Советские автомобили и технологии в странах социализма — журнал За рулем
В 1950–1980‑е годы СССР экспортировал за рубеж довольно много легковушек, грузовиков, автобусов и даже троллейбусов. Но мало кто знает, что в страны социализма активно вывозили из Союза и технологии! Именно благодаря им в Румынии, Польше, Китае, на Кубе, в КНДР зародилась автомобильная промышленность.
Экономическая география
Материалы по теме
В соцстранах машины любили именовать географическими названиями — благозвучно и нейтрально. Вот и в социалистической Польше выпускали автомобили Lublin (Люблин), Warszawa (Варшава), Nysa (Ныса) — и все они имели советские корни.
До Второй мировой войны в Польше в небольших количествах собирали итальянские автомобили Fiat разных моделей. Но после победы сотрудничество с капиталистами по понятным причинам надолго прекратили. И вскоре начали выпуск грузовиков Lublin 51, представляющих собой точную копию наших ГАЗ‑51. Их тоже поначалу оснащали деревянно-металлическими кабинами, а затем — цельнометаллическими. Помимо бортовых машин, в Польше делали шасси для разнообразных надстроек.
Практически одновременно, в 1951 году, в Варшаве из деталей, поставляемых с ГАЗа, начали сборку седанов Warszawa — копий ГАЗ-М20 Победа. В 1951‑м сделали всего 75 машин, но у поляков были серьезные намерения. Из СССР за несколько лет ввезли около 500 машинокомплектов, а тем временем шла неспешная, но упорная локализация производства, которая привела к тому, что с 1956 года все узлы, включая 50‑сильные двигатели и трехступенчатые коробки передач для Варшав, стали делать в Польше.
Первая более-менее серьезная модернизация седана Warszawa состоялась в 1957 году. Внешность немного освежили, мощность двигателя увеличили на две «лошадки».
Даже в последней модели Warszawa 223 угадывались черты нашей Победы ГАЗ-М20. Но верхнеклапанный мотор развивал уже 70 л.с.Даже в последней модели Warszawa 223 угадывались черты нашей Победы ГАЗ-М20. Но верхнеклапанный мотор развивал уже 70 л.с.
Универсал Warszawa 223K, как и седан, выпускали в Польше вплоть до 1973 года.Универсал Warszawa 223K, как и седан, выпускали в Польше вплоть до 1973 года.
В 1957 году, когда завод в Горьком уже переходил с Победы на Волгу ГАЗ-М21, польские седаны лишь немного модернизировали — изменили детали отделки и подняли на 2 л.с. мощность. В 1960‑м усовершенствовали подвеску, пристроив телескопические амортизаторы вместо рычажных. Улучшили и тормозá — на передних колесах теперь стояло по два цилиндра.
Главным недостатком машины оставался слабосильный двигатель. Поляки пошли хитрым путем. На основе блока ГАЗ‑20 (82 × 100 мм) сделали новый верхнеклапанный мотор, развивающий 70 л.с., как у ранних двигателей 21‑й Волги. Выпуск таких агрегатов начали в 1962‑м; правда, поначалу их ставили только на часть машин.
С 1964 года делали уже сильно модернизированный автомобиль с выступающим багажником. Warszawa 203 (позднее — 223) была не самым элегантным автомобилем, но — практичным. Помимо базового седана выпускали универсал, пикап и санитарную модификацию. Разработкой совсем новой модели Warszawa поляки занимались, но до конвейера дело так и не дошло.
Автомобили по имени Warszawa экспортировали в социалистические и развивающиеся страны. Была даже экспортная версия с 52‑сильным дизелем Perkins. А свернули производство, изготовив около 250 тысяч машин всех модификаций, лишь в 1973 году, когда в СССР уже несколько лет делали ГАЗ‑24.
Поляки тем временем, вернувшись к давним корням, уже заметно нарастили выпуск лицензионных копий итальянского хэтчбека Fiat 125.
Zuk A03 выпускали с 1959 года на основе узлов и агрегатов, заимствованных у нашей Победы.Zuk A03 выпускали с 1959 года на основе узлов и агрегатов, заимствованных у нашей Победы.
Поздний польский Zuk уже с 70‑сильным верхнеклапанным мотором. Такие автомобили в больших количествах поставляли в СССР.Поздний польский Zuk уже с 70‑сильным верхнеклапанным мотором. Такие автомобили в больших количествах поставляли в СССР.
Материалы по теме
Но польская история Победы на этом не закончилась. Советские корни — мотор, рожденный из ГАЗ‑20, коробка передач, подвеска — прослеживались в польском автопроме еще почти четверть века на малотоннажных автомобилях Nysa и Zuk грузоподъемностью до 900 кг, выпускавшихся во множестве версий. Zuk, кстати, делали в Люблине после снятия с производства копий ГАЗ‑51.
Со временем Nysa и Zuk получили такой же верхнеклапанный, созданный на советском блоке цилиндров, двигатель, как легковая Warszawa.
Этот мотор, трехступенчатая коробка и модернизированная, с телескопическими амортизаторами подвеска прожили на польских машинах до середины 1990‑х. Автомобили Nysa и Zuk в больших количествах экспортировали в СССР. Правда, на испытаниях на Дмитровском автополигоне машины показали далеко не идеальную управляемость. Но отвергать продукцию братских стран было не принято. Да и в городских условиях с этим недостатком можно было смириться.
Армейский санитарный автомобиль на шасси Lublin 51 — польского брата ГАЗ‑51.Lublin последнего поколения неслучайно похож на нашу полуторку КиАЗ (позднее — БАЗ). В конце 1990‑х такие машины делали уже под именем Daewoo.
Семейство Nysa встало на конвейер в 1957‑м. Двигатель — от Варшавы, то есть по конструкции — чуть форсированный ГАЗ‑20.Семейство Nysa встало на конвейер в 1957‑м. Двигатель — от Варшавы, то есть по конструкции — чуть форсированный ГАЗ‑20.
В Люблине в середине 1990‑х вместо машин по имени Zuk начали выпускать новый Lublin — такое имя дали семейству полуторатонных грузовиков. Внешне и по компоновке они очень походили на наш КиАЗ‑3237, разработку которого с середины 1980‑х годов вел НАМИ совместно с УАЗом, а выпуск сначала планировали в Кировабаде (Азербайджан), а потом пытались наладить на Брянском автозаводе.
Сходство вовсе не случайно: доводилось слышать от создателей советской машины о сотрудничестве с поляками. Ведь одним из двигателей советского грузовика должен был стать польский дизель Andoria, с которым Lublin в 1990‑е годы, кстати, и выпускали. По сути, это был последний совместный автомобильный проект стран соцлагеря.
Вернемся к экономической географии, которая поведает, что Москвич делали не только в Москве и Ижевске, но и в болгарском Ловече. Там наши машины собирали много лет, начиная с Москвича‑408 и заканчивая уже Москвичом‑2141. Изготовили около 300 тысяч автомобилей, многие из которых в Болгарии живы до сих пор.
А на заводе Мадара в болгарском Шумене некоторое время изготавливали с частичной локализацией и наши ГАЗ‑53 в разных модификациях.
Сюжет для романа
До Второй мирово
Автомобили советской богемы — как она добывала иномарки — журнал За рулем
Иномарки в Союзе, как правило, покупали подержанными через Управление делами дипкорпуса, которое реализовывало машины покинувших страну иностранцев.
Материалы по теме
До Великой Отечественной в Союзе не было магазинов, где продавали автомобили, а подавляющему большинству граждан идея купить машину и в голову бы не пришла: денег хватало на еду да на простую одежду. Тем не менее частные машины в стране были. Но лишь у граждан, в той или иной степени приближенных к власти: признанных ученых, писателей, режиссеров, актеров. Они покупали автомобили на немалые гонорары, но отнюдь не в магазине.
Чтобы приобрести машину, нужно было разрешение правительства, которому писали соответствующие письма, вплоть до просьб лично председателю Совнаркома Вячеславу Молотову.
Зато у некоторых особо уважаемых лауреатов в 1930-х было даже по паре машин. Скажем, у «красного графа» и знаменитого писателя Алексея Толстого.
Лиля Брик и Renault NN 6CVЛиля Брик и Renault NN 6CV
А первым частным автомобилем в советской Москве после того, как у дореволюционных владельцев все машины конфисковали, стал Renault NN 6CV. В 1928-м, с трудом получив разрешение, этот автомобиль привез из Парижа Владимир Маяковский. Сам он за руль никогда не садился. Машину водили или наемный шофер, или подруга поэта Лиля Брик.
Режиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KAРежиссер Сергей Эйзенштейн возле Lincoln KA
Вообще, много лет советские писатели, режиссеры и актеры, как правило, ездили с водителями, которых сами и нанимали. Это касалось и великого режиссера Сергея Эйзенштейна, которого в середине 1930-х возили на двухдверном Lincoln KA. Кстати, это была довольно популярная тогда в СССР марка. На Lincoln, только большом — четырехдверном — возили и Максима Горького.
Иномарки в СССР тогда закупали небольшими партиями для обслуживания иностранцев, чиновников и особых граждан.
ГАЗ-АА писателя Михаила ПришвинаГАЗ-АА писателя Михаила Пришвина
С начала 1930-х писатели и актеры стали получать право и на покупку отечественных автомобилей. Первой машиной известного писателя Михаила Пришвина стал ГАЗ-А. Потом он попросил разрешения купить «эмку» ГАЗ-М1, но машину выделили не сразу, а пока Пришвин стал владельцем грузовика ГАЗ-АА с будкой в кузове — эдакий дом на колесах. Потом у Пришвина была и «эмка», а после войны — Москвич-400, который, кстати, жив и по сей день.
Сказочник Бажов и реальная Победа ГАЗ-М20
После войны главной машиной обеспеченных людей стала Победа. Причем в те годы автомобили можно было купить свободно, поскольку тех, кто мог позволить себе подобные траты, было очень немного. Победы покупали очень многие артисты, писатели, придворные художники. Такой автомобиль был, например, у знаменитого уральского сказочника Павла Бажова.
Mercedes-Benz 170H художника ДейнекиMercedes-Benz 170H художника Дейнеки
Однако в первые послевоенные годы в СССР появилась трофейные иномарки разных марок, моделей и классов. По сохранившимся документам, в семье певицы Лидии Руслановой было четыре немецких машины, включая Mercedes-Benz и Horch. А, скажем, в семье знаменитого художника, классического представителя большого стиля Александра Дейнеки был редкий заднемоторный Mercedes-Вenz 170H.
Валентина Серова в трофейном Opel 2LВалентина Серова в трофейном Opel 2L
У актрисы — звезды конца 1930-х Валентины Серовой и ее мужа, писателя, многократного лауреата Сталинской премии Константина Симонова тоже было несколько автомобилей, в том числе Opel 2L с заказным кузовом Glaser, Willys MB, а позднее вроде бы даже и привезенный из Америки Cadillac.
Академик архитектуры Щусев в Horch 853Академик архитектуры Щусев в Horch 853
Академика, архитектора Алексея Щусева, автора мавзолея Ленина и множества домов классического советского ампира, после войны возили в роскошном кабриолете Horch 853.
Продолжение — на следующей странице.
Производство автомобилей в СССР 1924
Справочная таблица
Производство автомобилей в СССР В 1924 — 1930 гг.
Год | Автомобили производство, шт. | Всего | ||
легковые | грузовые | автобусы | ||
1924 | — | 10 | — | 10 |
1925 | — | 116 | — | 116 |
1926 | — | 366 | — | 366 |
1927 | 3 | 451 | 24 | 478 |
1928 | 50 | 740 | 51 | 841 |
1929 | 156 | 1471 | 85 | 1712 |
1930 | 160 | 4019 | 47 | 4226 |
Производство автомобилей в СССР В 1931 — 1940 гг.
Год | Автомобили производство, шт. | Всего | ||
легковые | грузовые | автобусы | ||
1931 | * | 3 915 | 90 | 4 005 |
1932 | 34 | 23 748 | 97 | 23879 |
1933 | 10259 | 39 101 | 350 | 49 710 |
1934 | 17 110 | 54 572 | 755 | 72 437 |
1935 | 18968 | 76854 | 893 | 96 716 |
1936 | 3 679 | 131 546 | 1263 | 136 488 |
1937 | 18 250 | 180339 | 1268 | 199857 |
1938 | 26 986 | 182373 | 1755 | 211 114 |
1939 | 19 647 | 178 769 | 3271 | 201687 |
1940 | 5511 | 135 958 | 3921 | 145390 |
Производство автомобилей в СССР В 1945 — 1960 гг.
Год | Автомобили производство, шт. | Всеро | ||
легковые | грузовые | автобусы | ||
1945 | 4995 | 68548 | 1114 | 74657 |
1946 | 6289 | 94572 | 1310 | 102171 |
1947 | 9622 | 121248 | 2098 | 132968 |
1948 | 20175 | 173908 | 2973 | 197056 |
1949 | 45661 | 226854 | 3477 | 275992 |
1950 | 64554 | 294402 | 3939 | 362895 |
1951 | 53646 | 229777 | 5260 | 288683 |
1952 | 59663 | 243465 | 4808 | 307936 |
1953 | 77380 | 270667 | 6128 | 354175 |
1954 | 94728 | 300613 | 8532 | 403873 |
1955 | 107806 | 328047 | 9415 | 445268 |
1956 | 97792 | 356415 | 10425 | 464632 |
1957 | 113588 | 369504 | 12316 | 495408 |
1958 | 122191 | 374900 | 13983 | 511074 |
1959 | 124519 | 351373 | 19102 | 494994 |
1960 | 138828 | 362008 | 22761 | 523591 |
Производство автомобилей в СССР В 1961 — 1982 гг.
Год | Автомобили производство, шт. | Всего | ||
легковые | грузовые | автобусы | ||
1961 | 148 914 | 318 617 | 24 799 | 555 330 |
1962 | 165 945 | 382 355 | 29 180 | 577 480 |
1963 | 173 122 | 382 220 | 31 670 | 587 012 |
1964 | 185 159 | 385 006 | 32 919 | 603 084 |
1965 | 201 175 | 379 630 | 35 507 | 616 312 |
1966 | 230 251 | 407 633 | 37 327 | 675 211 |
1967 | 251 441 | 437 350 | 39 960 | 728 751 |
1968 | 280 332 | 478 147 | 42 357 | 800 836 |
1969 | 293 558 | 504 529 | 46 099 | 844 186 |
1970 | 344 248 | 524 507 | 47 363 | 916 118 |
1971 | 529 041 | 564 250 | 49 316 | 1 142 607 |
1972 | 730 105 | 596 797 | 51 926 | 1 378 828 |
1973 | 916 700 | 629 481 | 56 023 | 1 602 204 |
1974 | 1 119 422 | 666 290 | 60 233 | 1 845 945 |
1975 | 1 201 210 | 695 779 | 66 860 | 1 963 849 |
1976 | 1 239 000 | 716 000 | 70 000 | 2 025 000 |
1977 | 1 280 000 | 734 000 | 74 000 | 2 088 000 |
1978 | 1 312 000 | 762 000 | 77 000 | 2 151 000 |
1979 | 1 314 000 | 780 000 | 79 200 | 2 173 000 |
1980 | 1 327 000 | 787 000 | 85 000 | 2 199 000 |
1981 | 1 324 000 | 786 600 | 86 900 | 2 197 000 |
1982 | 1 307 000 | 780 000 | 85 700 | 2 173 000 |
Даты выпуска миллионных автомобилей
Автомобиль | Количество, млн. шт. | Дата | Автомобиль | Количество, млн. шт. | Дата |
«Москвич» | 1 | Май 1967 г. | «Запорожец» | 1 | Январь 1976 г |
Грузовой ГАЗ | 5 | Июнь 1967 г. | ВАЗ | 3 | Декабрь 1976 г. |
Легковой ГАЗ | 1 | Июнь 1967 г. | ИЖ | 1 | Ноябрь 1977 р. |
ВАЗ | 1 | Декабрь 1973 г. | ВАЗ | 4 | Июнь 1978 г. |
УАЗ | 1 | Февраль 1974 г. | ВАЗ | 5 | Октябрь 1979 г. |
ЗИЛ-130 | 1 | Июнь 1974 г. | «Москвич» | 3 | Август 1980 г. |
«Москвич» | 2 | Август 1974 г. | ВАЗ | 6 | Март 1981 г. |
ВАЗ | 2 | Июль 1975 г. | Легковой ГАЗ | 2 | Июнь 1982 г. |
ММЗ | 1 | Сентябрь 1975 г. |
|
|
|
_______________
Источник информации: АВТОМОБИЛИ СТРАНЫ СОВЕТОВ./ 2-е изд, — М.: 1983.
Мотор V12 с автоматом — были и такие грузовики в СССР! — журнал За рулем
По масштабам производства грузовиков Советский Союз занимал одно из ведущих мест в мире.
В Советском Союзе грузовики были главными автомобилями. Их в огромных количествах выпускали гигантские, большие, средние и маленькие заводы.Почти каждый гражданин СССР так или иначе хоть раз в жизни сталкивался с самыми массовыми моделями. Кто-то учился на ГАЗе еще в автошколе, другие работали за рулем или служили водителями в армии. Ну а кто-то просто грузил в кузов мебель, переезжая в новую квартиру.
Некоторые модели были настолько массовыми и выпускали их так долго (одно не всегда, но почти всегда совпадало с другим), что их знали практически в каждом, даже самом отдаленном поселке Союза. Иные же автомобили знамениты тем, что стали эпохальными не только для советского автопрома, но, по сути, и для всей страны.
Здесь, конечно, далеко не все массовые грузовики СССР, но одни из самых заметных и значительных в истории нашего автопрома.
ГАЗ-ААГАЗ-АА
Самыми массовыми предвоенными грузовиками были простенькие (а теперь легендарные) полуторки (грузоподъемность 1,5 т) — ГАЗ-АА (сначала НАЗ-АА), которые по лицензии Ford делали с 1932 г. В 1938-м часть машин с 3,3-литровыми моторами в 50 л.с. вместо прежней версии в 40 л.с. официально стали носить имя ГАЗ-ММ. Полуторки прошли через войну и были сняты с производство отнюдь не сразу после Победы. Помимо Горьковского завода автомобили собирали в Москве, Ростове-на-Дону, а после войны до 1949-го — в Ульяновске. Изготовили чуть меньше 1,1 млн машин.
ЗИС-5ЗИС-5
Материалы по теме
Не менее известна, а до войны и особенно уважаема за грузоподъемность была трехтонка ЗИС-5, производство которой начали в 1933-м. На автомобиль ставили 73-сильный мотор рабочим объемом 5,5 л, а на последние, послевоенные, московские машины, получившие имя ЗИС-50, — 90-сильный.
ЗИС-5, он же «Захар», помимо завода ЗИС с 1942 года выпускал УльЗИС в Ульяновске, а с 1944-го и УралЗИС в Миассе. Машину делали во множестве модификаций, на Урале — аж до 1958 года. Всего изготовили более 860 тыс. экземпляров, некоторые работали еще в начале 1970-х.
ГАЗ-51ГАЗ-51
ГАЗ-51 — символ послевоенного возрождения страны и рекордсмен по количеству выпущенных экземпляров за всю советскую историю: с 1946 по 1975 гг. сделали более 3,5 млн машин разных модификаций. Чуть больше 14 тысяч ГАЗ-51 собрали на Иркутском сборочном заводе, остальные — в Горьком. Автомобиль грузоподъемностью 2500 кг с «шестеркой» в 75 л.с. постепенно модернизировали (ранние машины имели, например, дерево-металлические кабины), но основа была неизменной. На шасси ГАЗ-51 делали самосвалы, седельные тягачи, спецмашины и, конечно, знаменитые «носатые» автобусы, которые строили примерно полтора десятка заводов по всей стране. А еще ГАЗ-51 славен тем, что его выпускали за рубежом: в Китае, Северной Корее и Польше.
ЗИС-150ЗИС-150
Чуть позже, чем ГАЗ-51, — в 1947-м с конвейера в Москве стали сходить грузовики ЗИС-150. Машина грузоподъемностью 4000 кг, по сути, была совершенно новой. На водителей впечатление производила и просторная кабина, и 5-ступенчатая коробка передач, и пневматические тормоза, и, конечно же, двигатель мощностью 90 л.с. (позднее — 95 л.с.). До 1957-го изготовили почти 780 тыс. грузовиков разных модификаций. Потом, до 1965-го, выпустили еще 380 тысяч заметно модернизированных, но внешне похожих ЗИЛ-164. Тягачи и самосвалы строили и в Грузии под маркой КАЗ. Копии ЗИС-150 делали и в Китае.
ЯАЗ-200ЯАЗ-200
Эпохальный — первый в стране серийный дизельный грузовик ЯАЗ-200, огромной по тем временам грузоподъемностью 7000 кг, появился в 1947-м. А прототип с кабиной американского Mack собрали еще в 1944-м. На машине стоял двухтактный дизель, сделанный по американской лицензии, — 4-цилиндровый, рабочим объемом 4,65 л, мощностью 110 л.с. До 1950 года в Ярославле собрали всего чуть более 1800 ЯАЗ-200, затем производство передали в Минск, где МАЗ-200 в нескольких модификациях делали вплоть до 1966-го.
ЗИЛ-157ЗИЛ-157
Первым послевоенным автомобилем повышенной проходимости от завода имени Сталина стал ЗИС-151, производство которого начали осенью 1948-го. Трехосных машин с задними двухскатными колесами до 1958-го сделали почти 200 тысяч. Но более знаменитым стал все же модернизированный ЗИЛ-157, который в Москве стоял на конвейере с 1958 по 1982 годы. Трудно найти того, кто служил в армии в эти десятилетия и так или иначе не сталкивался с машиной, пользующейся отменной репутацией за проходимость и надежность. Трехосных ЗИЛ-157 грузоподъемностью 4500 кг с рядным шестицилиндровым 104-сильным (потом 110-сильным) двигателем в Москве собрали более 797 тысяч, еще около 160 тысяч сделали с 1977 до 1991 гг. на заводе УАМЗ в Новоуральске.
УАЗ-450УАЗ-450
Ульяновская «буханка» отметила недавно 60-летие (!) конвейерной жизни. Конечно, по сравнению с 65-сильным УАЗ-450, выпуск которого начали в 1958-м, нынешние автомобили сильно отличаются. Но основа компоновки и стилистики была заложена именно тогда. С 1960-х параллельно делали и семейство УАЗ-451 с ведущей задней осью. Позднее семейства «буханок» и «головастиков», как некогда называли бортовые грузовики УАЗ-452, УАЗ-3741 и УАЗ-3303, приросло огромным количеством модификаций.
Опытные МАЗ-500 и МАЗ-503Опытные МАЗ-500 и МАЗ-503
Революционным для страны стало семейство грузовиков МАЗ-500 — первых серийных советских бескапотников с откидывающейся кабиной. Мелкими партиями автомобили с ярославским дизелем V6 мощностью 180 л.с. строили с 1961 г., массово — с 1963-го. Бортовые грузовики, самосвалы, тягачи (в том числе с «восьмеркой» в 270 л.с.) производили вплоть до 1990 года. Собрали более 330 тысяч экземпляров.
ЗИЛ-130ЗИЛ-130
Не было в СССР города, села, деревни, где не знали бы ЗИЛ-130. Шоферы ценили машину за мощность, выносливость и надежность. ЗИЛ-130 разрабатывали с середины 1950-х, в серию запустили в 1964-м. Сначала указывали грузоподъемность 5000, а позднее и 6000 кг. Бензиновый V8 объемом 6 л и мощностью 150 л.с. был очень надежен, правда, экономичностью, мягко говоря, не отличался. Во множестве модификаций в Москве автомобили (в том числе не сильно модернизированный ЗИЛ-431410) собирали до 1995 г., а на Урале — аж до 2010-го! Сделали почти 3,4 млн автомобилей.
БелАЗ-540БелАЗ-540
Гигантский БелАЗ-540 живьем видели немногие, но знали почти все, поскольку в 1960-х он стал одним из главных символов могущества страны и ее автопрома. Грузоподъемность в 27 000 кг тогда казалась просто сказочной. Как и дизель V12 объемом 38,8 л, мощностью 375 л.с. и первая на советском грузовике серийная автоматическая трансмиссия. Самосвал, который пошел в серию в 1964-м, стал родоначальником всех известных и сегодня огромных белорусских карьерных самосвалов.
Урал-375Урал-375
Урал-375 и в народном хозяйстве, и в армии законно числили внедорожником с почти абсолютной проходимостью. Первые опытные образцы, сделанные на основе прототипов НАМИ, в Миассе собрали в конце 1950-х. С 1960-го делали мелкие партии, а в 1961-с автомобиль грузоподъемностью 5000–7000 кг с бензиновым V8 мощностью 180 л.с. поставили на конвейер. В разных версиях машины строили вплоть до 2000-х.
ГАЗ-3302 ГазельГАЗ-3302 Газель
ГАЗ-3302 ГАЗель пустили в производство в 1994-м, но разрабатывали еще в СССР (первые пять образцов собрали в 1991-м), в долгих и мучительных поисках оптимальной конструкции полуторатонного грузовика. Простой и дешевый ГАЗ-3302 с 90-сильным мотором 2,45 л стал одним из главных автомобилей нового времени и повез страну в иные экономические отношения. К 2014 году изготовили более 2 млн машин. ГАЗели собирали, в частности, в Иркутске, Абакане, Семенове, а также на Украине, в Казахстане, Чехии.
BBC — Автомобили — Назад из СССР: советские автомобили заслуживают еще одного взгляда
Я говорю им: «Он едет, как 60-летний русский автомобиль».
Его оттенок, темный, как броня Дарта Вейдера, идеально подходит для лимузина, построенного в том, что президент США Рональд Рейган назвал «империей зла». Свинцовые облака, бодрящий ветерок и кратковременный снегопад, казавшийся неподходящим для дня середины апреля, только усилили холод холодной войны. Головокружение даже не начинало описывать; Собирался кататься на ЗИЛе.
Завод имени Лихачева (иногда его называют «Завод имени Лихачева»), названный в честь пионера советской автомобильной промышленности Ивана Лихачева, производил грузовики, автобусы и до 2002 года большие устрашающие лимузины, которыми пользовались советские чиновники. По словам Винни Бакшт, владельца именно этого ЗиЛа, большинство из них было демонтировано под контролем КГБ после официального использования. Пример Бакшта — винтаж Перестройки, модель 1985 года, последняя из 65 построенных в этой вариации, известная как 41045. Это также одна из немногих, которые вышли на Запад.Бакшт говорит, что его машина коснулась земли США до распада Советского Союза в 1991 году, когда она служила резервной машиной в кортеже президента Михаила Горбачева во время его встречи на высшем уровне с Рейганом в 1987 году.
По теме: Путеводитель автомобильного корректировщика по России
«Люди испугались бы, увидев ЗиЛ», — говорит Бакшт, эмигрировавший из Москвы в 1989 году.
Мобильный монолит длиной 6,3 м. легкая броня в дверях и весит четыре тонны, а его 315 лошадиных сил 7.7-литровый бензиновый двигатель V8 уверенно движется в условиях дневного движения. Бакшт говорит, что дублированные системы зажигания, тормоза и топлива были необходимы для первоначальной работы автомобиля.
Я думаю, что лучше проверить Бакшт на «связи», которые требовались для обеспечения проезда машины в США. Все, что остается делать, — это восхищаться несоответствием номерных знаков дилеров Нью-Джерси на советском лимузине и уединяться в Starbucks, чтобы поболтать за кофе.
Эта дебютантка разрядки представлена этой весной в Greenwich Concours d ’Elegance в Коннектикуте.В последние годы на этом выдающемся мероприятии было представлено несколько автомобилей советской эпохи, предмет гордости Бакшт и сообщества коллекционеров в США, Европе и России, которые общаются через различные блоги и форумы.
Дмитрий Швецов, проживающий в бруклинском районе Нью-Йорка, показал в Гринвиче два автомобиля «Волга» ГАЗ-21. 45-летний автомобильный инженер уехал из Черноголовки, научного центра в 45 км от Москвы, 25 лет назад. Он говорит, что не собирался покупать советский автомобиль, когда искал в Интернете классический автомобиль в 2010 году.Не веря своим глазам, он наткнулся на черную «Волгу» 62 года выпуска, выставленную на продажу в южной Калифорнии — по совпадению, где проживал известный владелец Волги, телеведущий и известный коллекционер автомобилей Джей Лено.
«С этого началась моя одержимость русскими автомобилями в Америке, — говорит Швецов. Когда в октябре 2012 года наводнение из-за урагана Сэнди разрушило его Волгу, он импортировал из России полностью отреставрированную модель 1957 года — первого года выпуска для автомобиля.
ГАЗ-21, компактный вариант американских седанов начала 50-х годов, был построен с небольшими изменениями до 1969 года и обычно предназначался для граждан с высоким статусом в советской бюрократии.Его двигатель представляет собой 2,4-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 70 л.с. с 3-ступенчатой механической коробкой передач. Зрители неизбежно спрашивают Швецова, каково это водить машину.
«Я говорю им:« Он едет как российская машина 60-летней давности », — говорит он со смешком.
В прошлом году 19-летний Роман Грудинин выиграл свой класс в Гринвиче на советском народном автомобиле ВАЗ «Лада». Подросток, который живет в 40 км вверх по реке в Нью-Сити, штат Нью-Йорк, купил и восстановил свою Ладу 1982 года в Украине, когда ему было 17 лет. Некоторые местные жители принимают ее за Fiat 124, на котором она была основана.Fiat сконфигурировал завод и поставил инструменты, и в период с 1972 по 2012 год было сделано несколько изменений. Грудинин объясняет, что ВАЗ внес сотни изменений в базовую конструкцию Fiat 1966 года, включая пересадку двигателя, чтобы сделать его пригодным для суровых советских погодных и дорожных условий.
«Единственное, что у них действительно общее, — это корпус, — говорит Грудинин. «Вы не можете использовать итальянские детали».
Название Lada было зарезервировано для экспортного брендинга; машина в России называлась Жигули, по горному хребту возле завода.Продано более 20 миллионов автомобилей, и Lada на базе Fiat стала вторым по объему производимым автомобилем в мире после Volkswagen Beetle. Более половины было экспортировано. Европейские и канадские покупатели, которых привлекла невысокая цена автомобиля, также были разочарованы его низким качеством. Однако водители внутреннего рынка с большей готовностью воспользовались относительной простотой ремонта автомобиля своими руками.
Лада Грудинина — это 2103, «роскошный» апгрейд, отличающийся решеткой с четырьмя фарами и роскошным интерьером. Цена в 8 600 рублей была недоступна для большинства граждан при среднемесячной заработной плате 100 рублей.Но первоначальный владелец, по его словам, заплатил всего один рубль, выиграв автомобиль в государственной лотерее.
Грудинин наладил связи с сетью коллекционеров Lada в России и Восточной Европе. Один друг, Норберт Мелег из Дунашега, Венгрия, владеет 13 экземплярами. Его единственный западный автомобиль — купе BMW 850i.
«Моей детской мечтой было получить Ладу 2103, — говорит 42-летний Мелег. — В то время годы ожидания машины, телефонной линии, квартиры или чего-то такого тривиального, как морозильная камера, были частью повседневной жизни в городе. рай для рабочих.’”
Мелег начал свою коллекцию Lada четыре года назад, и многие из них были восстановлены. Вместе с друзьями он основал Венгерский клуб классических жигулей, по оценкам которого 65 000 зарегистрированных «ладов» проживают в границах бывшей коммунистической страны.
В Москве фотограф и телеоператор Алекс Адорацкий собирает «Лады» с небольшим пробегом и в оригинальном состоянии. Он владеет пятью плюс двумя «Волгазами», включая модель 1969 года, которую он купил примерно за 200 долларов и потратил год на восстановление.
«У моего отца была такая же машина, когда я был ребенком», — говорит он.
Первой «Ладой» Адоратского была оранжевая модель 1984 года с пробегом всего 2200 км, купленная у отца друга. Он сдает машины в аренду для теле- и кинопроизводств; этот появился в фильме 2005 года «Архангел» с участием Дэниела Крейга.
За пределами соревнований мало кто из американцев видел «Ладу» или любой другой советский или российский автомобиль, и Саймон Росс надеется изменить этот факт. Он покинул Советский Союз вскоре после его распада и поселился в пасторальном Саммамише, штат Вашингтон, в 32 км к востоку от Сиэтла.Вдохновленный LeMay: Американский автомобильный музей в соседнем Такоме, Росс надеется открыть музей советских автомобилей. У него хорошее начало: 20 экземпляров, в том числе две военные машины, и еще 10 на подходе. Он начал импортировать их из Украины, Прибалтики и Болгарии четыре года назад, некоторые из них за всю жизнь проехали всего 2000 км.
«[Эти жители] перешли на иномарки раньше, чем в России, поэтому их советские машины стояли в гаражах», — говорит Росс, владеющий компанией по производству морепродуктов.
Помимо нескольких «Лад», в коллекции Росса две «Волги» ГАЗ-21, более поздний универсал ГАЗ-24 «Волга», Москвич и ЗИМ 1951 года выпуска, большой седан в стиле Кадиллака 1940-х годов. Росс говорит, что его первоначальным владельцем был посол СССР в Китае.
Среди его фаворитов — ЗАЗ, крошечный автомобиль с установленным сзади двигателем V4 с воздушным охлаждением. У него есть фотография, на которой он в шесть лет сидит за рулем почти идентичной модели своего отца; недавно он повторил снимок со своим шестилетним сыном:
В отличие от грандиозного социального эксперимента, в результате которого они были произведены, похоже, этим машинам гарантирована прочная вторая жизнь.
Если вы хотите прокомментировать это или что-нибудь еще, что вы видели на BBC Autos, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам на Twitter .
.25 странных и чудесных воспоминаний
Глядя на Россию, Марсель Теру вспоминает 25 горько-сладких воспоминаний о старой Красной Империи.
Летом 1990 года я путешествовал по Советскому Союзу, собирая информацию для путеводителя. Хотя тогда этого еще никто не осознавал, дни СССР были сочтены, и путеводитель так и не попал в печать. Нынешний президент России Владимир Путин выразил глубокое сожаление по поводу распада Советского Союза.Я не чувствую того же; но здесь, в произвольном порядке, представлены 25 вещей, которые каким-то образом отражают странность исчезнувшего места и времени.
1. Еще в СССР
Прибытие в СССР сопровождалось странным дрожанием с того момента, как вы вышли из самолета. Неулыбчивые паспортные инспекторы в своих странно освещенных будках, внимательно изучающие ваши документы, были напоминанием о том, что вы переходите линию фронта холодной войны в страну с ядерным оружием, которая якобы была посвящена распространению Евангелия Маркса и Ленина.
Особо крепкие советские сигареты ушли в прошлое Кредит: АЛАМИ2. Папиросы
Залы прилета советских аэропортов имели отчетливый запах: крепкие сигареты с картонными наконечниками, папиросы, которые курили повсюду. Оказалось, что они никому не нравились: от них отказались оптом, как только стали доступны западные сигареты.
3. Черный рынок
Провал командной экономики означал, что многие россияне пользовались спросом на товары народного потребления с Запада.Посетители из Финляндии в Санкт-Петербург обычно покрывали расходы на выпивку на выходные, продавая пару джинсов. Я продал пару кроссовок Бо Джексона человеку, который действительно хотел куртку, которую я носил, из американского каталога одежды, которую он заметил примерно с 100 ярдов. «L L Bean!» было его запоминающимся вступительным приветствием. «Я взломан для L L Bean!»
4. Советские автомобили
Эх, за Жигули, Зил, Волгу! Эти неуклюжие машины было трудно купить и они были неэффективными, но их квадратные формы напоминают Советский Союз и до сих пор вдохновляют любителей ретро-автомобилей в России.
Славная Лада Кредит: 2014 Getty Images / Спенсер Платт5. Бассейн Москва
Пар из самого большого открытого бассейна в мире, поднимающийся в холодное небо, — это вечная память о СССР. У бассейна странная история: он был построен на фундаменте того, что должно было стать самым высоким зданием в мире — Домом Советов. После распада СССР он был засыпан и стал местом Храма Христа Спасителя, где прошла печально известная акция протеста Pussy Riot.
Самый большой в мире открытый бассейн, ныне исчезнувший Кредит: АЛАМИ6. Березки
Березка, что означает «березка», была специальным магазином, который был открыт только для иностранцев и советских граждан, у которых была твоя валюта. В то время как в обычных магазинах не было товаров, Березки представляли собой причудливое изобилие икры, тоблеронов и видеокассет.
7. Высоцкий Владимир
Красивый актер и трубадур с гравийным голосом умер в 1980 году в возрасте 42 лет. Его песни на пиратских кассетах были повсеместным музыкальным сопровождением жизни в бывшем СССР.Ленивая, но не совсем неточная параллель — это Боб Дилан.
Гравийоголосый Владимир Высоцкий Кредит: АЛАМИ8. Романы соцреализма
Я прочитал целый том «Поднятой целины» Михаила Шолохова, прежде чем понял, что это второй в серии. Меня странно захватили подвиги героического колхозника Донского края.
9. Самодельные решения
Отсутствие товаров народного потребления вдохновляло советских граждан на необычайную находчивость: телевизионные антенны из вилок, пробка для ванны из каблука ботинка, дорожный знак, переработанный как лопата.
10. Видеоигры
Да, невероятно, но в СССР были свои собственные видеоигры: неуклюжие, в основном на военную или хоккейную тематику, они не сильно могли соперничать с Atari, но у них было свое очарование. К счастью, некоторые из них сохранились в двух филиалах Музея советских игровых автоматов в Москве и Санкт-Петербурге.
11. Близорукие попутчики
Вплоть до самого развала СССР вы все еще сталкивались бы с монокулярными иностранными защитниками советской системы, пробирающимися через то, что они все еще считали, вопреки всем свидетельствам своих чувств, раем для рабочих.
12. Зураб Церетели
Невероятные и огромные скульптуры Церетели возникли после распада СССР. Я скучаю по пустым местам, которые они сейчас занимают.
Памятник Папе Иоанну Павлу II работы Зураба Церетели Кредит: GETTY13. Агитационные плакаты
Частью неотразимой эстетики СССР было отсутствие потребительской рекламы. Вместо этого огромные плакаты прославляли выдающиеся умы Маркса, Энгельса и Ленина; победы Красной Армии; и достижения той пятилетки, в которой мы должны были быть.
14. Значки
По какой-то загадочной причине в Советском Союзе был целый культ обмена и обмена значками. В этом была определенная предсказуемость. Что бы вы ни подарили — значок Ramones, или шотландский флаг, или что-нибудь, что вы подобрали у Happy Eater — взамен вы почти наверняка получите Ленина.
Другой Ленин? Большой! Кредит: АЛАМИ15. Грузинская кухня
Еда в бывшем Советском Союзе сегодня вкусная и неузнаваемая по таинственным мясным котлетам и гречке, которые раньше подавали посетителям.Но одним ярким пятном в старину были грузинские рестораны, где вино, баклажаны, жареный цыпленок и сырные пирожки были мечтой изобилия.
16. Униформа
Повсеместное распространение военной формы было постоянным напоминанием о том, что вы оказались на враждебной территории хорошо вооруженной страны, которая считала вас декадентским буржуазным наростом коррумпированной и обреченной экономической системы.
17. Дежурная
Дежурная, стоявшая за столом на каждом этаже отеля, всегда была женщиной, следила за гостями, поддерживала порядок и была тем человеком, с которым нужно было поговорить, чтобы получить мыло, туалетную бумагу, пробку для ванны или забронировать международный звонок.Каким-то образом она всегда была ледяной с самого начала, а затем раскололась, чтобы показать неожиданную теплоту, которая заставила задуматься, в чем же заключалась вся эта холодная война.
18. Самиздат
Означает «самоизданные», это был термин для тщательно скопированных произведений диссидентской литературы, которые распространялись среди очень большого круга людей, которым небезразличны книги. Великое уважение Советского Союза к писателям парадоксальным образом выражалось в усилиях, которые предпринимались для их подавления.
19. Кремленология
Непонимание политического устройства СССР для людей на Западе было типичным примером попытки определить, кто находится у власти или вне власти, видя, где старший p
.