Posted in: Авто

Авто ссср прошлых лет: Десять советских автомобилей, которыми можно гордиться — Селектор — Motor

Содержание

Рестайлинг в СССР. Как могли выглядеть советские автомобили :: Autonews

Советские дизайнеры имели доступ к иностранной прессе и всегда были в курсе мировых трендов. Это помогало им предлагать более актуальную стилистику советских автомобилей, но воплощать изменения мешала плановая экономика, в рамках которой не существовало конкуренции и затрат на обновление и без того дефицитных моделей. В стол отправлялись не только свои проекты, но и те, что заказывались за границей за немалые деньги.

ВАЗ-2103

В середине 1970-х АвтоВАЗ решил обновить модную «тройку» и заказал рестайлинг не абы кому, а специалистам Porsche. Немцы убрали весь хром, поставили облицовку радиатора в цвет кузова и объемные пластиковые бамперы. В салоне появилась новая передняя панель и руль в стиле «баранок» Porsche 924. Заодно перенастроили подвески и двигатель, уменьшили уровень шума. Но в серию в итоге пошел не этот вариант, а собственная модель ВАЗ-2106.

Фото: adoratskii.ru

ГАЗ-24

Четырехфарные модификации ГАЗ-24 в середине 1960-х предполагалось делать для люксовых версий с двигателем V6, но дело ограничилось только опытными машинами. Потом получить подобную оптику должна была уже обновленная «Волга», проект которой выполнила фирма FIAT. Итальянцы поставили прямоугольные фары, капот без выштамповки и салон от своего же седана FIAT-130, который повторял донорский до мельчайших деталей. Собственный мотор V6 в Горьком так и не сделали, поэтому на машину поставили итальянский.

Фото: detroit-diesel8.livejournal.com

Фото: detroit-diesel8.livejournal.com

Фото: detroit-diesel8.livejournal.com

Фото: detroit-diesel8.livejournal.com

ГАЗ-24 (3101)

Еще одна глубокая модернизация ГАЗ-24, которая вполне могла перерасти в новую модель и успела получить новый индекс в соответствии с принятой в 1966 году отраслевой нормалью. Знакомый кузов оснастили новыми навесными панелями спереди и сзади, принципиально иной оптикой, объемной панелью приборов с колодцами циферблатов, пружинными подвесками, двигателем V6 и даже «автоматом». Часть этих наработок впоследствии использовали для условно новой модели ГАЗ-3102, в которой, по сравнению с ГАЗ-24, нового было гораздо меньше.

Фото: autowp. ru

«Москвич-412»

Устаревший к середине 1970-х седан пыталась модернизировать компания Porsche Engineering. «Москвич» получил черную облицовку радиатора, молдинги на боковинах и порогах, а на крышке багажника появилась контрастная полоса с названием марки. Немцы обновили переднюю панель и дверные карты, поставили более современные приборы, новый руль и подголовники сидений. Совсем другой вариант предложил финский дистрибьютор Konela: много хрома, горизонтальные фонари и дверные ручки от ВАЗ-2101. Но в серию в итоге пошла более серьезная собственная модификация под индексом «Москвич-2140».

Фото: autowp.ru

ГАЗ-12 ЗИМ

Уже работая в 1956 году над новым седаном ГАЗ-13, конструкторы завода заодно провели обновление текущего ГАЗ-12, на котором впервые и появилась пресловутая чайка — хромированная птичка на новой облицовке радиатора. Окантовки фар стали крупнее и лишились хрома, а на задних крыльях он, напротив, появился. Мощность двигателя выросла с 90 до 110 л. с., вместо МКП поставили «автомат» от будущей «Волги». Но в итоге «Чайкой» назвали новый ГАЗ-13, который унаследовал и птичку на облицовке радиатора.

Фото: wikimedia.org

ГАЗ-20 «Победа»

Сразу после начала выпуска «Победы» в НАМИ занялись доработкой, основной целью которой было улучшение обзорности и простора в салоне. Так сложилась концепция машины с кузовом седан и улучшенным салоном с раздельными задними креслами. Параллельно стилисты экспериментировали с различными формами облицовки радиатора и бамперов. Но в Горьком сделали ставку на модель ГАЗ-21, а наработки по «Победе» отдали в Польшу, где седан с еще более крупным багажником выпускался под маркой Warszawa до начала 1970-х.

Фото: 477768.livejournal.com

Фото: 477768.livejournal.com

Фото: 477768.livejournal.com

ГАЗ-21

Седан ГАЗ-21 выпускался тремя сериями с разными облицовками радиатора, но в 1956 году НАМИ подготовил нереализованный проект четвертой. Она отличалась широкой решеткой с горизонтальными брусьями, боковым молдингом и новыми колесными колпаками. Нечто похожее сделали и в ателье Carrozzeria Ghia S.p.A по заказу европейского торгового дома Scaldia-Volga. Существовал еще и более радикальный заводской вариант с прямыми крыльями и козырьками над фарами, но его на ГАЗе сочли слишком затратным.

Фото: carakoom.

com

«Москвич-400» (401)

Первый послевоенный «Москвич-400» был копией довоенного Opel Kadett, поэтому уже в 1946 году завод начал готовить модернизированный вариант. Машина получила дутые передние крылья, капот аллигаторного типа и хромированную облицовку радиатора вместо простых прорезей в железе. А еще — отдельный багажник и более мощный 26-сильный двигатель Москвич-401 с синхронизированной коробкой передач. В период с 1948 по 1951 год было изготовлено несколько прототипов «Москвичей» (401–423) с разным исполнением передка, кое-какие новации внедрили на 400-м, а в серию пошел совершенно новый Москвич-402.

Фото: МЗМА

ИЖ «Москвич-408»

Завод в Ижевске изначально строился для производства автомобилей «Москвич» и до 1990 года не имел собственных моделей, кроме лифтбека ИЖ «Комби» и фургонов на базе того же «Москвича-408». Хотя еще в 1966-м завод предложил свои варианты радикальной модернизации 408-го под названием ЗИМА-1 и ЗИМА-2 с удлиненными крыльями, сдвоенными вертикальными фарами в стиле Chrysler 300G и плоской облицовкой радиатора, упрощенной кормой и низкими фонарями. Причем первый вообще представлял собой двухдверный седан с широкими дверьми, а второй был более традиционным.

Фото: ИЖ

УАЗ-469

Еще в 1970-х в Ульяновске планировали модернизировать гражданский вариант УАЗ-469, но опыта подобной работы у дизайнеров военного предприятия не было. Поэтому работали практически на ощупь: появились варианты с контрастной решеткой радиатора и даже квадратным капотом. Потом проект отдали в НАМИ, где сделали нечто более реальное: пластиковая накладка вместо решетки, жигулевские подфарники, нижнее расположение «дворников», аппликация снизу дверей и пластиковая крыша со скошенной кормой.

Фото: УАЗ

«Москвич-2141» (2142)

Седан с индексом 2142 сразу разрабатывали с иной внешностью, которая впоследствии досталась бы и базовому хэтчбеку 2141. У первого варианта машины были другие крылья и капот, а также иная оптика, и визуально седан очень напоминал Ford Sierra. Разработали и новую панель салона с клавишами по бокам от приборов, а новый двигатель 1,8 развивал 90 сил. Но потом на седан вернули кузовные детали и оптику от серийного 2141, а в серию в 1997 году (вместо 1992-го) пошел только удлиненный «Князь Владимир» уже с узкими фарами от «Святогора». До закрытия завода на нем подготовили проект еще одного рестайлинга, но дело ограничилось лишь макетом.

120 советских фильмов, которые надо посмотреть за свою жизнь — Что посмотреть

Мы решили собрать сотню главных советских фильмов, которые должен знать каждый, но сумели остановиться только тогда, когда их количество перевалило за 120. Мы прекратили пополнять список усилием воли, оставили за бортом еще много интересного и выбрали только самое необходимое.

Большинство из этих картин можно посмотреть на ivi бесплатно.

12 стульев (1971)

…А зори здесь тихие (1972)

Адъютант его превосходительства (1969)

Александр Невский (1938)

Алые паруса (1961)

Андрей Рублев (1966)

Аты-баты шли солдаты (1976)

Баллада о солдате (1959)

Батальоны просят огня (1985)

Бег (1970)

Белое солнце пустыни (1969)

Белорусский вокзал (1970)

Белый Бим Черное ухо (1976)

Берегись автомобиля (1966)

Битва за Москву (1985)

Большая перемена (1972)

Братья Карамазовы (1969)

Бриллиантовая рука (1968)

Броненосец «Потемкин» (1925)

Вам и не снилось… (1980)

В бой идут одни «старики» (1973)

Вдовы (1976)

Весна на Заречной улице (1956)

Визит дамы (1989)

Война и мир (1965)

Восхождение (1976)

В поисках капитана Гранта (1985)

Гараж (1979)

Гардемарины, вперед! (1987)

Гостья из будущего (1984)

Гусарская баллада (1962)

Д’Артаньян и три мушкетера (1979)

Два капитана (1976)

Девчата (1961)

Джентльмены удачи (1971)

Девушка без адреса (1957)

Девять дней одного года (1961)

Дни Турбиных (1976)

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен (1964)

Доживем до понедельника (1968)

Женщины (1965)

Женя, Женечка и «Катюша» (1967)

Жестокий романс (1984)

Завтра была война (1987)

Звезда пленительного счастья (1975)

Здравствуйте, я ваша тетя! (1975)

Зеркало (1974)

Зигзаг удачи (1968)

Золотой теленок (1968)

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Иван Грозный (1944)

Иваново детство (1962)

Идиот (1959)

Иди и смотри (1985)

Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)

Ищите женщину (1982)

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

Калина красная (1973)

Карнавальная ночь (1956)

Кин-дза-дза! (1986)

Летят журавли (1957)

Летучая мышь (1978)

Любовь и голуби (1984)

Максим Перепелица (1955)

Маленькая Вера (1988)

Маленькие трагедии (1979)

Место встречи изменить нельзя (1979)

Мертвые души (1984)

Мещане (1971)

Мимино (1977)

Мио, мой Мио Mio min Mio, 1987

Морозко (1965)

Москва-Кассиопея (1973)

Москва слезам не верит (1979)

Мэри Поппинс, до свидания (1983)

Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)

Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1979)

Обыкновенное чудо (1978)

Обыкновенный фашизм (1965)

Они сражались за Родину (1975)

Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

Офицеры (1971)

Первоклассница (1948)

Пес Барбос и необычный кросс (1961)

Повесть о настоящем человеке (1948)

Покровские ворота (1982)

По семейным обстоятельствам (1979)

Председатель (1964)

Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные (1983)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1981)

Приключения Электроника (1979)

Республика ШКИД (1966)

Самая обаятельная и привлекательная (1985)

Самогонщики (1962)

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

Семнадцать мгновений весны (1973)

Сибириада (1978)

Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)

Служебный роман (1977)

Собачье сердце (1988)

Соленый пес (1973)

Солярис (1972)

Сталкер (1979)

Старший сын (1975)

Старики-разбойники (1971)

Судьба человека (1959)

Тени исчезают в полдень (1971)

Тени забытых предков (1964)

Тот самый Мюнхгаузен (1979)

Три тополя на Плющихе (1968)

Тихий Дон (1957)

Убить дракона (1988)

Холодное лето пятьдесят третьего (1987)

Хроника пикирующего бомбардировщика (1967)

Цвет граната (1968)

Человек-амфибия (1961)

Человек с бульвара Капуцинов (1987)

Через тернии к звездам (1980)

Чучело (1983)

Формула любви (1984)

Экипаж (1979)

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Советские фильмы — все лучшие фильмы

Советские фильмы

На советском кино выросло несколько поколений. Раритетные и культовые картины разных декад не теряют актуальности, а благодаря понятному и знакомому колориту, блестящему актерскому составу и сильным сюжетным линиям они пользуются популярностью и сегодня. Любимые старые и популярные советские фильмы вы найдете в коллекции Кино Mail.ru.

На нашем портале можно смотреть онлайн все советские фильмы бесплатно и в хорошем качестве. Для любителей киноклассики времен СССР мы собрали картины:

· комедийные – «Девчата», «Покровские ворота», «Карнавальная ночь», «Невероятные приключения итальянцев в России»;

· романтические – «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром»;

· про войну – «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Офицеры»;

· детективные – «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Место встречи изменить нельзя», «Берегись автомобиля»;

· экранизации – «Собачье сердце», «Двенадцать стульев», «Д’Артаньян и три мушкетера»;

· детские – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Алые паруса».

Также у нас можно найти фильмы позднего советского периода. В конце 80-х снимались «Человек с бульвара Капуцинов», «Кин-дза-дза», «Курьер», «Игла», «Интердевочка», «Асса», «Маленькая Вера» и другие знаковые для своего времени и отечественного кинематографа картины. В медиа-каталоге Кино Mail.ru есть все легендарные комедии Леонида Гайдая («Иван Васильевич меняет профессию», «Операция Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница»), самые известные работы Эльдара Рязанова, Сергея Бондарчука, Георгия Данелии, Андрея Тарковского, Александра Роу, Владимира Меньшова, Марка Захарова и других знаменитых режиссеров.

Смотреть советские фильмы на нашем сайте можно без регистрации, смс, скачивания торрентов и кодеков. Все картины воспроизводятся прямо в браузере, нужно просто выбрать любимое кино и оптимальный вариант разрешения.

Ностальгия по СССР достигла максимума – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

Россияне затосковали по Советскому Союзу: число сожалеющих о распаде СССР достигло максимума за последнее десятилетие. Таковы данные опроса «Левада-центра». Сейчас ностальгию по советскому государству испытывают две трети россиян, в течение 10 лет этот показатель не поднимался выше 61%. Основные причины, по которым россиянам не хватает Советского Союза, — это разрушение единой экономической системы и потеря чувства принадлежности к великой державе.

При этом тренд на усиление ностальгии по СССР становится все заметнее, рассказала «Коммерсантъ FM» социолог «Левада-центра» Карина Пипия: «Мы видим, что это продолжающийся в общественном мнении тренд после 2014 года, когда на фоне внешнеполитического противостояния с Западом были реанимированы привычные советские клише и мифологемы о холодной войне, врагах и прочие какие-то истории, которые провоцировали рост таких «советских настроений».

С другой стороны, мы все-таки видим, что представления о том, что тогда жилось лучше, справедливее, а государство больше заботилось о своих гражданах, тоже остаются.

При этом сами респонденты свои сожаления описывают через экономический фактор: каждый второй говорил о том, что жалеет о разрушении советской единой экономической системы. Объявленная пенсионная реформа была расценена большой частью населения как посягательство на какие-то социальные блага и социальные гарантии, которые государство предоставляло. И это тоже подстегнуло рост ностальгических настроений».

То, что все больше россиян тоскуют по СССР, говорит о наличие запроса в обществе на кардинальные изменения в политике и экономике страны. Такого мнения придерживается декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов: «Сейчас Россия находится в непростой социально-экономической ситуации. Она довольно фрагментирована по идеологическим, мировоззренческим параметрам. То есть определенное эгоистическое, что называется, начало преобладает.

Российские же граждане — традиционно коллективисты, патерналисты, и где-то они ощущают, с одной стороны, разобщенность, с другой, некую брошенность со стороны государства.

Поэтому такого рода запрос на советские ценности, на советскую идею и некую единую великую и патерналистскую державу, мне кажется, определяется политической социально-экономической конъюнктурой. Если говорить о гипотетическом референдуме по вопросу возврата к Советскому Союзу, то, наверное, результат был бы пониже, потому что все-таки многие воспринимают это как ностальгию по прошлому, которое не вернешь. Тем не менее, я бы не сказал бы, что сейчас в обществе преобладают стремления пересмотреть существующую политическую и социально-экономическую систему. Скорее есть желание ее существенно подправить и оптимизировать».

Большинство ностальгирующих по Советскому Союзу — люди от 55 лет. Однако в последние два года такие настроения социологи фиксируют и среди молодежи 18-24 лет. По мнению социолога Валерии Касамары, СССР воспринимается в молодежной среде как некий бренд, отсюда и интерес к этой эпохе: «В масштабах всей страны ностальгии среди молодежи нет. И все результаты наших исследований показывают, что большая часть молодых людей этот период очень плохо знают, с ним практически незнакомы. На сегодняшний момент есть только такие очаговые явления, когда появляется, скажем, не ностальгия, а интерес к таким пикантным временам, потому что про это начинают петь, например, Лиза Монеточка, в клипах снимается Филипп Киркоров, Дмитрий Маликов, подогревая к себе интерес. Поэтому здесь я вижу, скорее, маркетинг и пиар, но никак не явление общественного мнения, потому что молодежь про девяностые-то не знает, и здесь говорить про ностальгию не приходится».

Данные «Левада-центра» прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос «Коммерсантъ FM», сказал, что эти результаты можно трактовать по-разному и подавляющее большинство россиян гордятся современной Россией.

Вы знаете, это данные социологов, которые, конечно, дают очень большое место для различных трактовок. Иные социологи скажут стандартную фразу, что человек склонен всегда задним умом, так сказать, приукрашать то, что было с ним в молодости, и то, что было в молодости кажется и вкуснее, и надежнее, и величавее и так далее. Поэтому это, скорее, хлеб для социологов, экспертов. Если говорить об ощущении великой державы, то вряд ли кто-то может спорить с тем, что сейчас трудно говорить о великих державах. Наверное, это не столь уместно. Но с тем, что Россия является суверенной державой, которой гордится подавляющее число населения нашей страны, вряд ли можно спорить.

Опрос проводился в 52 субъектах России. В нем приняли участие 1,6 тыс. человек.

Брошенные автомобили, найденные при сносах московских гаражей (много фото)

Очередная подборка фотографий забытых автомобилей, найденных в боксах гаражных кооперативов Москвы.

Несколько лет назад мэрия Москвы начала массовые сносы гаражей — чтобы освободить место для новых автодорог, парковок и жилых комплексов. В ходе демонтажа обнаружили немало старых автомобилей, долгое время простоявших в боксах без движения.

Не все гаражи оказываются пустыми к моменту сноса: кто-то не успел вывезти своё имущество, кого-то не известили вовремя, а некоторых автовладельцев просто уже нет в живых… Среди гаражных находок есть и старые автомобили: в основном представители советского автопрома, изредка встречаются и иномарки.

Сайт Wroom.ru публикует фотографии таких машин, сделанные пользователями сайта Avto-nomer.ru: Ocean, Aleko-177, Invisible, Uncle Serge, roddiman1389 и Barn owl. Снимки сделаны в 2012–2019 годах.

Нравится наш сайт? Добавьте его в избранные источники в Яндекс-Новостях.

75 лет Победы — Следственный комитет Российской Федерации

11 июня 1942 года в Вашингтоне состоялось подписание Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. От имени Правительства СССР Соглашение подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в США М. М. Литвинов, от имени Правительства Соединенных Штатов Америки — Государственный Секретарь США Корделл Хэлл.

Этот документ окончательно сформировал концепцию экономического и военно-технического сотрудничества между двумя странами и положил начало массовым поставкам в Советский Союз по ленд-лизу американской военной техники, продовольствия, боеприпасов, медицинских препаратов и нефтепродуктов. За годы войны морские конвои и транспортная авиация доставили в нашу страну грузов на 11,3 миллиарда долларов США.

Несмотря на то, что основной вклад в Победу внесла советская промышленность, помощь союзников по антигитлеровской коалиции сыграла значительную роль в успехах Красной армии на фронтах Великой Отечественной войны.

Как писал, бывший с 1938 года наркомом внешней торговли СССР Анастас

Иванович Микоян, без ленд-лиза Советский Союз воевал бы на год-полтора дольше. По оценкам известного советского экономиста Николая Вознесенского, удельный вес американских поставок по отношению к отечественному производству в годы войны составлял порядка 4-10%. Тем не менее, ленд-лиз полностью закрыл потребности Красной армии по ряду позиций. В частности, США поставили в СССР более 350 тысяч грузовиков, благодаря чему до самого конца войны в войсках не было дефицита автомобилей этого типа.

Кроме того, американцы передали Советскому Союзу 11,5 тысячи самолетов, 12 тысяч единиц бронетехники, 1977 локомотивов, 35 тысяч мотоциклов, 105 противолодочных кораблей и столько же подводных лодок, 346 тысяч тонн взрывчатых веществ, 127 тысяч тонн пороха и многое-многое другое. Особенно важную роль сыграли поставки продовольствия (почти 4,5 миллиона тонн). В 1943-1945 годах сельское хозяйство СССР, разоренное войной, было физически не способно прокормить многомиллионную армию. Поэтому к середине 1944 года всевозможные продукты, в том числе и 665 тысяч тонн знаменитой тушенки, которую красноармейцы прозвали «вторым фронтом», составляли около четверти всех поставок по ленд-лизу.

Нельзя забывать и о медицинских препаратах. Почти все антибиотики стрептоцид и пенициллин, которые использовались в госпиталях Красной армии, были поставлены по ленд-лизу. Это помогло значительно сократить смертность советских военнослужащих от ран и инфекций. Авиацию СССР серьезно выручили поставки бензина — более 2 миллионов тонн, или почти две трети горючего, которым заправляли советские самолеты. Кроме того, союзники передали сотни тысяч тонн авиационных запчастей, радиостанции, навигационное оборудование и прочее.

Поставки из США в СССР делились на несколько этапов: пре-лендлиз (с 22 июня 1941 года по 30 сентября 1941 года), первый протокол (с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года), второй протокол (с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года), третий протокол (с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года) и четвертый протокол (с 1 июля 1944 года). Формально он завершился 12 мая 1945 года, однако отправка военных грузов продолжалась вплоть до победы над Японией. Надо понимать, что ленд-лиз не был благотворительностью или гуманитарной помощью. Так, значительную часть военной техники и оружия СССР по окончании войны вернул обратно. В американских музеях, к примеру, есть несколько истребителей Bell P-39 «Аэрокобра» c красными звездами на фюзеляжах. За уничтоженную в боях технику американцы компенсации не требовали.

Кроме того, в годы войны осуществлялась программа так называемого обратного ленд-лиза, в рамках которой СССР поставил в США довольно много стратегического сырья, в частности, 32 тысячи тонны марганцевой и 300 тысяч тонн хромовой руды, используемых при производстве брони. Общая стоимость грузов, отправленных из Советского Союза в США, составила около 20% от ленд-лизовских поставок в СССР.

Оставшуюся сумму наша страна продолжала выплачивать вплоть до 1973 года, после чего выплаты были заморожены в связи с вводом американской стороной ряда дискриминационных мер в торговле со странами Варшавского договора.

Visa спрогнозировала исчезновение пластиковых карт в России через 10 лет :: Бизнес :: РБК

Сейчас на российском рынке оплата с помощью банковских карт постепенно вытесняет наличные, но через десять лет и сами карты могут уйти в прошлое, считают в Visa

Фото: Simon Dawson / Bloomberg

Примерно через десять лет пластиковые платежные карты могут исчезнуть с рынка в России, заявил гендиректор Visa в России Михаил Бернер. По его мнению, они могут уступить место виртуальным картам и иным методам платежей, передает корреспондент РБК.

«Пластик» уже сейчас играет значительно меньшую роль, чем он играл раньше. Мы видим, что в некоторых крупных банках уже до 30% новых клиентов не получают пластиковую карту: карта находится только в телефоне», — рассказал Бернер (цитата по ТАСС). В то же время он не исключил, что после открытия границ и завершения пандемии интерес к пластиковым картам частично восстановится. «Когда ситуация с пандемией улучшится в мире и люди начнут опять путешествовать, то тогда действительно кто-то закажет себе карточку, потому что пока не во всех странах можно оплачивать покупки телефоном или без карты», — пояснил он.

По словам главы филиала Visa, электронная коммерция в России на фоне пандемии резко выросла: темпы роста опережают среднемировые. «Мы видим, что в момент начала пандемии рост был лавинообразный — 20% год к году. И по итогам года цифра выглядит очень хорошо и опережает мировые тренды», — сообщил он. Кроме того, в 2020 году резко выросла и доля бесконтактных платежей. «Рост на 70% с лишним бесконтактной оплаты за последний год. Каждая третья транзакция в России уже делается с помощью смартфона. То есть мы перешли уже на следующий уровень, когда не просто люди прикладывают карту, а используют телефон для токенизированных транзакций», — добавил Бернер.

«Сбер» оценил спрос на онлайн-покупки после снятия ограничений по COVID

По данным Сбербанка, доля безналичных платежей в России по итогам 2020 года достигла нового рекорда и составила 54,1%. ЦБ оценивает их долю еще выше: согласно статистике регулятора, по итогам девяти месяцев прошлого года доля безналичных операций в торговой рознице составила 69,4%. «Итоги 2020 года еще только подводятся, но мы полагаем, что этот показатель превысит 70%, как мы и прогнозировали ранее», — говорил представитель ЦБ. По прогнозу Центробанка, к 2023 году доля безналичных операций в денежном выражении в России должна вырасти до 74%. Visa также прогнозирует, что в перспективе трех-четырех лет доля безналичных платежных операций достигнет 90%.

машин для товарищей — семнадцать моментов советской истории

Изображения Видео Музыка Другие ресурсы

Тематическое эссе: Льюис Сигельбаум

Автомобили и коммунизм не очень хорошо ладили, по крайней мере, в период становления Советского Союза. Во времена Октябрьской революции частные автомобили становились редкими и редкими, еще во время гражданской войны и в течение некоторого времени после нее. Затем, в мае 1929 года, советское правительство подписало с Ford Motor Company соглашение о технической помощи в строительстве автомобильного завода под Нижним Новгородом (позднее — Горький).Однако образовавшийся в результате Горький автомобильный завод (ГАЗ) прославился больше своими масштабами («крупнейший завод в Европе») и чудом сборочного конвейера, чем производимой продукцией, главным образом автомобилем модели А, произведенным на базе Ford. 1,5-тонный грузовик модели АА. Производство грузовиков, жизненно важных для военных целей и доставки товаров в быстрорастущие города, значительно опережало производство автомобилей. Партийная и правительственная элита может иметь в своем распоряжении автомобили и водителей, но на самом деле очень немногие люди владеют автомобилем.

Только после Второй мировой войны Сталин сделал товарищам небольшую уступку. Он одобрил производство двух новых моделей — «Победа», седана с задним ходом производства ГАЗа, и «Москвич» (Москвич), точной копии довоенного немецкого Opel Kadett производства Московского автомобильного завода — и зарезервировать определенную долю каждого для покупки физическими лицами. При цене 16 000 и 9 000 рублей соответственно, автомобили были намного выше средств среднего рабочего с зарплатой около 600 рублей в месяц.Но было произведено так мало — лишь немногим более шести тысяч в 1946 году и менее десяти тысяч в 1947 году, — что спрос значительно превышал предложение. Профсоюзы составляли списки ожидания, что могло означать отсрочку мечты о владении автомобилем на срок более шести лет. К моменту снятия с производства в 1958 году ГАЗ произвел чуть менее 236 000 «Побед». Созданный, чтобы выдерживать самые суровые условия вождения, автомобиль экспортировался в другие страны советского блока (включая Китай), а также в Финляндию.Москвич, уступающий по качеству продукту практически во всех отношениях, в последующие десятилетия подвергался периодическим модификациям. За исключением еще более миниатюрного «Запорожца», производство которого началось в конце 1950-х годов, он оставался самым «пролетарским» из советских автомобилей.

Тем временем, на противоположном конце спектра престижа, Московский Завод Сталина (ЗИС) выпускал ЗИС-110, лимузин ограниченной серии, созданный по образцу довоенного американского Packard. С восьмицилиндровым двигателем объемом 600 куб. См, самым мощным на тот момент на советских автомобилях, ЗИС-110 мог развивать скорость до 140 км / ч.Больше, чем какой-либо другой, он представлял Советское государство на колесах. Его компоненты поступали от широкого круга предприятий — всего 73 — разбросанных по всей стране. В их число входили перерабатывающие предприятия, которые поставляли пробковые прокладки для внутренних панелей, и — что подходило для продукта на этом этапе советской истории — трудовой лагерь «Сокольники», находящийся в ведении ГУЛАГа, который поставлял часть кожаной обивки. Когда дело дошло до распространения готовой продукции, Москва пользовалась благосклонным отношением, как и во многих других отношениях.Из 71 машины, выделенной к середине 1946 года, 38 остались в советской столице. Киев получил семь, Ленинград — три, а Минск, Рига, Таллин, Кишинев, Каунас и Петрозаводск получили по четыре. С 1945 по 1958 год ЗИС отослал в общей сложности 2083 единицы, в том числе небольшое количество бронированных (ЗИС-115) и конвертируемых (ЗИС-110Б) версий. Бронированная модель, построенная в 1947 году, была запущена в производство сразу после взрыва американской атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки. Машине не пришлось терпеть такое наказание, но это действительно был «бункер на колесах», настоящий колосс.С добавленными слоями стали и окнами из оргстекла толщиной семь сантиметров, он весил более семи тонн и требовал специальных колес и шин, чтобы выдержать дополнительный вес. ЗИС произвел всего несколько десятков, большую часть из которых отправил напрямую в Кремль. По общему мнению, в распоряжении Сталина было пять из них, и каждый день он использовал по одной в качестве меры предосторожности.

Meet the Russian Stance Автомобильный коллектив, вдохнувший новую жизнь в старую «Ладу»

«Главный приз розыгрыша — Лада.Второй приз — две Лады ».

Конечно, вы слышали эту шутку и многие другие, ей подобные. Ведь на протяжении многих лет «Лада» — народный автомобиль Советского Союза — считалась кульминацией. Комедийный автомат и детская шутка.

Тем не менее, за последние 15 лет или около того этот скромный советский автомобиль, который когда-то высмеивали за некачественную конструкцию, низкую надежность и сельскохозяйственную основу, пережил — и до сих пор переживает — возрождение дома и за рубежом.

В западном мире (бывший Ground Zero шуток про восточноевропейские автомобили) Lada сейчас очень востребована в сообществе классических автомобилей благодаря своей низкой стоимости покупки и относительной механической простоте.В период с 1970 по 2012 год было продано более 20 000 000 из них, поэтому запасные части также дешевы и в большом количестве.

Автомобиль также завоевал сердца многих энтузиастов тюнинга благодаря своей несложной механике, заднеприводной конфигурации и небольшой снаряженной массе около 1000 кг.

Только в Соединенном Королевстве эта новообретенная любовь тюнеров к Lada очевидна — в последние годы Retroford переработал Lada 2101 с большим количеством старой ходовой части Fast Ford, чтобы справиться с экспериментальными 235-сильными 2.3-литровый двигатель Cosworth.

Не верите? Проверьте это на SpeedHunters.

Более того, легендарный реставратор классических автомобилей Ян Никсон также потратил более 100 тысяч фунтов стерлингов на создание стильной Lada 2103, а также, по слухам, в разработке находится универсал Lada 2102 с двигателем Ferrari V8…

Мята или «Монетная» Лада 2101 — лишь одна из многих «Лад», получивших новую жизнь благодаря движению LowDaily.

© LowDaily.ru / Valowcardin

Возникает вопрос: почему прежняя автомобильная шутка теперь рассматривается не просто как досадное удовольствие, а как нечто, чего на самом деле хотят любители классических автомобилей во всем мире?

Чтобы выяснить это, Дайлер поехал (виртуально, через Instagram!) В Россию, чтобы встретиться с Ильей Шимановским — автомобильным фотографом и видеооператором, журналистом и энтузиастом Lada.

Что наиболее важно для нас сегодня, Илья также является основателем сообщества LowDaily по настройке и настройке — движения, которое последние 10 лет взращивало автомобильную культуру в России и меняло представления об автомобилях советской эпохи в стране и за рубежом.

Учитывая ту роль, которую он и LowDaily сыграли в российском автомобильном возрождении, мы не думали, что есть у кого лучше спросить о недавно обнаруженной любви к Lada.

Вам слово, Илья …

Dyler.com: Откуда взялась идея LowDaily, когда вы начали ее еще в 2011 году?

Илья Шимановский: На самом деле все началось лет 10 назад. Большинство из нас, работающих с LowDaily, уже какое-то время работали с автомобильными журналами и другими автомобильными изданиями в России в качестве фотографов, писателей и редакторов.Я бы сказал, что 2011 год стал поворотным, потому что многие журналы были закрыты из-за экономического кризиса, и это очень сильно сказалось на печати.

Там, где большинство из нас — фрилансеры, мы решили попробовать заниматься своими делами, потому что у нас было почти все необходимое для этого — у нас был опыт освещения историй и фотосессий различных модифицированных автомобилей за границей, и мы решили использовать это как ссылки на создание чего-то подобного в России.

Это не просто показ Lada — привлекательный лоурайдер «Волга» Сергея Белого также является частью движения LowDaily

Только в конце 2000-х годов автомобильная культура — и особенно модификация и положение — действительно начала развиваться.Хотя у нас здесь было несколько действительно хорошо сделанных, стильных проектных автомобилей, их было не так много. Как я уже сказал, мы хотели создать что-то, что демонстрирует русскую автомобильную культуру, поэтому мы организовали первое мероприятие LowDaily, на котором мы решили собрать все эти автомобили вместе, чтобы показать, что у нас здесь есть автомобильная культура и что нам нужно изменить больше машин.

Так на самом деле появился LowDaily. Я бы не сказал, что это конкретно сообщество, автомобильный клуб, блог, веб-сайт или хотя мы тоже продаем машины — гараж.Для меня это всего лишь одна большая дружная семья, которая любит тюнинговать всевозможные автомобили как в нашей стране, так и везде!

Dyler.com: Почему старые советские автомобили так популярны среди молодежи и тюнинговых компаний в России и на территории бывшего СССР?

Илья С .: В настоящее время самыми популярными автомобилями среди модеров в России являются ВАЗ и его модели «Жигули», или «Лада», как ее называли на Западе. Вы можете приобрести один из них примерно за 20 000–50 000 рублей, что сейчас составляет от 250 до 600 евро.ГАЗ Волга тоже популярен, но они немного дороже, потому что они больше и считались автомобилями класса люкс.

Ни один из этих старых автомобилей советской эпохи не пользуется такой популярностью в России, как когда-то, поэтому многие из них просто припрятаны в гаражах и сараях и о них забыты. На территории бывшего СССР также есть много запчастей, к тому же они совсем не дорогие. Я думаю, что редкость этих старых автомобилей дает новичкам возможность выделиться на сцене за небольшие деньги.

Что бы ни говорили русские для «полной отправки», вот что происходит с этой Lada 2103 — по цене напитка в Лондоне вы тоже могли бы делать это на автостоянке в России.

Это не только легкий путь в тюнинг, но и отличный дрифт-кар. Когда-то эти машины были очень легкими, и по сравнению с современными машинами они довольно маленькие.

У них также есть задний привод, поэтому они делают потрясающие машины для дрифта. Честно говоря, они внесли огромный вклад в развитие зимнего дрифта в нашей части мира. Я имею в виду, что вы можете купить машину за 250 евро с друзьями, потратить ту же сумму на некоторые модификации и получить себе дрифт-кар за небольшие деньги!

В России также много местных соревнований по дрифту, которые проводятся на замерзших озерах и на автомобильных стоянках в городах.Они действительно веселые, все очень дружелюбны. Я думаю, что такого рода встречи — отличный способ пообщаться с сообществом.

Dyler.com: Правда ли, что модная сцена в России и соседних странах восходит к Советскому Союзу?

Илья С .: Да, конечно. По всей стране модифицированные «Волги» использовались в качестве раллийных и туристических автомобилей в ряде внутренних мероприятий с 1970-х годов до распада СССР в 1991 году.В Литве VFTS также начала настраивать Жигули для домашних ралли в 70-е годы

Тем не менее, я думаю, что люди настраивали автомобили на протяжении всей истории автомобилестроения. Неважно, где они в мире. В России все изменилось в 2005 году, когда появилось сообщество лоу-райдеров OnlyDropped.

Движение LowDaily помогло энтузиастам улучшить общее качество своих реставрационных проектов.

До этого все просто играли и плохо работали, когда дело доходило до модификации «Лад» и тому подобного. Благодаря OnlyDropped в середине 200-х годов появилась новая волна модифицированных классических советских автомобилей.

Мы называем эти типы автомобилей Resto Cars, потому что они были восстановлены в их первоначальном виде в соответствии с действительно высокими стандартами. Но что отличает их от других, так это то, что люди, настраивающие их, вкладывают свою индивидуальность в модификации — вот что делает эти Resto Cars действительно особенными.

Dyler.com: Как вы знаете, в Западной Европе бытует мнение, что автомобили, произведенные в СССР и России в ранний постсоветский период, — это хлам.Есть ли правда в этом утверждении?

Илья С .: Да, это правда. Многие из этих автомобилей производятся дешево, часто ломаются, а поскольку большинство из них было изготовлено из низкосортной стали, они страдают от ржавчины. Но опять же, там, где это дешевые машины, все запчасти тоже дешевые.

При этом самые первые автомобили «Жигули» — особенно 2101, представленный в 1970 году, и более поздний 2103 — становятся очень редкими и востребованными среди любителей классических автомобилей в России и во всем мире.В результате как сами автомобили, так и их части становятся довольно дорогими даже там, где они были произведены.

Лоурайдер Богдана Шаповала Волга 24 «Вишневое пламя» в Украине

Если честно, ранние автомобили «Жигули» изготавливались из более толстой стали, чем более поздние модели, и они намного лучше сделаны и надежнее, чем автомобили, собранные в период поздней перестройки СССР или первые дни Российской Федерации. в 1990-е гг.На самом деле, нередко можно найти автомобиль раннего периода, который проехал 500000 километров — или проехал полмира — ни разу не сломался.

Dyler.com: Почему, по вашему мнению, советские автомобили после многих лет считаются шуткой, теперь у них есть культ в Западной Европе?

Илья С . : Я думаю, это потому, что они что-то другое, не так ли? Все они имеют русские надписи на циферблатах и ​​двигателях, и я думаю, что если вы этого не понимаете, то неизвестное — это что-то весьма привлекательное, и это тоже здорово выглядит.

Если мы говорим о ВАЗ 2101 или «Копееке», как мы ее здесь называли, это тоже во многом классика, потому что она существует уже 50 лет и была первой серийно производимой машиной в Советском Союзе. Приобрести автомобиль в СССР всегда было сложно, но 2101 означала, что владение автомобилем теперь стало возможным для людей, которые никогда не думали, что у них будет такая возможность.

Как видите, в сообществе LowDaily нет предела тому, что можно сделать с Lada

© LowDaily.ru / LoonyRantic

Не забывайте, что 2101 также была разработана Советским Союзом и итальянцами. Он начал свою жизнь как FIAT 124 еще в 1960-х, и итальянские автомобили всегда были популярны в классическом мире!

Модель 2101 была в основном более прочной версией модели 124, разработанной ВАЗом для суровых дорог и различных климатических условий Советского Союза.

Как я уже говорил ранее, ранние модели были очень прочными маленькими автомобилями и были намного жестче, чем стандартный 124, который, очевидно, раскололся при испытаниях на неровных дорогах СССР.

Dyler.com: Считаете ли вы, что тюнинг и доработка автомобилей советских времен дает им новую жизнь?

Илья С .: Безусловно, да! Сколько любви и денег люди вкладывают в то, чтобы эти автомобили выглядели эффектно. Я знаю одного парня, и с той суммой денег, которую он вложил в эту 2101, он мог бы купить новенький BMW.

Но он не единственный, и я думаю, что это действительно нечто особенное, что можно увидеть — я могу честно сказать, что я действительно счастлив видеть, как люди должным образом модифицируют свои машины и развивают российскую автомобильную культуру по-своему.

Чтобы подписаться на Илию в Instagram, нажмите здесь. Чтобы получить дополнительную информацию о LowDaily, нажмите на эти три слова, чтобы посетить их веб-сайт, и не забудьте также подписаться на них в Instagram.

Если вы хотите приобрести какой-либо из автомобилей советской эпохи, упомянутых в этой истории, посетите сайт dyler.com.

За железным занавесом: Автомобили СССР в Рижском моторном музее

Джеффри Моррисон / CNET

Когда дело доходит до автомобильных музеев, есть несколько вещей, на которые вы можете рассчитывать.Обычно вы увидите одну или две Ferrari, возможно, Lamborghini. У многих есть ранние Форды, и у большинства есть более чем несколько маслкаров. Но ГАЗ? Или РАФы, ЗИС и ЗИЛы? Вы когда-нибудь видели Москвич? Если в музее есть советские машины, то обычно их всего один или два.

Не так в Рижском моторном музее в Латвии. В нем хранится впечатляющая коллекция советских автомобилей, построенных не только в России, но и в Латвии. От автомобилей обычных людей до лимузинов Политбюро — диапазон транспортных средств впечатляет.

Есть даже Rolls-Royce, принадлежащий генеральному секретарю СССР Леониду Брежневу … который он врезался в грузовик. В целом, это красивый музей во впечатляющем здании с лучшей презентацией, чем многие гораздо более известные музеи. Вот заглянем внутрь.

(Оглядываясь) назад в СССР

Когда я впервые приехал, я немного растерялся. Есть лот Порше. Не меньше десятка на маленькой стоянке рядом с музеем. Большинство из них новые или относительно новые, но ни один из них не выглядит «музейным». Потом я это слышу. Из леса за музеем доносится безошибочный рев квартиры-6 на полном ходу. Затем, появившись на узкой дороге между деревьями, 911 проезжает мимо, чтобы снова исчезнуть. Похоже, что в музее проходит мероприятие, а небольшая прилегающая трасса доставит массу удовольствия местным владельцам Porsche.

Но внутри нет Порше. Первый этаж — это шаг назад во времени к самым ранним автомобилям, включая единственную уцелевшую Krastin, компанию, основанную латышом в США за два года до Ford.Внизу — смесь грузовиков и фургонов, многие из которых построены в Латвии на Рижском заводе автобусных автобусов. Фургоны РАФ использовались по всему СССР. Если вы смотрели мини-сериал HBO «Чернобыль», вы их видели.

Джеффри Моррисон / CNET

Наверху хранятся одни из самых интересных экспонатов. Здесь массивные неповоротливые лимузины Политбюро контрастируют с крошечными, почти хрупкими на вид седанами рабочего класса.Интересно наблюдать, как в раннем советском дизайне они так явно «позаимствовали» у Запада, но постепенно выработали свой собственный стиль и уникальный дизайн. Обычно они были намного хуже, чем их западные аналоги, но не всегда.

Самым редким автомобилем здесь является Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года выпуска, подаренный Брежневу и, видимо, один из его любимых. Он был настоящим автомобильным фанатиком. В 1980 году он ехал в колонне с более традиционными советскими лимузинами, когда перед ним выехал водитель грузовика.Не совсем маневренный автомобиль в лучшем случае и, вероятно, управляемый на высоких скоростях, которыми был известен Брежнев, Rolls сильно ударил по грузовику и разрушил переднюю часть. Фантастическим образом фигура Брежнева в натуральную величину с его фирменными массивными бровями ошеломленно сидит на водительском сиденье.

И если Брежнев не для вас, то здесь тоже один из сталинских бронированных лимузинов ЗИС. Судя по всему, они популярны.

Baltic Beauties

Вид на автомобили, которые были популярны или, по крайней мере, распространены по ту сторону железного занавеса, дает уникальное представление о том, какой была жизнь во время холодной войны.В то время как большая часть мира имела доступ к самым современным транспортным средствам из США, Европы и Японии, жители Восточного блока имели «трабанты» с пластиковыми кузовами и тяжелые российские седаны с недостаточной мощностью. Жизнь среднего автолюбителя, должно быть, была тяжелой. Хотя без интернета и ограниченных западных СМИ, может, и нет? Я уверен, что существует бесчисленное множество историй о советских подростках, которые ездили на своих «Москвичах» по грязной глухой дороге.

Джеффри Моррисон / CNET

Что до Рижского моторного музея, какое удовольствие.Он не только заполнен автомобилями, которые я когда-либо видел только на фотографиях, но и многими другими, которые я вообще никогда не видел, все это красиво представлено. У каждого автомобиля есть основная информация на соседней табличке, а расположенные рядом ЖК-экраны предлагают еще более подробную информацию и историю на нескольких языках. В кафе тоже готовят хороший бургер.

Музей открыт каждый день, кроме больших праздников, вход стоит 10 евро (около 10 долларов, 10 фунтов стерлингов или около 20 австралийских долларов). Если вы приехали в Ригу, не взяв машину напрокат, рядом есть две автобусные остановки.


Помимо освещения телевидения и других технологий отображения, Джефф проводит фототуры по интересным музеям и местам по всему миру, включая атомные подводные лодки, огромные авианосцы, средневековые замки, кладбища самолетов и многое другое.

Вы можете следить за его подвигами в Instagram, Twitter и в его блоге о путешествиях BaldNomad. Он также написал бестселлер в жанре научно-фантастического романа.

5 классических автомобилей, построенных в Советском Союзе

Когда думаешь о Советском Союзе, классические автомобили, возможно, не первое, что приходит на ум. Но в СССР за эти годы было выпущено немало запоминающихся машин. Во времена коммунистической России инженеры были на пределе возможностей конкурировать с западными производителями. Они производили разные моторы, и вот пятерка лучших классических автомобилей.

ГАЗ М-21 Волга

Волга M21 была создана, чтобы конкурировать с Ford Mainline и другими роскошными западными автомобилями. Разработанная в 1950-х годах, «Волга» отличалась откидывающимся передним сиденьем, прикуривателем, обогревателем, трехволновым радиоприемником и двигателем V8.Внешний вид имел гладкий вид, что сделало его популярным среди полицейских и таксистов. Автомобиль был продан по всему миру, всего было выпущено 639 478 автомобилей.

ЗИЛ-114

К концу 1960-х лимузин ЗИЛ-111 стал устаревать, что вынудило коммунистических лидеров передвигаться в лимузинах американского производства. В строй поступила обновленная версия, получившая название ЗИЛ-114. Он был оснащен мощным 7-литровым двигателем V8, который позволял автомобилю развивать максимальную скорость 120 миль в час. Это была первая советская машина с дисковыми тормозами на четыре колеса.ЗИЛ стал настолько популярным в России, что Владимир Путин построил свою собственную модель.

Лада Рива

Пожалуй, самый успешный советский автомобиль, Lada Riva — третья по продажам автомобильная платформа после VW Beetle и Ford Model T. Она была произведена серийно в 1980 году и на протяжении многих лет оснащалась различными двигателями. Он хорошо зарекомендовал себя на британском рынке: модель 1300GL была представлена ​​в 1983 году. Autocar отметил низкую цену в 3158 фунтов стерлингов, улучшенные ходовые качества и «впечатляющий список стандартного оборудования».«В начале 1990-х он продолжал хорошо продаваться.

Татра 603

Tatra 603 можно считать одним из самых редких советских автомобилей в мире. Автомобиль был разработан в 1953 году после того, как коммунистическое правительство приказало Tatra создать роскошный автомобиль. Его характерный дизайн отличался причудливыми фарами, которые делали его похожим на НЛО. Передние сиденья можно было сложить в кровать, а на задних сиденьях было много места. Он поставлялся с 3,5-литровым восьмицилиндровым двигателем с воздушным охлаждением.

ЗИЛ-112 Спорт

В 1961 году был построен ЗИЛ-112 Спорт для участия в различных гонках. Были созданы два, первый из которых был оснащен 6,0-литровым двигателем V8, а второй — 7,0-литровым V8 мощностью 270 л.с. В зависимости от двигателя автомобиль мог развивать максимальную скорость 260-270 км / ч

Ищете страховку на классический автомобиль для своего ЗИЛ-112 Спорт?

автомобилей для товарищей: жизнь советского автомобиля (9780801477218): Зигельбаум, Льюис Х .: Книги

«Льюис Х.Сигельбаум исследует любопытную антиномию между автомобилем и коммунизмом. С одной стороны, производство автомобилей было символом коммунизма. Строительство заводов по производству автомобилей было важным критерием для того, чтобы догнать Америку и превзойти ее. С другой стороны, в первые советские годы практически ни у кого не было машины в личном владении. Важным было само производство, а не результат, что неудивительно, если учесть, что автомобиль был символом личной независимости.«

Славянский и восточноевропейский журнал

» Это богатый статистикой сборник, но, как признает Зигельбаум, советская статистика скользкая и иногда вводящая в заблуждение. Статистических данных может быть много, но факты несколько разрозненны, а сила подхода Зигельбаума заключается в его умелом переплетении числовых свидетельств и экзегез, подкреплении массовых официальных цифр и неполных данных текстовыми и визуальными источниками: мемуарами, анекдотами, стенограммами, отчетами, публикациями. , картины, фильмы, фотографии и множество других архивных материалов.Такой всеобъемлющий подход знакомит читателя с приподнятой подвеской над худшими выбоинами и неровностями дорожного покрытия ».

— Оливер Джонсон — Journal of Cold War Studies

« Cars for Comrades — сложная, изощренная и занимательная история. легковых и грузовых автомобилей в Советском Союзе ».

Business History Review

« Зигельбаум подготовил превосходный отчет о советской жизни, рассматриваемой через призму неудавшейся советской борьбы за соперничество с капиталистическим Западом и, в частности, с Соединенными Штатами. , автомобиль для автомобиля и шоссе для шоссе, при этом лишив своих граждан мобильности, которая подорвала бы советское государство…. Книгу приятно читать, и … она раскрывает важную часть истории Советского Союза, иллюстрируя повседневную работу его экономической системы ».

— Эндрю Моррис — Книг & Культура

«Книга Зигельбаума впечатляет. Это заслуживает того, чтобы о нем знала вся московская пробка, полная гудящих гудков «.

American Historical Review

» Новаторская хроника противоречивого, прерывистого и захватывающего марша к автомобилизму в СССР.»

— Том Вандербильт — Times Literary Supplement

«Пересечение автомобилей и частного транспорта с коммунистическим правительством и рабочим обществом всегда увлекательно, а хорошо исследованное и увлекательно написанное исследование истории автомобилей в Советском Союзе Льюисом Х. Сигельбаумом — интересная поездка от начала до конца. . »

— Рихард Швейд, автор Che’s Chevrolet и Fidel’s Oldsmobile: On the Road in Cuba

Об авторе

Льюис Х.Сигельбаум — профессор истории в Университете штата Мичиган. Он является автором нескольких книг, в том числе Советское государство и общество между революциями, 1918–1929 гг. и последним редактором книги Границы социализма: Частные сферы Советской России .

Из архива: Машины советской мечты

В Советском Союзе было много трудностей. Выражение справедливого и честного мнения без страха тюремного заключения и, для некоторых, получение еды являются хорошими примерами.

На этом фоне сложность сборки кит-кара может показаться незначительной. Однако, как и во многих других вещах, интересно наблюдать за продуктами необходимости.

«Строители-любители в СССР не имели преимущества компаний по производству комплектов автомобилей, производящих все различные детали и детали, которые доступны в этой стране для тех, кто так склонен», — писал эстонский журналист Маргус Куузе (возможно, единственный человек в коммунистической Европе, достаточно храбрый. писать о западных автомобильных вопросах) для Autocar 16 мая 1981 г.

«Однако есть энтузиасты, которые настраивают свои автомобили, и еще меньшее число тех, кто может создавать автомобили с совершенно новым кузовом.

«Исторически сложилось так, что развитие этого вестибюля происходило в три этапа, в соответствии с тремя наборами различных правил.

«Конструкции конца 1950-х гг. Были посвящены теме пузырей. Русские журналы пестрели статьями о kleinwagen (малолитражные автомобили), об Исеттах, Гоггомобилях и Янусах.Все эти идеи просочились и подготовили почву для первого российского микролитражного автомобиля ЗАЗ Запорожец [1960 года].

«Правила того времени ограничивали объем двигателя до 750 куб. См, что делало пригодными только мотоциклетные двигатели, и было доступно только два агрегата, оба с горизонтально расположенными двухцилиндровыми четырехтактными двигателями, один мощностью 22 л.с., другой 28 л.с.

«В этих первых наборах правил разрешены как трех-, так и четырехколесные транспортные средства, но если вы построили трехколесный транспорт, ваши шансы получить регистрацию были очень низкими.Максимальная скорость такого автомобиля также была ограничена 31 милей в час, в то время как четырехколесным автомобилям разрешалось развивать максимальную скорость 44 мили в час.

«Общая длина была ограничена до 126 дюймов. Предпочтение отдавалось рамам, сделанным из стальных труб, с алюминиевым листом, используемым для корпуса.

«К 1963 году запасных частей для Запорожца было достаточно, чтобы гарантировать изменение правил. В прошлом году двигатель объемом 887 куб. См стал стандартным для« Запорожца »вместо оригинального 746 куб. Bubblecars были опасностью для более быстро движущегося транспорта.

Чех, дружище! Путешествие по Восточной Европе в советское время Škoda

Из майского выпуска журнала «Автомобиль и водитель» за 2010 год.

Требуется литовский механик по имени Ури, чтобы определить изъян в нашем плане совершить поездку в коммунистическую эпоху на автомобиле с подлинным марксистским наследием. Ури и его молчаливый спутник перестали предлагать помощь, когда наша Škoda 105 1985 года отказалась заводиться после ночи, проведенной возле дешевого польского отеля. Мы владеем машиной менее 24 часов, и это наша вторая поломка.Он смотрит на крошечный двигатель, расположенный сзади, и опытными пальцами протыкает подозрительные компоненты, поддерживая постоянный комментарий на нашем единственном общем языке: очень базовом немецком.

« Kein funken », — объясняет Ури. Искры нет. Может быть это — он указывает на распределитель — может быть это — он показывает на катушку зажигания. Но, скорее всего, говорит он, широко раскрыв руки, это все . Потому что коммунистические автомобили были, есть и всегда будут alles scheisse .

По имеющимся свидетельствам мы не спорим.

Вернемся к началу. Идея была проста: отпраздновать 20-ю годовщину падения Берлинской стены, проследив путь падения коммунизма из Германии в Польшу, а затем в то, что два десятилетия назад было самой империей зла — бывший СССР

Отправной точкой для нас стал Берлин, город на передовой «холодной войны». И непреодолимая перспектива посетить бывшую советскую базу баллистических ядерных ракет в Литве дала нам цель.Теперь все, что нам нужно было сделать, это найти интересную машину эпохи коммунистов, способную проехать 800 миль между ними.

Это оказалось очень сложной задачей. При марксизме не было недостатка в действительно ужасных автомобилях — в каждой стране Восточного блока был собственный контролируемый государством производитель, выпускавший устаревшие модели для своей пленной аудитории. Но благодаря сочетанию коммунистического качества сборки и понятного энтузиазма бывшего восточного населения водить машину мощностью более 50 лошадиных сил, очень немногие из них выжили в последующие два десятилетия.

Да, нас соблазнил Трабант. Даже по крайне низким стандартам снегоходов Commie восточногерманский «Trabbi» был явно ужасен, построен из эрзац-пластика и приводился в действие двухтактным двигателем мощностью 23 л.с., который в Штатах не использовался бы в качестве ездовой косилки. Но жуткая волна Германии ostalgie — ностальгия по коммунистическому востоку — подтолкнула цену даже на четверть приличных Trabbis намного выше нашего бюджета в 1000 евро.

Поэтому вместо этого мы выбрали Škoda с задним расположением двигателя.Без сомнения, это был самый интересный автомобиль европейского коммунизма для массового рынка. Это не только один из немногих автомобилей Восточного блока, который не был плохой копией западного оригинала, он также может похвастаться той же механической компоновкой, которая сделала ранний Porsche 911 таким интересным опытом вождения. Статично, менее 40 процентов веса 105-килограммовой 1885-фунтовой модели приходится на передние колеса. Эти квадратные седаны даже пользовались разумным успехом, распространяя идеи социализма через мрачную избыточную поворачиваемость.

Шкоды также были одним из крупнейших экспортных товаров коммунистической Чехословакии. Помимо захваченных шпионов ЦРУ, автомобили были единственным, что режим мог продать за наличные, а это значит, что их все еще есть по умеренной цене. Мы обнаружили этот седан 105L, скрывающийся на малоизвестном немецком веб-сайте «старожилов», откуда, незаметно для глаз, мы согласились купить его за 800 евро (1100 долларов по текущему обменному курсу) — изрядная оценка, подтвержденная тем фактом, что Skoda только что получила прошел печально известный строгий тест на соответствие TÜV в Германии.

Требуется самолет, поезд и потрепанное такси Mercedes, чтобы доставить фотографа Тома Солта и меня в сарай, где Škoda живет последние несколько лет. Мы находимся примерно в 30 милях от центра Берлина, и машину продает исторический энтузиаст Škoda по имени Ян, который, кажется, искренне сожалеет о том, что мы уносим гордость его коллекции. Вблизи видны пятна ржавчины и несколько вмятин, но механически он кажется прочным. Двигатель запускается при первом повороте ключа, наполняя сарай синей дымкой от его предварительно выделенных выхлопных газов.Автомобиль даже поставляется с толстым файлом истории обслуживания, включая оригинальную рекламную брошюру. «Škoda 105: автомобиль для поднятия социалистического уровня жизни». Это слоган.

Škoda, безусловно, производит много шума, его задний двигатель резонирует через салон, когда мы направляемся на шоссе, которое приведет нас в Берлин, где мы планируем вечеринку, как в 1989 году. . Так, вроде бы, спектакль. Первое впечатление: должно быть, что-то серьезно не так — конечно, ни одна машина не может быть такой медленной.На пике мощности 1,0-литровый двигатель выдавал заявленные 44 лошадиные силы, но с места водителя это выглядит оптимистично. Я пилотировал более быстрые тележки для гольфа. Приводимая в движение педалью газа, которая практически вдавливает переднюю переборку, Škoda почти не отстает от городского движения, но на одном светофоре нас полностью обгоняет 44-тонный грузовик.

По часовой стрелке сверху: остатки стены документируют поцелуй партийного босса; тест на смог; КПП Чарли; через окно, темно: Колонна Победы в Берлине.

ТОМ СОЛЬ

Еще больше беспокоит состояние коробки передач. Забудьте о сравнениях с винтовочными болтами; переключение передач в 105 больше похоже на попытку загрузить мушкетон. Рычаг так сильно провисает, что трудно сказать, на какой из четырех скоростей должна работать трансмиссия, а синхронизатор второй передачи проверен, коробка передач звучит как болт, брошенный в блендер, когда его просят доставить.

В конце концов мы достигаем Берлина. Это место было разделено холодной войной на протяжении 40 лет, наполовину коммунистической и наполовину свободной, но в наши дни вам придется очень внимательно присмотреться, чтобы найти какие-либо доказательства его некогда расколотого статуса.Сохранилась примерно миля от печально известной Берлинской стены, теперь покрытой картинами агитпропа. Барьер был построен, чтобы удерживать людей внутри, а не снаружи, и в общей сложности правительство коммунистической Восточной Германии (ГДР) убило около 1100 своих граждан, когда они пытались сбежать из страны.

Время нашего визита приурочить к 20-летию обрушения стены оказалось большой ошибкой. Город переполнен ностальгирующими туристами, и многие из запланированных нами мест для фотографирования недоступны.Городские власти даже построили совершенно новую стену на месте старой у Бранденбургских ворот, чтобы защитить сцену для концерта U2, что является возможным доказательством того, что немцы действительно обладают чувством иронии. В конце концов, мы делаем фотографии точной копии того, что когда-то было КПП «Чарли», основным элементом шпионских фильмов и бывшим перекрестком между союзным и советским секторами, где процветает индустрия, занимающаяся ограблением туристов дерьмом под маркой DDR.

Skoda не любит толпу — перегревается и срывается крышка с переднего радиатора, оставляя лужу ярко-зеленой охлаждающей жидкости на тщательно выметенной берлинской улице.Пока мы ждем, пока машина остынет, мы соглашаемся перенести расписание и начать движение на восток.

Автобан, который ведет нас к польской границе, захватывающий. Захватывающий во многом такой же, как в жизни, когда в него стреляют. Согласно спидометру, Škoda движется со скоростью около 100 км / ч, и даже на этой скорости медленное рулевое управление требует постоянной корректировки, чтобы оставаться на устойчивом курсе. Мы являемся самой медленно движущейся целью с большим отрывом, и ударные волны больших BMW и Benz, проносящиеся мимо на скорости до 240 км / ч (150 миль в час), практически сбивают нас с дороги.
К моменту прибытия в Польшу мы уже находимся в состоянии психологического и физического истощения. Мы находим первый мотель, который не является замаскированным борделем, и останавливаемся на ночлег.

Это возвращает нас к тому, с чего мы начали, — к абсолютному отказу Skoda от перезапуска. После мрачного диагноза Ури все, что мы можем сделать, это взять веревку, чтобы отбуксировать нас в местный гараж.

Место представляет собой прославленную свалку, набитую искореженными обломками автомобилей, погибших в безумном танце смертоносных дорог Польши.У нас нет общего языка с механиками-резидентами, ни один из которых не знает древних Škodas. В конце концов вызывают пожилого парня, вероятно, пенсионного. После тирады красочно звучащих ругательств, заставляющих нас желать, чтобы мы понимали польский язык, он диагностирует перегоревший конденсатор зажигания. Но сегодня нет запасного и шансов получить его.

ТОМ СОЛЬ

Это проблема. На следующий день мы организовали экскурсию на литовскую ракетную базу, которая находится на расстоянии 600 миль.Чувствуя нашу срочность, старый механик сжалился над нами и приступил к трудоемкому процессу восстановления нашего дистрибьютора Škoda для работы с другим конденсатором, который он находит в задней части мастерской. Ему нужно семь часов, чтобы закончить, и к тому времени уже стемнело. 105 возвращается к жизни.

Так что нет другого выхода, кроме как проехать ночь. Оглядываясь назад, можно сказать, что это, вероятно, лучший способ справиться с ужасно неразвитой дорожной сетью Польши. Даже основные маршруты обычно состоят из узких шоссе с центральной полосой для проезда: моя сторона, ваша сторона и самоубийца.Опоздание означает, что мы едем по дороге только с постоянной колонной литовских и российских грузовиков, грохочущей на восток. Присоединяемся к колонне и, останавливаясь только на бензин и Red Bull, едем 10 часов подряд. Система зажигания Škoda не упускает ни одной детали.

Рассвет не успевает добраться до Литвы. Двадцать лет назад здесь зародился Советский Союз, и чтобы пересечь границу, потребовались бы часы бумажной работы и большая вероятность поиска полости. В наши дни U.S.S.R. мертва и — в этих краях — совершенно не оплакиваемая. Литва независима и, как и Польша, является членом Европейского Союза. Если не считать одинокого таможенника со скучающим видом, не интересующегося винтажными Škodas, граница полностью открыта.

Ночное путешествие дало нам новую оценку некоторых из наиболее скрытых талантов Škoda. Мягкие сиденья на удивление удобны, особенно если принять такую ​​наклонную позу, которая соответствует минимальным характеристикам автомобиля.Обогреватель тоже работает хорошо — преимущество, учитывая морозную температуру на улице. По иронии судьбы 105L является «роскошной» моделью, несмотря на отсутствие подголовников, часов, прикуривателя, обогревателя заднего стекла или даже двухпозиционного зеркала заднего вида. По крайней мере, предыдущий владелец установил аудиосистему с одним динамиком, позволив слабой струйке евро-попа разбавить устойчивый треск двигателя, установленного сзади.

Сделаем короткую остановку у наименее вероятной туристической достопримечательности Литвы: парка Гру-тас, известного как мир Сталина.Этот тематический парк, построенный эксцентричным грибоводом, призван напомнить литовцам, какой жалкой была жизнь при коммунизме. Здесь есть макет лагеря для диссидентов, зловещая выставка о том, как Советская армия обращалась с литовскими партизанами, и — звездная достопримечательность — десятки статуй марксистских сановников, которые когда-то стояли в городах страны. Когда мы уезжаем, мы видим странные взгляды на стоянке. Люди думают, что мы пытаемся уехать на выставке.

ТОМ СОЛЬ

По мере того, как мы движемся на запад, к Балтийскому побережью и нашему конечному пункту назначения — ракетная база в Плокстине, дороги становятся тише.Škoda работает достаточно хорошо, чтобы попытаться проверить, насколько он медленный. Пустой участок литовской двухполосной полосы дает шанс на импровизированный разгон от 0 до 60 миль в час. Без надлежащего тестового оборудования мы полагаемся на комбинацию секундомера Солта и спидометра 105-го, так что это не совсем научный подход. Требуется три попытки, чтобы четко переключиться на повышенную передачу с первой до второй, и, несмотря на то, что мы выбрали полмили сразу, мы почти съехали с дороги, прежде чем стрелка коснется отметки 100 км / ч, которая указывает на номинальную скорость 62 миль в час.Окончательный счет — подождите — 29 секунд. При коммунизме дрэг-рейсинг не был популярным.

Советы знали, как спрятать свои секретные ракетные базы, а Плокстине находится почти в глуши, какую только может предложить Литва, среди густого леса и в конце пятимильной грунтовой дороги. По крайней мере, мы полагаем, что это дает Škoda шанс продемонстрировать часть своего гоночного наследия.

Что оказалось большой ошибкой. Приближение к первому повороту с почти скандинавским изобилием вызывает сильную недостаточную поворачиваемость, а затем — после подъема дроссельной заслонки и смещения массы сзади — ужасающую избыточную поворачиваемость.Чтобы все исправить, нужно несколько секунд бешеного вращения колеса. После наказания мы продолжаем двигаться гораздо медленнее. Чтобы понять, насколько ошибочной может оказаться комбинация двигателя, расположенного сзади, и подвески с качающейся осью, введите «Skoda drift» на YouTube.

Добираемся до ракетной базы целыми и невредимыми. «Шкода» хорошо сочетается с ржавой колючей проволокой и крошащимся бетоном заброшенных силосов — два продукта одной и той же несостоятельной политической системы снова вместе. И когда мы оглядываемся вокруг, мы понимаем, что мы не только испытали сомнительные радости Škoda середины 1980-х годов, мы также подвергали дорожным испытаниям сам марксизм.

Раньше, когда эта Škoda была новой, американские покупатели автомобилей были поражены выбором. Стоит ли доплачивать за электрические стеклоподъемники? Как насчет силовой блокировки? Или пятиполосный графический эквалайзер, который действительно усилит гитарные соло Van Halen? Что лучше: дождаться новой модели для 86-го или получить отличную скидку на модель 1985-го?

Но здесь, в Коммиленде, выбора вообще не было. Покупатели считали, что им повезло, если им приходилось ждать доставки автомобиля всего три года. И, как и наша Škoda, в нем не было бы подголовников, ковров или чего-либо, приближающегося к характеристикам.Это будет машина, как в прошлом году, и машина, как в следующем году — даже цвет зависел от того, какой оттенок у фабрики больше всего.

Поэтому неудивительно, что практически сразу после краха коммунизма освободившиеся массы начали импортировать подержанные или украденные автомобили капиталистических марок с Запада. Такие автомобили, как наша «Шкода», стали символами ненавистного режима.

По крайней мере, наша машина едет в хороший дом. То есть, возвращаясь назад. Ян так скучал по нему, что позвонил нам в середине поездки и предложил выкупить его обратно — естественно, с щедрой скидкой.Как ни странно, мы его упустим. Это нехорошая машина, даже не подходящая, но запоминающаяся.

В свое время на ракетной базе в Плокстине находились четыре ракеты средней дальности SS-4 «Сандал», каждая из которых могла доставить боеголовку мощностью 2,3 мегатонны в любую точку Западной Европы. Это такая же взрывная сила, как у 2,3 миллиона тонн динамита.

Каждая ракета базировалась в шахте глубиной 100 футов, в которой также размещалось заправочное оборудование и технический персонал. В случае нападения базу можно было герметично закрыть, но только на пару часов — ровно столько, чтобы запустить собственные ракеты.Техники с этой базы также работали на Кубе на пусковых площадках, которые привели к ракетному кризису 1962 года.

Плокстине было выведено из эксплуатации в конце 1970-х (хотя нас уверяют, что нас все равно арестовали бы за шпионаж, если бы нашли здесь 20 лет назад). После падения коммунизма база была полностью разграблена местным населением, которому даже удалось убрать огромный алюминиевый бак, в котором когда-то хранилось азотно-кислотное ракетное топливо. То, что осталось, превращают в музей. — MD

ТОМ СОЛЬ

Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *