От штрафа не спрячешься: как будут работать новые камеры наблюдения в Астане
Повысить уровень общественной безопасности в Астане решили при помощи единой системы видеонаблюдения, к которой будут подключены 13 тысяч камер. Современные технологии позволят в автоматическом режиме фиксировать нарушения, обнаруживать преступников, нарушителей ПДД или, например, автоугонщиков. За данной технологией будущее столицы, а также других городов Казахстана, уверены авторы проекта. Сегодня система уже функционирует в пилотном режиме с помощью трёх тысяч камер, ежедневно отслеживающих ситуацию на улицах города. Журналистам informburo.kz удалось побывать в специально созданном ситуационном центре и посмотреть, как обеспечиваются комфорт и безопасность жителей и гостей Астаны.
Объективы новых камер позволяют приближать картинку на десятки метров без потери качества / Фото informburo.kz
«Астана постепенно переходит на «умные» технологии обеспечения жизнедеятельности. Сегодня это крупнейший проект ГЧП, реализуемый местным исполнительным органом. Преимущества проекта в том, что частному партнёру даётся гарантия окупаемости. Выплаты из бюджета не будут превышать суммы штрафов, которые заплатят нарушители в городской бюджет. Однако в отношении частного партнёра также предусмотрены штрафные санкции, если он будет предоставлять некачественные услуги», – подчеркнул руководитель управления по инвестициям и развитию Астаны Алишер Абдыкадыров.
Что дадут новые технологии казахстанцам
Проект получил название «Создание и эксплуатация аппаратно-программного комплекса фото- и видеофиксации и видеоаналитики в городе Астане». Его реализацией занимается городское управление по инвестициям и развитию совместно с местной полицейской службой Департамента внутренних дел и консорциумом частных партнёров. В последний как раз вошла группа IT-компаний: «Коркем Телеком», Open Technologies Group и The One Capital. Все они по программе ГЧП полностью возьмут на себя затраты в размере 8,4 млрд тенге. Договор ГЧП заключён сроком на 6 лет и 7 месяцев. Компенсироваться затраты инвестора будут за счёт собранных с нарушителей штрафов, тем самым исключая ощутимые затраты городского бюджета.
«Мы являемся единственной компанией в Казахстане, кто может на практике реализовать подобный проект. Это создание программного обеспечения, корректировка и сборка оборудования, установка каналов связи. Мы нацелены на расширение сотрудничества с государством для улучшения жизни всех казахстанцев. Прибор фотовидеофиксации – так называемая система «Радар». Это разработанный в Казахстане продукт с участием научных сотрудников Назарбаев Университета. Ранее эти продукты закупались в России или странах дальнего зарубежья. Уникальность их в том, что они были разработаны специально под наши климатические условия», – сказал руководитель консорциума ТОО «Коркем Телеком» Кайрат Ахметов.
Установка камер с функцией видеофиксации будет продолжаться до конца года / Фото informburo.kz
В полную силу проект заработает к концу 2017 года, когда в столице завершится установка 10 тысяч новых камер. С их помощью в режиме реального времени будут осуществляться фиксация и распознавание номерных знаков, скоростного режима, пересечения водителями автотранспорта сплошных, стоп- и автобусных линий, а также определяться 99% количества автотранспорта, находящегося в городе. Шесть тысяч камер установят на 400 перекрёстках и 300 линейных участках города, четыре тысячи камеры зафиксируют в местах массового скопления людей: торгово-развлекательных центрах, театрах, спортивных аренах, музеях и других локациях. Кроме того, будет вестись автоматическая фиксация административных правонарушений (например, выброса мусора в неположенных местах, нарушения общественного порядка и так далее). Другими словами, оплачивать систему будут сами жители, нарушившие закон. Несмотря на это, система исправно работает и записывает правонарушения в архив уже сейчас.
«Установка систем позитивно сказывается на оперативной обстановке в столице, а также на соблюдении общественного порядка и дорожной безопасности. Это сказывается на дисциплине наших граждан, придавая им чувство спокойствия и уверенности в обеспечении правопорядка. Широкое использование камер позволило снизить уровень правонарушений в общественных местах до 21% и на 32% – на улицах города. На 20% снизилось количество ДТП на дорогах», – сообщил начальник МПС Астаны Бакытжан Малыбаев.
Система автоматически фиксирует нарушение ПДД автовладельцами / Фото informburo.kz
Важно: зафиксированные проступки и правонарушения горожан камерами, работающими в пилотном режиме, не будут учитываться. Реальные штрафы автовладельцы и жители столицы начнут получать лишь после официального старта, который намечен на конец года. Точная дата будет объявлена акиматом Астаны позднее.
Как будет работать система на практике
Проект подразумевает целый комплекс служб, которые работают в тесной кооперации между собой. Несмотря на подчёркнутую интеллектуальность и автономность системы, все процессы контролируют сотрудники ситуационного центра, куда стекается вся полученная информация. Начнём по порядку.
Главный зал наблюдения / Фото informburo.kz
Центр оперативного управления. Именно здесь собираются все текущие данные, сведения об оперативной обстановке, жалобы населения, поручения акима, его заместителей и других уполномоченных органов. Сотрудники центра не только мониторят исполнение поручений и устранение жалоб, но и составляют при помощи систем аналитические базы данных со статистикой и сводкой. В качестве примера журналистам показали отдельный раздел по ЭКСПО. Здесь собрана вся информация о проводимых мероприятиях, происшествиях, показаны детально графики пиков скопления людей и другая полезная информация. Сбор данных центр осуществляет круглосуточно.
Следующим объектом стала комната с операторами. Просторный зал с гигантскими мониторами и десятками сотрудников. Вся Астана поделена на секторы, за каждым из которых закрепляется отдельный оператор. Задача сотрудника не только просматривать сотни камер, но и реагировать на так называемые триггеры, которые срабатывают автоматически, если система выявила правонарушение. Например, активацией триггера может послужить ДТП, превышение скорости, система также оснащена датчиками, которые сработают, даже если горожанин выкинул мусор в неположенном месте.
Больше всего здесь удивляет качество картинки и возможность приближения. Камеры оснащены отличными объективами, способными детально увеличивать картинку на несколько десятков метров без потери качества. Хорошее изображение позволяет системе использовать функцию распознавания лиц, также встроенную в комплекс. С её помощью планируется искать пропавших людей, определять их последнее месторасположение или отслеживать преступников. В случае фиксации нарушения запись автоматически попадает в архив, где хранится, как того требует законодательство, не менее 30 дней. Однако, как сообщила заместитель акима Астаны Малика Бектурова, центр обработки данных ЦОУ настолько объёмный, что позволяет хранить видеозаписи намного дольше.
Операторы ведут наблюдение за своими участками круглосуточно / Фото informburo.kz
Как обещают авторы проекта, в ближайшем будущем, каждый житель сможет попросить предоставить ему видеозапись того или иного события при помощи мобильного приложения Smart Astana или непосредственно обратившись в ЦОУ. Малика Бектурова отметила, что заявки будут рассматривать в течение 1-3 дней, в зависимости от количества запросов.
Последним из показанных отделов стала служба городского и туристического call-центров (служба 109). Это круглосуточный центр приёма обращений жителей по всем вопросам коммунально-бытового характера. Руководство службы отмечает, что только с начала 2017 года к ним поступило более 330 тысяч обращений. Помимо отсутствия воды, света или вовремя невывезенного мусора call-center также отвечает на вопросы, связанные с туристической деятельностью. Так, например, у операторов можно получить информацию по мероприятиям выставки на нескольких языках.
Вдобавок служба работает в режиме мониторинга: операторы постоянно отслеживают популярные страницы и паблики в социальных сетях.
Об установке 13 000 камер в столице по программе ГЧП стало известно 20 июля. Тогда депутаты маслихата Астаны единогласно проголосовали за проект стоимостью 8,4 млрд тенге. По плану разработчиков видеонаблюдение с фиксацией нарушений ПДД появится на всех перекрёстках столицы. Оплачивать же услуги частников планируется за счёт собранных с нарушителей ПДД и общественного порядка штрафов.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
В Астане установят 13 тысяч камер для системы видеонаблюдения. Кто за это будет платить?
Informburo.kz продолжает рассказывать о реализации крупнейшего в стране проекта по созданию общегородской системы видеонаблюдения в Астане. В данной статье речь пойдёт о юридических тонкостях и о схемах возвратности средств инвестора.
Особому городу – особый проект
Система видеонаблюдения может стать главным проектом на посту акима Астаны Асета Исекешева, назначенного год назад. Бывший министр, отвечавший в своё время за индустриализацию промышленности республики, с техникой давно на «ты». Поэтому никто не удивился, когда градоначальник представил жителям столицы новый технопроект.
В декабре 2017 года, по планам, в общую систему видеонаблюдения столицы будут подключены 13 тысяч камер. В столице Соединённого Королевства, Лондоне, таких камер больше 4 миллионов штук, в Париже больше 1 миллиона. Астанинский показатель на фоне самых видеонаблюдаемых городов планеты едва ли можно назвать солидным.
По количеству видеокамер Астана хочет стать республиканским лидером / Фото Informburo.kz
Сейчас в системе работают только 3 тысячи камер, то есть будут установлены ещё 10 тысяч единиц. Но представители местной полицейской службы заглядываются на частную собственность. Речь идёт о почти 5 тысячах камер, установленных во дворах, на фасадах высоток, в подъездах и на площадках жилых домов. Последние принадлежат жильцам. Но с ними обещают в будущем как-то договориться.
Итоговая цифра 18 тысяч единиц камер наблюдения позволит Астане пару лет гарантированно оставаться лидером в вопросе безопасности, по крайней мере, в рейтинге казахстанских городов. Вопрос – как это скажется на безопасности граждан.
На камеры потратят 8,4 млрд тенге
Договор государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП) между акиматом столицы, местной полицейской службой и консорциумом казахстанских компаний официально признан самым масштабным проектом на местном уровне.
Поражает сумма инвестиций в размере 8,4 миллиарда тенге. На новую систему видеонаблюдения бюджет не потратит ни копейки. Вернуть вложенное частник намерен к 2024 году. Согласно договорённости, три казахстанские IT-компании в лице «Коркем Телеком», Open Technologies Group и The One Capital установят «под ключ» абсолютно всё: камеры, программное обеспечение, сервера хранения данных. Затем система, которую уже в шутку астанчане прозвали «око Исекешева», будет после полного аудита передана в руки государства. После передачи частные лица доступа к системе видеонаблюдения иметь не будут. Но будут обслуживать и ремонтировать в случае необходимости.
По проекту городским властям пришлось провести масштабную пресс-конферeнцию / Фото Informburo.kz
Возвращать потраченные деньги частник будет через штрафы, которые будут официально зарегистрированы благодаря установленным им камерам. Что, в принципе, логично. Однако вопрос привлекательности стоит рассмотреть с нескольких сторон
Вариант первый – идеальный
По данным правоохранителей, видеокамеры позитивно сказываются на статистике: там, где стоит камера, граждане нарушают меньше.
«Установка систем позитивно сказывается на оперативной обстановке в столице, а также на соблюдении общественного порядка и дорожной безопасности. Это сказывается на дисциплине наших граждан, придавая им чувство спокойствия и уверенности в обеспечении правопорядка. Широкое использование камер позволило снизить уровень правонарушений в общественных местах до 21% и на 32% – на улицах города. На 20% снизилось количество ДТП на дорогах», – сообщил начальник местной полицейской службы Астаны Бакытжан Малыбаев.
Руководствуясь логикой полицейских, получается, что массовая установка камер «ударит» по статистике правонарушений. В этом случае возникает вопрос: как в таком случае инвестор будет возвращать свои деньги? Нет штрафов – нет выплат, а значит, и привлекательность проекта под вопросом.
Правда, полицейские подчёркивают, что система безопасности будет фиксировать не просто порядок на дорогах. Административный штраф и беседу с сотрудниками патруля можно будет получить за неправильно выброшенный мусор, парковку, окурок мимо урны.
По данным независимых исследований, без фиксации ежедневно в Астане остаются тысячи правонарушений. Этот своеобразный запас инвестор, видимо, и намерен использовать.
Вариант второй – реалистичный
Ещё одна проблема, с которой столкнётся инвестор и акимат, – уровень оплаты штрафов. По республике он в целом не превышает 30%. То есть вовремя оплачивает только каждый третий нарушитель. В Астане и Алматы этот показатель чуть выше: варьируется в коридоре от 30% до 50%. По словам Алишера Абдыкадырова, руководителя управления по инвестициям и развитию Астаны, именно 30% оплачиваемости штрафов – порог окупаемости проекта.
«Если оплачиваемость штрафов будет на отметке 30%, то в рамках той модели, которая принята, инвестор сможет компенсировать свои расходы. И инвестиционные, и операционные. Если мы перешагиваем отметку в 30%, то инвестор в плюсе. Если городской бюджет (из которого инвестору будут переводится сборы штрафов. – Авт.) будет что-то недобирать по оплате нарушений, то это уже всецело риски инвестора», – резюмировал Алишер Абдыкалыков.
После подобных цифр возникает логичное предположение: выходит, проект всё-таки окупится и привлекателен для частных компаний. Скорее всего, если уровень фиксации нарушений вырастет, то даже при текущем уровне оплачиваемости штрафов в столице инвестор будет в гарантированном плюсе. Так как акимат не разглашает все подробности проекта ГЧП, то, предположим, что при самом позитивном развитии событий (росте оплачиваемости) сможет заработать и городской бюджет.
Акимат – это новый монополист?
13 тысячами камер будет управлять Ситуационный центр Астаны. Государственное учреждение по факту контролируют городской акимат и отчасти местная полицейская служба. И именно этот центр становится на годы реальным монополистом в сфере общественной безопасности.
Он будет контролировать крупнейшую в стране систему видеонаблюдения. Часть камер из 13 тысяч является частной собственностью. Они не были установлены ни государством, ни инвестором, но их уже интегрировали в общегородскую систему.
Из 10 тысяч новых камер, которые установят до декабря 2017 года, 6 тысяч будут работать на дорогах, а 4 тысячи – следить за порядком в местах массового скопления граждан. Причём, кроме парков, стадионов и достопримечательностей, камеры планируется установить даже в торгово-развлекательных центрах. На каком основании в частных ТРЦ инвестор (то есть город) будет устанавливать камеры, многим не совсем понятно. И акимат пока не опубликовал масштабную схему расположения новых камер. Может быть, опасаясь острых вопросов именно такого характера.
В жилых домах столицы установлено около 5 тысяч видеокамер / Фото сайта video-control.com.ua
Желание полицейских и акимата интегрировать в будущем в городскую систему и 5 тысяч видеокамер в домах астанчан также может столкнуться с вопросами юридического характера. Сегодня эти локальные системы обслуживают десятки частных компаний, а жильцы, которые являются владельцами камер, оплачивают их услуги через квитанции КСК и управляющих компаний. Возникает логичный вопрос: если данные камеры будут переданы Ситуационному центру Астаны, то значит ли это, что платить за обслуживание необходимо будет именно ему? Акимат столицы попросил дополнительное время, чтобы подготовить ответ на этот вопрос Informburo.kz.
Абсолютная поддержка
Данный проект ГЧП прошёл все государственные согласования и проверки. Депутаты маслихата Астаны поддержали его реализацию также единогласно. В адрес инициаторов не прозвучало пока публично ни одной порции критики. Источники в окружении акима столицы заверили, что от качества реализации системы цифровой безопасности Астаны зависят перспективы и самого Асета Исекешева.
Все без исключения участники сделки делают акцент на том, что государственная казна не потратит деньги налогоплательщиков. Но есть мнение и о том, что и в новой базе могут быть так называемые back door (возможность доступа к базам данным, оставляемая сознательно для последующего несанкционированного входа), которые будут давать доступ к базам данных.
Ситуационный центр Астаны / Фото Informburo.kz
Не будут ли таким образом бесследно исчезать видеокадры из данной системы по правонарушениям и преступлениям, получившим общественный резонанс? Ответы на подобные вопросы интересуют прежде всего правозащитников и юристов. А астанчанам придётся смириться, что в скором времени за ними будут пристально наблюдать.
SmartCity и его жители
Городские власти обещают, что, когда система полноценно заработает, жителям будет доступен определённый перечень услуг. К примеру, можно будет получать доступ к некоторым категориям видеосистемы по запросу через специализированное приложение. Многие сомневаются, что это будет реализовано и будет действительно бесплатно.
По признанию руководителя консорциума компаний-инвесторов Кайрата Ахметова, устанавливаемые видеокомплексы являются технологически современным продуктом. Однако в самой системе на первых порах не будет работать биометрия: речь в первую очередь идёт о технологии распознавания лиц.
«Мы не хотим сейчас этого зря обещать и в договор этого не включили, но технически мы это заложили. То есть все инструменты для интеграции подобных технологий уже есть в системе. Вопрос по биометрии, по распознаванию лиц необходимо согласовывать с нашим законодательством. Это направление – одно из перспективных для городской системы видеонаблюдения. Для распознавания лиц важен даже ракурс камер, реальность не похожа на фильмы про Джеймса Бонда. Там много нюансов, но мы это запланировали», – заверил Кайрат Ахметов.
Сейчас система, обрастая ежедневно десятками новых камер, работает в тестовом режиме и снимает нарушения. Но официально штрафы начнут выписывать только в декабре. Городские власти обещают уведомить жителей столицы заблаговременно.
В Астане тестируют новые камеры слежения
На загруженных улицах столицы в тестовом режиме начали работать 35 комплексов фиксации нарушений ПДД.
Как сообщили в Управлении административной полиции ДВД Астаны в текущем году, в качестве эксперимента в тестовом режиме, на магистральных улицах столицы с большой интенсивностью движения установлено 35 аппаратных комплексов (далее — АПК) производства компании «Вокорд».
«Вокорд-Траффик» — это полнофункциональная система контроля дорожного движения, которая помимо распознавания номеров автомобилей позволяет в автоматическом режиме фиксировать различные виды нарушений ПДД, таких как:
1. Превышение скорости;
2. Превышение средней скорости на участке дороги;
3. Нарушения на перекрестках: проезд на красный свет, заезд за стоп-линию, запрещенные поворот/разворот, поворот из запрещенного ряда, запрещенный поворот при дополнительной секции светофора;
4. Пересечение сплошной линии;
5. Выезд на встречную полосу;
6. Стоянка и остановка в неположенном месте;
7. Нарушения при проезде железнодорожных переездов;
8. Не пропуск пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе;
9. Проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и другие.
Данный программно-аппаратный комплекс фиксации нарушений ПДД состоит из камер высокого разрешения, радаров, импульсных ИК-прожекторов, кроссировочного оборудования, уличных серверов и программного обеспечения.
Кроме камер фотофиксации, которые используются для распознавания номера авто, на перекрестке устанавливается камера обзорного видеонаблюдения, направленная на светофор. Как только светофор переключается на красный свет, автомобиль, выехавший на перекресток за стоп-линию, считается нарушителем. Снимки с камеры обзорного видеонаблюдения используются как дополнительное доказательство нарушения.
Как сообщили полицейские, сегодня такие комплексы пока работают в тестовом режиме после чего, по результатам их работы будет решен вопрос о запуске данной аппаратуры.
Как камеры «Сергек» ловят за превышение скорости — Kolesa.kz || Почитать
Как работает «Сергек»? Чтобы задать эти волнующие водителей вопросы, развеять мифы и узнать, можно ли увернуться от наказания, kolesa.kz отправились к руководителю компании-разработчика, директору ТОО «Коркем-телеком» Асету Ахметову. Разговор состоялся в стенах Ситуационного центра. Интерьер едва ли не полностью состоит из мониторов. По паре из них установлено на каждом столе, центральная стена — это тоже один большой монитор. На каждом экране — пазл из фрагментов изображений. Глаза разбегаются. На одном из экранов нам показали, как всё устроено.
Почему камер «Сергек» так много? Какая за что отвечает?
— Потому что одна камера просматривает две полосы на дороге. Чтобы распознать номер автомобиля, нам нужно 1 000 пикселей на полосу. Разрешение камеры Full HD составляет 1 980 пикселей по горизонтали, хватает на 2 полосы. Чтобы просматривать четыре полосы, нужно две направленные камеры — две «виноградинки». Плюс две обзорные: одна смотрит в одном направлении, вторая — в другом. Получается, комплекс один, а камер в нём уже четыре. На перекрёстке и того больше. Если сходятся две 4-полосные дороги, нам понадобится комплекс из 12 камер — 8 «виноградин» и 4 обзорных. Это нужно, чтобы работала автоматическая фиксация.
Здесь город как на ладони. А ведь камер будет ещё больше!Как работает автоматическая фиксация?
— Очень много нарушений можно распознать автоматически. Нарушение правил поворота. Или когда кто-то влезает в ряд перед перекрёстком. Выезд на занятый перекрёсток. Физически за всеми уследить ведь невозможно, когда там стоит один регулировщик. Но любое нарушение согласовывается с ДВД.
Автоматически система фиксирует пока три нарушения: превышение скорости, проезд по автобусной полосе и пересечение стоп-линии. Для этого нами разработаны специальные алгоритмы, которые выявляют нарушения по видео, получаемым с камер.
Картинка с камер сразу превращается в штрафы?
— Нет. Сначала их проверяют операторы, т. к. есть нарушения, кроме превышения скорости, которые можно совершить по уважительной причине. К примеру, выехать на красный на перекрёсток, освобождая дорогу скорой. На баслейн можно выехать, объезжая аварию. По обзорным фото оператор оценивает ситуацию. Чтобы разобраться в происходящем, он может даже видео посмотреть, но при спорном случае отправить на проверку инспектору.
Система фиксирует превышение скорости, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта и пересечение стоп-линииА кто проверит инспектора?
— У каждого инспектора своя учётная запись. Помимо этого ведутся логи, кто и что нажимал. То есть все действия каждого инспектора можно очень легко отследить.
Как определяется скорость автомобиля?
— По видео. С точностью до миллионных долей секунды вычисляется время, за которое автомобиль проходит известное расстояние. Этот алгоритм можно установить на сотовые телефоны и с очень высокой точностью измерять скорость. Кстати, для этого не нужна даже камера Full HD.
А какие у системы есть погрешности?
— У каждого измерительного прибора есть погрешность, у вашего спидометра тоже. При ограничении 60 км/ч водителям можно ехать 69. Даже при условии, что мы даём фору 2–4 км/ч, очень многие водители всё равно попадают на штраф. К тому же наш прибор через определённые промежутки времени проходит поверку, а спидометр в машине — нет.
На каком расстоянии камеры видят нарушения?
— Как правило, камера успевает увидеть нарушителя раньше, чем водитель её замечает. В среднем это от 30 до 80 метров.
Почему нет предупреждающих щитов?
— Предупреждения, которые вешали раньше, были необходимы потому, что камеры работали со вспышкой. Сейчас нет опасности быть ослеплённым вспышкой и в итоге совершить ДТП.
Бояться ли мотоциклистам системы «Сергек»?
— По мотоциклам у нас есть одна идея — шум выхлопа мерить сертифицированными микрофонами. Это даже легче, чем скорость. Если в этом есть необходимость, то нам ДВД должны поставить такую задачу. Сейчас комплексы не оснащены микрофонами, но инфраструктура позволяет это сделать.
А велосипедистам и пешеходам?
— Если у транспортного средства нет госномера, мы не фиксируем его нарушения. «Сергек» по фотографии пешехода или велосипедиста не сможет идентифицировать человека, определить его ИИН и выписать предписание. Но если оператор увидит совершение нарушения на мониторе, он сможет оповестить патруль, и дальше будет работать полиция.
Что ещё умеет «Сергек»?
— У нас есть алгоритм действий по предотвращению ДТП. Если одна и та же машина за короткий промежуток времени несколько раз подряд грубо нарушает ПДД, то на планшет дежурным полицейским придёт ориентировка с информацией, откуда она выехала, о направлении движения, госномере и с описанием машины, для того чтобы они как можно скорее смогли её остановить. Косвенно это поможет предотвратить ДТП той категории, которые происходят, когда кто-то чувствует себя супергероем. Зачастую ночные ДТП — они такие.
Что ещё: «Сергек» считает количество автомобилей, проезжающих по участку в единицу времени. Это даёт очень хорошую статистику по загруженности дорог. Мы можем служить источником информации для системы интеллектуальных светофоров, поскольку знаем не только то, что из посёлка Косшы выехало 10 000 автомобилей, но и куда они приехали. На каждом участке фиксируются номера всех проезжающих автомобилей.
Камера считывает всех в потоке. Но если водитель не нарушает, то системе он не интересенА это нельзя назвать тотальной слежкой?
— Камера не крутится, чтобы кому-то в окно заглянуть. Она фиксирует нарушение и движение, но ей неважно, кто вы и куда дальше поехали. Все данные хранятся в обезличенном виде, и если вы не нарушили, то информация не соотносится с персональными данными. После сильного ветра камера может сдвинуться на пару сантиметров, но она автоматически возвращается в рабочее положение.
Водитель сможет получить запись, например, в случае ДТП?
— Записи хранятся месяц по умолчанию. Если вы нарушили, то вырезается кусочек, обычно 15–20 секунд достаточно, чтобы зафиксировать нарушение от начала и до конца. Вот он может храниться годами. Но обратиться за видео к нам напрямую пока нельзя. Для этого ещё только будет определяться соответствующая процедура.
Количество нарушений уменьшилось?
— Мы видим, что количество штрафов в Астане непрерывно снижается. Уменьшается до сих пор. Cтоп-линий стали бояться, выехали с баслейнов. Сейчас рано говорить насколько, пусть пройдёт хотя бы месяц.
Существующие скоростемеры интегрированы в «Сергек»?
— Имеющиеся камеры подключены к полиции, мы не интегрировали их в свою систему, это не имеет смысла. Наша система поглотит старые комплексы, их просто невыгодно уже обслуживать. Скажем, у Red Speed только полоса в дороге стоит 5 млн тенге. У нас весь комплекс дешевле.
Насколько выгоден «Сергек»?
— Работая в сфере безопасности, мы видим, что закупаются иностранные системы, знаем, сколько они стоят. Мы просчитали своё — получилось в разы дешевле. К тому же мы максимально упростили установку. К примеру, корейские комплексы ставятся на горизонтальные опоры — над дорогой нужно строить большую ферму. В Алматы под развязками стоят такие комплексы. Установка опоры зачастую в два-три раза дороже самого комплекса, который, в свою очередь, в два-три раза дороже комплекса «Сергек». Мы сделали продукт, получили сертификацию и в итоге подключились в Астане, хотя изначально планировали сначала запуститься в каком-нибудь небольшом городе.
Чем «Сергек» отличается от конкурентов?
— Когда приходит любой производитель, он говорит: вот вам скоростемер, обеспечьте его стабильным питанием, Интернетом — и всё заработает! Мы знаем, сколько проблем возникает в итоге у ДВД и акимата. Чтобы протянуть кабель, нужно что-то сломать, брусчатку поднять. Это время и деньги. У нас же в каждый комплекс входят инверторы, которые ночью заряжают встроенные батареи от опор освещения. Днём, когда свет выключается, комплекс работает от батарей. Это решение мы испытывали в Астане на протяжении трёх лет, в сильные морозы зимой и короткие ночи летом. Так же со связью. «Оптику» (оптоволоконную сеть. — Прим. ред.) не возьмёшь где попало у дороги. Поэтому мы включили в свой комплекс антенны и оборудование, которые обеспечивают беспроводные каналы связи.
Значит, камеры могут появиться в самых неожиданных местах?
— Наш комплекс может быть смонтирован на любой опоре освещения. Мы не привязаны к определённым местам. Можем в течение четырёх часов комплекс демонтировать и на 200 метров перенести в сторону.
Какова всё-таки главная цель? Собрать побольше штрафов? Что изменится?
— Любое нарушение будет замечено. Неотвратимость наказания очень сильно дисциплинирует. И тот, кто нарушал раньше, будет понимать, что, если лёгкие нарушения на 100 % фиксируются, крупное нарушение будет зафиксировано тоже. Этот эффект наблюдается по всему миру после установки камер общественного видеонаблюдения. Люди на Западе неспроста такие воспитанные. Есть причины на то. Думаю, мы уже через пару месяцев увидим последствия. Не те, что сейчас: все с баслейнов выехали и пробки начались. Хотя это тоже результат, скоро положительный эффект появится. Где-то, возможно, и скоростной режим увеличат. Аварийность и травматизм уменьшатся. И полицейские пересмотрят свои процедуры.
До конца 2017 года на территории Астаны в единую систему будут объединены 13 000 камер фото- и видеофиксации и видеонаблюдения, включая 3 000 видеокамер, уже установленных в торгово-развлекательных центрах, театрах, музеях и так далее, плюс 4 000 дополнительных камер в местах массового скопления людей и 6 000 камер фото- и видеофиксации на 300 линейных участках и 400 перекрёстках города.
Как и когда будут штрафовать водителей Астаны при помощи новых камер: 05 сентября 2017, 12:39
В акимате Астаны рассказали, как и когда будут штрафовать столичных водителей при помощи новых камер, передает Tengrinews.kz.
По официальным данным, 15 сентября 2017 года в 00.00 часов в Астане запускается процедура возбуждения административных дел по фактам нарушения ПДД, зафиксированным сертифицированным оборудованием фото- и видеофиксации «Сергек».
Первоначально данная система будет фиксировать такие виды нарушений, как превышение скоростного режима, проезд по выделенной полосе для общественного транспорта (движение по автобусным линиям Bus Lane) и пересечение стоп-линий.
«До конца 2017 года на территории столицы в единую систему будут объединены 13 тысяч камер фото- и видеофиксации. Три тысячи видеокамер уже установлены в ТРЦ, театрах, спортивных аренах, музеях. До конца года заработают четыре тысячи камер в местах массового скопления людей и шесть тысяч камер фото- и видеофиксации «Сергек», устанавливаемых на 400 перекрестках и 300 линейных участках города. Три тысячи камер уже фиксируют и передают видеоданные в круглосуточном режиме для контроля и обработки в ситуационный центр, включающий в себя Центр оперативного управления ДВД Астаны (ЦОУ) и Систему комплексного обеспечения жизнедеятельности (СКОЖ)», — отмечается на сайте акимата Астаны.
Сейчас в столице действуют 323 регулируемых перекрестка, из которых 60 уже оснащены фото- и видеокамерами. Также радарные комплексы уже работают на 100 линейных участках города. За тестовый период работы комплексов проведен сбор данных и анализ правонарушений, который показал, что некоторые владельцы транспортных средств совершили до 25 нарушений ПДД только за август 2017 года. Несмотря на временное отсутствие процедуры оформления предписаний до 15 сентября 2017 года, данные нарушители ПДД взяты на контроль УАП ДВД Астаны.
В столичном акимате рассказали, каким образом будет оформлено административное взыскание с водителя автотранспорта в случае нарушения им ПДД.
«В случае попадания правонарушения в область наблюдения видеокамер протокол об административном правонарушении не составляется и постановление не выносится. Вместо этих документов при совершении водителем нарушения ПДД уполномоченным органом будет оформлено предписание на основе составляющих правонарушения. На первом этапе радарный комплекс автоматически определяет превышение скоростного режима или пересечение автобусных и стоп-линий с фото- и видеофиксацией нарушения. Затем фотография и видеозапись нарушения поступают в процессинговый центр для проверки инспектором-оператором УАП города, во время которой определяются данные свидетельства о регистрации технического средства (СРТС) по номеру автотранспорта, а также персональная информация о владельце авто. Обращаем особое внимание на важный момент: предписание оформляется согласно данным СРТС (техпаспорта) на владельца автотранспорта, а не на водителя, который в момент совершения нарушения может управлять транспортным средством», — отметили в акимате столицы.
Следующим этапом является проведение инспектором Управления административной полиции АИПС-проверки, во время которой верифицируется информация о регистрации транспортного средства. В случае несовпадения данных авто (марка, номер и цвет), отображенных на фото- и видеозаписи, с данными СРТС создается уведомление об ориентировке данного транспортного средства по причине несоответствия государственного номера СРТС.
«По завершении АИПС-проверки в автоматическом режиме создается карточка нарушения, которая проходит повторную сверку инспектором УАП на предмет зафиксированного нарушения, и только после повторной проверки нарушение окончательно оформляется в предписание, которое в распечатанном виде уходит владельцу автотранспорта. Доставка предписания владельцу автотранспорта по указанному в техническом паспорте адресу будет осуществляться через отделения АО «Казпочта», — отметили в акимате Астаны.
Также с 15 сентября 2017 года владельцы иногороднего транспорта и водители автотранспорта с иностранными номерами, совершившие во время своего пребывания в Астане от двух и более нарушений ПДД, зафиксированных системой фото- и видеофиксации «Сергек», будут оповещены о совершенных ими действиях с последующим взысканием штрафа. Владелец автотранспорта, получивший предписание, сможет оплатить штраф несколькими способами.
«Это и традиционная оплата наличными средствами через расчетно-кассовые отделения банков второго уровня или АО «Казпочта». Также оплатить штраф можно будет через терминалы платежных сервисов Kaspi и QIWI-кошелек. Доступны способы оплаты штрафа безналичным платежом с банковской карты через регистрацию на портале www.egov.kz, а также онлайн-оплата через интернет-сайты банков второго уровня, а также на сайте www.homebank.kz.
«Также существует оплата штрафа через мобильные приложения: услуга оплаты штрафов за нарушение ПДД доступна в мобильных приложениях egov.kz, HandyPay, MyPay. Для того чтобы проверить наличие штрафа в мессенджере Telegram, необходимо набрать в строке поиска наименование страницы @KazPostBot и следовать инструкции. При всех вышеперечисленных способах оплаты штрафов за нарушения ПДД отсутствует необходимость предъявления квитанций об уплате штрафа в подразделениях административной полиции, так как уведомления об оплаченных штрафах в автоматическом режиме направляются в информационную систему учета административных правонарушений МВД», — отметили в акимате Астаны.
Акимат Астаны, УАП ДВД столицы обращаются ко всем владельцам транспортных средств города, жителям и гостям столицы с убедительной просьбой строго соблюдать правила дорожного движения и не допускать нарушений на дорогах и улицах города.
Электронная карта расположения камер фото- и видеофиксации в Астане размещена на сайте www.citycams.kz.
Что видят, а что не видят камеры «Сергек»
Камеры фиксируют скоростной режим, выезд на выделенную полосу, пересечение стоп-линии и выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Видео с нескольких точек получает сотрудник процессингового центра и после анализа выносит решение о виновности.
1 января в Алматы заработали 400 новых «зорких глаз», сообщает zakon.kz со ссылкой на kolesa.kz.
По словам разработчика новых камер — директора ТОО «Көркем Телеком» Асета Ахметова, в данное время в южной столице установлено 400 новых комплексов (вдобавок к прежним 26, развешанным ранее на перекрестках и линейных участках улиц).
— А для чего камеры вешают этакими гроздьями?
— Каждая камера фиксирует по две полосы движения. Чем больше полос на перекрестке, тем больше, соответственно, аппаратуры. камеры фиксируют нарушение скоростного режима или же игнорирование требований разметки, но их показания не являются полноценным доказательством нарушения ПДД водителем. Случается, что человек нарушает вынужденно. Например, на светофоре горит красный, но выходит регулировщик и начинает всех прогонять через перекресток. Прояснить, что именно происходило на дороге, помогают камеры с широким углом. Видео с нескольких точек получает сотрудник процессингового центра и после анализа выносит решение о виновности.
— То есть камеры не на автомате оформляют предписание?
— Каждое предписание заверяется цифровой подписью аттестованного инспектора-офицера. Подпись ему выдается как табельное оружие, на специальной флешке. Чтобы произвести любое действие — вписать в него штраф или удалить — требуется электронная подпись. Если полицейский допустит какую-то ошибку, ему придется долго разбираться с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам ГП РК. Ни за сто тысяч тенге (как иногда, бывает, предлагают), ни за большую сумму ни один полицейский на то, чтобы списать чей-то штраф, не пойдет.
— Камеры, кстати, смотрят только вперед?
— В основном вперед. Заставить их смотреть назад нас просят обычно после какого-то резонансного ДТП с мотоциклистами. (У тех номера расположены сзади.) В Алматы же камеры пока видят только подъезжающий к ним транспорт.
— Каждая из них вычисляет какой-то определенный вид нарушения ПДД или все сразу?
— Камера видит все. К примеру, неоднократно были случаи, когда водители, двигаясь по выделенке, получали штраф и за нарушение требований разметки, и за превышение скорости. В целом наши камеры сегодня фиксируют скоростной режим, выезд на выделенную полосу, пересечение стоп-линии и выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Теоретически видят они и выезд на встречку. Но по данному нарушению нужно процессуальное решение в тот же момент принимать. А полицейские частенько сделать это не успевают. Поясню более подробно: по закону за выезд на встречную полосу наказывается лишением прав водитель. То есть именно тот, кто сидел в данный момент за рулем. А, например, за превышение скорости — владелец авто, независимо от того, кто данное нарушение совершил. Доказать, кто управлял авто и выехал на встречку, с помощью камер невозможно.
Не менее странная ситуация, кстати, складывается сегодня с выездом на занятый перекресток. Согласно КоАП РК, в первый раз за это нарушение полагается только предупреждение, лишь за повторное игнорирование правил — штраф. Но камеры не могут различить, впервые водитель нарушил или повторно, так как не видят, кто именно сидит за рулем. Получается, что нет так называемой накапливаемости нарушения.
— То есть в борьбе с пробками «Сергек» не поможет? Ведь большинство заторов на дорогах возникает именно из-за того, что водители выезжают на занятый перекресток.
— Часть проблемы, как нам кажется, все-таки снимется. Ведь остальные нарушения камеры видят. К примеру, перед стоп-линией, как вы знаете, прерывистая меняется на сплошную. Пересекать ее запрещено, но некоторые водители это делают, перескакивая из ряда в ряд и создавая помехи для других участников движения. Причем нередко это заканчивается мелкими авариями. Штраф за подобное нарушение небольшой, тем не менее по опыту Нур-Султана могу сказать, что, получив предписания несколько раз, многие граждане становятся более дисциплинированными.
— А научить камеры выявлять какие-то новые нарушения можно? К примеру, видеть непристегнутый ремень или разговор по телефону?
— Все, что связано с заглядыванием в салон авто через стекло, сложно осуществить. Мешают блики, а в некоторых случаях — тонировка. Стандартными камерами многие вещи не определить и стопроцентных доказательств виновности не добиться.
Да и полицейский никогда в жизни не станет подписывать предписание о выплате штрафа, если он полностью не уверен в нарушении ПДД. Ведь в случае чего ему придется по несколько дней ходить по судам, доказывая правильность вынесенного решения.
Чтобы этого избежать, то есть чтобы наказывались только явные нарушения, все и всегда, во всем Казахстане комплексы настроены немножко в сторону водителя. Допустим, в случае с выездом на выделенку строго по букве закона нарушением считается пересечение сплошной линии двумя колесами. Но наши камеры реагируют, только когда на спецполосу вылезет чуть больше половины машины. А в некоторых местах полицейские даже просят нас настроить технику так, чтобы она реагировала на выезд на выделенку всего автомобиля. Также и со стоп-линией. По закону достаточно пересечь ее хоть немного бампером, чтобы получить штраф. Но камеры в зависимости от расстояния до пешеходного перехода дают водителям некий запас. Аналогично при переключении сигналов светофора иногда дается опоздавшим водителям до секунды.
— То есть новых нарушений ПДД «Сергек» не увидит? Или все-таки есть какие-то наработки?
— Мы сейчас готовим проект по грузовому автотранспорту. По занесению в базы данных и определению тоннажности и нагрузки на ось. Ведь не секрет, что во многих местах грузовикам ездить запрещено, чтобы не портить дорожное покрытие. А они заезжают груженые. Разрабатываем мы также датчики шума и анализаторы выхлопа, которые будут устанавливаться на перекрестках и проверять все проезжающие мимо авто. Но многие вещи закон пока не позволяет измерять в автоматическом режиме. Так что когда наши новинки запустим, неизвестно.
— Но ведь проверка звука или дымности довольно сложные процедуры. Можно ли будет доверять анализу на бегу?
— Да, но в случае коврового покрытия камерами и датчиками больших пространств все упрощается. На одном перекрестке мы можем показать результат с точностью 50×50. А собрав информацию на следующих, добьемся точности уже 99 %. В перспективе камеры, зная, что вы каждый день ездите на работу, будут поджидать вас на вашем маршруте и проводить измерения.
— А каковы гарантии точности работы камер? Влияет ли на их показания темнота, дождь, туман?
— Камеры видят все, что замечает человеческий глаз. И даже лучше! Фантастики, конечно, нет, и если ГРНЗ залеплен снегом, его не определишь. Но в темноте госномера очень даже хорошо отражают свет. Неплохо их видно также в дождь или туман. Исключение — если туман будет слишком густым. Но такие случаи крайне редки. В туман обычно люди не нарушают, едут аккуратно.
С номерами нас больше беспокоит иная проблема: в Казахстане неудачно придуманы символы для ГРНЗ: O похожа на Q, P легко переделать в R и т. д. Алфавит наш красив, но нефункционален, чем пользуются иногда некоторые водители. Мы вышли с предложением к МВД РК, и в следующем году стандарт изготовления ГРНЗ, возможно, претерпит изменения. Написание некоторых букв станет другим.
— Влияют ли на показания ваших камер электрические поля, к примеру от троллейбусных линий, или присутствие в их зоне действия каких-то крупных металлических предметов?
— Электрические поля никак не влияют. Не мешает и металл. Часть функционала камер мы можем отключить лишь во время снегопада, когда не видна разметка.
— Если уж мы снова заговорили о разметке, как на примере столицы у «Сергека» решается вопрос с выездом на выделенку такси и другого общественного транспорта?
— В Нур-Султане управление транспорта формирует этакий белый список, который передают департаменту полиции, а ДП загружает его в базу процессингового центра. Инспекторы видят номера в списке и штрафы не оформляют. Все это легко контролируется проверяющими. Кстати, в столице сегодня наказывают даже полицейских, нарушающих правила, к примеру проезжающих на красный без включенной мигалки.
В Нур-Султане все намного проще. После установки камер там практически все ездят 60 км/ч. Люди не превышают скорость, чтобы кого-то обогнать, вклиниться перед кем-то. В Алматы же стоит только отпустить хоть немного машину, идущую впереди, как тут же между вами пытается втиснуться десяток водителей. В Нур-Султане в последнее время на дорогах образуется этакая стена безопасности, как мы ее назвали. То есть когда загорается зеленый свет, с перекрестка стартуют 30 автомобилей, и все они едут 60 км/ч. Не нарушая. И их никто не может обогнать, дистанция между ними очень короткая, и никто не играет на дороге «в шашки». «Особо умные» водители, конечно, иногда находятся и все-таки пытаются эти «стены» обойти, но когда понимают, что похожие препятствия встречают их на каждом светофоре, рано или поздно бросают это неблагодарное дело. Они просто видят, что дергаться, моргать фарами, просить кого-то пропустить, бесполезно: везде камеры и никто нарушать ради них не будет.
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Новые камеры ”Сергек” установят в Астане: 15 февраля 2018, 16:05
До конца февраля в Астане установят новые камеры системы «Сергек», передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу ДВД.
«Аппаратно-программными комплексами фото- и видеофиксации за 12 месяцев 2017 года выявлено более 100 тысяч административных правонарушений, в том числе и нарушения, выявленные АПК «Сергек». До конца февраля текущего года сотрудниками управления административной полиции ДВД Астаны планируется ввести в эксплуатацию дополнительно 100 комплексов АПК «Сергек», — сообщили в ДВД.
В полиции напомнили, что с помощью камер «Сергек» автоматически считывают номера авто и выявляют должников, которые имеют административные штрафы.
«Инспектора с помощью планшетов подключаются к любой камере «Сергек» и на расстоянии 100-150 метров выставляют экипаж. Весь поток транспортных средств, проходящих через зону действия вышеуказанных камер, проверяется по ориентировкам и неоплаченным штрафам. В случае обнаружения совпадений транспортное средство останавливается и применяются соответствующие меры вплоть до водворения автомобиля на штрафную стоянку. Вышеуказанные мероприятия планируется проводить на ежемесячной основе, в связи с этим просим граждан оплачивать свои штрафы своевременно», — говорится в сообщении ДВД.
Также в полиции отметили, что с 2018 года граждане имеют 50-процентную скидку от полной суммы административного штрафа (за нарушения, зафиксированные на камеры) в течение семи суток с момента доставки заказного письма.
Оплатить и проверить штрафы можно следующими способами: в режиме онлайн при помощи портала «электронного правительства» eGov.kz, в расчетно-кассовых отделениях банков второго уровня, а также при онлайн-оплате через сайты и мобильные приложения банков.
Кроме того, в ДВД сообщили, что квитанции об оплате можно отправлять через WhatsApp на номер 8-776-197-23-48. После поступления денежных средств на Казначейский банковский код, штраф будет погашен.
«Следует отметить, что при оплате штрафов вышеуказанными способами отметка об оплате штрафа в автоматическом режиме поступает в БД АИПС «Контроль» и гражданам нет необходимости предоставлять квитанции в органы внутренних дел. Телефон для справок: 8-717-2-95-44-98″, — сообщили в полиции.
веб-камер Астаны онлайн. Трансляции из городов Казахстана
Красивый и современный город, известная столица Казахстана готов открыть вам свои секреты с помощью уникального сервиса под названием «Веб-камера онлайн Астана». Разработчики нашего сайта предоставляют вам прекрасную возможность посмотреть на жизнь, которая здесь протекает, и составить достоверное мнение о казахстанском городе. Расположение Астаны связано с берегами реки Ишим. Глядя на реку, можно увидеть, насколько она живописна.Местный климат относится к резко континентальному типу. Летом жарко и сухо. Зима обычно длится достаточно долго и сопровождается морозами. Экономика представлена в таких отраслях, как строительство, торговля, связь и транспорт. В городе десять высших учебных заведений, куда поступают с удовольствием приезжие студенты. Также есть много колледжей. В Астане расположено достаточное количество учреждений культуры. Есть также спортивные сооружения. Жители и гости могут посещать музеи и концертные залы.Наша бесплатная веб-камера позволяет увидеть, как развивается этот удивительный город соседней республики. Сравните, как выглядел город днем и ночью, когда он преображался яркими огнями.
Онлайн веб-камера установлена в центре семейного отдыха «Ailand» и в реальном времени транслирует бассейны парка. Центр семейного отдыха «Айленд» расположен в Республике Казахстан, в городе Нур-Султан.
Астана, Казахстан 23.19.03Онлайн веб-камера установлена на базе отдыха «Айленд» и показывает колесо обозрения в реальном времени. Центр семейного отдыха «Айленд» расположен в Республике Казахстан, в городе Нур-Султан.
Астана, Казахстан 23.03.19Онлайн веб-камера показывает один из бассейнов аквапарка центра семейного отдыха «Айленд» в реальном времени.Центр семейного отдыха «Айленд» расположен в Республике Казахстан, в городе Нур-Султан.
Астана, Казахстан 23.03.19Камера транслирует вид на фасад одного из крупнейших торговых центров Астаны — Хан Шатыр. Здесь среди красивого и необычного интерьера вас ожидает небывалый ассортимент товаров, а также разнообразные развлечения: кафе, рестораны, аттракционы для детей и даже импровизированный тропический пляж с бассейном и натуральным песком.
Астана, Казахстан 03.11.15Эта веб-камера перенесет вас в чудесный современный город Астана. Обзор охватывает холл торгового комплекса Хан Шатыр (Khan Shatyr), где вас ждет не только приятный шоппинг, но и увлекательное времяпрепровождение среди пальмовых искусственных тропических пляжей, в ароматных экзотических садах и других интересных местах.
Астана, Казахстан 03.11.15Веб-камера транслирует одну из нескольких трансляций из ледового дворца Алау в Астане. Дворец имеет современное техническое оснащение, построены беговая дорожка, хоккей на траве, трибуна на 7,5 тысяч мест. Это позволяет проводить здесь соревнования международного уровня.
Астана, Казахстан 03.11.15Веб-камера показывает вид на арену Ледового дворца мирового уровня — «Алау», расположенного в Астане, Казахстан. На подиуме поместилось около 7,5 тысяч зрителей. Здание дворца прекрасно технически оснащено и имеет выдающийся архитектурный дизайн.
Астана, Казахстан 03.11.15 .Веб-камера Астаны: Хан Шатыр
Эта веб-камера сейчас не в сети!
Текущее местное время в Астане: 15:50 — Сейчас светло (восход: 07:16 — закат: 18:49)
Веб-камера Астана: Хан Шатыр — Крытая и открытая камера на Хан Шатыре («Королевский шатер»), Астана.Веб-камер рядом:
Омск : Вид на город, 277.7 км.
Томск : Панорама над Томском, 664.1 миль.
Кемерово : Кемерово пр-т, 670.3 мили
Тянь-Шань : Прямая трансляция Тяньчи (Небесное озеро), 922,6 миль.
Тянь-Шань : Вид на Небесное озеро, 923,6 миль.
Тянь-Шань : Прямая трансляция Тяньчи (Небесное озеро), 923,6 миль.
Грозный : Центральная мечеть, 1313,2 км.
Рязань : Рязанский кремль, 1329.2 км.
Веб-камера Астана с темой «Виды города» была добавлена 3 октября 2013 г. и обслуживается Хан Шатыр .С тех пор его посетили 9024 человека. Если эта камера не работает или ссылка неверна, сообщите, что здесь . Вы можете добавить эту веб-камеру здесь в myCams.Карта окрестностей:
Загрузка веб-камер …Встроить карту Увеличить карту
Самые свежие пополнения:
Отели и дома отдыха поблизости (через booking.com):
Текущий прогноз погоды в Астане совместно с wetter.com:
& пуля; & пуля; & пуля; & пуля;.