Дефицит дизельного топлива добрался до Алматы: 25 июня 2021, 09:34
Водители Алматы и Алматинской области жалуются на дефицит дизельного топлива. На некоторых АЗС горючего нет, на других его отпускают только по талонам. В Министерстве энергетики прокомментировали ситуацию, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В социальных сетях появились жалобы на дефицит бензина АИ-92 в Алматинской области. Как сообщил автор, фото было сделано в Иссыке.
«Дожили, то продукты втридорога, то бензина нет! Куда мир катится?» — подписана публикация.
Также о дефиците бензина в Алматы рассказал телеканал «КТК». Как отмечают журналисты, на некоторых АЗС горючего нет, на других его отпускают только по талонам. Заправки, где солярка в наличии, оказались в меньшинстве, и там взвинтили цены.
«Его по талонам дают. 205 — без проблем по талонам.
Сообщается, что свои авто горожане не могут заправить уже несколько дней. В поисках ГСМ им приходится объезжать весь город.
Ранее с дефицитом дизтоплива столкнулись в Таразе и Шымкенте. Там образовались километровые пробки на заправках, а цены взлетели до 300 тенге.
Эксперт нефтегазовой отрасли рассказал телеканалу, что топливо в стране слишком дешевое, поэтому рост цен неизбежен.
«Этот рост был и будет. И он будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем уровня среднемировых цен на бензин, на дизельное топливо. Потому что есть договоренности в рамках ЕАЭС, в рамках всемирных торговых организаций. У нас очень долгое время были дешевые цены», — отметил эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
Тем временем в Министерстве энергетики рассказали корреспонденту Tengrinews.
kz, что в Алматы имеется около 10 тысяч тонн дизтоплива, еще одну партию в две тысячи тонн скоро доставят.«В Алматы совокупный запас бензина марки АИ-92 составляет 30,3 тысячи тонн, что достаточно для покрытия 19-суточной потребности региона. По дизтопливу запас составляет 10,9 тысячи тонн, что достаточно для покрытия 18-суточной потребности региона.
На сегодняшний день розничные цены на АЗС Алматы по бензину АИ-92 находятся в диапазоне от 169 до 175 тенге/литр, по дизтопливу – от 192 до 205 тенге/литр», — сообщили в пресс-службе Министерства энергетики.
Также в ведомстве рассказали о ситуации в Алматинской области. Сообщается, что здесь запас составляет 9,7 тысячи тонн.
«На сегодняшний день розничные цены на АЗС в Алматинской области по бензину АИ-92 находятся в диапазоне от 170 до 174 тенге/литр, по дизтопливу – от 189 до 199 тенге/литр», — сообщили в ведомстве.
В пресс-службе добавили, что с 6 мая по 10 июня ТОО «ПКОП» находилось на планово-предупредительном ремонте.
«Сегодня завершены ремонтные работы. Все установки работают стабильно», — заключили в министерстве.
Самые важные новости — в нашем Telegram-канале! Подписывайтесь прямо сейчас
Оперативная информация о событиях в стране и мире. Присоединяйтесь к Tengrinews.kz в Aitu!
Водители жалуются на дефицит дизтоплива в Алматы
АЛМАТЫ. 25 ИЮНЯ – Водители Алматы жалуются на дефицит дизельного топлива, передает KAZAKHSTAN TODAY.
«Купить дизтопливо стало практически невозможно, говорят автовладельцы. На некоторых АЗС горючего вообще нет, на других его отпускают только по талонам. Заправки, где солярка в наличии, оказались в меньшинстве. И там взвинтили цены», — сообщается в сюжете телеканала КТК.
По словам автовладельцев, по талонам стоимость дизтоплива — 205 тенге, но талоны большинству водителей взять негде, поэтому приходится тратить по 230 тенге за литр дизтоплива.
В сюжете отмечается, что заправить свои автомобили горожане не могут уже несколько дней. В поисках ГСМ приходится объезжать весь город. На большинстве АЗС солярки нет. Ранее с дефицитом дизтоплива столкнулись в Таразе и Шымкенте. Там образовались километровые пробки на заправках, а цены взлетели до 300 тенге.
В Министерстве энергетики рассказали, что в Алматы имеется около 10 тысяч тонн дизтоплива, еще одну партию в 2 тысяч тонн скоро доставят. Чиновники заверяют, что в ближайшее время ситуация стабилизируется. Правда, это не значит, что литр будет стоить как раньше. Эксперты говорят, топливо в стране слишком дешевое, поэтому рост цен неизбежен.
«Этот рост был и будет. И он будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем уровня среднемировых цен на бензин, на дизельное топливо. Потому что есть договоренности в рамках ЕАЭС, в рамках всемирных торговых организаций. У нас очень долгое время были дешевые цены», — сказал эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.
При использовании информации, гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства
В южных регионах Казахстана наблюдается нехватка дизтоплива
Южные регионы Казахстана, включая Алматинскую, Туркестанскую области и город Шымкент, столкнулись с дефицитом дизельного топлива после предполагаемого затяжного ремонта на одном из нефтеперерабатывающих заводов.
22 июня в Карасайском районе Алматинской области водители говорят, что объехали несколько автозаправочных станций в поисках дизтоплива, но безрезультатно. По их словам, на некоторых АЗС дизтопливо отпускают только по талонам. Репортер Азаттыка сегодня побывал на нескольких автозаправочных станциях сетей АЗС «Газпром», Royal Petrol, «КазМунайГаз» вблизи села Шамалган в Карасайском районе. Тамошние работники сказали, что дизельного топлива на заправках нет уже несколько дней.
Нехватка этого топлива наблюдается и в Шымкенте, а также в Туркестанской области. Со слов водителей, стоимость литра дизтоплива подскочила с 184 тенге на прошлой неделе как минимум до 192 тенге, однако сегодня его можно найти далеко не на всех заправках. Из-за отсутствия дизтоплива некоторые водители были вынуждены прервать свои поездки.
В Шымкенте на автозаправочной станции по улице Жибек Жолы выстроилась очередь примерно из двух десятков автомобилей. Несколько водителей, с которыми пообщалась репортер Азаттыка, сказали, что в ряде районов Туркестанской области стоимость литра дизтоплива достигала 220–250 тенге. На некоторых АЗС, по их словам, продают не более 100 литров дизтоплива в одни руки.
«Три часа стоим». На юге Казахстана – нехватка топлива
По сообщению местных СМИ, дальнобойщики из соседних стран в надежде заправиться вынуждены простаивать в очередях. Талоны есть только у водителей местных большегрузов. Как сообщил телеканал «Отырар», с нехваткой дизтоплива водители в Шымкенте сталкиваются уже несколько дней.
Руководитель управления переработки нефти и производства нефтепродуктов департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Казахстана Мурат Турдыбеков в комментарии Азаттыку сказал, что предпочитает называть происходящее сбоем в поставках.
– Я бы не назвал это «дефицитом». Это сбой. Мы, министерство, сейчас активизируем поставку нефтяных продуктов. В Шымкент, Алматы, Жамбылскую и Кызылординскую области. Неделю дадите. В течение недели вопрос весь устраним. Перед выходом на плановый ремонт любого завода мы оповещаем: вот такая-то ситуация на такой-то период. Создается некий запас, чтобы покрыть потребность. Из-за потребления этот запас был исчерпан, – сказал Турдыбеков.
Между тем местные фермеры говорят, что дефицит дизельного топлива сказывается и на их работе.
– Сейчас из-за нехватки солярки на полях пропадают посевы арбуза и дыни. А вы всё сидите, говоря, что ситуация разрешится через неделю. Вы знаете, что будет через неделю? Пострадают миллионы людей. Мы с трудом нашли селитру, а теперь вот нет солярки, – сказал Сержан Тастанбек, фермер из Жетысайского района Туркестанской области. По его словам, власти заранее не предупредили фермеров о возможном дефиците дизтоплива. Тастанбек говорит, что не знает, как ему быть и кто будет восполнять его потери.
Цены на топливо в Казахстане растут с начала года. Некоторые эксперты связывают дефицит дизтоплива с ремонтными работами на НПЗ, которые, по сообщениям местных СМИ, длятся больше месяца.
В Алматы проверяют причины дефицита бензина
Антимонопольная инспекция агентства по защите конкуренции по городу Алматы сообщает о начале проверки с целью выяснения причин дефицита бензина марок АИ-92 и АИ-95, который начался в середине августа.
«ПРОВЕРЯЕМ HELIOS»
По словам заместителя начальника инспекции Асыла Курманбекулы, они получили список оптовых поставщиков нефтепродуктов в Алматы и этот список направлен в Алматинский городской департамент юстиции.
– Теперь в этом департаменте выяснят, какие организации из этого списка относятся к малым, средним или крупным бизнес-предприятиям. Потому что ввиду моратория на проверку малого и среднего бизнеса, со своей стороны мы никакой проверки проводить не можем. Но начнем проверять крупные предприятия, — говорит он репортеру Азаттыка.
Асыл Курманбекулы поясняет, что все крупные компании по доставке нефтепродуктов они проверить не могут.
Машина стоят в очереди на АЗС в Алматы. 22 августа 2014 года.– Головной офис компании «КазМунайГаз» находится в Астане. Компании «Газпромнефть» принадлежат лишь три-четыре АЗС в Алматы — они не делают погоды на наличие или отсутствие горючего. Третья крупная компания – Sinoоil, однако на АЗС этой компании бензин есть постоянно. По этой причине мы не будем проверять эти три компании, — говорит представитель инспекции агентства по защите конкуренции.
Проверку, судя по его словам, начали проводить в отношении компании Helios, которой принадлежит 51 АЗС в Алматы.
– Следственные мероприятия и работа по изучению деятельности компании только начались, ничего лишнего сказать не могу, — говорит Асыл Курманбеков.
Репортер Азаттыка обратился за комментариями в головной офис компании Helios в Алматы. Но в руководстве компании сказали, что никаких комментариев дать не могут.
ДОВОДЫ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ
Потребители обеспокоены ситуацией на рынке ГСМ с середины августа. 21 августа в одной из крупных нефтяных компаний в стране — компании «КазМунайГаз» — сообщили, что цены на горючее поднимутся на 10-15 процентов. Заместитель директора компании по маркетингу Ерлан Койбагаров заявил, что рост цен вызван двумя причинами – девальвацией тенге и сезонным ростом цен на топливо. Представитель пресс-службы компании пояснил репортеру Азаттыка: «На заводах бензин выпускается в небольших объемах. Из-за этого некоторым АЗС бензина не хватает».
С подорожанием бензина российская компания «Газпромнефть» начала ограничивать в Алматы продажу бензина марки АИ-92. Представитель компании, представившийся Аскаром, ответил Азаттыку, что ничего не может сказать в связи с этими ограничениями.
На АЗС в Алматы. 20 августа 2014 года.Жанар, сотрудник управления АЗС компании Sinooil, которой не коснется проверка агентства по защите конкуренции, говорит об отсутствии дефицита бензина на ее автозаправочных станциях.
– К нам бензин марки АИ-80 и АИ-92 поставляется из Шымкента. Из Китая поставляется лишь бензин АИ-95. На АЗС нашей компании дефицита бензина нет, — говорит она.
Британский предприниматель Бенджамин Годвин, занимающийся исследованием рынков Казахстана, России и Украины, пишет в своем блоге, что причиной дефицита бензина в Казахстане стало то, что три нефтеперерабатывающих завода в стране (в Атырау, Павлодаре и Шымкенте) не провели модернизацию для производства качественного бензина. Поэтому Казахстан нуждается (на рынке Казахстана объем российских ГСМ составляет около 40 процентов. – Ред.) в продукции заводов России, где уровень нефтепереработки более высокий. Годвин полагает, что российские предприятия сдерживают продажу продукции из-за низких цен в Казахстане. После недавнего подорожания в России разница в цене на бензин в двух странах стала ощутимой.
Дефицит бензина связан с высокой оптовой ценой
В ряде регионов Казахстана наблюдается дефицит бензина. В некоторых АЗС Алматы нет даже популярного АИ-92. По мнению Сергея Смирнова, независимого эксперта, это связано с тем, что единый оптовый поставщик «Казмунайгаз Онiмдерi» не справился с планируемыми объемами.
«В июле текущего года поставок было в 2,6 раза меньше, чем в июле прошлого года. То есть дефицит на лицо. К тому же потребление растет с каждым годом», — сказал экономист в интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz. Отметим, что к таким же выводам пришли и в Казахстанской топливной ассоциации. Тем не менее, в «Казмунайгаз» с этими доводами не согласны.
Как бы то ни было, отмечает Смирнов, существующий дефицит вполне логичен. Дело в том, что дизтопливо и бензин марки АИ-92 на казахстанско-российской границе продаются за 125 и 130 тенге соответственно.
Однако, в Казахстане цена на указанные виды топлива регулируется государством, и, согласно этому, цена на них не может быть выше 115 тенге. «Как розничные торговцы могут покупать его за 130 тенге, а продавать за 115? Ведь им надо платить налоги, зарплаты, оплачивать транспортировку. Даже если поверить Казмунайгазу, что у них достаточно запасов топлива, то, в любом случае, за такую оптовую цену никто ничего не купит», — говорит Смирнов.
Как ранее сообщалось деловым порталом Kapital.kz, в ряде регионов Казахстана наблюдается дефицит бензина на автозаправочных станциях (АЗС), пишет КазТАГ.
В частности, по сообщению корреспондента агентства, на некоторых АЗС Алматы топливо отпускается в ограниченном количестве, на других — бензина популярной марки АИ-92 и вовсе нет в продаже.
Так, в отделе по работе с клиентами сети автозаправочных станций Royal Petrol в Алматы сообщили, что «по всему городу нет бензина марки АИ-92» и, «возможно, в ближайшее время тоже не будет». При этом в компании не пояснили причину дефицита.
В свою очередь в столичных сетях АЗС Sinooil, «КазМунайГаз» и других бензин реализуется без ограничений. При этом на трех автозаправочных станциях компании Helios сообщили, что бензин марки «АИ-92 есть в наличии, но отпускается только по 5 литров на одного человека, по распоряжению руководства. АИ-95, АИ-98 нет в наличии, будет завтра».
Между тем, уже с начала этой недели на севере Казахстана образовался дефицит бензина. По информации корреспондента, в городе Рудном Костанайской области диспетчеры такси отказывались высылать машины на вызовы, ссылаясь на отсутствие бензина. Местным жителям и вовсе приходилось заправляться в областном центре — Костанае.
Аналогичная ситуация сложилась и в Уральске: на АЗС «Азовский» и «Пит-стоп» нет бензина марки АИ-92. В тоже время остальные автозаправочные станции города выдают бензин только по талонам
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Почему дорожает бензин в Казахстане?
Бензин на казахстанских автозаправочных станциях начал постепенно дорожать с марта 2021 года. Например, в Нур-Султане в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 176 тенге за литр. Аналитики FinReview.info выяснили, отчего растут цены на топливо и продолжит ли бензин дорожать.
Ценообразование бензина
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос в топливе. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно, это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.
Соответственно по логике, Казахстан может самостоятельно формировать стоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечив страну дешевым бензином. Однако в реальности не все так просто — в то время как стоимость нефти в последние три года колебалась в существенных пределах, падая и возрастая, цена бензина плавно изменялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.
Причина заключается в том, что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель. Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.
Теперь рассмотрим основные причины удорожания бензина:
Во-первых, старт продаж на товарной бирже ведет к гармонизации топливного рынка
Запуск торгов бензином на товарной бирже ETS произведен в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15–20%.
С начала первой сессии торги показали высокую востребованность со стороны участников рынка. За первые семь сессий было реализовано 19 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. Общий оборот по этому топливу составил более 4 млрд тенге.
В результате были сформированы первые ценовые индикаторы на бензин. За всю торговую неделю стоимость топлива выросла на 39% со стартовой цены в 169 тыс. тенге до 234,9 тыс. тенге за тонну. То есть со 125 до 174 тенге за литр. За последнюю торговую сессию, которая прошла 12 апреля, цена АИ-92 составила от 155 до 174 тенге за литр.
Соответственно розничная цена на автозаправочных станциях также возросла.
Во-вторых, ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина
Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Внеплановое приостановление производства вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
Чтобы обеспечить внутренний рынок топливом, плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены в текущем году, что несет угрозу более масштабной нехватки запасов.
В-третьих, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение
Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля состояли из прямого определения отпускных цен на топливо, но с 2011 года они ограничились установкой верхней границы, то есть максимальной стоимости бензина. Эти меры в середине прошлого десятилетия были отменены, а рынок перешел в свободное плавание, оставаясь под некоторым надзором государства. К примеру, поставки нефти на НПЗ по-прежнему осуществляются по себестоимости, а не по рыночной цене.
В свою очередь свободное плавание рынка означает, что конечную стоимость формирует именно объем спроса и объем предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует данную сферу.
В-четвертых, единый рынок нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должен заработать к 2025 году
Создание общего рынка нефти и нефтепродуктов позволит повысить доступность энергоресурсов для стран-членов ЕАЭС и расширить рынок сбыта для отечественных производителей. Как следствие — стоимость бензина в регионе будет уравнена. Однако для Казахстана это означает повышение стоимости, так как в РК установлены самые низкие цены среди стран ЕАЭС. В частности, в России цена АИ-92 составляет порядка 250 тенге за литр. Соответственно стоимость бензина может вырасти на 50%.
Таким образом, это четыре основные причины удорожания бензина. Но остается актуальным вопрос, что именно необходимо сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут выступить инвестиции в нефтепереработку.
Инвестиции в нефтепереработку помогут снизить себестоимость бензина
Бензин является социально значимым продуктом, а его цена сказывается на ценообразовании других товаров. То есть рост цен вызовет снижение потребительской способности населения, что несет негативный эффект для экономики.
Поэтому развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. Однако для увеличения промышленного производства необходимы денежные вложения. Оборотные средства, направляемые на увеличение производственных мощностей, по состоянию на конец апреля 2021 года на 40% состояли из займов банковского и небанковского секторов. Очевидно, что эта закредитованность предприятий отражается в себестоимости бензина, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.
В этой ситуации Казахстану необходимо уменьшить влияние кредитной нагрузки на себестоимость автомобильного топлива. Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Тем более себестоимость бензина в стране остается одной из самых низких в мире, а значит — его экспорт представляет существенную выгоду для инвесторов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
«Готовьтесь к худшему». В дальнейшем подорожании АИ-92 уверены эксперты
Даже малейшие колебания бензиновых цен на 1-2 тенге сильно возмущают казахстанцев, а тут ценники резко подскочили в среднем на 20 тенге. Чем объясняется этот скачок – в стране дефицит топлива, курс тенге не тот или мы стали добывать меньше нефти? И насколько цены поднимутся в ближайшее время? Ответы искал корреспондент Azattyq Rýhy.
Еще несколько дней назад жители столицы заправлялись самой ходовой маркой АИ-92 по 150 тенге за литр. Сейчас на заправках ее отпускают по 170 тенге. Это самая максимальная цена по стране.
В Петропавловске стоимость популярной марки близка к столичной – 169 тенге. В Алматы скачок был не такой существенный – цены поднялись на 13 тенге. Сейчас АИ-92 стоит 163 тенге за литр.
В остальных регионах цены тоже подскочили до 10 тенге, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции.
Опыт прошлых лет показывает, что бензин в Казахстане может лишь дорожать. Вопрос только в том, насколько быстро. И это, надо заметить, без оглядки на нефтяные котировки, которые в последние месяцы стабильно растут. Люди как раз этого и не могут понять – почему бензин дорожает, если цены на нефть поднимаются? И почему в стране, добывающей сырье, приходится переплачивать за ГСМ?
«Никто не разъясняет, что, черт возьми, происходит с ценами на продукты, топливо, жилье и все остальное. .. Народ ждет объяснения», – пишет пользователь соцсети Тамара.
«Как так получается, что бензин, который производится в Павлодаре, стоит дороже на 8 тг, чем в Актобе, находящемся за тысячу километров?! Как так получается, что зимой картошка, которая выращивается повсеместно в Казахстане, стоит дороже импортных бананов, а наши помидоры с огурцами стоят дороже кокосов и ананасов?!», – недоумевает Тахир Уалиев.
После волны возмущения в Министерстве энергетики поспешили внести хоть какую-то ясность. Объяснить, почему казахстанцам теперь придется больше тратиться на бензин, они так и не смогли, но подчеркнули, что запасы топлива в стране находятся «на достаточно комфортном уровне».
«На сегодняшний день насчитывается 254 тысячи тонн остатков бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Этого достаточно для покрытия 25-дневной суточной потребности. По дизельному топливу – около 330 тысяч тонн», – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
А чего ожидать через 25 дней – непонятно. За разъяснениями о том, что будет дальше и почему, собственно, дорожает топливо, мы обратились к экспертам.
Экономисты объяснили: цены складываются по нескольким факторам – это оптовая стоимость, логистика, налоги и акцизы.
«Цены растут по объективным причинам. Инфляция за последние годы выросла до 9%. Это официальные данные. В реальности цифра еще больше. Во-вторых, растут отпускные цены на заводах, перерабатывающих нефть. Большую часть комплектующих мы импортируем, а они дорожают. Все это накладывается на себестоимость. И автоматом поднимаются цены. Плюс повышение прошлогодних акцизов повлияло на рост. Их подняли почти в 2.5 раза», – перечисляет основные причины экономист Арман Байганов.
«Мы закончили реконструкцию всех трех наших нефтеперерабатывающих заводов. Все проекты, связанные с нефтедобычей или переработкой нефти происходят благодаря инвестиционным деньгам. Правительство не вкладывается туда. То есть инвесторы должны возвращать потраченные деньги и поэтому оптовые цены растут», – отметил председатель президиума Союза нефтесервисных предприятий Казахстана Рашид Жаксылыков.
Виновными в том, что казахстанцам придется доплачивать за лишний литр, могут быть и россияне. В соседней стране бензин дороже на 40%. Если у нас ходовая АИ-92 стоит сейчас уже 170 тенге за литр, то у них цены доходят до 250 тенге.
«Когда слишком большая разница, люди в приграничных районах начинают у нас заправляться. И возникает дефицит топлива. Нелегальная торговля, контрабанда обязательно будет при такой разнице в стоимости», – считает Арман Байганов.
При этом цены на бензин никак не зависят от того, что нефть на мировом рынке дорожает – сейчас баррель сырья стабильно держится выше 60 долларов. В развитых странах, конечно, ценник напрямую зависит от этих котировок: если нефть упала в цене, то упадут и ценники на топливо. Но в Казахстане такая схема не работает.
«Это иллюзия, что внутренние цены на бензин связаны с мировыми ценами на нефть. Это главное заблуждение, от которого надо избавляться. Механизм такой, что у нас есть обязательства поставщиков поставлять товар на внутренний рынок. Соответственно, цены внутреннего рынка с мировыми никак не связаны», – говорит экономист Айдархан Кусаинов.
Сейчас при поставках ГСМ на внутренний рынок компании в основном теряют по сравнению с экспортными продажами.
«Нефтяным компаниям невыгодно продавать топливо в Казахстане, потому что себестоимость нефти дорогая, а продавать внутри страны должны по низким ценам. Им лучше продать за рубеж по высоким ценам», – пояснил Арман Байганов.
Прогноз на ближайшие 4 года у аналитиков совсем неутешительный. Бензин, по их мнению, продолжит дорожать и остановится лишь тогда, когда ценники сравняются с российскими. Сейчас, напомним, литр ГСМ стоит у них 250 тенге.
«Есть соглашение в рамках ЕврАзЭС, на которое подписалось наше любимое правительство. По этому соглашению к 2025 году у стран, входящих в Таможенный союз, будут одинаковые цены на бензин. То есть примерно цена будет у нас такой же, как и в России. Поэтому мы потихоньку стремимся к этому рубежу.
Я в этом кавардаке не понимаю всего одну вещь – позицию Министерства энергетики. Почему они не выходят и не разъясняют это? Почему они не говорят, что есть такие обязательства? Вышли бы и сказали: «По такому-то соглашению надо выполнять такие-то обязательства, цены будут расти, готовьтесь». И все. А они постоянно миллион причин придумывают, лишь бы уклониться от прямого ответа. Они должны народу это четко объяснять. Но, к сожалению, диалог министерства с населением на очень слабом уровне. Вся беда в этом», – подытожил Рашид Жаксылыков.
А если бензин продолжит дорожать, то вслед за ним в цене вырастет практически все – от транспортных услуг до продуктов питания.
Что же касается не далекой перспективы, а ближайшего времени, то АИ-92 вполне может подорожать до 175-180 тенге за литр. В этом убежден эксперт нефтегазового рынка, бывший заместитель гендиректора «КазМунайГаз Өнімдері» Ерлан Жаукин.
Амир СМАГУЛОВ
Топливный кризис охватил Казахстан | Eurasianet
Казахстан, страна, богатая углеводородами, борется с нехваткой бензина, охватившей всю страну, включая ее столицу Астану и южный мегаполис Алматы.
Признаки нехватки газа появились в конце сентября, когда казахстанские СМИ начали сообщать о том, что заправочные станции на севере и востоке страны испытывают проблемы с поставкой газа потребителям. Власти оперативно приняли меры, чтобы унять опасения, заверив автомобилистов в том, что топливного кризиса не предвидится.Выступая на пресс-конференции 22 сентября, заместитель министра энергетики Мазгум Мирзагалиев опроверг слухи о надвигающемся кризисе газа, заявив, что нехватка топлива затронула лишь избранных розничных торговцев. Он пообещал, что проблема исчезнет в считанные дни.
Но пути не получилось. В наши дни многие заправочные станции предоставляют топливо только в обмен на купоны. Эти маленькие бумажки, которые можно обменять на определенное количество газа — 10, 20 или 30 литров, — раздают сотрудникам определенных компаний, которые заранее покупают купоны в качестве страховки от сезонных скачков цен.
Автомобилистам без купонов ничего не остается, как рыскать по городам в поисках очень немногих станций техобслуживания, которые будут брать деньги. Что еще хуже, розничные торговцы газом, похоже, используют момент, повышая цены примерно на одну десятую. Сообщается, что некоторые сети автозаправочных станций в западных регионах страны подняли цены примерно на 35 процентов, но были вынуждены отступить от государственных регулирующих органов.
Несмотря на стремительный рост цен на топливо, километровые очереди на заправочных станциях стали обычным явлением и, в результате, остановили движение транспорта в некоторых частях нескольких городов. Автомобилисты массово используют социальные сети и приложения для обмена сообщениями, чтобы обмениваться информацией о наличии газа в режиме реального времени.
Мирлан Телебарисов, 38-летний житель Алматы, проехал на своей машине по нескольким районам города, прежде чем, наконец, нашел в пригороде заправочную станцию, которая могла бы ему продать. Он сказал EurasiaNet.org, что это была середина ночи, прежде чем он наконец вернулся домой.
Телебарисов сказал, что купленное им топливо поможет ему только на несколько дней, так как его ежедневные поездки на работу приводят его в детский сад и через весь город через пробки.«Город переживает топливный апокалипсис! Как мы дошли до этого? Мы нефтяная страна с дефицитом топлива! Кто ответственный? Почему люди, которые довели нас до этого момента, просто не ушли в отставку? » Об этом корреспонденту EurasiaNet.org сообщил Телебарисов, будучи не в силах сдержать гнев.
Подобные выражения гнева можно услышать на заправках по всей стране, в социальных сетях и в комментариях к онлайн-публикациям. Некоторые пользователи Facebook даже нарушили негласное табу на сомнение в компетентности президента Нурсултана Назарбаева, причем в крайне оскорбительных выражениях.
Минэнерго связывает дефицит с плановыми ремонтными работами на двух из трех нефтеперерабатывающих заводов страны: один находится в западном городе Атырау, а другой — на севере, в Павлодаре. Это сокращение поставок было усугублено внезапным прекращением поставок российского топлива, которое составляет 40 процентов потребностей Казахстана.
Высокопоставленный член парламента от правящей партии «Нур Отан» Маулен Ашимбаев высмеял эти объяснения. Он обвинил неназванные партии в попытке быстро извлечь выгоду из кризиса.Ашимбаев сказал, что правительству необходимо незамедлительно принять меры для решения этой проблемы, иначе депутаты займутся ею, хотя он не совсем уточнил, что он имел в виду под этим.
Политический аналитик Руслан Жангазы поделился оценкой депутата, сообщив EurasiaNet.org, что на казахстанском топливном рынке есть посредники, которые накапливают газ и строго контролируют поставки и цены. Жангазы сказал, что посредники, как правило, тесно связаны с местными чиновниками.
Реакция правительства на самом высоком уровне была заметно медленной.10 октября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев потребовал полного отчета о ситуации от министра энергетики Каната Бозумбаева, который продолжал настаивать на том, что все в норме и что говорить о дефиците некорректно. Затем Бозумбаев возложил вину за дефицит на «спекулянтов из соседних стран, которые покупают топливо в больших количествах», а также на владельцев заправочных станций, которые не смогли обеспечить достаточное количество поставок из России.
На начальство это объяснение не произвело впечатления.Назарбаев объявил Бозумбаеву официальный выговор — предупреждение, которое имеет право сделать только президент. Затем Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и заместителя президента национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева, в портфель которых входит внутренний рынок топлива.
После этих громких кадровых перестановок глава «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев провел пресс-конференцию, чтобы раскрыть еще один кусок головоломки дефицита. Как пояснил Мынбаев, пока полноценный газ в России продается по эквиваленту 0 долларов.65 за литр, ориентировочная цена, установленная антимонопольным агентством Казахстана, от которой розничные торговцы отклоняются на свой страх и риск, составляет 0,44 доллара за литр. Правила рынка не позволяют экспортировать российское топливо в Казахстан. Мынбаев намекнул, что решающую роль здесь играет Комитет по регулированию естественных монополий.
Минэнерго на днях заключило компромиссное соглашение с антимонопольным комитетом, чтобы учесть несоответствие цен с Россией, что, по словам официальных лиц, должно привести к возобновлению импорта импортного топлива к 15 октября.
Автомобилисты ожидают, что кризис дефицита топлива сменится быстрым ростом цен.
Казахстан пережил аналогичный газовый кризис летом 2014 года. В этом случае власти переложили вину на российских поставщиков. В октябре того же года представитель Минэнерго Нурбек Амангельдюлы заверил интервьюера, что после модернизации нефтеперерабатывающих заводов в стране подобные события не повторится. Однако три года спустя, похоже, мало что изменилось.
Девальвация казахстанской валюты вызывает дефицит топлива
Февральская девальвация казахстанской валюты, тенге, может иметь далеко идущие последствия для доступности топлива в Кыргызстане и Таджикистане.
11 февраля 2014 года Национальный Банк Республики Казахстан девальвировал тенге на 19 процентов. Банк пошел на этот шаг из-за трудностей с поддержанием предыдущего обменного курса после сужения U.S. Программа стимулирования количественного смягчения (QE) Федеральной резервной системы. QE вызвало отток капитала с развивающихся рынков и оказало понижательное давление на валюты стран с формирующейся рыночной экономикой.
В результате девальвации импорт в Казахстан стал дороже, в том числе топливо. Хотя Казахстан является нефтедобывающей страной, его три нефтеперерабатывающих завода в настоящее время могут удовлетворить только 60 процентов внутреннего спроса; остальные 40 процентов должны быть импортированы из России.
Импортеры топлива стали неохотно импортировать топливо из России из-за снижения прибыльности, но министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин обязал правительство гарантировать, что розничные цены на топливо не будут расти.Он также пообещал, что не будет дефицита топлива, и пообещал, что национальная нефтяная компания страны, КазМунайГаз (КМГ), будет работать в убыток для достижения этих целей.
Однако в последние несколько недель Казахстан испытал нехватку топлива из-за длинных очередей и недовольных клиентов в Алматы, крупнейшем городе страны и бывшей столице, а также в Уральске, Костанае и Кокшетау. Розничные торговцы, наиболее сильно пострадавшие от дефицита, полностью приостановили продажу топлива, в то время как другие ввели нормирование.
Через КМГ правительство обязалось принять меры для быстрого устранения дефицита, но примирительная риторика, похоже, не проникла в другие правительственные министерства. Когда водитель в Алматы позвонил местным политикам, чтобы выразить недовольство по поводу нехватки, ответ был довольно резким: «Разберитесь с этим (ru)», — сказали ему.
Мнения о причине нехватки расходятся. Некоторые обвиняют правительство, ссылаясь на его недавно принятую, а затем отмененную политику предоставления КМГ исключительных прав на импорт из России.По словам представителя Казахстанской топливной ассоциации, в рамках данной политики поставки топлива сократились в 2,6 раза (ru) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Правительство, в свою очередь, обвиняет розничных торговцев, утверждая, что резервов достаточно, чтобы удовлетворить спрос в течение 7-10 дней. Согласно пресс-релизу дочерней компании КМГ, розничные торговцы топливом (то есть заправочные станции), вероятно, копят свои запасы топлива, потому что слухи, циркулирующие в средствах массовой информации, убедили их в неизбежности повышения установленного правительством потолка цен на топливо.
Розничные торговцы, со своей стороны, утверждают, что, хотя правительство установило ограничения на максимальные розничные цены, такого контроля над оптовыми ценами нет. В результате, хотя правительство взяло на себя обязательство работать в убыток, чтобы поддерживать постоянные цены на топливо, именно розничные торговцы несут операционные убытки, если они продолжают продавать топливо по контролируемым ценам, в то время как оптовые цены продолжают расти.
Независимо от того, кто виноват, дефицит больше не ограничивается Казахстаном.Ассоциация нефтепродуктов Кыргызстана сообщает, что в настоящее время Казахстан отказывается пропускать поезда, перевозящие топливо из России в Кыргызстан, транзитом по своей территории. Ассоциация пояснила, что эти железнодорожные перевозки являются единственным источником топлива для Кыргызстана, а отказ Казахстана разрешить поставки своему южному соседу вызвал дефицит и рост цен по всей стране.
В ответ Ассоциация подала жалобы в соответствующие министерства Казахстана для определения причины запрета отгрузки, но до сих пор не получила ответа. Наблюдатели отмечают, что Казахстан подписал в 2010 году соглашение с Россией об экспорте нефтепродуктов, пообещав прекратить с января 2014 года экспорт дизельного топлива за пределы Таможенного союза, который он разделяет с Россией и Беларусью.
Интересно, что это соглашение игнорировалось до недавнего времени и совпадает с началом нехватки топлива в Казахстане, создавая впечатление, что Казахстан выборочно обеспечивает выполнение соглашения, исходя из капризов своего внутреннего топливного рынка.
Учитывая, что топливопроводы для Кыргызстана и Таджикистана проходят через Казахстан, вероятно, что продолжающиеся проблемы в последней стране повлияют на поставки в Кыргызстан и Таджикистан в ближайшем будущем.
Теги: Алматы, Беларусь, Валюта, Таможенный союз, Девальвация, топливо, Казахстан, Кыргызстан, QE, количественное смягчение, Россия, Таджикистан, ТенгеТопливный кризис обнажил энергетические противоречия Казахстана — The Diplomat
РекламаЦена на бензин в Казахстане в сентябре достигла 144 тенге (40 центов) за литр. В начале октября он уже преодолел психологический потолок в 150 тенге за литр.В отчете из одного села в Западном Казахстане было зафиксировано целых 200 тенге за литр. Правительство недавно сняло потолок цен на бензин, который когда-то был полностью установлен правительством.
Топливный кризис вышел на новый уровень, когда флагманская авиакомпания «Эйр Астана» заявила, что ей придется сократить количество регулярных рейсов, чтобы справиться с ограниченными поставками бензина. Шымкентский НПЗ — единственный в стране, который производит авиакеросин, который удовлетворяет лишь около 30% годовой потребности гражданской авиации страны.Остальное завезено из России.
Россия сыграла большую роль в создании дефицита предложения в Казахстане. Председатель национальной нефтегазовой компании «Казмунайгаз» Сауат Мынбаев пояснил в интервью, что продажа импортного бензина в Казахстане означает потерю денег.
«Это не только наши внутренние производственные затраты. В России бензин продается по 220 тенге (эквивалент) за литр. У нас в Казахстане наша цена 150. В таких условиях никто не будет торговать, ни мы, ни другие крупные компании.Так образовался дефицит », — сказал Мынбаев.
Стремясь обуздать кризис, правительство ввело систему квот, чтобы все регионы могли быть снабжены минимальным количеством бензина. На следующий день, 10 октября, премьер-министр Бахытжан Сагинтаев уволил заместителя министра энергетики Асета Магауова и сделал выговор своему боссу Канату Бозумбаеву. Сагинтаев посетовал, что плановое обслуживание местных нефтеперерабатывающих заводов следовало проводить с лучшим планированием.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ.Всего 5 долларов в месяц.
Бозумбаев оправдал свои действия, заявив, что нефтеперерабатывающие заводы должны были справиться с периодом повышенного потребления, упомянув ЭКСПО в Астане как часть повышенного спроса. Министр также подчеркнул, что с начала года импорт вырос на 40 процентов по сравнению с инфляцией цен на бензин, которая составила около 11 процентов.
Несмотря на свои оправдания, Бозумбаеву пришлось подвергнуться самому высокому наказанию в Казахстане. 11 октября президент Нурсултан Назарбаев подал официальную жалобу в советском стиле на свои действия.Назарбаев повторил выговор несколько дней спустя во время пленарного заседания с участием правительства.
Diplomat Brief
Еженедельный информационный бюллетень
NПолучите краткую информацию об истории недели и разработке историй для просмотра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Получить информационный бюллетеньДепутаты парламента заявили, что увольнение или брань государственных чиновников не решит проблему нехватки топлива, которая больше связана с управлением и мониторингом.
ОбъявлениеВ рамках меры, которая показалась экстренной, министерство энергетики обеспечило отгрузку из России 100 000 тонн бензина, поставляемого «Роснефтью» и «Газпром нефтью».Эта сумма, по заявлению министерства, станет гарантией поставок топлива на среднесрочный период. В то же время Бозумбаев объявил, что в ноябре цены на бензин вырастут примерно до 160 тенге за литр, что, по его мнению, ниже рыночного уровня в 170 тенге за литр.
Отсутствие финансирования могло сыграть важную роль в сокращении плана полной реконструкции трех существующих нефтеперерабатывающих заводов, по словам местного эксперта по энергетике Сергея Смирнова.
«Изначально планировалось расширить до 18.5 млн тонн, после чего правительство даже хвасталось, что может достигнуть 19,5 млн тонн. Однако на 2017 год была поставлена цель — 16,5 млн тонн », — сказал Смирнов местным СМИ. Однако в этом году мощность осталась неизменной — 14,5 млн тонн.
Дефицит топлива в богатом нефтью Казахстане может показаться парадоксом, но тем не менее это повторяющаяся тема. Минэнерго повысило прогноз добычи нефти в 2017 году до 84,5 млн тонн, чему способствовал стабильный рост добычи на Кашагане. Однако внутренние перерабатывающие мощности остаются скудными и зависят от стареющих заводов. Переговоры о строительстве четвертого НПЗ на западе страны как никогда непостоянны.
Как подчеркивает Казмунайгаз, импортировать дорогой бензин и торговать на месте по более низким ценам просто невыгодно. Однако это означает, что автомобилистам приходилось часами стоять в очереди на заправках, чтобы обеспечить минимальную поставку, которая продавалась по завышенной цене. Это переросло в резкую публичную критику правительства.
Как будто ситуация была недостаточно напряженной, угледобывающий район Караганды также пострадал от нехватки угля из-за несезонных холодов в сентябре.Сагинтаев сделал резкий выговор губернатору области Ерлану Кошанову за то, что он не справился с ситуацией. Несколько дней спустя Бозумбаев опроверг слухи о нехватке угля, призвав губернаторов ужесточить контроль над поставками.
Топливный кризис также повлиял на макроэкономическое планирование, опровергнув расчеты Центрального банка относительно инфляции. Когда цены на топливо растут неравномерно, растут и цены на большинство других потребительских товаров.
Вам понравилась эта статья? Нажмите здесь, чтобы подписаться на полный доступ.Всего 5 долларов в месяц.
Теперь правительству Казахстана нужно залатать несколько брешей в своих счетах. Однако наиболее важно восстановить уверенность общественности в том, что она справится с хронически нестабильной ситуацией с внутренними поставками топлива.
Нефтегазовое будущее Центральной Азии | Новости +
Центральная Азия обладает огромным потенциалом для разработки нефти и газа, но обеспечить выполнение проектов в срок — непростая задача. Казахстан считается наиболее зрелым рынком в регионе, однако два недавних крупных нефтегазовых проекта в стране застопорились.
Второй этап нефтехимического проекта на Тенгизе, который возглавляет консорциум LG Chem и оценивает в 5 миллиардов долларов, останется в подвешенном состоянии как минимум в течение следующих двенадцати месяцев. Причина? Новый подрядчик по проектированию, закупкам и строительству (EPC) должен быть выбран после того, как первоначальный выбор, совместное предприятие Petrofac и GS Linde, потерял контракт во второй половине этого года. Поиск долга примерно на 3,5 миллиарда долларов не будет возобновлен до тех пор, пока не будет заключен новый контракт EPC.
Крупная французская компания Total, наряду с ExxonMobil, Shell и INPEX, все имеют доли в нефтяном проекте Кашаган стоимостью 48 миллиардов долларов, также в Казахстане.Как и проект LG Chem, Кашаган столкнулся с задержками. Операции были остановлены всего через несколько недель после добычи в октябре 2013 года из-за неисправности трубопроводов. Возобновление добычи по проекту начнется только в конце 2016 или в 2017 году — дорогостоящая задержка примерно на четыре года.
Туркменистан и Казахстан занимают четвертое и четырнадцатое место по запасам газа на планете. Эти ресурсы привлекают такие крупные имена, как Total и LG Chem. Но задержки — не единственные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики, планируя выйти на рынок Центральной Азии.
Многосторонние проблемы
«Нефтегазовый потенциал Центральной Азии огромен. Проблема в том, как реализовать этот потенциал. И проблемы многогранны », — сказал юрист, работающий в этом регионе.
Климат может сделать задержки в добыче ресурсов практически невозможными. «Сама по себе погода может сильно затруднить разработку проектов, поскольку температура колеблется от 35 по Цельсию летом до минус 35 по Цельсию зимой», — сказал юрист.
«Мы обнаружили, что старшие члены правительства являются опытными и эффективными лидерами, а их министерства очень способными». Эти международные стандарты привлекательны для инвесторов, но объем знаний зачастую может быть невелик.
«С точки зрения опыта, чем глубже вы изучаете структуры управления компании, тем выше вероятность, что вы достигнете обрыва, на котором опыт очень быстро теряется».
Другая проблема — нехватка квалифицированных местных подрядчиков для разработки месторождений нефти и газа.Из-за отсутствия конкуренции эти предлагаемые фирмы будут, как правило, взимать непомерную плату, что увеличивает стоимость проекта.
И еще есть призрак коррупции.
Таджикистан, согласно последнему индексу коррупции от Transparency International, занимает 152 место из 175 стран. Узбекистан занимает 166-е место, а Казахстан — 126-е. Согласно рейтинговым таблицам, уровень коррупции в Центральной Азии примерно такой же, как и в Центральной Африке.
Однако АБР активно работает над снижением коррупции в регионе.Страны Центральной Азии все еще молоды и развиваются после распада Советского Союза. По словам одного из источников, перемены начинают происходить, и очевидно, что по служебной лестнице поднимаются люди, которые хотят улучшить свою страну.
Положительные
Район идеально расположен для нефтегазовых проектов. Его окружают энергоемкие рынки: Европа на западе, Китай на востоке и Индия на юге. В частности, Казахстан, занимающий девятое место в мире по площади суши, является ключевым транзитным маршрутом для Европы и Китая.
Неиспользованный потенциал региона привлекает пристальное внимание иностранцев, в том числе международных юридических фирм. По слухам, корейские спонсоры, такие как LG Chem, были среди первых участников, в то время как китайские инвесторы теперь также рассматривают потенциальную долю в Кашагане.
Кроме того, LG International и Hyundai Engineering планируют построить два газоперерабатывающих завода в Туркменистане. Предварительное соглашение, которое, как ожидается, будет подтверждено в начале 2015 года, предусматривает совместную разработку этих двух заводов стоимостью около 5 долларов.5 миллиардов.
По словам источника, который тесно сотрудничает с корейскими разработчиками, этот регион привлекаетспонсоров, потому что это дает им относительно дешевый способ расширить свою деятельность на новые рынки.
А политическая нестабильность в регионе, особенно санкции, введенные против России, могут фактически повысить желательность некоторых стран региона.
Ни один размер не подходит всем
Легко рассматривать Центральную Азию как единое географическое образование, но отдельные государства имеют разные политические и рыночные условия. Более зрелые страны, такие как Туркменистан, могут извлечь выгоду из политической нестабильности, царящей вокруг бывших советских республик.
«Влияние взаимных санкций между Востоком и Западом на страны Центральной Азии с прочными экономическими связями с Россией, несомненно, приведет к проблемам, но те страны, которые могут продемонстрировать стабильную экономику во время этих санкций, могут поднять руку в качестве предпочтительной альтернативы для иностранных инвесторов. стремясь извлечь выгоду в политически непростые времена », — сказал юрист.
Казахстан считается самым развитым в регионе. И это страна, которая получила больше всего внешних инвестиций. Несмотря на то, что проблемы остаются, ЕБРР имеет широкие полномочия по консультированию правительства по устранению определенных проблем. Запланированное ГЧП Алматинской кольцевой автодороги, в котором будут участвовать как МФК, так и ЕБРР, является частью плана по формированию законодательства страны.
Обширные ресурсы в относительно нетронутых странах открывают еще больше возможностей. В советское время Узбекистан был изучен лишь частично, но он имеет огромные потенциальные запасы.Он уже действует как транзитная страна для газопровода, идущего из Туркменистана в Китай.
Таджикистан, горная страна, находится на еще более ранней стадии, но в конечном итоге может предоставить огромное количество ресурсов. Бохтарский регион страны, который на 35 000 км2 больше американского штата Мэриленд, может содержать до 114 триллионов кубических футов газа и 8,5 миллиардов баррелей сырой нефти.
Центральная Азия представляет собой огромный риск роста и падения, но крупные международные компании уже вкладывают миллиарды долларов в такие проекты, как Кашаган.Поскольку правительства и многосторонние агентства стремятся разобраться с проблемами наследия в этих все еще относительно новых независимых странах, этот регион кажется справедливой ставкой для тех, кто желает смотреть в будущее.
Точечная нехватка газа может усугубиться, если трубопровод не откроется в ближайшее время.
Если колониальный трубопровод не вернется к работе к выходным, цены могут продолжать расти на заправке, и возникнет более широкая локальная нехватка топлива на юго-востоке и в центре страны. Атлантические регионы.
Заправочные станции, которые не могли получить достаточно топлива, уже были закрыты в некоторых штатах, а цены подскочили за ночь на целых 10 центов или более за галлон в некоторых областях.
«Это превратится в кризис к концу недели, если он не разрешится, особенно с приближением Дня памяти», — сказал Джон Килдафф, партнер-основатель Again Capital. «Люди начнут доливать свои баки».
Дело не в том, что не хватает топлива. В центрах нефтепереработки на побережье Мексиканского залива есть много.
Проблема в том, что бензин, реактивное топливо и дизельное топливо застревают не в тех местах. Для его перемещения требуется множество решений, и аналитики говорят, что удовлетворить спрос без трубопровода будет невозможно.
Атака Colonial Pipeline
Colonial Pipeline остановила работу в пятницу и уведомила федеральные власти о том, что она стала жертвой атаки с использованием программ-вымогателей. Атака, проведенная преступной киберпреступной группировкой, известной как DarkSide, привела к отключению 5 500 миль трубопровода. Артерия поставляет половину бензина на восточное побережье и проходит от Техаса до Нью-Джерси.
Трубопроводная компания заявила, что рассчитывает восстановить значительный объем операций к концу недели, но неясно, насколько именно.Министр энергетики США Дженнифер Гранхольм заявила, что федеральные агентства работают круглосуточно, чтобы помочь трубопроводу вернуться в нормальное состояние.
Остановка приходится на неподходящее время: начало летнего сезона вождения, который может стать рекордным, поскольку американцы наверстывают упущенное за прошлый год.
«Учитывая размер и направление трубопровода, а также рынок, который он питает, Колониальный трубопровод является единственной важнейшей артерией, по которой проходят нефтепродукты в стране», — сказал Майкл Тран, энергетический аналитик РБК.«Это уже землетрясение, и сила землетрясения растет с каждым днем».
Цены растут
По данным AAA, средний показатель по стране на галлон неэтилированного бензина подскочил до 2,985 доллара во вторник, что на 6 центов больше, чем на прошлой неделе.
Однако в региональном масштабе рост цен был более резким, как выяснили AAA. В Южной Каролине, например, цены на бензин выросли более чем на 6 центов с понедельника и на 13 центов за последнюю неделю. В Грузии водители платили 2 доллара.87 за галлон во вторник, увеличение более чем на 10 центов всего за один день и 17 центов за неделю.
Повышение еще на 3 цента за галлон поставило бы среднюю цену продажи в США на самый высокий уровень с ноября 2014 года.
«В настоящее время мы наблюдаем полную панику в некоторых местах, где, как я подозревал, мы можем ее увидеть, — сказал Том Клоза, руководитель отдела глобального энергетического анализа OPIS. «Водителей не хватает, чтобы доставлять грузовики с терминалов, где есть бензин, на станции. Мы видим, что многие станции заканчиваются. Грузия кажется эпицентром «.
Клоза сказал, что он ожидает, что цены на бензин вырастут, но не резко вырастут. Более серьезная проблема заключается в том, что в регионе будет дефицит бензина, поскольку потребуется время для его замены, как только трубопровод будет запущен. включается, и перебои могут продолжаться.
Бензин в трубопроводе движется со скоростью всего 5 миль в час
К концу недели это перерастет в кризис, если он не разрешится, особенно с приближением Дня поминовения.
Иоанн Килдафф
, партнер-учредитель Again Capital
По данным GasBuddy, 7.7% заправочных станций в Вирджинии были без топлива во вторник днем, в то время как 8,5% заправок в Северной Каролине иссякли. Воздействие на заправочные станции в других штатах вдоль трубопровода было ниже, хотя на 5,8% заправочных станций в Джорджии закончилось топливо. А в Джорджии GasBuddy сообщил, что на более чем 20% станций в Атланте закончился бензин.
GasBuddy также отмечает, что спрос на бензин в понедельник в пяти ключевых юго-восточных штатах был на 40,1% больше, чем в предыдущий понедельник. Эти штаты — Джорджия, Флорида, Южная Каролина, Северная Каролина и Вирджиния.
Машины выстроились в очереди на QuickTrip 11 мая 2021 года в Атланте, штат Джорджия. В Грузии ожидается нехватка бензина после того, как грузинская газовая компания Colonial Pipeline сообщила 7 мая об атаке вымогателя.
Меган Варнер | Getty Images
«Спрос на бензин в США в понедельник вырос на 20%», — заявил Патрик Де Хаан, руководитель отдела нефтяного анализа GasBuddy. Де Хаан сказал, что каждый день, когда трубопровод выходит из строя, требуется от пяти до семи дней, чтобы вернуться в нормальное состояние.
«Нефтепереработчики начинают заказывать танкеры для хранения продукта на берегу, потому что он является резервным в системе», — сказал Килдафф.
«У вас странная проблема», — добавил он. «Производственные показатели НПЗ на побережье Мексиканского залива в США находятся на рекордно высоком уровне. Они составляли более 90%. У них противоположная проблема. В районе побережья Мексиканского залива наблюдается избыток производственных мощностей».
Некоторые переработчики, такие как Motiva, уже сократили объемы производства.
Альтернативные способы транспортировки газа
И снова Килдафф из Capital сказал, что трейдеры следят за тем, чтобы увидеть, будет ли U.С. откажется от закона Джонса, чтобы разрешить неамериканским судам доставлять бензин в порты США.
В соответствии с Законом Джонса судно под флагом США должно использоваться для перевозки товаров из одного порта США в другой, но в чрезвычайной ситуации нефтепереработчики могут потребовать отказа, чтобы они могли отправлять топливо в порты юго-востока.
Регион Нью-Йорка можно было бы избежать худшего, поскольку он обслуживается нефтеперерабатывающими заводами Филадельфии и Нью-Джерси, а также увеличиваются поставки бензина из Европы, уже заказанные для США.S ,. — сказал Килдафф.
Потребители качают бензин на заправочной станции Costco 11 мая 2021 года в Атланте, штат Джорджия.
Элайджа Нувелаж | AFP | Getty Images
«Есть заказы из Европы, чтобы приехать в США. Вот почему мы наблюдаем давление на цены на бензин», — сказал Килдафф, отметив, что фьючерсы на бензин RBOB были чуть выше. Первоначально фьючерсы подскочили из-за опасений по поводу дефицита, но вернули большую часть своей прибыли. Jefferies отметил, что по крайней мере шесть танкеров были забронированы для перевозки бензина из Европы.
В настоящее время больше топлива перевозится грузовиками. Водителям грузовиков было предоставлено временное освобождение от обслуживания, но Клоза из OPIS сказал, что проблема недостаточного количества водителей грузовиков является проблемой для этих усилий. Отсутствие дальнобойщиков уже затрудняло снабжение в некоторых районах.
«Для сравнения: если автоцистерна может вмещать 250 баррелей бензина, а потребителям в районе Атланты нужно более 200 000 баррелей бензина, вам потребуется более 1000 грузовиков в день», — сказал Энди Липоу, президент Lipow Oil Associates. .
Lipow сказал, что это также не решает проблему поставок дизельных грузовиков или проблему, с которой сталкиваются авиакомпании, если они не могут получить топливо для реактивных двигателей. По трубопроводу ежедневно транспортируется 1,5 миллиона баррелей бензина и около 1,2 миллиона баррелей дистиллятов, включая дизельное и реактивное топливо.
«Реактивное топливо вызывает беспокойство, потому что оно хранится только в аэропортах. Они рискуют исчерпать запасы реактивного топлива, и авиакомпаниям приходится строить альтернативные планы, загружая самолеты перед вылетом в эти аэропорты, чтобы убедиться, что у них есть запасы. они отправляются в следующий пункт назначения », — сказал Липов.
Американские авиалинии заявили, что воздействие пока было минимальным, но добавили остановки к двум дальнемагистральным рейсам из Шарлотты, чтобы сэкономить топливо в узле Северной Каролины.
Станьте более умным инвестором с CNBC Pro .
Получите подборку акций, звонки аналитиков, эксклюзивные интервью и доступ к CNBC TV.
Зарегистрируйтесь, чтобы начать бесплатную пробную версию сегодня
Игры в Пекине: спортивное освещение в порядке, другие вещи, возможно, нет
ТОКИО (AP) — МОК утверждает, что Олимпийские игры — это только спорт; политика запрещена.Это будет мантра, как всегда, когда через шесть месяцев откроются Зимние игры в Пекине.
Покрытие лыжных гонок или финалов по фигурному катанию должно быть безболезненным; просто оставайся в спортивном пузыре и не попадай в неприятности. Но репортеры из других стран, которые используют PR-шкуру, чтобы исследовать другие аспекты жизни в Китае — как они это сделали в Японии во время Олимпийских игр в Токио, — могут привлечь больше, чем критику.
Они могут столкнуться с преследованием и угрозами, если правительство — и все более националистическая общественность — сочтет их изображения негативными по отношению к Китаю.
«Китай требует полного соблюдения своей позиции по ряду вопросов», — заявила Associated Press Ориана Скайлар Мастро, изучающая вопросы безопасности Китая в Стэнфордском университете.
«Он требует этого от правительств, но также и от корпораций, средств массовой информации и частных лиц», — сказала она в электронном письме. «Итак, думаю ли я, что Китай будет преследовать кого-либо, включая спортивных репортеров во время Олимпийских игр, если они отклонятся от« приемлемого »сценария? Да, конечно.
Министерство иностранных дел Китая неоднократно критиковало «политизацию спорта» и заявляло, что любой олимпийский бойкот «обречен на провал».«Журналистика во время Игр специально не затрагивалась.
Опасность для журналистов стала очевидной на прошлой неделе, когда жертвами стали иностранные репортеры, освещавшие наводнения в центральном Китае. Коммунистическая лига молодежи, подразделение Коммунистической партии Китая, попросила последователей в социальных сетях найти репортера BBC и сообщить о нем. Это переросло в более широкие обвинения в адрес иностранных репортеров за «клевету» на Китай с освещением, которое можно было рассматривать как критическое, а не сосредоточенное на усилиях правительства по спасению.
В заявлении Клуба иностранных корреспондентов Китая говорится, что «риторика организаций, связанных с правящей Коммунистической партией Китая, напрямую ставит под угрозу физическую безопасность иностранных журналистов в Китае и препятствует свободному освещению событий».
Организация добавила, что сотрудники BBC и Los Angeles Times «получали угрозы смертью и запугивающие сообщения и звонки». Это произошло после того, как Китай в прошлом году изгнал более дюжины американских репортеров, работающих в The Washington Post, The Wall Street Journal и The New York Times.
Пекин был маловероятным выбором МОК для зимних Олимпийских игр 2022 года, решение было принято в 2015 году главным образом потому, что европейские фавориты, такие как Осло и Стокгольм, отказались от участия по финансовым или политическим причинам. В МОК осталось только два кандидата: Пекин и Алматы, Казахстан.
Пекин победил четырьмя голосами, 44-40. Этот выбор вызвал резкую критику со стороны правозащитных групп, которая продолжается.
МОК отклонил несколько недавних требований перенести Олимпийские игры из Пекина.Некоторые иностранные правительства и исследователи обвиняют Китай в применении принудительного труда, систематического принудительного контроля над рождаемостью и пыток уйгуров, преимущественно мусульманской этнической группы Синьцзян, региона на западе страны.
Китай отрицает совершение геноцида против уйгурского народа, называя такие обвинения «ложью века».
На прошлой неделе вице-президент Intel, одного из 15 крупнейших спонсоров МОК, сказал, что он согласен с оценкой Госдепартамента США, согласно которой Китай совершает геноцид против уйгуров и других меньшинств в Синьцзяне.Другие спонсоры, включая Coca-Cola, Visa, Procter & Gamble и Airbnb, участвовали в слушаниях в Конгрессе, но не ответили на большинство вопросов напрямую.
«Это то, что я называю уловкой-22 на Олимпийских играх для нелиберальных режимов, таких как Китай», — написал AP Виктор Ча, азиатский специалист из Джорджтаунского университета. Ча сделал обзор спортивной политики в Азии и Олимпийских игр 2008 года в Пекине в своей книге «За гранью окончательного результата». С 2004 по 2007 год он также работал в Белом доме Буша в качестве директора по делам Азии в Совете национальной безопасности.
«Им нужна вся слава и внимание мира, принимающего Зимние Игры, но они не хотят никакой неизбежной критики, которая сопровождается увеличительным стеклом СМИ», — сказал Ча. «Всем хозяевам приходится иметь дело с этим; засвидетельствовать всю тщательную проверку COVID до Токио. Разница в том, как с этим справляются хозяева ».
МОК заявляет, что его деятельность сосредоточена только на спорте, хотя это очень политический орган с местом наблюдателя в Организации Объединенных Наций. Президент МОК Томас Бах рассказал о своих усилиях по объединению двух Корей во время зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхенчхане, Южная Корея.Он также обратился к мировым лидерам в 2019 году на саммите G20 в Осаке, Япония.
«Наша ответственность — обеспечить проведение Игр», — сказал Марк Адамс, пресс-секретарь МОК. «Это наша ответственность. Это ответственность других — Организации Объединенных Наций, которая очень поддерживала Олимпийские игры, и правительств — заниматься этим, а не нас ».
Он добавил: «Учитывая разнообразное участие в Олимпийских играх, МОК должен оставаться нейтральным. Это ясно.
Адамса спросили по электронной почте, готов ли МОК «осудить политику Китая по интернированию уйгуров и других преимущественно мусульманских меньшинств».Он не ответил на вопрос и сослался на предыдущие заявления. «Во все времена МОК признает и поддерживает права человека в пределах своей компетенции», — написал Адамс. «Это включает в себя права журналистов освещать Олимпийские игры».
Несколько лет назад МОК включил требования в области прав человека в договор с городом-организатором Олимпийских игр 2024 года в Париже, но не включил эти руководящие принципы — Руководящие принципы ведения бизнеса и прав человека ООН — для Пекина. Париж — первая Олимпиада, в которой будут соблюдены стандарты, которых давно придерживаются правозащитные группы.
В бесчисленных интервью о Китае и его подготовке к зимним Олимпийским играм Бах не упоминал положение уйгуров. Он также не сказал, что эта тема обсуждалась на заседаниях его исполнительного совета.
МОК, однако, продвигал заявления для прессы о беседах Баха с президентом Китая Си Цзиньпином, но не раскрыл их содержания.
Министр иностранных дел Китая, реагируя на инцидент с Би-би-си, по сути сказал, что британская новостная организация ожидает этого.
«BBC имеет долгую историю идеологической предвзятости против Китая», — сказал официальный представитель министерства Чжао Лицзянь. «Он производил и транслировал фейковые новости, распространяя ложную информацию по вопросам, связанным с Гонконгом, Синьцзяном и эпидемией COVID-19, чтобы атаковать и дискредитировать Китай».
«BBC долгое время сообщала о Китае с тонированными стеклами, что подорвало ее репутацию в Китае», — добавил Чжао.
Яцю Ван, китайский исследователь Human Rights Watch, выросший недалеко от Шанхая, сказал, что «иностранные СМИ пользовались доверием к бренду пять или шесть лет назад.Но она сказала, что усиление информационного контроля со стороны китайского государства не позволяет среднему китайцу получить справедливую оценку того, что западная пресса говорит о Китае.
Ван сказал, что настроение сильно отличается от 2008 года, когда в Пекине проводились летние Олимпийские игры. Многие за пределами Китая надеялись, что Олимпийские игры улучшат положение с правами человека, а некоторые китайцы восприняли это как период оптимизма. В преддверии Олимпиады контроль над иностранными СМИ был ослаблен, что некоторые интерпретировали как ослабление политического фронта после десятилетий «реформ и открытости», как Китай ссылается на свою 40-летнюю реконфигурацию экономики.
«Враждебность среди людей реальна, гораздо более реальна, чем раньше», — сказал Ван. «Такого рода вражды не было в 2008 году, но есть сейчас. Обычные люди знают, что, говоря плохо о Западе или проявляя враждебность, они знают, что это в ваших интересах ».
«Если вы пойдете на стадион, все будет хорошо, если они почувствуют, что вы освещаете что-то хорошее», — добавил Ван. «Но если вы говорите с некоторыми диссидентами или кем-то, кто стал жертвой какого-либо насилия, вы можете оказаться в опасном положении.”
Закрыть модальное окноПредложите исправление
Предложите исправлениеКогда дефицит газа вернется в норму?
Colonial Pipeline заявила в среду, что возобновила работу газопровода после того, как была вынуждена остановиться после кибератаки на прошлой неделе.
Перекрытие трубопровода, основного топливопровода, обслуживающего Восточное побережье, побудило многих людей на Восточном побережье и на юго-востоке в панике покупать — с некоторыми запасами газа — и осушить запасы на тысячах заправочных станций . Средние цены на газ выше 3 долларов, а на некоторых станциях на юго-востоке заканчивается или заканчивается топливо.
По данным приложения для экономии топлива GasBuddy, в Северной Каролине, например, по состоянию на вечер среды на 71% станций не было бензина. В районе Атланты это тоже было около 71%.
Хотя дефицита бензина не было, возникла проблема с доставкой топлива с нефтеперерабатывающих заводов на побережье Мексиканского залива в штаты, которые в нем нуждаются, и чиновники изо всех сил пытались найти альтернативные маршруты его доставки.
Колониальный трубопровод, по которому доставляется около 45% топлива, потребляемого на восточном побережье, проходит от побережья Мексиканского залива до столичного региона Нью-Йорка, но штаты на юго-востоке больше полагаются на него. По трубопроводу ежедневно транспортируется 2,5 миллиона баррелей нефти, включая бензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут для дома и топливо для армии США.
Это крупнейший нефтепродуктопровод в США.
Трубопровод возобновил работу в среду, и компания заявила в четверг утром, что он работает на большинстве своих рынков и, как ожидается, вернется к работе на всех рынках к середине дня.
«Это должно означать, что к концу выходных все вернется в норму», — заявила министр энергетики Дженнифер Гранхольм в твиттере.
Colonial Pipeline возобновляет работу трубопровода на фоне резкого увеличения нехватки газа, повышения цен на газ и панических покупок. Мы объясняем в 4 графиках
Вы спросили, мы ответили: Ответы на вопросы Colonial Pipeline
Люди, скорее всего, увидят пик числа отключений газа через 48 часов, поскольку трубопровод возобновит работу в течение следующих нескольких дней, Патрик Де Хаан, руководитель анализа нефти в GasBuddy, сообщил USA TODAY в среду.
«Многие люди не узнают об этом в ближайшее время», — сказал Де Хаан. «У людей есть работа, они гуляют — поведение не обязательно сразу изменится». Это приведет к тому, что дефицит будет продолжаться до конца этой недели, когда он может снова вырасти из-за спроса на выходных.
«Я думаю, что ко Дню поминовения или вскоре после этого не будет такого проекта, как заправить ваш резервуар», — добавил он.
Почему так долго ждать? Де Хаан указывает на множество уровней процесса заправки.
Во-первых, особенно в юго-восточных штатах, нехватка водителей грузовиков для перевозки топлива из больших региональных резервуаров для хранения на местные станции привела к первому уровню нехватки, помимо остановки, сказал он.
Сьюзан Гриссом, главный отраслевой аналитик компании American Fuel and Petrochemical Manufacturers, также указала на сбой в цепочке поставок и проблемы, связанные с их доставкой по Восточному побережью в условиях разрушения колониального трубопровода.
«Требуется время, чтобы перегруппировать огромные количества продукции и эффективно осуществлять поставки в более отдаленные районы, которые поставляет Colonial; выяснение времени и логистики занимает некоторое время», — сказал Гриссом.
Это восходит к основной проблеме, которая вызывает этот дефицит: панические покупки, сказал Де Хаан.
«Люди наполняются бешеными темпами, — сказал Де Хаан. «Нет никакого способа, чтобы станции могли оставаться где-то рядом с догоняющими».
Хотя панические покупки могут прекратиться к концу этой недели, они могут снова вырасти, поскольку люди заправляются на выходных. Затем станциям потребуется некоторое время, чтобы догнать запасы.
«Я оптимистично настроен, что ситуация разрешится быстро, автомобилисты могли бы помочь ситуации, задержавшись на день или два, чтобы позволить станциям заправиться быстрее», — сказал Де Хаан в Twitter.«Это потрясающие новости перед тем, что, вероятно, будет очень жарким летом для спроса».
Colonial впервые публично объявила о кибератаке. Неясно, предпринимались ли другие попытки взлома, но у компании было множество других остановок или проблем, в основном из-за ураганов, протечек в трубопроводах, землетрясений и взрывов.
Многие были несовершеннолетними. В 2012 году Colonial пришлось закрыть одну из своих основных линий после сообщений о запахе бензина возле завода компании Moccasin Bend в Чаттануге, штат Теннесси.После этого инцидента было обнаружено, что около реки Теннесси вытекло около 500 галлонов топлива.
Содействовали: Бретт Молина, Натан Бомей и Габриэла Миранда, США СЕГОДНЯ; Ассошиэйтед Пресс
.