой колонки, а другим — к корпусу шпинделя. Интересно, что в этой незатейливой конструкции не было ни одного смазываемого узла. Форд справедливо рассудил, что ванадиевая сталь износится не скоро, а система смазки приведет к удорожанию автомобиля. И оказался прав. На многих первых экземплярах Лиззи, доживших до наших дней, оригинальные детали подвески выглядят как новые!
Шины автомобиля были резиновыми, с камерой внутри. Ступица и длинные спицы делались из специальной «артиллерийской» древесины, усиленной в нагруженных местах бронзовыми бандажами. Парадоксально, но фанатик упрощения и унификации Форд использовал в Model T разные размерности колес для передней и задней оси! Владельцам приходилось возить с собой не одну, а две запаски. Впрочем, на канадском заводе Форда, в Уокервилле, Жестяные Лиззи выпускались с одинаковыми колесами. Для южных штатов США, славившихся вопиющим бездорожьем, размер колеи автомобиля делали на пару дюймов шире.
Мировая автомобильная революция
О значении и роли Жестяной Лиззи в автомобилизации человечества написано немало. Но в 1908 году даже Генри Форд не знал, что ей суждено стать автомобилем-легендой. Форд постоянно стремился к увеличению производительности труда и сокращению времени на постройку одного автомобиля. Революционный прорыв произошел с появлением первого в мире сборочного конвейера на новом заводе Форда в Хайлэнд-Парк в 1913 году. Идея его создания пришла в голову фордовского инженера Уильяма Кланна, который однажды посетил скотобойню в Детройте. Ее работа была организована по типу линии с последовательным выполнением операций на стационарных технологических постах. В конце линии туша оказывалась полностью переработанной и поступала на склад готовой продукции. Фактически это была не линия сборки, а линия разборки. Но идея о применении этого принципа сборки в автоиндустрии оказалась революционной.
Конечно, сам по себе метод конвейерной сборки, в разы повысивший производительность на заводе Форда, был не единственным фактором, вызвавшим автомобильный бум в Америке. Форд первым из индустриальных магнатов принял решение о повышении оплаты труда своих рабочих до $5 в день. По тем временам это были огромные деньги. Они позволяли содержать в достатке и сытости семью и откладывать на покупку дома или автомобиля. Хитрый Форд платил своим рабочим деньги, которые вскоре возвращались к нему в виде оплаты за Жестяную Лиззи! После этого в Америке начался процесс роста заработной платы во всей промышленности. Население стало богатеть, и число потенциальных покупателей выросло с нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов человек. Самым доступным предложением на рынке была именно Жестяная Лиззи, дешевевшая с каждым годом своего производства. Рост автопарка вывел Америку на новый уровень развития. Начался бурный рост индустрии сервиса и производства запасных частей, металлургии и химической промышленности. Так или иначе, появление доступного автомобиля и пять баксов в день стали главными причинами технологического прогресса цивилизации в ХХ веке.
Ford Model T. Модель 1908 года. Цена $850 при отгрузке с завода
Двигатель. Четырехцилиндровый рядный со съёмной головкой блока и боковым расположением клапанов. Рабочий объем 2896 куб.см. Степень сжатия 4,5:1. Мощность 22 л.с.
Зажигание. Магнето-генератор конструкции Форда, с приводом непосредственно от вала двигателя. Свечи зажигания.
Трансмиссия. Планетарная коробка передач конструкции Форда из закаленной ванадиевой стали с масляным картером. Карданный вал с редуктором конструкции Форда. Простая коническая передача в масляной ванне и герметичном корпусе из ванадиевой стали.
Тормоза. Кольцевой тормоз на вале трансмиссии, барабанный тормоз в задних ступицах.
Размеры. Колесная база 2540 мм, ширина колеи 1422 мм (для южных штатов — 1524 мм).
Дело Селдена
В 1879 году некий Джордж Селден, адвокат из Рочестера, оформил патентную заявку на механическое четырехколесное транспортное средство с бензиновым двигателем. В Ведомстве царил беспорядок и заявку просто потеряли. Обнаружили её лишь случайно в 1894 году, и через год она была удовлетворена. Самое смешное, что автомобили к этому времени уже вовсю бороздили дороги Америки, а сам Селден давно забыл о своей заявке.
Ford Model T Ностальгический концепт-кар наших дней.
Обрадованный Селден смекнул, что на этом можно сделать солидные деньги и при поддержке некоторых нью-йоркских финансистов организовал Ассоциацию Лицензированных Автопроизводителей Америки. Независимые предприниматели, строившие автомобили, под угрозой судебных исков вынуждены были вступать в неё и выплачивать членские взносы в размере 1,25% от валовых годовых продаж. В 1899 году в Америке ежегодно производилось более 2500 экземпляров автомобилей, а количество мелких компаний доходило до 400! Селден и его компаньоны стригли купоны с растущего рынка автомобилей.
Генри Форд в 1903 году, когда была основана компания Ford Motor Company, тоже было подал заявление на вступление в Ассоциацию. Но вскоре отозвал его из-за того, что руководство попыталось начать диктовать ему цены, по которым он должен будет продавать автомобили. Независимый и упрямый Форд, разумеется, отказался. Ассоциация решила показательно проучить Форда, и вчинила ему судебный иск о нарушении патентного права. На страницах центральных газет разыгралась нешуточная перепалка со взаимными обвинениями в незаконных действиях. До суда дело дошло только через шесть лет, когда первые несколько тысяч Тин Лиззи уже бороздили американское бездорожье. Федеральный суд признал патент Селдена действительным. Но Форд в любом деле всегда шел до конца. У Ассоциации не получилось сломать тёртого калача Форда. Юристы Ford Motor Company подали апелляцию в Верховный суд Соединенных Штатов.
В 1911 году суд высшей инстанции частично отменил прежнее решение. Окончательный вердикт подтвердил законность требований Селдена, но только по отношению к тем автомобилям, которые были сделаны по чертежам оригинального патента 1879 года. Таковых в природе не было вовсе! Ассоциация проиграла битву вчистую. Форд победил, освободившись от диктата Ассоциации, и, заодно, освободил от дани всю американскую автоиндустрию. Он потратил на судебные тяжбы кучу денег, но в итоге вернул всё с лихвой. Дело Селдена оказалось лучшей рекламой для Ford Motor Company, которую только можно было придумать. Форд и его автомобили получили мировую известность.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2008).Ford Model T
В истории автомобилестроения не было и не будет более значимого автомобиля, чем Ford Model T. Благодаря нему встала на колёса не только Америка, но и весь цивилизованный мир, а сам автомобиль из дорогой игрушки для избранных превратился в универсальное и общедоступное средство передвижения. Генри Форд стал первым, кто осознал, что гораздо выгоднее выпускать машины на конвейере массовыми тиражами, чем собирать их вручную по индивидуальному заказу. Это была революция в автомобильной промышленности, во многом определившая дальнейшее развитие индустриальной цивилизации и положившая начало процессам транснационализации и глобализации мировой экономики. В 1999 г. на конкурсе «Автомобиль века» по результатам голосования профессионального жюри Ford Model T занял первое место.
В начале прошлого столетия большинство автомобилей стоили не менее $1000, а это были огромные по тем временам деньги. Соответственно позволить себе приобрести четырёхколёсную повозку с двигателем внутреннего сгорания могли только представители высшего общества, к тому же подобные машины имели примитивное устройство и не отличались качеством. Первые модели Ford Motor Company, основанной в 1903 г., ничем не выделялись среди продукции других фирм, но продавались весьма неплохо. Акционеров компании вполне устраивало такое положение вещей, кроме Генри Форда, который мечтал о создании дешёвого автомобиля для массового производства. Из-за этого он поссорился с инвесторами, но в 1906 г. одержал победу и получил контрольный пакет акций. Тогда же Форд начал разработку новой модели на основе уже существующей Model N, и поручил это дело инженеру Чайлду Гарольду Уиллсу и венгерским эмигрантам Йозефу Галамбу и Юджину Фаркашу.
Предельная простота и надёжность — это всё, что требовалось от будущей машины. Форд не придумывал ничего нового и вообще не был сторонником инноваций. Он хотел сделать Ford Model T максимально практичным и неприхотливым в обслуживании, при этом ни о каком комфорте, безопасности и привлекательности дизайна не могло быть и речи. Единственное, в чём Форд решил пойти дальше своих конкурентов — это использование очень прочной ванадиевой стали, которая уже была известна в Европе, но ещё не применялась американскими производителями. Из этой стали делалось шасси автомобиля, состоявшее из продольных балок и двух закреплённых болтами подрамников. Неразрезная кованая передняя ось и ведущий задний мост держались на поперечных листовых рессорах, а руль поворачивал передние колёса через прямые тяги. Подвеска на ухабистых дорогах была практически бесполезной, зато не требовала смазки и ремонта.
Ford Model T приводился в движение рядным 4-цилиндровым двигателем объёмом 2896 см3, который выдавал всего 22 л.с. Единый чугунный блок цилиндров с боковыми клапанами и съёмной головкой комплектовался одним карбюратором Kingston или Holley и термосифонной системой охлаждения. Мотор имел степень сжатия 4.4:1 и работал на низких оборотах, благодаря чему мог исправно служить много лет. В качестве топлива можно было использовать бензин, керосин и даже этанол; показатели расхода колебались в пределах 11-18 л/100 км. Чтобы запустить силовой агрегат, требовались определённые навыки: для этого нужно было открыть кран подачи топлива и провернуть рукоятку ручного стартера, что нередко при неосторожном обращении заканчивалось переломами рук. От магнето ток распределялся по четырём тремблерным катушкам и от них поступал в свечи зажигания. Электрический стартер с аккумулятором появился только в 1919 г. и устанавливался за дополнительную плату параллельно с магнето.
Автомобиль оснащался 2-ступенчатой планетарной коробкой передач и сцеплением мокрого типа с тремя дисками. Освоить технику вождения на Ford Model T — непростая задача для любого современного водителя. Управлялась машина с помощью рычага и трёх педалей, но их функции заметно отличались от общеизвестных в наше время. Левая педаль включала передние передачи, средняя отвечала за задний ход, а правая задействовала колёсный тормоз. Рычаг использовался для выбора передач и включения нейтрального положения, а дроссельную заслонку водитель открывал правой рукой с помощью небольшого рычага на руле. Остановить Ford Model T было очень трудно: барабанные тормоза с тросовым приводом стояли только на задних колёсах. Рычаг, расположенный с левой стороны, активизировал ручной трансмиссионный тормоз, который был бесполезен при торможении, но хорошо удерживал машину во время стоянки на наклонной поверхности. 21-дюймовые колёса делались из древесины, армированной бронзой; на них надевались узкие резиновые шины высокого давления.
Лобовое стекло Ford Model T состояло из двух частей, не имело стеклоочистителей и крепилось к деревянной перегородке между моторным отсеком и салоном, иначе оно бы не выдержало тряски. В распоряжении у водителя был деревянный руль диаметром 36 см и приборная панель с единственным датчиком — амперметром, хотя за доплату предлагался и спидометр. В остальных приборах не было необходимости: уровень бензина в баке проверялся погружением туда щупа, система смазки работала без насоса, а при перегреве двигателя из радиатора бил фонтан воды и пара. Ещё одна интересная особенность: бензобак находился под сиденьем водителя, при этом топливо подавалось в карбюратор самотёком. Система работала до тех пор, пока машина не начинала въезжать на крутой подъём — в таком случае мотор просто глох. Однако владельцы Ford Model T нашли выход из ситуации: они преодолевали подъёмы задним ходом.
Самый первый Ford Model T выехал из ворот завода Пикетт в Детройте 27 сентября 1908 г. Так как Форд предложил начинать новый модельный год с сентября предыдущего календарного года, компания обозначала первые экземпляры 1909-м годом. Изначально на шасси с колёсной базой 100″ (2540 мм) устанавливались пять вариантов кузова: 4-местный Touring, 2-местный Runabout, Coupe, Landaulet и Town Car. Большинство из них не имели крыши и передних дверей; сиденья отделывались натуральной кожей, а мягкий брезентовый верх предлагался в качестве опции. До 1915 г. решётка радиатора и ацетиленовые светильники были медными, но в последующие годы модель получила электрические фары с питанием от магнето. Длина автомобиля составляла около 3550 мм, весил он от 670 до 880 кг в зависимости от кузова, но максимальная скорость не превышала 70 км/ч.
В 1909 г. Ford Model T продавался по цене $850-$1000. Это было немного в сравнении с продукцией конкурентов, но автомобиль всё равно оставался недоступным для большинства американцев. В 1910 г. завод Пикетт перестал удовлетворять спрос, и после выпуска 12000 единиц Форд перенёс производство на новый промышленный комплекс в Хайленд-Парке. В 1913 г. Форд стал использовать конвейер не для доставки запчастей к месту сборки, а для продвижения самого автомобиля через производственное помещение. Это сократило процесс сборки одной машины до 93 минут, и цена модели сократилась до $600-$740. В результате в 1914 г. Форд продал 308162 экземпляров Ford Model T, превысив продажи всех американских автомобильных компаний, вместе взятых. Далее Генри Форд нанёс последний удар своим конкурентам, увеличив зарплаты рабочим с $2.5 до $5 в день. Благодаря этому он не только привлёк на свои заводы лучших специалистов, но и расширил круг клиентов: рабочие собирали деньги и покупали Ford Model T собственной сборки. Кроме того, другие американские фирмы тоже были вынуждены повысить зарплаты своим работникам, чтобы их не потерять, а это привело к невиданному росту экономики и улучшению благосостояния населения.
К 1925 г. 2-дверный родстер Ford Model T уже можно было купить за ничтожные $260 (по современному курсу — $3800), а продажи взлетели до 2 млн. единиц в год. Это был триумф фордовской модели капитализма. Ford Model T даже не нуждался в рекламе: об успехах Ford Motor Company писала каждая газета, и каждый второй автомобиль на дороге был построен Генри Фордом. Ford Model T стал первой машиной, выпускаемой во всём мире: Форд имел пять заводов в США и производственные филиалы в Канаде (Уокервилль, Торонто), Великобритании (Манчестер), Германии (Берлин), Дании (Копегаген), Ирландии (Корк), Испании (Кадиз), Австралии (Джелонг), Бразилии (Сан-Бернарду-ду-Кампу) и Аргентине (Буэнос-Айрес). Дилерская сеть компании Ford охватывала все американские города. В 1927 г. в Хайленд-Парке был изготовлен 15-миллионный Ford Model T, а всего с 1908 по 1927 гг. было выпущено 15175868 единиц. Этот рекорд был побит только в 1972 г. другим «народным» автомобилем — Volkswagen Beetle.
В отношении Ford Model T Генри Форд сказал известную фразу: «вы можете купить автомобиль любого цвета при условии, что этот цвет — чёрный». Такая политика имела место с 1914 по 1926 гг. и объяснялась тем, что чёрная краска была дешёвой, долговечной и быстро высыхала. До 1914 г. Ford Model T вообще не предлагался в чёрном цвете, а окрашивался в серый, зелёный, синий или красный. В связи с увеличением спроса на закрытые кузова с 1915 г. можно было приобрести Ford Model T с 4-местным кузовом седан, который имел две боковые двери, расположенные по центру. Только в 1923 г. появились более привычные нам седаны Fordor (4-дверный) и Tudor (2-дверный). С 1917 г. на основе Model T выпускались грузовики Ford Model TT. Во 2-й пол. 20-х гг. стало очевидно, что модель не может оставаться в производстве вечно, потому что многие американцы предпочитали доплатить чуть больше и купить вместо устаревшего Ford T новый Chevrolet. В 1927 г. Генри Форд остановил свои заводы и начал переоборудовать их для запуска следующего автомобиля — Ford Model A.
С уходом Ford Model T завершилась целая эпоха в американской истории. «Жестянка Лиззи», как её называли в простонародье, была не только универсальным средством передвижения на большие расстояния, но и незаменимой вещью в хозяйстве. Сняв одно из ведущих колёс, к ней можно было подключить пилу, молотилку, конвейер для кукурузы, водяной насос, электрический генератор и множество других приспособлений. На шасси Model T устанавливались всевозможные грузопассажирские кузова: деревянные автобусы Depot Hack, пикапы, фургоны C-Cab, трёхосные снегоходы и т.д. Владельцы переоборудовали свои машины во всё, что только можно, от тракторов до передвижных церквей и домов на колёсах. Начиная с 30-х гг. Ford Model T стал ещё и культовым автомобилем для хот-роддеров, которые превращали старые колымаги в настоящих монстров с двигателями V8. К 100-летнему юбилею в 2003 г. компания Ford построила по оригинальным чертежам последние шесть экземпляров своей самой успешной модели.
FORD-T. Автомобиль – эпоха: mexanizm — LiveJournal
Значение этой машины для автомобильного мира невозможно переоценить, а для США и вовсе, не зря ведь его называют автомобилем, поставившим Америку на колёса. Модель Т увековечила имя самого Форда, как гениального для своего времени предпринимателя-промышленника, менеджера и маркетолога, показавшего всем остальным автомобилестроительным компаниям, а их в начале прошлого века в одних только США насчитывалось более 400, преимущество конвейерного производства.
Впрочем, история модели Т начиналась не на конвейере. Первые Ford Т были построены в сентябре 1908 года. Это была очень простая машина, основу которой составляла рамная конструкция. Настоящим прорывом была цена – от 800 до 900 долларов в зависимости от выбранной комплектации, в то время как другие автомобили в США, в начале 1910-х, стоили более 1100 долларов.
Вопреки распространенному мнению, не все Ford модели Т красились в чёрный цвет, вариантов расцветки было несколько, правда, все они были тёмных тонов, издалека мало чем отличавшихся от чёрного цвета.
«Любой цвет хорош, если он чёрный», — говорил Генри Форд.
12 миллионов Фордов модели Т действительно имели чёрный цвет, остальные три миллиона – разные тёмные оттенки серого, зеленого, синего и даже красного. Самое интересное, что до начала конвейерного производства, до 1913 года, в цветовой гамме Ford Т черный цвет вовсе отсутствовал, а когда машину стали собирать на конвейере, окрашиваться она стала исключительно в чёрный, из чего можно сделать вывод из общего количества автомобилей, на конвейере собрали 12 миллионов экземпляров.
А еще машину доконвейрного периода сборки называли символом бронзового века автомобилестроения.
В те времена многие детали технической части автомобилей изготавливались из бронзы, широко применялась она и в декоре кузова и «Жестяная Лиззи» блестела на солнце своим бронзовым радиатором независимо от того, в какой цвет был окрашен её кузов.
Существует масса версий, почему машина получила именно такое народное прозвище. Самой правдоподобной выглядит следующая — Ford Т был первой машиной, выпускавшейся Фордом, имевшей цельнометаллический кузов, к тому же машину сравнивали с простой и неприхотливой лошадкой, именуемой в простонародье Америки — Tin Lizzie.
Генри Форд — первооткрыватель маркетингового направления, существующего и поныне, когда заказчик в пределах одной модели автомобиля может выбрать различную комплектацию.
При неизменной технической части Ford Т, выбор кузовов и аксессуаров был огромным. Клиент мог выбрать наиболее подходящий ему кузов из 9 вариантов, а так же дополнить свой выбор дополнительными аксессуарами. Всё, разумеется, за дополнительную плату. Одних только вариантов мягкого верха предлагалось несколько видов, были полностью закрытые кузова с разным количеством дверей, а ветровое стекло считалось поначалу отдельной опцией.
Помимо легковых модификаций, на шасси Ford Т можно было заказать и лёгкий коммерческий фургон а так же несколько видов лёгких грузовичков.
Двигатель представлял собой 4- цилиндровый четырёхтактный карбюраторный мотор объемом 2.9 литра мощностью 22.5 л.с. Охлаждение было водяным, термосифонной конструкции, водяного насоса там не было.
Мотор первых серий
Масляного насоса так же не было, смазка внутренних деталей мотора осуществлялась методом разбрызгивания. К нижним частям шатунов крепились своеобразные ложки-черпачки, которые подхватывали из поддона масло и подбрасывали его на детали. Масляного щупа тоже не было, владельцы лили в двигатель масло, пока оно не начинало течь из контрольного отверстия.
Мотор поздних серий, после 1919 года.
В качестве источника электроэнергии поначалу было магнето, но в системе зажигания использовалась и батарея (которую надо было докупать отдельно), так как энергии магнето не хватало для запуска двигателя. Затем появился генератор и обычная контактная система зажигания. С 1919 года автомобили стали оснащать электростартером.
Управление карбюратором и опережением зажигания было на руле, как и у большинства автомобилей тех времен. Вообще, управление этой машиной считалось очень простым и лёгким, по сравнению с большинством автомобилей той поры. За рулём Ford Т можно было увидеть и женщин.
Блок двигателя и коробки передач был общий. Коробка была двухступенчатой, планетарной. Управление коробкой передач осуществлялось педалями.
На привычном для машин «на ручке» месте педали сцепления у Ford Т была педаль первой передачи (при полном нажатии), на половине хода была «нейтраль», а при полностью отпущенной педали и крайнем переднем положении рычага ручного тормоза (он тоже участвовал в управлении коробкой передач) – была вторая.
Реверс включался средней педалью, которая у современных автомобилей служит тормозом, а тормозом была правая, которая у современных – газ. Средней педалью (задней передачи) тоже можно было подтормаживать, а основной тормоз был трансмиссионный, ленточный.
На передних колёсах тормозных механизмов не было, а задних – барабаны с механическим приводом от рычага. Всё управление рабочим тормозом осуществлялось через коробку передач. Для экстренного торможения надо было одновременно нажать на среднюю и правую педаль и потянуть на себя рычаг ручного тормоза, эту комбинация проще всего запоминается.
Вообще, механизм коробки передач Ford Т напоминает конструкцию простенькой двухскоростной гидромеханической автоматической коробки передач, только нет гидротрансформатора, и блоком управления этой коробки служит сам водитель, воздействуя через педали и рычаги на элементы коробки посредством ленточных тормозов.
Электрические фары у Ford Т появились в начале 1910-х.
Любой современный водитель, уверенно чувствующий себя на «механике», вряд ли сходу сможет управлять Ford Т. А сотню лет назад рекламные плакаты гласили, что научиться управлять машиной можно у любого дилера за пару часов. Входило ли такое обучение в стоимость покупки машины, мне не известно.
Спидометр в перечне штатного оборудования отсутствовал, его можно было заказать за отдельную плату. Привод спидометра в таком случае устанавливался на переднем правом колесе, это были обычные ничем не защищенные от внешнего воздействия шестерни.
Такой вот «прадедушка» амотризаторов мог устанавливаться опционально, на передней рессоре.
В 1910 году Генри Форд запускает самый современный на то время автозавод «Хайленд парк», на котором в 1913 году в качестве эксперимента, собирают конвейерным способом генератор, затем двигатель, ну а затем уже – весь автомобиль, срок полной сборки которого сократился с почти 13 часов до 2 часов, благодаря конвейеру.
Благодаря своей низкой стоимости, простоте конструкции и высокой проходимости, Ford Т быстро становится популярным у американского среднего класса. Множество американцев впервые смогли себе позволить новый автомобиль. Его покупали врачи, банковские клерки, репортёры, фермеры, инженеры, мелкие предприниматели. На вторичном рынке, машина была доступна и простым рабочим.
Ford Т становится популярен и в Европе, где в 1911 году тоже начинается производство (Англия) а с 1926 года их выпускали в Германии. За время производства было выпущено более 15 миллионов экземпляров. Рекорд массовости производства был побит лишь в 1972 году, когда самым массовым автомобилем был признан «Фольксваген-Жук».
Ford Т был вообще первым автомобилем, который появился в Монголии и еще в нескольких странах мира, где до него никаких автомобилей не было.
Кто знает, как сложилась бы автомобильная история Америки, каким был бы сейчас её автомобильный мир, если бы 110 лет назад не появилась «Жестяная Лиззи», которую, к слову, даже в наши дни, гораздо проще найти комплектной, а то и на ходу, чем многие автомобили 30-60-х годов выпуска.
Исторические двигатели — Ford Model T: johnwarner — LiveJournal
Предлагаю вашему вниманию очередной мой перевод интересной статьи с сайта EngineLabs
Когда мы говорим о разработке двигателей — мы имеем в виду именно это. Разработка — это процесс, когда мы применяем все наши знания и плюс пробуем что-то новое. Иногда это работает, иногда нет; однако, без полного понимания своих действий, откуда можно узнать, какой именно шаг и в какую сторону надо сделать?
Эту идею описания шаг за шагом всего развития моторостроения, вы можете найти здесь, на EngineLabs. Мы начинаем цикл статей о значимых двигателях прошлого и посмотрим, что эти двигатели могут предложить нам сегодня, даже если это предупреждающая история о том, чего не следует делать.
Статьи цикла «Исторические двигатели» покажет нам все эти аспекты и, попутно, познакомит с лучшими двигателями нашей с вами современности в контексте истории.
Если у вас есть идеи, какие именно двигатели нам следовало бы осветить — присылайте ваши хотелки и мы их рассмотрим.
А начнём мы с самого массового двигателя Форда ранней поры, что приводил в движение 16 миллионов Фордов Модель Т, выпущенных с 1908 по 1927 годы. Эти моторы были бессменным сердцем «Жестянки Лиззи» на протяжении всего выпуска автомобиля, а также находили множество других применений — от маломощных тракторов до стационарных установок. Миллионы этих моторов работают и сегодня, после ста лет после выпуска!
Модель Т была автомобилем, что буквально поставил Америку на колёса, и двигатель является, без сомнения, ключевым фактором успеха автомобиля. Генри Форд был, как известно, ыорменным маньяком по части сэкономить даже пенни там, где это можно и даже там, где нельзя — например, у него были специальные фермы, где разводили крупный рогатый скот, мясо которого шло на обед рабочим, а шкуры в виде кожи — на обивку сидений и салонов выпускаемых автомобилей. Форд ужасно давил на своих инженеров, чтобы добиться того, чтобы двигатель модели Т получился одновременно универсальным, надёжным и, что было самым главным — недорогим в производстве и эксплуатации. Тем самым, он добился гениальных результатов.
В итоге, двигатель модели Т прост настолько, насколько четырёхцилиндровый двигатель внутреннего сгорания вообще может быть прост: четыре цилиндра в ряд, нижнеклапанный механизм газораспределения SV. Также, он имел так называемую L-конфигурацию — это когда все клапана скомпонованы с одной стороны двигателя, что заставляет камеру сгорания быть вытянутой вбок, в сторону клапанов. Такие двигатели называют также flathead — то есть, «плоскоголовые», хоть на самом деле головка цилиндров и не плоская — в ней и расположена камера сгорания, но из-за своей мелкости и вытянутости, она проигрывает по части глубины своим собратьям с верхними клапанами, как клиновым, так и полусферическим. Основным недостатком, впоследствии изжившим «флэтхеды» из мейнстримного применения, была невозможность получения достаточно высоких степеней сжатия и, соответственно, высоких мощностей на единицу объёма, а также некоторой нестабильности на высоких оборотах, однако, в таких двигателях в принципе невозможна встреча клапана и поршня — просто запомним это.
Двигатели имели рабочий объём 2.9 литра (177 куб дюймов), диаметр цилиндра 95,25мм (3.35 дюйма) при ходе поршня в 101.6мм (4 дюйма). Степень сжатия была 4.5:1, нормальным давлением в цилиндре при работе было 5.3 кгс.см2 (75psi). Как результат, двигатель развивал мощность в 20 бешеных, но довольно неспешных пони, при 112.5нм момента, при его длинноходности и большом объёме.
Гениальность описываемого двигателя не в том, что в нём есть — а в том, чего в нём нет. Например, в нём нет масляного насоса: вся смазка системы осуществляется за счёт разбрызгивания масла коленвалом, что молотит по маслу в довольно мелком масляном поддоне, включая три коренных подшипника, шатунные подшипники, распредвал и остальные детали механизма газораспределения.
Также, двигатель не имеет водяной помпы — циркуляция охлаждающей жидкости производится исключительно за счёт температурной конвекции; такая система охлажденияч называется термосифонной. Горячая вода поднимается по патрубку в радиатор, охлаждаемый потоком набегающего воздуха и приводящимся ремённой передачей вентилятором, и, после некоторого охлаждения, остывшая, более тяжёлая вода, по нижнему патрубку поступает обратно в рубашку охлаждения блок-картера двигателя. Система и правда работает — правда, только в случае нефорсированных двигателей. Также, время от времени водителю приходилось добавлять прохладной воды в экстренных случаях.
И не ищите топливоподкачивающего насоса — его тоже нет. Топливо поступает самотёком из бака, расположенного выше поплавковой камеры карбюратора. Бак находится под сиденьем водителя, а простейший карбюратор имеет только две регулировки — количества и качества топливовоздушной смеси. Сегодня уже и не встретишь регулировку качества смеси с водительского места — а наш герой такую возможность предоставлял.
Заслонка «подсоса» управлялась как из-под капота, так и, в случае наличия стартера, с водительского места. Акселератор же, располагался, по нынешним временам, нестандартно — рычагом на рулевой колонке, отсылая нас к сходным решениям на тракторах.
Система зажигания тоже являла собой чудеса электроинжиниринга. На передней части двигателя, на крышке распределительных шестерён, располагался и распределительный узел системы зажигания, имевший четыре (!) отдельных кулачка, и от него шли провода к четырём (!) отдельным катушкам зажигания, обитавшим в специальном ящичке на моторной стенке автомобиля. Центробежного автомата опережения зажигания тогда ещё не существовало — посему, опережением заведовал сам водитель, рычагом на руле управляя положением корпуса кулачкового механизма зажигания.
Система только на первый взгляд кажется ненормальной — только через очень много лет развитие электроники позволило вновь вернуться к низковольтному распределению искры, а ведь Модель Т имела таковую уже сто лет назад!
Кстати, для запуска двигателя при помощи пусковой рукоятки, требовалось соблюдать некоторые правила:
1) Ставим рычаг управления опережением зажигания пораньше.
2) Ставим рычаг управления дросселем в среднее положение.
3) Прикрываем воздушную заслонку, чуть более половины.
4) Подводим пусковой рычаг к ближайшей мёртвой точке, её довольно легко почувствовать по сопротивлению рычага.
5) Взявшись рукой за рычаг без обхвата большим пальцем для предотвращения перелома руки при возможном обратном ударе, энергично вращаем рычаг примерно на один оборот в сторону вращения двигателя.
6) Двигатель запускается.
Система зажигания, также имела те же недостатки, что и ставшая позднее классической, так называемая батарейная система с высоковольтным распределением, а именно, зависимость «мощности» искры от оборотов двигателя. Это выражалось в том, что при запуске, искра была маскимальна как по току, так и по напряжению, и качественно поджигала смесь, а с повышением оборотов, уже происходили пропуски.
Впрочем, фирмы, что производили тюнячку для «Жестянки» — несть им числа — выпускали и комплекты для перехода на более продвинутую классическую систему зажигания.
Двигатель отличелся изрядной всеядностью — он смело потреблял бензин, керосин и даже алкоголь. Это помогло ему стать другом многих фермеров, гнавших себе топливо из зернового сырья — используя любое зерно, от пшеницы до кукурузы. Вы можете запросто запустить Модель Т даже на обыкновенном самогоне!
Генератор и электростартер стали обязательной опцией только в 1920-х, а до этого они предлагались только за дополнительную плату. Ремень долгое время приводил только вентилятор радиатора.
Здесь уместно более подробно рассказать и о тюнячке для «Жестянок», я имею в виду агрегатную часть, ведь и для остального всего было навалом.
А вы знали, что только с появлением «Жестянки», появилось и само понятие тюнинга?
Именно для этого, сверхпростого автомобиля, впервые стали массово производиться усовершенствованные узлы, агрегаты и разлиные сопутствующие товары. Например, вследствие невозможности встречи клдапанов и поршней, компании навроде RAJO начали выпуск головок блоков с повышенной степенью сжатия, для повышения отдаваемой двигателем мощности. Другие компании (например, Rocky Mountain) выпускали комплекты усиленных/улучшенных тормозов, Ruckstell выпускала двухскоростные задние мосты для достижения больших скоростей (до 60 миль в час), а другие люди создавали полный список послепродажного оборудования для настройки вашей модели T.
По современным стандартам двигатель Форд Модель Т выглядит игрушечным, но если вы зальёте в него качественное современное масло, а бак будете периодически подливать нормального, качественного современного бензина — то отлично служить он будет вечно.
За годы выпуска, Генри Форд снизил цену новой «Жестянки» с 850 долларов в 1908 году до всего 260 долларов за родстер в 1925 году. Это около 3500 современных долларов, за абсолютно новый автомобиль. Сегодня, типичная цена на автомобиль Форд Модель Т в США, за стоковое авто в хорошем состоянии колеблется от 5 до 10 тысяч долларов — то есть, сравнительно подъёмные деньги и сегодня.
Автор: Jeff Zurschmeide
Source
В этот день 1908 — Генри Форд представил новую модель своего автомобиля «Форд Лиззи» (модель T): picturehistory — LiveJournal
Ford Model T («Форд модел Ти», также известная, как «Жестянка Лиззи», англ. Tin Lizzie) — автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908-го по 1927-й годы. Обычно он рассматривается в качестве первого доступного автомобиля, выпускавшийся миллионами экземпляров, который «посадил Америку на колёса». Это стало возможным в том числе благодаря нововведениям Форда, таким как применение сборочной линии вместо индивидуальной ручной обработки, а также концепции выплаты работникам заработной платы пропорционально стоимости автомобиля. Первый автомобиль Model T был построен 27 сентября 1908-го года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.
Вопреки существующему мнению, Model T отнюдь не был маленьким и примитивным автомобилем: несмотря на действительно максимально упрощённую для массового производства конструкцию, по комфорту, простору и оборудованию он не уступал остальным автомобилям своего времени, а по размеру принадлежал к современному среднему классу (колёсная база 2540 мм). Именно от Ford T ведёт своё начало специфическая американская школа конструирования автомобилей. В Европе автомобили, размером сравнимые Ford T, сформировали впоследствии лишь небольшую часть автопарка, в США же этот класс автомобилей до сих пор является основным.
Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочего объёма 2,9 л.(2893 куб.), двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В особенности конструкции автомобиля также входили такие нововведения, как отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение передач.
Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов. Фордовский «Т» сначала стоил всего 825—850 долларов, то есть чуть ли не вполовину дешевле среднего автомобиля и почти на треть ниже стоимости самого дешевого в 1908—1910 годах. А для тех лет 400 долларов разницы — огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. В 1916—1917 годах продано 785 432 машины по цене, сниженной до 350 долларов.
Модель «Ти» была ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть, выпускавшимся параллельно во многих странах мира. В частности, филиалы «Форда» имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии и других странах.
Всего было выпущено 15 млн 175 тысяч 868 автомобилей «Форд» модели «Ти»
Википедия
См. также:
Ключевые изобретения в автомобильном мире: кто был первым?
Как Ford послужил прототипом Волги
Музей ретро-автомобилей в Зеленогорске
Легендарные исторические фотографии
История одной фотографии
Специалисты по запчастям для моделей T — запчасти для старых автомобилей Lang
Добро пожаловать в магазин запчастей для старых автомобилей Lang
Компания Lang’s Old Car Parts — это семейная компания, искренне страстно увлеченная Ford Model T. У нас есть наиболее полный каталог, доступный на рынке, включая новые и подержанные запчасти Model T. У нас также есть большой выбор аксессуаров, книг и учебных фильмов. С момента нашего основания более 35 лет назад, мы упорно трудились, чтобы обеспечить лучшие модели T части с большим обслуживания клиентов и бесплатной технической поддержкой.
Три четверти наших сотрудников владеют Model T. У нас есть страсть и преданность хобби. Если вам нужна техническая помощь с вашим автомобилем, просто позвоните нам, и мы постараемся найти ответ.
Ознакомьтесь с нашим каталогом запчастей Model T в Интернете, и если вы хотите, чтобы каталог был отправлен вам по почте, перейдите в раздел Request A Catalog. Если вы не можете найти нужную деталь Model T или хотите проверить наш запас бывших в употреблении деталей, пожалуйста, позвоните нам по телефону (800) 872-7871.
Улучшенная подборка подержанных и подержанных деталей модели T
Ознакомьтесь с нашим новым онлайн-выбором подержанных, подержанных деталей и деталей модели T с зазором! Наш ассортимент постоянно меняется. Количество этих товаров ограничено, и они продаются «как есть». Вы можете добавить их в корзину как обычный товар и отправить вместе с заказом. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы не можете найти нужную деталь для своей модели T, вы всегда можете связаться с нами здесь: Lang’sNOS, USED and Clearance Model T Parts
Model T Parts Quiz
Проверьте свои знания деталей Model T здесь с нашей викториной.Мы случайным образом предоставим вам изображение детали модели T, и вам нужно будет выбрать правильное описание из нескольких вариантов ниже. Нет предела тому, сколько раз вы можете пройти нашу викторину, и каждый раз, когда вы будете проходить ее, она будет отличаться. Лучшие из лучших получат место в нашей таблице рекордов. Так что проверьте свои навыки сейчас и посмотрите, насколько хорошо вы сможете это сделать. .Ford Model T — Википедия
Ford Model T | ||
Marcă | Ford [*] | |
---|---|---|
Producător | Ford Motor Company | c137 |
1908-1927 | ||
Асамблат в | Детройт, Мичиган Берлин, Германия Сан-Бернарду-ду-Кампо, Бразилия Буэнос-Айрес, Аргентина | |
Предшественник | Ford Model S | |
Suc | ||
Clasa | Полноразмерный Ford, Автомобиль эконом-класса, внедорожник | |
Caroserie | 2-ui, 4-uși, berlină, кабриолет, универсал, родстер | |
Motorizare | 2,9 литра, 20 cai putere, 4 cilindri in linie | |
Transmisie | 2 витеза, 3 витка | |
Ampatament | 900 15 2515 мм||
Lungime | 3404 мм | |
Capacitatea rezervorului | 38 литров | |
Designer | Генри Форд, Чайлд Гарольд Уиллс, Джозеф А.Галамб и Юджин Фаркас | |
Дата изменения / текст |
Ford Model T (cunoscut și ca Tin Lizzie sau Flivver ) и получил автомобильный продукт 1908 Motor Company от Henry Ford. 1927. Modelul T a fost acela care a revoluționat istoria automotivebilului, anul 1908 find anul în care automotivebilul a devenit accesibil publicului larg. Производство модели T начато 27 сентября 1908 года, фабрика Piquette в Детройте, штат Мичиган.
Ford Motor Company произведена из нескольких типов автомобилей в 1903 году, когда была произведена модель T. S-производилась из новой модели A, которая была произведена на 19 прототипах (из серии A la T). Используется в качестве продукта, предварительной версии Ford Model S [1] , эпохи ухода за версией в соответствии с популярными данными, Model N. Устанавливает дублирующую модель Model T и Ford Model A используется в Model U cum ar fi fost de așteptat. Compania a anunțat public faptul că, deoarece noua mașină este mult Performantă față de seria veche, Генри Форд a dorit să înceapă din nou cu litera A.Конкурирующая компания Chrysler Corporation, занимающаяся выгодной ситуацией, имеет большое значение, Плимут (1928 г.), Model U.
Ford Model T a fost numit automotive care a influen aat lumea [2] . Генри Форд — представитель модели T:
Motorul lui Model T, 1926 годЯ построю машину для великого множества людей. Он будет достаточно большим для семьи, но достаточно маленьким, чтобы каждый мог бегать и заботиться о нем. Он будет построен из лучших материалов лучшими наемными работниками по простейшим конструкциям, которые может придумать современная инженерия.Но цена будет такой низкой, что ни один человек, получающий хорошую зарплату, не сможет владеть им — и наслаждаться вместе со своей семьей благословенными часами удовольствий на огромных просторах Бога.
Modelul T is fost dotted cu un motor pe față. Motorul avea 2.9 litri și 4 cilindri.
Asezarea cilindrilor în același bloc a fost una revoluționară, ea s-a păstrat și astazi.
Motorul производит 20 пассажиров с максимальной скоростью 64–72 км / ч.Consumul de 11,1 — 18,7 литра на 100 км este unul remarcabil chiar i în zilele noastre.
Motorul funciona i cu gazolină sau etanol [3] [4] .
Modelul T a fost un model cu transmisie pe spate cutie cutie cu trei viteze din care una este pentru mers înapoi.
Suspensia la Ford Model T Farurile la Model T, 1914 годAu fost foarte puține schimbări de design în viața acestui model de automotive: основная модель avea radiatorul, evacuarea și farurile aparente.Portierele de la ofer și pasagerul din faă lipseu de asemenea. După 1911, nu au mai existat mașini fără portierele din faă. Dupa 1915 au fost представляет модельный седан, купе. Хентри Форд разработал концепцию și alte caroserii pentru Model TT. Farurile au fost la început cu acetilenă iar mai apoi se puteau pune și faruri electrice.
Modelul T a folosit în premieră tehnologii foarte avansate precum folosirea oțelului cu vanadiu pentru o mai bună duritate. Получить разрешенный компонент для модели T chiar să funcționeze chiar și după 80 ani de la fabricaie!
Culori [изменение | modificare sursă]
Генри Форд a fost cunoscut pentru fraza:
Orice client poate avea o mașină în culoarea preferată dacă aceasta este negru.( Любой покупатель может выкрасить автомобиль в любой цвет, но только в черный цвет. ) [5]
Modelele T au fost produse în diferite culori (peste 30) в период с 1908 по 1914 год, апои дин ноу в период с 1926 по 1927 год. Генри Форд ales culoarea neagră ca și culoare de bază deoarece se usca mai Repeat la vopsit la vopsit aceea, era mai durabilă și mai ieftină. Aceasta i-a permis reducerea timpului de producție.
Линия асамбларе Форд, 1913 годОбщее производство на модели T на основе 15.007.034 de bucăți (на 19 лет).
Производство модели, произведенной на фабрике Piquette на дату 27 сентября 1908 года. Питер Э. Мартин, бывший директор по производству, Чарльз Э. Соренсен и первый секретарь Луи Мартина ответили на вопросы, связанные с производством. În prima lună au fost produse 11 mașini.
в 1910 году, Ford Motor Company, авеа următoarea echipă de management: Питер Э. Мартин, генеральный директор; Чарльз Э. Соренсен, директор по производству Мартина; К. Гарольд Уиллс, Кларенс В.Эйвери Чарльз Льюис [6]
в 1914 году, это произведено на 93 минуты. В компании Ford Motor Company производит больше продукции, чем когда-либо.
Modelul T a fost un mare успешная реклама. Atunci cand Model T ajuns la 10 milioane de instance, 9 din 10 mașini din lume aveau marca Ford. De fapt a fost un success atât mare încât Ford nu a cumpărat nici un fel de publicitate între anii 1917–1923.
Ford Model T — это первая автомобильная модель, предназначенная для многих одновременных продаж: Канада — Англия в 1911 году, Германия — Аргентина — в 1925 году.Mai a fost produs i in: Franța, Spania, Danemarca, Belgia, Brazilia, Mexic i Japan [7] .
Форд как средство массовой информации в Детройте. Toate ziarele au scris despre noul produs. Rețeaua de vânzători a lui Ford, prezentat mașina în toate marile orașe din ară. Alți afaceriști au înființat cluburi de automotivebilism. Ford a văndut mașina chiar și fermierilor din zonele rurale.
n Permanentă căutare de noi process de creștere a eficienței fabricii sale, Ford a introdus în 1913 liniile de fabricație pe component («банда де люкру»).Еще одна революционная идея — это попытка Генри Форда в сотрудничестве с Кларенсом Эйвери, Питером Э. Мартином, Чарльзом Э. Соренсеном, Ч. Гарольдом Уиллсом [6] .
Выкупить 250,000 долларов в 1914 году после того, как было сдано 890 долларов США на 450 долларов США. Din 1916, preul a coborât la 360USD iar vânzările au atins 472.000 de bucăți [8] .
Din 1918, jumătate din mașinile din America erau Модель T.
.Ford model t — Википедия, вольна энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji Przejdź do wyszukiwania W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Ford model t» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
- Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Wikinews
Ford Model T — Wikipédia, a enciclopédia livre
Ford Bigode | |
---|---|
| |
Visão Geral | |
Produção | 1908-1927 — 15.007.003 unidades |
Фабрика | Форд |
Модель | |
Carroceria | Седан , 4 порта, 5 пассажиров Пикап |
Дизайнер | Генри Форд, Чайльд Гарольд Уиллс, Джозеф А.Galamb e Eugene Farkas |
Ficha técnica | |
Двигатель | 2894 см3, quatro cilindros velocidade máxima = 75 км / ч potência — 20 cv |
Transmissão | duas velocidades a frente mais a ré |
Cronologia | |
Ford Modelo T — это автомобильный продукт производства компании Ford в Северной Америке, который популяризирует и революционизирует автомобильную промышленность.Vigésimo projeto da marca, foi fabricado por 19 anos, entre 1908 e 1927. [1]
Em 1 ° outubro de 1908, Ford lançou no mercado dos Estados Unidos o seu Modelo T, um veículo confiável, robusto, seguro, simples de dirigir e, Principalmente, barato. [2]
Qualquer um era capaz de dirigi-lo ou consertá-lo, sem Precisar de motorista ou mecânico.
Como curiosidade related, eram utilizadas as caixas do transporte do próprio automóvel para fabricar seu assoalho, feito de madeira e chapas de aço.
Произведено без приращения партии 1913 года, когда Генри Форд вдохновил на производство революций Кольта и макинэс де Костура Зингера, имплантировал линию монтажа и производство серии, революции и установки. O T era o primeiro carro projetado для manufatura. [3]
Pode-se afirmar com segurança que a indústria autombilística começou a partir deste momento, pois até então, fabricado artesanalmente, o automóvel ainda era visto com desconfiança pelos americanos.Não passava de um brinquedo barulhento, perigoso e caro.
Antes destas inovações, um operário era responsável pela produção de todas as etapas. Após as mudanças, grupos de operarários eram responsáveis por etapas distintas. Генри Форд crisou um engenhoso sistema de esteira, que movimentava o carro em produção em frente aos operários, para que cada um executasse a sua tarefa. Isto aumentou em muito a produtividade, pois uma unidade ficava pronta a cada minuto.
Em consquência, o custo unitário caiu em relação aos concorrentes.E a queda de preço foi constante: em 1908, ano de seu lançamento, cada modelo custava 850 долларов США; em 1927, último ano de sua fabricação, o preço havia despencado para 290 долларов США.
Por estas razões, o T conquistou o público americano e de outros países. Em 1914 foi iniciada sua fabricação na Argentina. Em 1917 foi lançado o caminhão Modelo TT. Em 1919 a Ford se torna o primeiro fabricante de automóveis no Brasil, com a produção do carro e do caminhão dessa linha. Em 1920, mais da metade dos veículos que circavam ao redor do mundo eram modelos T e podiam ser vistos até em países distantes, como Turquia e Etiópia.
Um Modelo T ainda em atividadeDurante a Primeira Guerra Mundial, o Modelo T foi empregado ampramamente, inclusive como ambulância, e corredeu nas condições mais adversas.
A produção do Modelo T foi mantida até 1927. Alguns meses depois depois de realizar uma cerimônia para apresentação do carro nº 15 milhões, Генри Форд завершил свою эпоху hora de o Modelo T ceder o lugar a uma nova geração de produtos. O Record de quase vinte anos de produção e mais de quinze milhões de unidades produzidas, só foi superado em 1972, pelo Fusca.
Como parte das comemorações de seu centenário, em 2003, a Ford restaurou seis unidades. Версия 2003 года, обозначена Modelo T-100, полностью изготовлена в соответствии с оригиналом 1914 года.
O modelo Ford T foi o primeiro veículo produzido em linha de produção.Estrutura [редактор | editar código-fonte]
Era de madeira, coberto com chapas de aço, com altura suficiente para transpor com facilidade as precárias estradas da época.
Pintura [редактор | editar código-fonte]
Até 1914 o T foi fabricado em uma série de cores de acordo com a preferenceência dos consumidores.Em 1915, para cortar custos, o T passou a ser produzido exclusivamente na cor preta, situação que perdurou até 1926. Desta época, ficou célebre uma expressão de Henry Ford citada em sua autobiografia, Моя жизнь и работа , «или carro é disponível em qualquer cor, contanto que seja preto « [4] , uma das medida adotadas para diminuir os custos de produção e, portanto, de venda do produto, pois segundo ele também em sua autobiography » или preço será t baixo que nenhum homem fazendo um bom salário será incapaz de Possuir um e desfrutar com sua família horas de prazer com a bênção de Deus em espaços abertos «. [4]
O Objetivo de Henry Ford era um carro que qualquer um pudesse comprar. O seu preço era baixo, fator que aumentou a requirea. Enquanto isso, no Department de pintura da Ford não havia lugar para a secagem de tantos automóveis fabricados, a solução foi adotar a cor preta por Possuir uma secagem mais rápida. De fato, mesmo as tábuas das caixas que continham peças de montagem eram aproveitadas, sendo costumeiramente na cor preta, casavam com o veículo.
Bancos [редактор | editar código-fonte]
Os bancos estofados forrados de veludo não tinham regulação alguma.Há versões com forrações mais simples (tecido, couro) que se адекватавам às varias carroçarias que a linha TOSSuía (picapes, camionetes, cupês e sedãs).
Direção e painel [editar | editar código-fonte]
Primeiro carro da Ford com volante no lado esquerdo. Era считает, что они связаны с последними моделями. Como no câmbio, сокращение от fazia por meio de uma engrenagem heloidal. Нет painel havia amperímetro e hodômetro.
Детали подвески Ford Model TCâmbio [редактор | editar código-fonte]
Em vez de uma caixa tradicional com engrenagens cilíndricas, que eram ruidosas e se desgastavam facilmente, o T adotava engrenagens epicloidais (como as das transmissões automáticas), em que as suas duas marchas para a frente de réramma ramma педали.Porém, para funcionar, o freio de mão deveria estar na posição correta.
Аселерадор: o bigode [editar | editar código-fonte]
Ainda não era com o sistema de pedal, mas com uma alavanca junto ao volante, que formava par com outra, para ajustar o avanço de ignição. As duas alavancas, opostas, formavam a figura de um bigode, o que levou o «T» a ser chamado, no Brasil, de Ford Bigode . Quando o nome pegou, os modelos fabricados no brasil passaram a mostrar no decoration do capô a figura de um bigode.
Мотор [редактор | editar código-fonte]
Thinkrado muito resistente, com 2.900 cm³ de cilindrada e 17 CV de potência, dava uma velocidade máxima de 75 км / ч.
Freios [редактор | editar código-fonte]
Freios a tambor acionados por varão, apenas nas rodas traseiras, pois à época acreditavam os engenheiros mecânicos que freios nas rodas dianteiras fariam o carro capotar.
Танк сгорания [редактор | editar código-fonte]
Ficava sob o assento do passiro da frente.Era Preciso Retirar o assento para abastecer. Posteriormente passou a ser instalado entre o painel e o cofre do motor, abastecido por fora do veículo.
Opcionais [редактор | editar código-fonte]
Exceto em alguns períodos e para alguns modelos, faróis e buzinas eram oferecidos como opcionais, mediante pagamento adicional. O farol auxiliar do motorista, elétrico, com controle interno, muito útil numa época de má iluminação pública, semper foi oferecido como opcional.